Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 29.07.2024 по 05.08.2024

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Универсальная стоимостная предквалификация участников закупок В каких случаях заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки? Как участнику подтвердить соответствие этим требованиям? Каков порядок получения и проверки информации комиссией заказчика при рассмотрении заявки участника?

Содержание лекции:

Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик.

Продолжительность лекции — 16:43 мин.

Видеосеминар: Универсальная стоимостная предквалификация участников закупок

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

ФАС считает, что при расторжении контракта соглашением нельзя заключить сделку со вторым участником Заказчик не может заключить контракт со вторым участником закупки, если отпала потребность в исполнении сделки и ее расторгли по соглашению сторон.

Ведомство поддержало правовую позицию, которую ранее выразил Минфин.

См. также: Допускается ли после расторжения контракта по соглашению сторон заключить контракт со вторым участником?

Письмо ФАС России от 23.07.2024 N ПИ/65002/24

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ЦБ РФ повысил ключевую ставку С 29 июля показатель равен 18%, что на 200 б. п. выше прежнего значения. Это первое повышение ставки с начала года.

Следующее заседание регулятора — 13 сентября 2024 года.

Стоит отметить, что ЦБ РФ повысил прогноз по инфляции на 2024 год до 6,5 — 7,0%. До конца года ключевая ставка планируется на уровне 18,0 — 19,4%.

Информация Банка России от 26.07.2024

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ФАС разъясняет особенности проведения контрольных мероприятий в отношении субъектов контроля при проведении закупок
Сообщается, в частности, что отклонению заявки участника закупки либо необоснованному присвоению баллов участнику при проведении процедуры оценки необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена (оценена), и действиями заказчика.

Также ФАС России обращает внимание, что отражение в решении по итогам рассмотрения жалобы нарушений в части установления в документации о закупке положений, которые привели к неправомерному отклонению или неправомерной оценке заявки заявителя, не является превышением полномочий антимонопольного органа в части рассмотрения жалобы в пределах заявленного довода.

В случае выявления нарушений в положениях документации, которые привели к необоснованному отклонению (ненадлежащей оценке) заявки участника закупки, такие материалы целесообразно передавать соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

<Письмо> ФАС России от 24.05.2024 N МШ/44714/24

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Дополнен перечень информации, размещаемой на сайте www.torgi.gov.ru
С 1 января 2025 г. на указанном сайте подлежит размещению информация:

— о проведении конкурсов на право заключения договоров, предусматривающих отчуждение источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями;

— о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, и (или) субъекта РФ, и (или) муниципального образования превышает 50 процентов;

— о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих отчуждение принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, и (или) субъекта РФ, и (или) муниципального образования превышает 50 процентов, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

Постановление Правительства РФ от 26.07.2024 N 1010

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд: твердая цена госконтракта не мешает взыскать переплату по результатам контрольных обмеров Стороны заключили 3 контракта на капремонт. По итогам контрольного обмера выявили расхождения между фактическим и оплаченным по КС-2 и КС-3 объемом выполненных работ. Контрагент добровольно переплату не вернул. Заказчик обратился в суд.

Три инстанции увидели на стороне подрядчика неосновательное обогащение:

— установление твердой цены контракта не означает, что результат оплачивают независимо от объема выполненных работ и примененных материалов. Уменьшение объемов влечет соразмерное снижение цены;

— действия сторон частноправового характера (подписание актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично значимые цели.

Довод подрядчика о том, что он не участвовал в составлении актов контрольных обмеров, отклонили. Суды признали их относимыми и допустимыми доказательствами, достоверность которых подрядчик не опроверг.

См. также: Споры о переплате по госконтракту: интересные примеры из практики за 2023 — 2024 годы

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.07.2024 по делу N А45-9801/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Госзаказчик ограничил предмет договора для оценки опыта — кассация не нашла нарушений Заказчик закупал работы по строительству автодороги. Для оценки опыта он принимал договоры на строительство, реконструкцию автодорог, а также комплексные контракты, которые включали подобные работы.

Контролеры и суд первой инстанции решили, что по положению об оценке следует учитывать также договоры на капремонт и снос.

Апелляция и кассация с ними не согласились:

— спорные договоры правильно не учитывали, поскольку они не относятся к предмету будущего контракта. Для оценки опыта надо выбирать те, которые связаны и сопоставимы с ним. Договоры на снос и капремонт нельзя считать таковыми;

— заказчик приобретал работы по строительству сложного объекта. Его безопасное функционирование может гарантировать только подрядчик с опытом строительства;

— по условиям закупки работы авансируют. Если заключить контракт с тем, кто имеет опыт работ только на капремонт или снос, есть риск того, что после получения аванса подрядчик выполнит лишь подготовительные мероприятия. Из-за отсутствия опыта работ по строительству, реконструкции он не сможет должным образом исполнить контракт в основной части.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Постановление АС Московского округа от 15.07.2024 по делу N А40-179323/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа

Национальный режим в госзакупках: предложено контролировать происхождение компонентов промтоваров Минпромторг хочет расширить перечень данных о товаре, которые производители представляют для оформления цифрового паспорта и внесения в ГИСП.

В разделе информации о продукции будут указывать в том числе (п. 3 проекта изменений):

— код, наименование и характеристики позиции КТРУ (при наличии);

— информацию о закупленных для производства промпродукции российских компонентах. Страну их изготовления должен подтверждать, например, акт экспертизы ТПП или сертификат о происхождении.

Новшество сократит число случаев, когда страной происхождения товара из реестра российской промпродукции указали РФ, но при его производстве использовали иностранные компоненты.

Публичное обсуждение проекта завершат 9 августа.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Унификация национального режима в закупках: законопроект подготовлен ко второму чтению
Законопроектом предлагается ввести единые правила применения национального режима в госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц. Правительство сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество в отношении товаров российского происхождения.

Вступление в силу большей части поправок планируется с 1 октября 2024 года.

Проект Федерального закона N 547583-8

Перейти к документу