Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 12.08.2024 по 19.08.2024

Жилищно-коммунальное хозяйство

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Готовность к отопительному сезону: с 1 марта 2025 года появятся обязательные требования Для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, муниципальных образований, потребителей тепловой энергии (в т.ч. управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК) введут обязательства по обеспечению готовности к отопительному сезону. Правительство установит критерии надежности теплоснабжения потребителей. Поправки к Закону о теплоснабжении заработают с марта следующего года.

Теплоснабжающие и теплосетевые организации на постоянной основе среди прочего должны резервировать системы теплоснабжения. Потребители тепловой энергии (УК, ТСЖ, ЖСК и др.) будут обязаны, в частности, организовать коммерческий учет тепловой энергии.

Если при оценке готовности к отопительному сезону выявят, что обязательные требования не соблюдены, составят акт с замечаниями по нарушениям. Их нужно будет устранить в сроки, которые указаны в акте. В противном случае может наступить административная ответственность.

В рамках федерального энергетического госнадзора в сфере теплоснабжения смогут проводить консультирование, профилактические визиты.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 311-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Требования к проведению капремонта МКД ужесточаются с 1 сентября 2024 года Капремонт общего имущества в МКД смогут выполнять только юрлица и ИП, которые состоят в строительных СРО (исключение — государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения). Вести работы они будут по договору строительного подряда. Такие поправки внесены в ЖК РФ.

Сейчас требования о членстве в СРО нет, а общее имущество в МКД ремонтируют по договору об оказании услуг и (или) выполнении работ.

Кроме того, с 1 сентября вводится обязательный строительный контроль за капремонтом МКД. Его будет проводить уполномоченный орган (региональный исполнительный орган или подведомственное ему учреждение), если субъект РФ примет такое решение.

Если же этого решения не будет либо общее собрание собственников МКД откажется от проведения строительного контроля уполномоченным органом, то контроль будет осуществлен по правилам ст. 53 ГрК РФ. Отказаться от строительного контроля в лице уполномоченного органа смогут только те собственники, чьи средства на капремонт сформированы на спецсчете.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 238-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Определен порядок взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме
Реализованы положения Федерального закона от 06.04.2024 N 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации».

Предусмотрены, в том числе, порядок подготовки оператором связи проекта монтажа сетей связи, порядок монтажа, демонтажа сетей связи, устранения повреждений, причиненных в результате монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей связи общему имуществу в многоквартирном доме.

Постановление Правительства РФ от 06.08.2024 N 1055

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, наличие которого является лицензионным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и (или) предоставлении лицензии на осуществление такой деятельности

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Реализованы положения Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 662-ФЗ «О внесении изменений в статьи 193 и 195 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Приказ Минстроя России от 04.07.2024 N 443/пр

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

О взыскании убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах При приемке в эксплуатацию работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (МКД) управляющей компанией выявлено, что система горячего водоснабжения смонтирована подрядчиком без бачка смешения и автоматического регулятора температуры горячей воды. Ввиду необходимости подготовки тепловых энергоустановок и систем теплопотребления к отопительному периоду управляющая компания заключила с третьим лицом договор на установку новых терморегуляторов и обратилась с иском к подрядчику о взыскании названных затрат.

Мнение судов:

  • В рамках капитального ремонта общего имущества спорных МКД в локально-сметных расчетах, представленных на отбор получателей субсидии, не предусматривались работы по установлению терморегуляторов.
  • Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения входит в обязанности эксплуатирующей организации и оплачивается за счет собственников помещений в МКД.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • Необходимо установить, соответствовала ли проектно-сметная документация на капитальный ремонт МКД и выполненные подрядные работы требованиям законодательства с учетом применяемой системы горячего водоснабжения МКД.
  • Следует учесть, что до проведения ремонта в спорных домах были установлены такие терморегуляторы.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2024 N Ф04-2676/2024 по делу N А46-2817/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанными в отношении аварийного жилья Региональный оператор обратился с иском о взыскании долга за оказанные в отсутствие письменного договора услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени в отношении жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию.

Мнение судов:

  • Неиспользование жилых помещений, в том числе признанных аварийными, не является основанием для освобождения собственника помещений от оплаты услуг регионального оператора.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Необходимо дать оценку тому факту, что часть помещений исключена из казны муниципального района и закреплена на праве оперативного управления за уполномоченным лицом по управлению муниципальным имуществом в целях организации мероприятий по сносу непригодного для использования имущества.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2024 N Ф04-2847/2024 по делу N А70-15097/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа