Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 05.08.2024 по 12.08.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подписан закон об унификации национального режима в закупках
Вводятся единые правила применения национального режима в госзакупках и закупках отдельными видами юрлиц.

Правительство сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество в отношении товаров российского происхождения.

Закон вступает в силу с 1 октября 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

За противодействие проведению антимонопольных проверок будут налагаться штрафы
Установлено, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Применительно к юридическим лицам размер штрафа будет зависеть от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Так, если годовая выручка не превышает 120 млн. рублей, то размер штрафа составит 100 тыс. рублей, а, к примеру, если годовой объем выручки превышает 2 млрд. рублей, то юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 2 млн. рублей.

Предусматривается, что если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, то совокупный размер суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) определяется за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 262-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Минфин: нельзя списать неустойку, если заказчик удержал ее из оплаты по госконтракту По мнению ведомства, Правила N 783 не применяют к контрактам, по которым неустойку удержали из оплаты.

Отметим, некоторые суды считают иначе. Например, АС Западно-Сибирского округа взыскал с заказчика удержанную неустойку, поскольку увидел основания для ее списания.

Письмо Минфина России от 15.07.2024 N 24-06-09/65733

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

ВС РФ поддержал суды, которые не сочли повторный госконтракт замещающим и не взыскали убытки Стороны заключили контракт на поставку товара. До его исполнения контрагент сообщил заказчику, что у него нет трудовых ресурсов, чтобы выполнить обязательства, и предложил расторгнуть сделку. Контракт прекратили по соглашению.

Заказчик закупил более дорогую продукцию, поэтому потребовал от первоначального поставщика возместить разницу в цене.

Три инстанции не сочли повторную сделку замещающей и деньги не взыскали:

— первоначальный контракт расторгли по соглашению, в котором указали, в частности, что взаимных претензий у сторон нет. Значит, они добровольно урегулировали все последствия его прекращения;

— то, что убытки возникли из-за поставщика, не доказали. Из переписки сторон не следует, что он виноват в срыве сделки. Подписание соглашения означает, что причины, по которым поставщик не смог исполнить обязательства, заказчик счел уважительными;

— в соглашении нет ни положений о том, что поставщик нарушил контракт, ни условий о возмещении заказчику убытков.

В практике можно встретить пример ситуации, когда с поставщика взыскали спорные убытки, хотя контракт стороны расторгли по соглашению.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение ВС РФ от 30.07.2024 N 307-ЭС24-13520

Документ включен в информационный банк:
—  Решения высших судов

Взыскание неустойки по муниципальному контракту на выполнение ремонтных работ в здании школы В рамках контракта на выполнение ремонта в здании школы подрядчик указал на несвоевременную оплату этапов выполненных работ заказчиком и обратился с иском о взыскании неустойки.

Мнение судов:

  • Несвоевременность оплаты подрядных работ установлена.
  • Размер неустойки признан чрезмерным и снижен на основании статьи 333 ГК РФ.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Присужденная сумма неустойки оказалась меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России, что свидетельствует о нарушении пункта 1 статьи 333 ГК РФ.
  • Необходимо определить сумму неустойки соразмерно последствиям нарушения обязательства с учетом требований пункта 1 статьи 395 ГК РФ.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2024 N Ф04-2819/2024 по делу N А03-11394/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание долга за строительство пристройки к зданию школы Работы по строительству пристройки к зданию школы приняты заказчиком, но от оплаты он частично отказался со ссылкой на завышение стоимости работ вследствие ошибки при составлении сметы к муниципальному контракту. Подрядчик обратился с иском о взыскании долга за выполненные работы.

Мнение судов:

  • Наличие ошибки при формировании сметы контракта не доказано, в связи с чем возложение негативных последствий указанной ошибки на подрядчика недопустимо.
  • Правильность составления сметы неоднократно проверялась, в том числе в рамках государственной экспертизы.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Подписание актов выполненных работ без возражений и замечаний не препятствует заказчику впоследствии оспаривать фактический объем, стоимость и качество выполненных работ.
  • Следует учесть тот факт, что работы были начаты сначала одним подрядчиком, затем был заключен настоящий контракт на не выполненные названным лицом объемы, при этом смета осталась прежней.
  • Необходимо рассмотреть вопрос о назначении экспертизы  для оценки расчетов заказчика с целью исключить необоснованную растрату бюджетных средств.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2024 N Ф04-2340/2024 по делу N А03-12492/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Перечень иностранных товаров с ограничениями допуска в госзакупках может быть расширен Список импортной продукции с ограничениями допуска предложили дополнить новыми позициями:

— шприцами с кодом 32.50.13.110 по ОКПД 2;

— медицинскими функциональными механическими кроватями с кодом 32.50.30.119 по ОКПД 2.

Также планируют расширить перечень иностранных товаров с запретом на допуск. В него хотят добавить полимерные нестерильные (стерильные) одноразовые наконечники к пипеточным дозаторам с кодом 32.50.50.190 по ОКПД 2 и кодами 292810, 352690 по НКМИ.

Общественное обсуждение проекта завершат 12 августа.

Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов