Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 15.08.2022 по 22.08.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
ФАС напомнила: оператор не проверяет документы участника госзакупки на соответствие доптребованиям Контролерам пожаловались, что оператор ЭП не проверил, отвечают ли документы общества доптребованиям. Акта приемки не было, но оператор разместил документы в реестре аккредитованных участников. Заявку отклонили.

Оператор пояснил, что действовал по закону. Он изучил документы по правилам взаимодействия оператора и участника закупки, затем разместил их в реестре.

Контролеры не нашли нарушений:

  • оператор проверяет лишь наличие информации и документов участника по правилам взаимодействия, но не оценивает, отвечают ли они доптребованиям;
  • риск несоответствия или недостоверности данных в реестре несет участник.

К сходным выводам ФАС приходила и ранее.

Документ включен в информационные банки:
— Практика антимонопольной службы
Решения госорганов по спорным ситуациям
Минфин России сообщает об утверждении единых требований к независимым гарантиям для закупок у МСП по 223-ФЗ, а также закупок по 44-ФЗ, которые начнут применяться с 1 октября 2022 года Так, постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 для закупок по 223-ФЗ устанавливаются, в частности:

дополнительные требования к независимым гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора;

перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии;

типовые формы независимых гарантий и требований об уплате денежной суммы по независимой гарантии.

Для закупок по 44-ФЗ документом предусмотрены изменения, устанавливающие типовые формы независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

<Информация> Минфина России «Утверждены требования и типовые формы независимых гарантий для закупок у МСП по 223-ФЗ, а также для закупок по 44-ФЗ» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд указал ряд признаков антиконкурентного сговора при закупке по Закону N 223-ФЗ

Заказчик провел 4 запроса котировок с одинаковым предметом закупки, но разными периодами оказания услуг. Исполнителем по всем договорам стала одна компания. По обращению других участников рынка УФАС установило сговор, это решение оспорили.

Суд посчитал сговор подтвержденным:

  • некорректно определили предмет закупок. Состав услуг не вполне соответствовал ему, из-за чего заинтересованные лица были введены в заблуждение и не смогли подать заявки;
  • искусственно раздробили закупку, чтобы ускорить процедуру;
  • дроблению способствовал расчет НМЦД не по Методике. Вместо средней цены взяли наименьшую;
  • подозрительно действовали при сборе данных для расчета начальной цены. После ответов на первый запрос направили новый. При этом круг адресатов поменялся, за исключением будущего исполнителя, а два других получателя оказались аффилированы с ним. Так, сотрудники заказчика и исполнителя переписывались с целью корректировки их предложений;
  • существенно увеличили цены двух договоров. ВС РФ отмечал, что такое изменение можно расценить как обход антимонопольных требований к торгам.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.08.2022 N Ф07-9934/2022 по делу N А21-9423/2020

Документ включен в информационный банк:
 — АС Северо-Западного округа

УФАС: госзаказчик не должен указывать в протоколе оценки, почему не учел договоры при расчете баллов

В подтверждение опыта представили 3 договора, которые отвечали условиям закупки. Заказчик оценил квалификацию в 0 баллов. Участник пожаловался, что в протоколе оценки не отразили основания расчета и сведения о договорах каждого из участников.

Контролеры не нашли нарушений:

  • участник приложил наименьшее число договоров с самой низкой суммой. Как разъяснял Минфин, по формуле оценки заказчик должен был присвоить ему 0 баллов;
  • Закон N 44-ФЗ не обязывает включать в протокол оценки сведения о количестве и общей стоимости договоров участников. Указывать основания, по которым документы не учли при расчете баллов, заказчик также не должен.

Отметим, ранее Амурское УФАС высказывало сходную позицию.

Решение Амурского УФАС России от 25.07.2022 по делу N 028/06/106-373/2022

Документ включен в информационный банк:
 — Практика антимонопольной службы

Недостатки работ не всегда повод отказать в приемке и оплате по госконтракту, напомнили суды

Заказчик оплатил работы частично, поскольку экспертиза нашла нарушения. Недостатки исключали полную приемку. Позднее он отказался от контракта из-за неустранимых недостатков и просрочки. Подрядчик обратился в суд.

Три инстанции взыскали с заказчика долг, пени и госпошлину:

  • эксперт заказчика ничем не подкрепил свои выводы. Их нельзя признать надлежащим доказательством. При этом подрядчик представил заключение о том, что качество работ отвечало нормативам;
  • недостатки работ сами по себе не повод отказать в приемке и оплате. Заказчик не доказал, что нарушения существенные или неустранимые, а результат работ не имеет для него потребительской ценности.

Недавно АС Московского округа напомнил позицию Президиума ВАС РФ: наличие устранимых недостатков не дает заказчику права отказать в приемке и оплате.

Аналогичный вывод привел и АС Западно-Сибирского округа. Он подчеркнул, что в такой ситуации заказчик по общему правилу может, например, потребовать бесплатно устранить недостатки или соразмерно снизить цену.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.08.2022 N Ф03-3444/2022 по делу N А51-19834/2021 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Дальневосточного округа

В госзакупке с проектной документацией не указали эквивалент товара — суды нашли нарушение Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент в закупке не установили.

Контролеры нашли нарушение: если в проектной документации есть, в частности, конкретный производитель, то в закупке надо приводить условие о возможности поставки эквивалентного товара.

Суды трех инстанций поддержали такое решение:

  • отсутствие условия об эквиваленте нарушает правила описания объекта закупки. Это может ограничить число участников с возможностью поставить аналогичную продукцию;
  • заказчик не доказал, что поставка товаров иных производителей с нужными характеристиками мешает достижению целей закупки или реализации проектных решений.

Отметим, в практике есть и другой подход. Так, ВС РФ поддержал суды двух инстанций, которые посчитали, что в закупке с проектной документацией можно не указывать эквивалент. Они в том числе учли, что документация с определенным производителем получила положительное заключение экспертизы. Указание на производителя нужно в рамках конкретного проектного решения и связано с потребностями заказчика.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2022 N Ф05-17491/2022 по делу N А40-249637/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа