Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с  29.08.2022 по 05.09.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Споры при заключении госконтракта: важные примеры из практики за 2020 — 2022 годы» Можно ли не рассматривать протокол разногласий, если к нему есть претензии? Направлять ли победителю проект контракта, если определение поставщика приостановили? В каких случаях победителя, не подписавшего контракт, могут признать добросовестным? Ответы на эти вопросы в обзоре.
Обзор: «Споры при заключении госконтракта: важные примеры из практики за 2020 — 2022 годы»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
УФАС: участники госзакупок с условиями допуска не должны подтверждать страну товара документами
Победитель закупки фруктов пожаловался, что заказчик незаконно применил условия допуска и снизил цену контракта. Участник с российским товаром указал в заявке недостоверные сведения о стране, поскольку бананы в России не растут.
Заказчик пояснил, что не мог проверить заявку с российским товаром, так как у него не было нужных для этого документов.
Контролеры не нашли нарушений:
— содержание всех заявок отвечало извещению и Закону N 44-ФЗ. По условиям допуска участники не обязаны подтверждать страну товара документами. Повода считать сведения из заявки недостоверными нет;
— один из участников задекларировал российский товар, значит, заказчик верно применил условия допуска к победителю с иностранной продукцией;
— оператор уведомил участников, что в закупке есть заявка с товаром из России. Победитель предложил зарубежную продукцию и должен был понимать, что цену контракта могут снизить.
К сходным выводам приходило, в частности, Тамбовское УФАС. Контролеры среди прочего отметили: у заказчика нет оснований проверять страну товара или требовать ее подтвердить — он учитывает сведения из заявки.
В судебной практике есть пример, когда такой подход признали незаконным.
Решение Челябинского УФАС России от 10.08.2022 N 074/06/105-2146/2022(384-ж/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

Определили типовые условия госконтрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа
Правительство определило типовые условия контрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим транспортом.
В них предусмотрели условия о приемке и оплате фактически выполненных работ, об обязанностях и ответственности сторон. В последних среди прочего учли особенности определения объема работ, за невыполнение которого подрядчик заплатит штраф.
Новшества вступят в силу 31 августа. До этой даты применяют старые типовые контракты в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован порядок формирования и направления заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну
Сведения о заключении контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, направляются в орган Федерального казначейства по месту нахождения заказчика, для включения в реестр таких контрактов. Сведения направляются с приложением Карточки образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753).
Приводится порядок заполнения формы сведений о заключенном контракте.
Признается утратившим силу приказ Казначейства России от 28.11.2014 N 18н, которым утвержден аналогичный порядок, с внесенными в него изменениями.
Приказ Казначейства России от 18.07.2022 N 17н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

УФАС: в госзакупке ремонта ограждения нужны доптребования к опыту работ на объекте капстроительства
Участник пожаловался, что в закупке капремонта ограждения школы неверно установили доптребования. По его мнению, забор — это не объект капстроительства, а элемент благоустройства. На это указывал Минстрой в методических рекомендациях.
Заказчик пояснил, что ограждение входит в состав единого инвентарного объекта — здания школы, которая выступает объектом капстроительства. Также забор нельзя переместить без ущерба.
Контролеры поддержали заказчика:
— из техпаспорта на объект следует, что ограждение — часть капитального строения, а именно здания школы. Объекты имеют единый инвентарный номер, значит, забор не элемент благоустройства;
— заказчик правильно выбрал позицию доптребований. Это работы по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного).
К выводу о том, что в закупках ремонта ограждения устанавливают доптребования к опыту работ на объектах капстроительства, приходило, в частности, Красноярское УФАС.
Решение Кировского УФАС России от 10.08.2022 N 043/06/106-675/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

