Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.05.2022 по 30.05.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку На внеплановом заседании Банк России понизил с 27 мая ключевую ставку до 11%. Это на 3 процентных пункта ниже предыдущего значения. С начала апреля ставку снижают уже третий раз. <Информация> Банка России от 26.05.2022 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 300 б.п., до 11,00% годовых»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовлен новый

Обзор: «5 ошибок в применении доптребований при госзакупках: примеры из практики за 2022 год»
Контролеры обращали внимание на недостатки при оформлении извещения в части доптребований. Претензий не избежали заказчики, которые не установили такие требования при закупке услуг по уборке, отдельных видов работ по содержанию и ремонту автодорог. Подробнее об этих и других ситуациях в обзоре.
Обзор: «5 ошибок в применении доптребований при госзакупках: примеры из практики за 2022 год» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Планируют ввести мораторий на антимонопольные требования к некоторым госзакупкам у едпоставщика

Хотят уточнить: к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не станут применять, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам. Проект внесли в Госдуму.

Поправка станет гарантией того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.

Новое правило вступит в силу со дня опубликования в виде федерального закона. Его будут применять к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.

Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.

Проект Федерального закона N 127020-8

Перейти к документу

Заказчики в настоящее время вправе осуществлять закупки, предусматривающие заключение договоров на строительство объекта капитального строительства «под ключ» Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) порядок осуществления закупок регулируется положением о закупке заказчика, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления конкурентных и неконкурентных закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, ограничивающих возможность осуществления заказчиками закупок, по результатам которых заключаются договоры на строительство объекта капитального строительства «под ключ», в связи с чем осуществление таких закупок не противоречит установленным им требованиям. <Письмо> Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от 18.05.2022 «Об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по строительству объектов капитального строительства «под ключ»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу внесения изменений в условия контрактов на выполнение работ по благоустройству общественных и дворовых территорий населенных пунктов

Сообщается, в частности, что в связи с существенным удорожанием в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством РФ принято Постановление от 9 августа 2021 года N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 1315), которым предусмотрено, что при исполнении строительного контракта для обеспечения федеральных нужд допускается изменение существенных условий контракта.

Вместе с тем нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не предусматривают возможность изменения существенных условий контракта на благоустройство территории по аналогии с нормами, предусмотренными в отношении строительных контрактов. Соответственно, на договоры (контракты) на выполнение работ по благоустройству территорий не распространяются механизмы изменения условий контрактов, в том числе в части цены, предусмотренные Постановлением N 1315, а также Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2022 года N 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».

Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Такое изменение осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

<Письмо> Минстроя России от 17.05.2022 N 21628-АЕ/16 <О возможности вносить изменения государственным и муниципальным заказчикам в условия контрактов на выполнение работ по благоустройству общественных и дворовых территорий населенных пунктов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе контрактов, связанных с реализацией проектов — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, в связи удорожанием строительных ресурсов> 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

К третьему чтению подготовлен законопроект о конфликте интересов в сфере госзакупок

Поправками предусматриваются в том числе:

уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона N 223-ФЗ;

закрепление обязанности члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;

установление к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Кроме того, законопроектом устанавливается, что заказчики будут получать информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Проект Федерального закона N 1145363-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 26.05.2021)

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Внесены изменения в порядок госрегулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу Скорректировано определение понятий «единственный поставщик», «потенциальный единственный поставщик», и введено понятие «прогнозная цена».

Уточнены положения, касающиеся определения цены единицы продукции для будущих периодов (календарных лет).

Предусмотрено, в частности, что по соглашению сторон цена единицы продукции может быть установлена ниже цены единицы продукции, определенной в соответствии с настоящим Положением.

Урегулированы некоторые вопросы для случаев, когда госзаказчик не согласен с ценой продукции, предложенной единственным поставщиком.

Постановление Правительства РФ от 21.05.2022 N 935 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые позволят упростить и ускорить расчеты за поставленные товары (работы, услуги) при казначейском сопровождении контрактов в 2022 году
В соответствии с проектом оплату за уже поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по субконтрактам станет возможно получить сразу на расчетный счет в банке (без открытия лицевого счета в Федеральном казначействе). Поправки также позволят перечислять поставщикам строительных материалов и оборудования на банковские счета не только оплату за поставку, но и авансы по договорам и контрактам.

Также сообщается, в частности, что принятые новации в 2022 году освободят от казначейского сопровождения контракты, если их сумма не превышает 5 млн рублей.

<Информация> Минфина России от 25.05.2022 «Оплата за поставленные товары при казначейском сопровождении будет упрощена и ускорена»

Перейти к документу

Компании, отказавшиеся от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций иностранными государствами, не смогут участвовать в госзакупках
Правительством РФ в качестве одного из обязательных требований к поставщикам устанавливается отсутствие сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенных в указанный реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 года и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком после указанной даты.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ: нельзя оправдать некачественный ремонт по госконтракту ошибками в техзадании

В работах по ремонту автодороги выявили недостатки, но в срок их не устранили. Заказчик предложил расторгнуть контракт. Подрядчик отказал, так как все работы выполнили, однако заказчик их не принял и не оплатил. Стороны обратились в суд.

Экспертиза установила: качество ремонта соответствует контракту, но техзадание составили неверно. Недостатки возникли из-за того, что в последнем нет нужных допработ.

Первая инстанция поддержала заказчика.

Апелляция решила иначе — взыскала с заказчика оплату. Экспертиза не показала, что недостатки нельзя устранить, а претензии к качеству не освобождают от оплаты. Кроме того, срок контракта истек, поэтому расторгнуть его уже нельзя.

Кассация оставила в силе решение первой инстанции, поскольку:

  • если ремонт выполнили некачественно, значит контракт исполнили ненадлежащим образом;
  • подрядчик, как профессионал, знал, что нужны допработы, и понимал, что их нет в техзадании, но не сообщил об этом контрагенту и не приостановил ремонт;
  • на заказчика нельзя перекладывать ответственность за плохой результат из-за ошибок в техзадании. У него нет спецзнаний, он рассчитывал на профессионализм подрядчика.

ВС РФ не стал пересматривать дело

К подобному выводу приходил, в частности, АС Северо-Западного округа.

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2022 N 304-ЭС22-5594 по делу N А46-5417/2020

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

 

УФАС: условие о печати на требовании по независимой гарантии не всегда нарушает Закон N 44-ФЗ
По мнению заказчика, положение гарантии о печати на документах для выплаты незаконное, ведь его нет в доптребованиях к такому обеспечению. Из-за этого победителя признали уклонившимся.Победитель обжаловал решение, поскольку:

  • спорное положение не обязывало заказчика заверять документы, так как включало слова «вправе» и «при наличии»;
  • гарантия позволяла направить документы банку в том числе в электронном виде;
  • заказчик не сообщил о ее недостатках и тем самым не дал повторно предоставить обеспечение.

Контролеры его поддержали и отметили следующее:

  • по доптребованиям к независимой гарантии включать в нее спорное положение не нужно. В гарантии оно есть, но в виде необязательного условия;
  • заказчик не уведомил победителя о замечаниях к гарантии до того, как признал его уклонившимся, и не дал ее исправить;
  • обеспечение отвечало Закону N 44-ФЗ. Заказчику следовало его принять.

Отметим, в практике есть и другой подход. Так, Санкт-Петербургское УФАС признало, что условие о печати может помешать заказчику получить выплату, поэтому включать его в гарантию нельзя.

Решение Омского УФАС России от 05.05.2022 N 055/06/45-378/2022 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы