Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 16.01.2023 по 23.01.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
С 21 января действуют особенности госзакупок тест-полосок для анализаторов уровня сахара в крови
Правительство дополнило перечень иностранных медизделий с ограничением допуска новым кодом 21.20.23.110 по ОКПД2. Речь идет о тест-полосках для определения содержания глюкозы в крови с кодом 248900 вида медизделия.
Установили также особенности описания тест-полосок для портативных анализаторов сахара крови с такими кодами вида медизделия: 300680, 300690, 344110. Среди прочего в описании станут указывать:
наименование анализатора, для которого приобретают тест-полоски, и товарный знак (при наличии);
условие безвозмездно передать заказчику новые совместимые с поставляемыми тест-полосками анализаторы, если в заявке предложили товар, который несовместим с анализатором из описания, но отвечает показателям, указанным в нем;
количество анализаторов для безвозмездной передачи. Оно должно соответствовать числу пациентов, для которых закупают тест-полоски.
Обязанность безвозмездной передачи анализаторов закрепляют в контракте. При необходимости заказчики станут применять иные типовые условия.
Особенности описания объекта закупки и типовые условия контракта надо учитывать также при приобретении тест-полосок с другими медизделиями.
Новшества применяют при закупках, которые объявили после 21 января. Есть исключение, когда ими руководствоваться не надо.
Постановление Правительства РФ от 12.01.2023 N 10

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

УФАС не поддержало госзаказчика, который снизил цену контракта с победителем по условиям допуска
Победитель закупки продуктов, в том числе апельсинов, пожаловался, что заказчик незаконно применил условия допуска и снизил цену контракта. По его мнению, эти фрукты в ЕАЭС не растут. Все участники могли поставить только иностранный товар, однако один из них предложил продукты из ЕАЭС.
Заказчик пояснил: у него были основания применить условия допуска, так как один из участников задекларировал товар из ЕАЭС и подтвердил происхождение документами.
Контролеры заказчика не поддержали:
— участник с товаром из ЕАЭС приложил к заявке 2 противоречивые декларации о стране товара. Одна из них содержала сведения о том, что апельсины произвели в ЕАЭС, другая, что их вырастили в Марокко, Египте, Турции и Испании;
— с учетом климата России и других стран ЕАЭС информация из заявки о происхождении цитрусовых — недостоверная. Поскольку все участники предлагали иностранный товар, заказчику не следовало применять условия допуска.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Решение Новосибирского УФАС России от 16.12.2022 N 054/06/7-2157/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Суды не нашли нарушения Закона N 223-ФЗ в отклонении заявок за плохую деловую репутацию участника
Положение о закупке разрешало заказчику отклонить заявку, если в течение 2 лет до даты подведения итогов он в одностороннем порядке расторгнул с участником договор за ненадлежащее исполнение. Участник закупки среди СМСП, которого отстранили по этому основанию, пожаловался в УФАС.
Контролеры нашли нарушение. Апелляция и кассация с ними не согласились:
— в Законе N 223-ФЗ есть исчерпывающий перечень информации и документов, которые можно требовать от участников конкурентной закупки среди СМСП. Однако ни в положении о закупке, ни в документации нет условия представить сведения об отсутствии у участника расторгнутых договоров. Заказчик выявлял негативный опыт по своим архивным данным;
— закон не запрещает предъявлять к участникам закупки среди СМСП доптребования, если они нужны заказчику. Спорные условия закрепили в документации и положении о закупке, чтобы выявить лучшее предложение. Они не ограничивали конкуренцию и не противоречили целям и принципам Закона N 223-ФЗ.
В практике есть пример, когда суды тоже не нашли нарушения в похожих критериях отбора и в закупке не у СМСП. По условиям закупочной документации заявку могли отклонить за факты ненадлежащего исполнения договоров как с заказчиком, так и с третьими лицами.
Постановление АС Московского округа от 23.12.2022 по делу N А40-237260/21-92-1617

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

В госзакупке товаров для жизнеобеспечения нельзя обосновать демпинг письмом победителя, решили суды
Заказчик приобретал медицинские перчатки. Победитель демпинговал, поэтому предоставил при подписании контракта в том числе свое гарантийное письмо о бесперебойных поставках, чтобы выполнить антидемпинговые требования.
Победителя признали уклонившимся, поскольку он не обосновал предлагаемую цену по правилам Закона N 44-ФЗ.
Три инстанции поддержали заказчика:
— при демпинге в закупке товаров для нормального жизнеобеспечения победитель должен был предоставить гарантийное письмо производителя с указанием цены и количества товара, документы о его наличии или возможности выполнить поставку. Таких документов заказчику не передали;
— гарантийное письмо победителя не отвечало антидемпинговым требованиям Закона N 44-ФЗ, поскольку исходило не от производителя и не содержало обоснования цены. Заказчик поступил правильно.
К сходным выводам приходило, в частности, Хабаровское УФАС. Контролеры отметили: гарантийное письмо победителя не подтверждает наличие у него товара. Заказчик не может быть уверен, что поставку выполнят по предлагаемой цене.
Постановление АС Дальневосточного округа от 20.12.2022 по делу N А73-9235/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Госконтракт не подписали из-за болезни участника — довод не помог оспорить решение о включении в РНП
Победителя аукциона признали уклонившимся, поскольку он не подписал контракт в срок и не представил обеспечение его исполнения. Контролеры включили сведения в РНП.
Победитель пытался обжаловать такое решение: он не исполнил обязательства, поскольку находился на больничном с простудой. Товар по контракту он закупил.
Суды его не поддержали:
— о препятствиях для подписания контракта заказчику не сообщили, обеспечение не представили, протокол разногласий не формировали;
— больничный пришелся не на весь период подписания контракта. Сделку могли заключить в срок;
— процедура подписания контракта не занимает много времени. Ее также нельзя считать трудозатратной;
— судя по выписке из амбулаторной карты, победителю не требовалась госпитализация или срочная операция. Простуда не мешала своевременному исполнению обязательств;
— в организации победителя есть еще сотрудник. У него нет полномочий подписывать контракт, но он мог бы это сделать под контролем победителя — владельца ключа ЭП;
— победитель не доказал, что закупленный товар он приобретал для исполнения спорного контракта.
Отметим, недавно ВС РФ не стал пересматривать дело, в котором суды также не признали больничный ответственного сотрудника уважительной причиной неподписания контракта. Однако в практике есть и другое мнение.
Постановление АС Центрального округа от 26.12.2022 по делу N А54-9367/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Центрального округа

Установлены особенности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
Определено, в частности, что заказчики, осуществляющие в 2023 году закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, вправе не руководствоваться положениями статей 19, 20, 30, частей 2 — 4 статьи 31, части 6 статьи 38 и части 5 статьи 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях осуществления деятельности на территориях, на которых введено военное положение, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчики вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения указанного контракта, обеспечения гарантийных обязательств, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)