Обновили перечень ЖНВЛП и минимальный ассортимент лекарств
В список ЖНВЛП добавили пробиотик из бифидобактерий бифидум. Исключили феноксиметилпенициллин и гадоверсетамид.
Для ряда препаратов изменили перечни лекарственных форм, например:
смектит — появились диспергируемые таблетки и суспензия для приема внутрь;
оксациллин — удалили таблетки;
будесонид — исключили назальные капли.
В минимальном ассортименте лекарств для аптек теперь нет ранитидина. Скорректировали требования к парацетамолу в форме раствора или суспензии для приема внутрь. Сейчас достаточно иметь одну форму для взрослых или детей. Ранее требовалась одна форма и для тех, и для других.
Новшества действуют с 24 августа.
Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2022 N 2419-р

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утвердили правила согласования закупок иностранного софта по Закону N 223-ФЗ для объектов КИИ
Заказчикам (кроме организаций с муниципальным участием) по Закону N 223-ФЗ без согласования нельзя закупать:
— импортное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ (объекты КИИ);
— услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.
Правительство, в частности, установило: согласование проводят федеральные ведомства в зависимости от сферы объекта КИИ.
Утвердили также правила этого согласования. Среди прочего установили, какие документы и сведения подают в ведомство в составе заявки. Так, чтобы приобрести иностранное ПО, надо представить обоснование невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного софта. В него включают те же данные, что и по Закону N 44-ФЗ. Обоснование не нужно при закупке софта из реестра программ из ЕАЭС (кроме РФ).
С 1 января 2025 года, в частности, такие заказчики не смогут использовать импортное ПО на объектах КИИ. Определили требования допустимого софта. Так, ПО должно быть в реестре российских программ для ЭВМ и баз данных или в реестре программ для ЭВМ и баз данных из ЕАЭС (кроме РФ).
Новшества вступили в силу 26 августа.
Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суды напомнили, когда у контролеров нет оснований рассматривать жалобу на нарушение Закона N 223-ФЗ
Контролерам пожаловались, что в проекте договора установили слишком большую неустойку за нарушения поставщика, а ответственность заказчика не предусмотрели. Нарушение предписали устранить.
Три инстанции признали решение незаконным:
— жалобу подал не участник закупки. Он может обжаловать только нарушения порядка размещения информации о закупке или подачи заявок. Заявитель не указал на них, а также не доказал, что его права ущемили;
повод для жалобы — несогласие с размером неустойки в проекте договора. У контролеров не было оснований ее рассматривать;
— антимонопольный орган не доказал, что заявителя можно отнести к лицам, чьи права могут нарушать действия заказчика. Этого достаточно, чтобы признать решение незаконным;
— доводы о том, что жалобу рассмотрели правомерно, поскольку заявитель был потенциальным участником закупки, неверные. Такой статус заявителя в данном случае не имел правового значения.
Отметим, к сходным выводам АС Центрального округа приходил и ранее.
Постановление АС Центрального округа от 17.08.2022 по делу N А48-6465/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Центрального округа

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА 
Приняты меры, обеспечивающие возможность изменения существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Установлено, что в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение существенных условий государственных контрактов, заключенных до 01.07.2022, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее — контракт), стороной которых является подведомственное Департаменту дорожного хозяйства и транспорта автономного округа государственное учреждение (далее — заказчик), если при исполнении таких контрактов возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, при соблюдении условий, в частности: заказчиком как получателем бюджетных средств могут быть изменены существенные условия контракта, в том числе увеличена цена контракта более чем на 30 процентов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта; при необходимости изменения существенных условий контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов, а также подписанный проект соглашения об изменении условий контракта, а заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления такого предложения, по результатам его рассмотрения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта с включением информации об изменении существенных условий контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками, либо отказ от изменения существенных условий контракта с его обоснованием.
Уточнено, что в целях изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении контракта, до 01.01.2023 размер бюджетных ассигнований на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения может превышать размер средств на указанные цели, рассчитанный в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета автономного округа на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденными постановлением Правительства ХМАО — Югры от 24.05.2012 N 166-п, на основании положительного заключения по результатам проверки на предмет достоверности определения размера изменения (увеличения) цены контракта, проведенной организацией, осуществляющей государственную экспертизу проектной документации.
Постановление Правительства ХМАО — Югры от 01.09.2022 N 427-п

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра