Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 11.04.2022 по 18.04.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеолекция: Правила проведения электронного аукциона по Закону № 44-ФЗ Процедура проведения электронного аукциона существенно изменилась. Лектор расскажет о новом порядке, о новых сроках подведения итогов и правилах заключения контракта. Особое внимание уделит объединению первой и второй частей заявок на участие в аукционе.

Содержание лекции:

Лектор: Лектор: Маковлева Екатерина Евгеньевна, руководитель направления дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик

Продолжительность лекции — 21:00 мин.

Видеолекция: Правила проведения электронного аукциона по Закону № 44-ФЗ

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Минфин разъяснил нюансы изменения сделок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие вопросы в закупках»
Среди прочего ведомство рассказало, какие особенности учитывать при корректировке госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств, на что обратить внимание региональным госзаказчикам при закупках у едпоставщика, когда можно менять договор по Закону N 223-ФЗ. Подробнее в обзоре.
Обзор: «Минфин разъяснил нюансы изменения сделок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие вопросы в закупках»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
Минфином даны разъяснения по вопросам исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ
Существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, могут быть изменены на основании решения Правительства РФ, органа госвласти субъекта РФ, местной администрации. Сообщается, что в таком решении может быть отражена необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
Разъяснены также вопросы, касающиеся: осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд; осуществления закупок лекарственных препаратов, медицинских изделий и средств реабилитации; возможности освобождения заказчиков от обязанности руководствоваться предельной ценой, определенной при нормировании закупок и пр.
Информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Заказчик по Закону N 223-ФЗ не заключил договор с единственным участником — суды не нашли нарушений
Конкурентную закупку признали несостоявшейся, поскольку только одна заявка отвечала ее условиям. Такое право предусмотрели в положении о закупке. Тендер объявили заново.
Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры его поддержали.
Суды трех инстанций заняли сторону заказчика:
— единственному участнику не с кем конкурировать, поскольку заявки других участников отклонили. Это позволяет ему удерживать цену на одном уровне, что увеличивает экономические издержки заказчика;
— права единственного участника не ограничили, так как он может участвовать в повторной закупке;
— факта отмены закупки или уклонения от заключения договора с победителем нет, поскольку по положению о закупке тендер признали несостоявшимся. Заказчик планировал провести его заново, чтобы обеспечить конкуренцию;
— по Закону N 223-ФЗ необязательно заключать договор с единственным участником;
— по итогам повторной закупки заказчику предложили более выгодную цену. Заявок было больше.
Отметим, недавно ВС РФ высказывал иное мнение.
Постановление АС Поволжского округа от 24.03.2022 по делу N А65-13702/2021

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Поволжского округа

ВС РФ разобрался, когда медленное исполнение госконтракта нельзя считать недобросовестным поведением
Контрагент оказывал услуги с отставанием от графика. Заказчик решил, что исполнить контракт в срок не получится, и расторг его в одностороннем порядке.
Контролеры не включили сведения в РНП: факт уклонения от исполнения контракта не доказали, общий срок по нему не нарушили.
Суды трех инстанций с ними согласились, поскольку исполнитель пытался выполнить обязательства, а именно:
вел переписку с заказчиком, а тот подтверждал факт оказания услуг, хотя и с отставанием от графика;
сообщал, какие работы проводили и каких специалистов привлекали;
заключил договоры подряда;
продолжал исполнять контракт, пока односторонний отказ не вступил в силу.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах суды также не выявили недобросовестного поведения.
Определение ВС РФ от 28.03.2022 N 302-ЭС22-1755

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Госконтракт не подписали из-за санкций — сведения не включили в РНП
Победитель закупки на поставку сыра не подписал контракт и не представил его обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся.
Контролеры не включили сведения в РНП, поскольку победитель:
получил письмо от производителя об удорожании продукции из-за санкций. Закупать продукцию в прежних объемах, но на новых условиях победитель не мог;
предоставил письма еще 14 производителей с информацией о том, что цены на товар повысили.
Аналогичную позицию занимают, в частности:
Тульское УФАС. Контролеры учли, что победитель представил пояснения и письма от производителей о приостановке поставок и удорожании товаров;
Коми УФАС. Антимонопольный орган принял во внимание среди прочего сходные пояснения победителя, его согласие заключить и исполнить контракт на иных условиях, переписку с заказчиком о согласовании обеспечительной гарантии.
Решение Свердловского УФАС России от 28.03.2022 N 066/06/104-1050/2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

УФАС: для оценки опыта в госзакупке нельзя устанавливать требование к минимальной цене договора
Чтобы оценить квалификацию участников конкурса по показателю «опыт», заказчик принимал исполненные договоры по предмету закупки, стоимостью каждого из них — не менее НМЦК.
Участник пожаловался, что такое условие ограничивает возможность получить максимальное количество баллов.
Контролеры с ним согласились: положение об оценке заявок не позволяет устанавливать требование к минимальной цене договоров для оценки опыта.
Сходную позицию занимают, в частности, Липецкое УФАС и Иркутское УФАС.
В практике есть и иное мнение.
Решение Пермского УФАС России от 22.03.2022

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы 

 

ЦБ РФ снизил ключевую ставку
С 11 апреля показатель равен 17%. Так, ЦБ РФ отметил: риски для финансовой стабильности все еще есть, но перестали нарастать. Это стало возможно в т.ч. благодаря мерам по контролю за движением капитала. Кроме того, идет устойчивый приток средств на депозиты.
Напомним, на предыдущем заседании регулятор оставил ставку без изменений — 20%. А до этого поднял с 9,5% до 20%.
Следующее заседание по ставке запланировали на 29 апреля.
Информация Банка России от 08.04.2022

