Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 26.12.2022 по 09.01.2023

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Финансовые аспекты участия в закупках по Закону № 44-ФЗ Какой порядок установлен для авансирования и оплаты по контракту? В каких случаях он может быть изменен? Что грозит за несоблюдение этого порядка? Когда заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта?

Содержание лекции:

Лектор: Леонтьева Татьяна Юрьевна, ведущий преподаватель негосударственного образовательного учреждения «Академия кадрового резерва», эксперт, аккредитованный Министерством юстиции РФ

Продолжительность лекции — 15:33 мин.

Видеосеминар: Финансовые аспекты участия в закупках по Закону № 44-ФЗ

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Основные новшества для специалиста по госзакупкам с 1 января 2023 года»
Ряд товаров станут описывать с учетом особенностей. При проведении электронного конкурса или аукциона антидемпинговые меры будут применять иначе. Требования к содержанию независимой гарантии для обеспечения заявок изменят. Подробнее об этих и других новшествах в нашем обзоре.
Обзор: «Основные новшества для специалиста по госзакупкам с 1 января 2023 года»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «С 1 января утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ»
Заказчикам по Закону N 223-ФЗ, которые попали под санкции, разрешили не соблюдать требования к стоимостному объему договоров по итогам закупок среди СМСП. Изменили форму отчета об объеме госзакупок у СМП и СОНКО, а также правила его заполнения. Есть и другие новшества. Подробнее в обзоре.
Обзор: «С 1 января утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
В госзакупке на поставку товара по заявкам заказчик выбрал не весь объем — суды не нашли нарушений
Стороны заключили сделку на поставку товара. Обязательства выполняли по заявкам заказчика.
Часть продукции поставили и оплатили. За месяц до окончания действия контракта поставщик потребовал выбрать весь объем продукции. Заказчик сообщил, что потребности в ней нет. Контрагент обратился в суд.
Три инстанции ему отказали:
— в контракте нет обязанности выбрать весь объем и ответственности за ее неисполнение. Условие о поставке партии товара по заявкам заказчика не означает, что тот должен приобретать продукцию, в которой нет надобности;
— по условиям сделки выставление заявки — право заказчика;
ненаправление заявок на выборку всего объема не нарушает контракт. Без них у поставщика нет обязанности направлять товар заказчику, а у последнего — принять незаказанную продукцию;
— на момент рассмотрения спора в суде действие контракта истекло. Обязательств по поставке и приемке нет.
Напомним, сходную позицию поддерживает ВС РФ. Однако в практике есть пример, когда, несмотря на отсутствие заявок, поставщик доставил заказчику товар, и суды взыскали в том числе его стоимость.
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.12.2022 по делу N А03-1943/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Выплата по гарантии превысила размер неустойки — с госзаказчика взыскали неосновательное обогащение
Стороны согласовали поэтапную поставку и монтаж оборудования. Поскольку поставщик не исполнил обязательства по 2-му этапу, заказчик отказался от контракта и по решению суда получил всю сумму гарантии.
Поставщик заявил о неосновательном обогащении. Заказчику следовало начислить лишь штраф за ненадлежащее исполнение. Сумма гарантии превышала размер ответственности поставщика.
Три инстанции частично взыскали с заказчика неосновательное обогащение:
— в контракте указали, что обеспечение не возвращают при полном или частичном неисполнении. Такое условие можно применять только к той части гарантии, которая покрывает размер нарушенного обязательства. Иное нарушает баланс интересов сторон и приводит к неосновательному обогащению заказчика;
— в контракте можно закрепить право удержать обеспечение, которое внесли деньгами, в большей сумме, чем реальный размер обязательств контрагента. Поставщик не перечислял деньги заказчику. К гарантии такое условие применить нельзя;
— размер ответственности поставщика составил лишь пени за просрочку до даты расторжения контракта и штраф за неисполнение. Заказчик не доказал, что эта сумма не покрывает последствий нарушения обязательств. Об убытках или ином ущербе он не заявлял.
ВС РФ позицию поддержал.
Применительно к обеспечению, внесенному деньгами, в практике есть пример, когда суды не поддержали заказчика, который удержал из него всю сумму за нарушение контракта. Суды решили: обеспечение можно удерживать лишь в размере имущественных требований заказчика к исполнителю.
Определение ВС РФ от 14.12.2022 N 305-ЭС21-29162

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам 

КС РФ: сделка с единственным участником тендера по Закону N 223-ФЗ зависит от положения о закупке
Заказчик признал конкурс несостоявшимся, поскольку к участию в процедуре допустили только одну заявку. Он принял такое решение на основании положения о закупке и нормы ГК РФ о заключении договора на торгах.
Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры предписали завершить закупку: отказ заказчика от сделки нарушает основные принципы Закона N 223-ФЗ. Суды с ними согласились: договор надо заключать, даже если закупку признали несостоявшейся из-за того, что только одна заявка отвечает ее условиям.
Заказчик обратился в КС РФ. Так, по его мнению, у несостоявшейся закупки нет юридических последствий, а значит, нет и обязанности заключать договор с единственным участником.
КС РФ, в частности, пояснил:
— ГК РФ не определяет последствия признания в том числе конкурса несостоявшимся. Их конкретизируют в спецзаконах;
— положение о закупке нужно, чтобы восполнить краткость регулирования закупочной деятельности по Закону N 223-ФЗ. Так, в нем можно установить право или обязанность заключить договор с единственным участником;
— заказчик не обязан заключать договор с единственным участником, если процедуру признали несостоявшейся из-за того, что к ней допустили лишь одну заявку. Правило действует, если в положении о закупке предусмотрели, что в этом случае договор не подписывают и закупку проводят заново;
— если же в положении не урегулировали такую ситуацию или его условия позволяют действовать заказчику произвольно, то договор надо заключать с единственным участником при отсутствии препятствий для этого.
Постановление КС РФ от 23.12.2022 N 57-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Решения высших судов

