Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 01.12.2025 по 08.12.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Видеосеминар: Утверждение реабилитационного плана без согласия кредиторов и должника | Каким образом законодательство защищает права должника перед кредиторами? Как не допустить злоупотребление правом в делах о банкротстве? В каких случаях суды имеют возможность принять план реабилитации должника?
Лектор: Зайцев Олег Романович, председатель Банкротного клуба, доцент Российской школы частного права, к.ю.н. Продолжительность лекции – 19:00 мин. |
Видеосеминар: Утверждение реабилитационного плана без согласия кредиторов и должника
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля |
|
|
Конституционный Суд подтвердил обязанность соответствующего публично-правового образования возместить собственнику убытки или выкупить земельный участок, в отношении которого установлена зона охраны объекта культурного наследия, ввиду невозможности его использования в соответствии с видом разрешенного использования Не противоречащей Конституции РФ признана часть 23 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не предполагает освобождения соответствующих публично-правовых образований от обязанности возместить собственнику земельного участка убытки, возникшие в связи с установлением до дня официального опубликования данного федерального закона зон охраны объекта культурного наследия (границ таких зон), препятствующим использованию этого земельного участка в соответствии с видом его первоначального разрешенного использования, либо — если такое использование становится невозможным — от обязанности выкупить такой земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, не являющиеся самовольными постройками. Конституционный Суд, в частности, указал, что установление, изменение зон охраны объектов культурного наследия регионального значения выступают проявлением воли непосредственно публично-правового образования в лице его уполномоченных органов, реализуемой не в интересах конкретных юридических или физических лиц, а исходя из конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из этого следует, что именно на данном субъекте РФ в лице уполномоченного органа лежит обязанность по возмещению убытков, возникающих в качестве последствий принятия таких решений, вторгающихся помимо воли частного собственника в его правомочия по владению и пользованию своим имуществом. Такая обязанность служит одновременно экономическим стимулом для взвешенного и разумного подхода при определении указанным органом границ зон охраны и перечня действующих в них ограничений градостроительного и земельного порядка исходя из разумного баланса интересов социально-экономического развития, технического прогресса, поддержания сложившегося уклада проживания на определенной территории и связанных с этим прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия — с другой. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2025 N 42-П
Документ включен в информационный банк: |
||
| Обязательная передача сведений о маркировке радиоэлектроники начнется с 1 мая 2026 года | Правительство утвердило правила маркировки радиоэлектронной продукции.
Требования распространяются на товары с подходящими кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2:
Регистрация в системе «Честный знак» стартует 1 марта 2026 года. Тем, кто на 28 февраля будет участником эксперимента по маркировке, повторно не надо подключаться к системе. При этом им по 30 апреля следует проверить ранее внесенные сведения и, если нужно, обновить их. Участникам оборота товаров предстоит:
Немаркированную продукцию, которую введут в оборот по 30 апреля, можно продавать по 30 ноября 2026 года. |
Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1954
Документ включен в информационный банк: |
|
| Госпошлины: какие основные новшества вступят в силу с 1 января и с 1 сентября 2026 года | С января заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) пошлины разрешат подавать через Госуслуги в любых ситуациях. То же касается региональных госуслуг и других порталов с интеграцией в ЕСИА. Пока такой вариант отправки допустим, если заявитель обращался за юридически значимым действием и оплачивал его аналогичным способом.
