Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 01.12.2025 по 08.12.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Внесены изменения в порядок расчета платы за коммунальные услуги | В частности, уточнены коэффициенты при расчете размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, скорректирован порядок перерасчета объемов коммунального ресурса для доначисления размера платы за коммунальную услугу в случае несанкционированного подключения. | Постановление Правительства РФ от 25.11.2025 N 1871
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 г. устанавливается порядок формирования электронного паспорта многоквартирного дома, электронного паспорта жилого дома | Электронный паспорт многоквартирного дома включает в себя в числе прочего информацию о многоквартирном доме, входящих в его состав жилых помещениях, принадлежащих отдельным собственникам, нежилых помещениях и (или) машино-местах, являющихся неотъемлемой конструктивной частью многоквартирного дома.
Электронный паспорт жилого дома включает информацию, характеризующую и индивидуализирующую жилой дом. Приводятся формы указанных паспортов. Настоящий приказ действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу. |
Приказ Минстроя России от 20.11.2025 N 726/пр
Документ включен в информационный банк: |
|
| Дополнен состав информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, установлены сроки и периодичность ее размещения | Информация, предусмотренная изменениями, размещается в ГИС ЖКХ однократно.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 года и действует до 1 сентября 2030 года. |
Приказ Минстроя России от 20.11.2025 N 729/пр
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 г. устанавливается новый порядок осуществления государственного учета жилищного фонда | Государственный учет осуществляется в отношении объектов государственного учета жилищного фонда независимо от формы собственности. Государственный учет осуществляется со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, предусмотренного законодательством о градостроительной деятельности, либо со дня осуществления государственного кадастрового учета объектов государственного учета жилищного фонда, в отношении которых получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта не предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности.
Осуществление государственного учета жилищного фонда обеспечивается посредством размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства соответствующей информации. Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, регулирующее аналогичные правоотношения. Настоящее постановление действует до 1 марта 2032 г. |
Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1939
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 года вступают в силу изменения в акты Правительства РФ по вопросам пользования газом | Внесены поправки в:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода»; Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан; Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению. |
Постановление Правительства РФ от 29.11.2025 N 1967
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 года вступает в силу порядок предоставления информации об объекте государственного учета жилищного фонда, содержащейся в электронном паспорте многоквартирного или жилого дома | Утверждена форма информации об объекте государственного учета жилищного фонда, содержащейся в электронном паспорте многоквартирного дома или электронном паспорте жилого дома.
Реализован Федеральный закон от 24.06.2025 N 180-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 6 и 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». |
Приказ Минстроя России от 20.11.2025 N 727/пр
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 года устанавливаются перечень сведений, обязательных для отражения в отчете о деятельности по управлению многоквартирным домом, и форма такого отчета | Реализован Федеральный закон от 07.06.2025 N 125-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 19 и 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». | Приказ Минстроя России от 20.11.2025 N 728/пр
Документ включен в информационный банк: |
|
| Минстрой России изложил позицию по вопросу об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом | Сообщается, что на соответствующие уполномоченные органы возложена публичная обязанность образовать земельный участок как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения в многоквартирном доме.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. |
<Письмо> Минстроя России от 25.11.2025 N 72539-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
|
|
Даны разъяснения по вопросу расчетов между потребителями, управляющей организацией — исполнителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме Сообщается, в частности, что жилищное законодательство прямо регулирует порядок расчетов: в части оплаты стоимости коммунального ресурса, потребленного в целях предоставления коммунальной услуги, — путем внесения платы в управляющую организацию (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) или в ресурсоснабжающую организацию (при соблюдении условий, указанных в части 6 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации») с соблюдением положений пункта 27 правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее — Правила N 124); в части оплаты стоимости КР СОИ — путем внесения потребителями платы за КР СОИ в управляющую организацию (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) с последующим перечислением стоимости КР СОИ в ресурсоснабжающую организацию с соблюдением условий, предусмотренных Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 253 (далее — Требования N 253). При этом в соответствии