В контрактах на поставку в 2022 — 2024 годах отдельных видов станкоинструментальной продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны должны предусматриваться авансовые платежи в размере не менее 80 процентов цены контракта
Приводится перечень такой продукции, включающий в себя устройства числового программного управления, станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа, станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие и прочее.
Настоящее Постановление распространяется на закупки указанных товаров при установлении запрета на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Планируют упростить госзакупки на право использования программ для ЭВМ и баз данных
Среди прочего хотят установить возможность проводить электронный запрос котировок без ограничения по объему и цене при закупке, по итогам которой заключают контракт на предоставление права использования программы для ЭВМ и базы данных (пп. «б» п. 4 ст. 1 проекта).
Заказчики смогут провести такие закупки и через «электронный магазин» при НМЦК не выше 50 млн руб. Их не будут учитывать в годовом объеме, если общая сумма не превысит 200 млн руб. (п. 6 ст. 1 проекта).
Новшества могут заработать 1 июля (п. 1 ст. 2 проекта). Общественное обсуждение проекта завершат 5 января.
Проект федерального закона

Перейти к документу 

Хотят уточнить требования к условиям энергосервисных госконтрактов и особенности определения их НМЦК
Среди прочего предложили закрепить право исполнителя требовать от заказчика изменения контракта, например, в части уточнения перечня энергоэффективных мероприятий (абз. 5 пп. «а» п. 1 проекта изменений).
Новшество смогут применять, если при исполнении обязательств контрагент выявит неполноту и (или) недостоверность сведений об объекте заказчика, которые влияют на состав и технические характеристики энергоэффективных мероприятий.
Хотят скорректировать и порядок определения срока оплаты долей размера экономии. Он может составить от 5 до 45 дней со дня окончания периода достижения доли, за который осуществляют расчеты, но не более 30 дней с даты подписания акта о достигнутой экономии (пп. «и» п. 1 проекта изменений).
Особенности определения НМЦК тоже могут уточнить. Так, при расчете цены контракта со сроком год и менее за стоимость единицы энергоресурса предложили принимать цену, которую определили не ранее чем за 3 месяца до даты публикации извещения. Сейчас при расчетах используют тарифы, что действуют на момент объявления закупки (пп. «а» п. 2 проекта изменений).
Общественное обсуждение проекта завершат 3 января.
Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Продлили программу льготного кредитования для импортеров приоритетной продукции
До 30 октября 2023 года отечественные импортеры приоритетной продукции могут получить антикризисные кредиты. Плату за них рассчитывают исходя из максимум 30% от ключевой ставки, которая действует на день начисления процентов, плюс 3%.
Ранее планировали предоставлять ряд льготных кредитов до конца этого года.
Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2354

Перейти к документу 

Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных будет дополнен программно-аппаратными комплексами отечественного производства
Соответствующие изменения внесены в правила формирования и ведения единого реестра российских программ, утвержденные в целях введения запрета на госзакупки ПО из иностранных государств.
Постановлением, в числе прочего, установлен перечень сведений, включаемых в реестровую запись о программно-аппаратном комплексе (ПАК), требования к производителям ПАК, а также уточнены некоторые процедурные вопросы, касающиеся рассмотрения заявлений о включении сведений в реестр.
Внесение данных изменений позволит разработчикам ПАК претендовать на налоговые льготы и пониженные тарифы страховых взносов.
Постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2461

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Требование о том, что неисполнение обязательств, вызванное действием санкций, не рассматривается сторонами в качестве обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора), не является нарушением принципа равноправия, так как оно предоставляет заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлено на установление преимуществ отдельным лицам Антимонопольный орган признал незаконными действия общества, выразившиеся в установлении в аукционной документации к аукциону на право заключения договора поставки оборудования условия о том, что неисполнение обязательств, вызванное действием санкций, не рассматривается сторонами в качестве обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) и считается недопустимым односторонним отказом поставщика от исполнения своих обязательств по договору. Общество обратилось с заявлением о признании данного решения и предписания устранить нарушения недействительными. Требование удовлетворено, поскольку заказчик вправе сформировать свою систему закупок, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Обществом не предъявлялись различные требования к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2022 N Ф04-6548/2022 по делу N А81-6726/2022

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

На 2022 — 2023 годы закупки МВД России планшетных компьютеров осуществляются путем проведения закрытых аукционов в электронной форме
При осуществлении закупок не применяются запреты на допуск к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2470

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

На 2023 год продлено действие упрощенного порядка закупок научными и образовательными организациями оборудования, необходимого для их деятельности
Соответствующие изменения внесены в распоряжение Правительства от 26 мая 2022 г. N 1316-р.
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4366-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности планирования и осуществления в 2023 — 2025 годах закупок для обеспечения государственных нужд ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 28.12.2022 N 563-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)