Лицензия на закупку, хранение и поставки алкоголя станет стоить 1,5 млн руб. Во столько же обойдется переоформление разрешения при появлении новых мест деятельности. Сейчас лицензия стоит 800 тыс. руб., а платежа за увеличение количества точек работы нет. В 10 раз вырастут многие госпошлины в сфере гражданской авиации. Так, за госрегистрацию воздушного судна (кроме легкого) в отраслевом реестре придется заплатить 50 тыс. руб. Аналогичной станет плата за выдачу свидетельства о праве собственности на судно, кроме легкого и сверхлегкого. С сентября, если судебный акт надо исполнить немедленно или в порядке отсрочки (рассрочки), ответчик должен внести госпошлину в течение срока на исполнение. Речь идет о случае, когда суд принял решение не в пользу ответчика, а истец освобожден от платежа. Пока его нужно перечислить не позже 10 рабочих дней с даты, когда судебный акт вступил в силу. Порядок исполнения не важен. Есть и другие поправки. Среди них – повышение основной ставки НДС. Подробнее о многих изменениях в нашем обзоре. |
Федеральный закон от 28.11.2025 N 425-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 г. устанавливается порядок подтверждения характеристик драгоценных металлов требованиям документов по стандартизации | Подтверждение характеристик драгоценных металлов включает в том числе следующие этапы: проверка общей (лигатурной) массы партии продукции, веществ, материалов, содержащих драгоценные металлы; отбор проб или образцов драгоценных металлов; проведение количественного химического анализа отобранных проб и образцов драгоценных металлов.
Основанием для проведения подтверждения характеристик драгоценных металлов и отбора проб и образцов является обращение юридического лица или индивидуального предпринимателя и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в адрес территориального органа Федеральной пробирной палаты, уполномоченного на проведение исследований и экспертиз, или аккредитованного юридического лица, аккредитованного индивидуального предпринимателя о проведении подтверждения характеристик драгоценных металлов. Для целей подтверждения характеристик драгоценных металлов Федеральной пробирной палатой, а также аккредитованными юридическими лицами, аккредитованными индивидуальными предпринимателями устанавливаются проба драгоценного металла, масса драгоценного металла (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы), а также физические свойства партии драгоценных металлов (цвет, сыпучесть, гранулометрический состав, влажность). В приложении приводится перечень документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора проб и образцов драгоценных металлов. Настоящий приказ действует до 1 марта 2032 г. |
Приказ Минфина России от 17.11.2025 N 165н Документ включен в информационный банк: |
|
| Утвержден Порядок проведения экспертизы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов | Порядок определяет процедуру проведения территориальными органами Федеральной пробирной палаты экспертизы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов.
При проведении экспертизы изделий определяются пробы, подлинность оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также принадлежность именников. Закреплены основания для проведения экспертизы изделий. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 года и действует до 1 марта 2032 года. |
Приказ Федеральной пробирной палаты от 24.11.2025 N 189н
Документ включен в информационный банк: |
|
| Утверждены нормы отбора проб на опробование и анализ ювелирных и других изделий из драгоценных металлов | Приказ вступает в силу с 1 марта 2026 года и действует до 1 сентября 2028 года. | Приказ Федеральной пробирной палаты от 25.11.2025 N 195н
Документ включен в информационный банк: |
|
| Правила ограничения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ предложено изменить – проект внесен в Госдуму | Заявление компании об ограничении или возобновлении доступа к сведениям о ней в ЕГРЮЛ сможет подписать тот, кто вправе быть заявителем при госрегистрации юрлица. Сейчас документ заверяет только тот, кто вправе действовать от имени компании без доверенности.