с пунктом 3 Требований N 253 допускается их неприменение к расчетам за КР СОИ, если это определено условиями договора ресурсоснабжения; обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса определяются с учетом положений пунктов 21 и 22 Правил N 124; при проведении расчетов за коммунальные ресурсы с соблюдением Требований N 253 или путем направления средств потребителей за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию стороны договора ресурсоснабжения должны руководствоваться положениями пунктов 25 и 27 Правил N 124. Таким образом, в случае если управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, основания для определения отрицательного объема КР СОИ в отношениях между управляющей и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют. При этом обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией за расчетный период не могут превышать стоимость объема коммунального ресурса, поставленного в МКД согласно показаниям ОДПУ. В случае поступления ресурсоснабжающей организации средств потребителей в объеме, превышающем стоимость коммунального ресурса, определенного ОДПУ, излишки денежных средств принадлежат управляющей организации, которая вправе распорядиться ими. Объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, размер обязательств управляющей организации — как исполненных (в том числе путем внесения оплаты коммунальной услуги потребителями в пользу ресурсоснабжающей организации), так и неисполненных — фиксируются актами поставки коммунального ресурса в МКД и актами сверки расчетов по договору ресурсоснабжения. |
<Письмо> Минстроя России от 25.11.2025 N 72304-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Даны разъяснения по вопросу предоставления информации об объемах (количестве) потребляемых коммунальных ресурсов в многоквартирном доме Сообщается, в частности, что управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды. Исполнитель коммунальных услуг не обязан предоставлять потребителю информацию об объемах потребления коммунальных ресурсов в отдельных помещениях многоквартирного дома, при этом обязан предоставить информацию о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. В свою очередь, если потребителя интересует объем потребления в других помещениях, такую информацию он вправе запросить у иных собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем в случае если собственник помещения в многоквартирном доме не желает сообщать соседям сведения об объеме потребления коммунальной услуги в принадлежащем ему помещении в многоквартирном доме, исполнитель коммунальной услуги также не имеет права передавать такие сведения другим собственникам помещений в многоквартирном доме. |
<Письмо> Минстроя России от 27.11.2025 N 33525-ОГ/00
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Внесены изменения в Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину В частности, уточнены расходы на выполнение газораспределительными организациями (далее — ГРО) некоторых мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, уточнен перечень материалов, представляемых ГРО регулирующему органу для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту, скорректирован порядок расчета размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение, в новой редакции изложена таблица «Состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, предусмотренный пунктом 26(20) Основных положений, в случаях осуществления технологического присоединения газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту». |
Приказ ФАС России от 03.09.2025 N 694/25
Документ включен в информационный банк: |
||
| ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ | |||
| «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок и формулы для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций энергопринимающих устройств заявителей на 2026 год»
В частности, стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю составляет 2 651,36 руб. (без НДС) за одно присоединение. Стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на выдачу уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям заявителям, указанным в абз. 6 п. 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 30.06.2022 N 490/22, составляет 1 300,63 руб. (без НДС) за одно присоединение. Кроме того, установлен размер выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям территориальных сетевых организаций энергопринимающих устройств заявителей. |
Приказ Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 28.11.2025 N 168-т
Документ включен в информационный банк: |
||
| «Об утверждении льготных ставок за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности при технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2026 год»
В частности, льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности при технологическом присоединении объектов микрогенерации (за исключением случаев подачи заявки заявителем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях одновременного присоединения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации), в том числе при одновременном технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей — физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и объектов микрогенерации, а также энергопринимающих устройств заявителей — физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, устанавливаемая в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению, при присоединении энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (Рнесоц, руб./кВт), установлена в размере 6 522,09 рубля (с учетом НДС) за каждый кВт запрашиваемой максимальной мощности. Приказ вступает в силу с 01.01.2026. |
Приказ Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 28.11.2025 N 169-т
Документ включен в информационный банк: |
||
