Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 04.04.2022 по 11.04.2022

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Планируют изменить порядок оплаты госконтрактов, правила установления их обеспечения и расчета НМЦК»
Правительство среди прочего предложило ускорить оплату по контрактам, временно не применять требование об обеспечении их исполнения, запретить использовать иностранную валюту при расчете НМЦК, уточнить процедурные сроки. Законопроект внесли в Госдуму. Подробнее в обзоре.
Обзор: «Планируют изменить порядок оплаты госконтрактов, правила установления их обеспечения и расчета НМЦК»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор:  «По Закону N 223-ФЗ хотят ограничить сроки оплаты договоров и оптимизировать строительные закупки»
В Госдуму внесли законопроект о мерах поддержки заказчиков и участников закупок в связи с санкциями. Среди прочего планируют ограничить сроки оплаты договоров, уточнить правила описания предмета закупки, закрепить возможность приобретать работы по строительству объекта «под ключ». Подробнее в обзоре.
Обзор: «По Закону N 223-ФЗ хотят ограничить сроки оплаты договоров и оптимизировать строительные закупки»
Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы
Предлагается установить запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта
В целях поддержки заказчиков и участников госзакупок вносятся изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В частности:
сокращается максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2022 г. до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
расширяются возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
устанавливается запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
расширяется перечень заказчиков, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства РФ полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера;
устанавливается возможность до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.
Проект Федерального закона N 99018-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Перейти к документу

С 30 марта госзаказчики устанавливают повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2022 году
В 2022 году получатели средств федерального бюджета должны закреплять в контрактах аванс в размере:
— от 50 до 90% суммы контракта (но не более ЛБО), если средства на финансовое обеспечение по нему подлежат казначейскому сопровождению;
— до 50% суммы контракта (но не более ЛБО) — если не подлежат такому сопровождению.
Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%.
Кроме того, аванс устанавливают и в контрактах на закупки товаров и услуг для федеральных нужд с запретом на него. Такой запрет приостановили до конца года.
Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных выше размеров в контрактах, которые заключили до дня вступления в силу поправок. Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности определения размера обеспечения контракта.
Правительство рекомендует учитывать новшества в том числе региональным и муниципальным заказчикам.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

По Закону N 223-ФЗ без согласия нельзя закупать иностранное ПО для объектов значимой инфраструктуры
С 31 марта заказчикам по Закону N 223-ФЗ (кроме организаций с муниципальным участием) запретили закупать без согласования с федеральным ведомством, которое определит Правительство РФ:
— иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ (далее — объекты КИИ);
— услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.
С 1 января 2025 года, в частности, эти заказчики не смогут также использовать импортное ПО на объектах КИИ.
Правительство РФ среди прочего определит правила согласования указанных закупок.
Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
-Нормативные документы

Предлагается урегулировать некоторые вопросы, касающиеся подготовки проектов решений о реализации бюджетных инвестиций в объекты капстроительства
В частности, предлагается установить требование осуществлять расчет планируемого размера обеспечения исполнения госконтракта, предметом которого является строительство (реконструкция) объекта капитального строительства (при необходимости установления такого размера).
Кроме того, в случае заключения контрактов, предметом которых является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, предлагается при принятии решений об осуществлении капвложений предусматривать условие о заключении соответствующего контракта («под ключ»).
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Перейти к документу

ВС РФ: ковид-ограничения в стране производителя оправдали просрочку по госконтракту
Поставщик сообщил заказчику, что не может поставить товар из-за ограничений в стране производителя. Заказчик отказался от исполнения контракта. Контролеры не включили сведения в РНП.
Суды трех инстанций поддержали их решение, поскольку поставщик:
— не исполнил обязательства в срок по независящим от него обстоятельствам;
предлагал заказчику приостановить действие контракта или расторгнуть его по соглашению сторон;
уведомил о возможности поставить товар к концу года.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Сходную позицию занимают, в частности, АС Восточно-Сибирского и Уральского округов.
Определение ВС РФ от 23.03.2022 N 301-ЭС22-1801

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Скорректирован порядок закупок Банка России
Определено, что извещение о проведении предварительной квалификации при необходимости может содержать требования об ознакомлении с условиями выполнения работ (оказания услуг) участниками предварительной квалификации по действующим договорам.
Предусмотрено, что закупка малого объема проводится при стоимости закупки менее 1 миллиона рублей. Ранее стоимость такой закупки должна была составлять менее 500 тысяч рублей.
Кроме этого, документом уточнен перечень регистрационных, учредительных, финансовых документов поставщика (подрядчика, исполнителя) и справочной информации, прилагаемых к заявке на аккредитацию.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Указание Банка России от 31.03.2022 N 6112-У

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Ответственность за нарушение страховщиком своих обязательств в рамках государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО должна определяться нормами Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Прокурор обратился с иском о признании недействительным государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО в части ответственности страховщика за несоблюдение сроков страховой выплаты, выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства, проведения восстановительного ремонта или направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате. Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое условие не соответствует положениям Закона об ОСАГО. К спорным правоотношениям применим именно данный Закон, так как он носит специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, в котором не учитываются специфика отношений в сфере страхования, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.04.2022 N Ф04-741/2022 по делу N А02-867/2021

Документ будет включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

В третьем чтении приняли поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Проект среди прочего касается требований к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.
Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ (пп. «б» п. 2 ст. 1 проекта на с. 2).
В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:
— не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок (пп. «б» п. 2 ст. 1 проекта на с. 3);
— не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (пп. «д» п. 2 ст. 1 проекта на с. 5).
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств (пп. «д» п. 2 ст. 1 проекта на с. 5).
Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму (пп. «д» п. 2 ст. 1 проекта на с. 5-7).
Большинство поправок заработает с 1 июля (п. 1 ст. 3 проекта на с. 9). Положения о закупках нужно будет привести в соответствие с ними до 1 октября (п. 4 ст. 3 проекта на с. 10).
Проект Федерального закона N 1116818-7

Перейти к документу

Поставщикам, не исполнившим свои обязательства по госконтрактам из-за санкций, рекомендуется представлять обосновывающие документы
Сообщается, что невозможность исполнения поставщиком контракта, возникшая вследствие введения санкций, является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в реестр, поставщику представляется целесообразным с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
Информационное письмо Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обновлен порядок проведения мониторинга заявок, представленных для рассмотрения комиссиям Минэкономразвития России по осуществлению закупок, на предмет выявления конфликта интересов
Предусмотрено, что мониторинг осуществляется в два этапа. Для проведения проверки на предмет наличия (отсутствия) конфликта интересов между участниками закупок и Министерством Министр, руководитель контрактной службы, члены Комиссий по осуществлению закупок представляют в Департамент управления делами и кадровой политики информацию по форме согласно приложению к указанному порядку.
Документом также утвержден порядок проведения проверки предполагаемого единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на соответствие требованиям положений Закона о контрактной системе.
Признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 6 октября 2016 г. N 638, ранее закреплявший особенности проведения мониторинга заявок, представленных комиссиям Минэкономразвития России.
Приказ Минэкономразвития России от 30.03.2022 N 163

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)