Если причины для ограничения доступа отпадут, ФНС сама возобновит его. Она сделает это не ранее чем через 3 месяца с даты, когда уведомит компанию о предстоящей разблокировке. Пока у ФНС такого права нет. Это мешает другим юрлицам и ИП проявлять должную осмотрительность и т.д. Закрытую информацию о компаниях смогут получать в том числе их представители. Для этого нужно будет представить нотариальную доверенность с полномочиями принимать данные сведения. Также подойдет ее копия, которую заверил нотариус. Изменения могут вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона. 💡 Напомним, случаи, когда юрлицо может ограничить доступ к сведениям о себе в ЕГРЮЛ, устанавливает правительство. |
Проект Федерального закона N 1081963-8
Документ включен в информационный банк: |
|
| Взыскание убытков, связанных с уплатой брокером штрафа по заключенной во исполнение договора об оказании брокерских услуг сделке по поставке товара
Общество (брокер) в рамках договора об оказании брокерских услуг заключило на торгах с компанией (поставщиком) договор на поставку нефтепродуктов. Ввиду того, что торговый дом (клиент) не возместил обществу расходы по уплате штрафа за задержку возврата вагонов-цистерн третьему лицу по договору поставки нефтепродуктов, общество обратилось к торговому дому с иском о взыскании убытков за сверхнормативный простой вагонов-цистерн. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.11.2025 N Ф04-3639/2025 по делу N А46-20585/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
| Взыскание убытков в размере невыплаченных процентов по еврооблигациям и обязание произвести обмен ценных бумаг
Истец (гражданин Российской Федерации) обратился с иском о взыскании убытков, причиненных невыплатой процентов по еврооблигациям, и обязании ответчика как гаранта по облигациям, выпущенным иностранной компанией, произвести обмен принадлежащих истцу еврооблигаций на бездокументарные процентные неконвертируемые облигации. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2025 N Ф04-2652/2025 по делу N А81-8428/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
| Признание незаконными актов антимонопольного органа, признавшего организатора торгов нарушившим антимонопольное законодательство при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи муниципального земельного участка
Единственный участник аукциона, с которым был заключен договор купли-продажи земельного участка, обратился с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, посчитавшего, что сельская администрация как организатор аукциона выбрала неверный способ реализации земельного участка, что привело к ограничению конкуренции при проведении аукциона. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.11.2025 N Ф04-3873/2025 по делу N А02-624/2025
Документ включен в информационный банк: |
||
| УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ | |||
|
Конституционный Суд установил, в каких случаях переписка с госорганами посредством сети «Интернет» не может быть признана клеветой, совершенной публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей Часть вторая статьи 128.1 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает оценки переписки с органами публичной власти, должностными лицами и организациями, осуществляющими публично значимые функции, через официальные средства коммуникации с ними в сети «Интернет» (при которой использование данной сети является лишь способом направления обращения в письменной форме, не предполагающим доступности его содержания широкому (неопределенному) кругу лиц) в качестве публичного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, дающего основания для квалификации данного деяния по этой части названной статьи. Конституционным Судом отмечено, что часть вторая статьи 128.1 УК РФ усиливает ответственность за клевету, совершенную публично, в том числе через сеть «Интернет». Соответственно, использование для совершения клеветы информационно-телекоммуникационных сетей является квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного указанной нормой, в тех случаях, когда у распространяющего сведения лица имеется осознанное намерение адресовать их именно таким образом или сделать доступными широкому (неопределенному) кругу лиц. Если же органы публичной власти для информационного взаимодействия с гражданами обеспечивают возможность подачи им обращения через официальные интернет-сайты или иным аналогичным образом, то обязанность исключить доступ неопределенного круга лиц к таким обращениям возлагается на эти органы. Конституционный Суд также неоднократно подчеркивал, что само по себе обращение в орган публичной власти — даже с учетом потенциально возможного риска причинения вреда правам и свободам лиц, с которыми связана содержащаяся в обращении информация, — не может рассматриваться как неправомерное распространение (разглашение) этой информации. Тем самым правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятные правовые последствия, тем более в форме уголовной ответственности. Однако выход за установленные федеральным законодателем рамки не исключает введения ограничений в этой сфере, связанных в том числе с привлечением к ответственности. Кроме того, следует различать сообщение, содержащее порочащие сведения, направленное через информационно-телекоммуникационные сети осуществляющим публично значимые функции субъектам, когда такой способ коммуникации специально предназначен для официального персонифицированного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, от обращений к тем же субъектам посредством использования иных способов коммуникации, прямо не предназначенных для подачи конкретных обращений, когда сообщенные сведения изначально становятся доступными широкому (неопределенному) кругу лиц (блоги, форумы, каналы, интернет-страницы и т.п.). Соответственно, прямо предусмотренная возможность направления гражданином обращения в органы публичной власти в форме электронного документа посредством информационно-телекоммуникационных сетей как предполагающая переписку только с конкретным адресатом (даже если такой адресат не является единственным), обязанным сохранять конфиденциальность получаемых сведений, не обусловливает (не предполагает) квалификации такого обращения в качестве публичного распространения информации и не должна приводить к усилению уголовной ответственности за клевету. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2025 N 43-П
Документ включен в информационный банк: |
||