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Договоры, заключенные в соответствии с Законом N 223-ФЗ, могут быть изменены по соглашению сторон
Если в положении о закупке установлено, что изменение условий договора по соглашению сторон не допускается, то заказчик вправе при необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение о закупке в указанной части.
Также сообщается об издании Директив представителям интересов РФ, касающихся принятия решений, обеспечивающих в связи с введением ограничительных мер: неприменение в 2022 году штрафных санкций за нарушения исполнения обязательств по договорам, изменение условий договора, если по независящим от сторон обстоятельств его исполнение без изменения условий невозможно.
Информационное письмо Минфина России от 11.04.2022 N 24-07-08/30988

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта сокращен до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке
В целях поддержки заказчиков и участников госзакупок внесены изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В частности:
закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;
расширяются возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
устанавливается запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
расширяется перечень заказчиков, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства РФ полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера;
предусматривается, что до 31 декабря 2022 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке, проекте контракта. Указанные положения не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Для участия субъектов МСП в конкурентных закупках предусмотрена возможность предоставить независимую гарантию
Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать установленным требованиям, в том числе: должна быть выдана гарантом, предусмотренным частью 1 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ; информация о ней должна быть включена в соответствующий реестр; независимая гарантия должна содержать ряд обязательных условий (в части срока уплаты гарантом денежной суммы по требованию заказчика (бенефициара); срока ее действия и пр.).
Установлена обязанность гаранта уплатить за каждый день просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии неустойку (пени) в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате по такой гарантии.
Правительство РФ уполномочено, в числе прочего, установить типовую форму независимой гарантии, форму требования об уплате денежной суммы по ней, дополнительные требования к независимой гарантии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 апреля 2023 года.
Установлены сроки приведения Положений о закупках в соответствие с новыми требованиями.
Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 млрд руб. до 100 млн руб. предлагается снизить минимальный размер инвестиций для заключения офсетного контракта на поставку товара для обеспечения госнужд субъектов РФ
В связи с этим предлагается ввести ограничение на совокупное количество товара, поставку которого поставщик осуществляет в качестве единственного поставщика (исполнителя) в течение календарного года, а также ответственность за его несоблюдение.
Документом, в числе прочего, устанавливается максимальный объем товара и (или) услуги, поставку и (или) оказание которых поставщик, с которым заключен контракт со встречными инвестиционными обязательствами, вправе осуществить в течение одного календарного года при исполнении контракта — такой объем не должен превышать 30% количества товара и (или) объема услуги, соответственно произведенного и (или) оказанной поставщиком (исполнителем) в течение календарного года.
Кроме этого, законопроектом для обеспечения нужд двух и более субъектов РФ предусмотрена возможность осуществления совместных закупок для заключения офсетных контрактов. В указанном случае минимальный объем инвестиций, подлежащих осуществлению поставщиком, с которым заключен такой контракт, предлагается установить на уровне четырехсот миллионов рублей.
Проект Федерального закона N 107527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 и 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»

Перейти к документу

Термин «иная личная заинтересованность» предлагается исключить из диспозиции статьи 200.4 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за злоупотребления в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд
Как отмечает законодатель, термин «иная личная заинтересованность» носит оценочный характер, и его содержание разъясняется в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», согласно которому «иная личная заинтересованность» представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Однако имеющиеся разъяснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений «иная личная заинтересованность» и «ложно понятые интересы службы». Таким образом, диспозиция статьи 200.4 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.
Проект Федерального закона N 106973-8 «О внесении изменения в статью 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Перейти к документу

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных и (или) муниципальных нужд в 2022 году и порядка их осуществления
Установлено, что по 31 декабря 2022 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Тюменской области, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного соответственно распоряжением Правительства Тюменской области, правовым актом администрации городского округа, муниципального района.
Распоряжение Правительства Тюменской области, правовой акт администрации городского округа, муниципального района подготавливаются в следующих случаях:
— протокол заседания Президиума Регионального штаба по обеспечению устойчивого развития экономики Тюменской области в условиях санкций содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд Тюменской области;
— протокол заседания Президиума Регионального штаба по обеспечению устойчивого развития экономики Тюменской области в условиях санкций содержит решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд Тюменской области, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
— закупка осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Тюменской области (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Тюменской области).
Постановление Правительства Тюменской области от 08.04.2022 N 212-п

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Определен порядок принятия решений об изменении существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года в целях обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Порядком определена процедура принятия решения об изменении существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года в целях обеспечения нужд автономного округа, если при его исполнении возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Изменение существенных условий контракта осуществляется при соблюдении в совокупности следующих условий, например: при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, и сохранение отношений между сторонами контракта наиболее соответствует их интересам; изменение допускается в отношении не исполненных на дату заключения соответствующего соглашения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту.
Утверждены перечень информации и документов, направляемых заказчиком для принятия решения об изменении существенных условий контракта в исполнительный орган государственной власти автономного округа, в ведении которого он находится, порядок их рассмотрения и принятия решения.
Уточнено, что для рассмотрения и оценки поступивших информации и документов, необходимости изменения существенных условий контрактов создаются межведомственные комиссии, которые принимают решения о согласовании изменения существенных условий контракта или об отказе в согласовании таких изменений, уведомляют о принятом решении заказчика.
Постановление Правительства ХМАО — Югры от 15.04.2022 N 153-п

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра