Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.11.2025 по 01.12.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Видеосеминар: Кейсы для юристов:
Как искать судебные акты по тексту с помощью расширенного поиска |
Из видеоролика вы узнаете, как с помощью расширенного поиска тонко настроить поиск по тексту и названию документа и получить наиболее точный список подходящих судебных актов.
Продолжительность лекции — 3 минуты. Вариант поиска: На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.
|
Видеосеминар: Кейсы для юристов:
Как искать судебные акты по тексту с помощью расширенного поиска
|
|
| Какие важные изменения ждут юриста в декабре 2025 года | Утилизационный сбор на некоторые легковые автомобили вырастет.
Перед вводом в оборот ряда гигиенических и прочих товаров надо начать их цифровую маркировку. Станет проще оформлять банковскую гарантию перед таможней. Об этих и других изменениях читайте в обзоре.
|
Обзор: «Какие важные изменения ждут юриста в декабре 2025 года»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Основные изменения законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2026 году
|
В частности:
С 13 января вводятся дополнительные основания для отказа импортерам упакованной воды, парфюмерии, шин, обуви во вводе продукции в оборот. С 4 января изменены нормы о компенсации за нарушение исключительного права. С 1 января применяется новый перечень ПО для обязательной предустановки на смартфоны и другие гаджеты Об этих и других предстоящих изменениях читайте в новом обзоре.
|
Обзор: «Основные изменения законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2026 году»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Основные изменения в трудовом законодательстве в 2026 году» |
О предстоящих изменениях в сфере трудового законодательства в 2026 году специалистам расскажет новый обзор в системе КонсультантПлюс. В частности:
|
Обзор: «Основные изменения в трудовом законодательстве в 2026 году»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Запрос выписки из реестра транспортных средств в ряде случаев станет платным с 1 января 2026 года |
Чтобы физлицу, ИП или организации через Госуслуги запросить сокращенную выписку, нужно будет отдать 200 руб. Обращение через этот портал за расширенным вариантом или документом по владельцу останется бесплатным.
Если нужна бумажная выписка, то платеж будет зависеть от ее вида:
Отсутствие в госреестре ТС сведений или законный отказ в их предоставлении – не основание потребовать возврата денег. Заработают и другие изменения. Напомним, сокращенную выписку выдают любым заявителям, а расширенную и по владельцу – лицам из спецперечня. Среди последних есть владелец ТС, данные о котором запрашивают. Начало действия документа — 01.01.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 20.11.2025 N 1840 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1874»
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Президент подписал закон о повышении ставки НДС, пересмотре порога доходов по УСН и других поправках |
Поправки приняли в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Среди основных новшеств такие:
Многие изменения заработают уже 1 января 2026 года (ст. 25 закона). Подробнее об основных моментах закона см. обзор.
|
Федеральный закон от 28.11.2025 N 425-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
| Минцифры: в мессенджере MAX теперь можно получить доступ к сведениям на Госуслугах о своем паспорте |
27 ноября 2025 года ведомство сообщило, что в национальном мессенджере можно посмотреть свои паспортные данные, отправить полис ОМС, а также скопировать СНИЛС или ИНН. С согласия пользователя информация подтянется с Госуслуг. Юридической значимости у нее нет. Для подключения функции нужно:
Чтобы применять сведения о документах как юридически значимый аналог оригиналов (для подтверждения возраста и пр.), нужно пройти идентификацию по биометрии, загранпаспорту нового образца или водительским правам. Затем появится QR-код, который смогут отсканировать сотрудники организаций, которые подключились к проекту. Пользоваться этими опциями необязательно.
|
Информация Минцифры России от 27.11.2025
|
|
| Право снимать копии с материалов дела об АП предложено закрепить в КоАП РФ – проект внесен в Госдуму |
Планируют уточнить, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, может среди прочего знакомиться с аудио- и видеозаписями, делать выписки из материалов дела, снимать с них копии за свой счет. Те же права получат потерпевший, защитник и представитель.
Сейчас по КоАП РФ указанные лица могут только знакомиться с материалами дела. Если проект станет законом, изменения вступят в силу через 10 календарных дней после его опубликования.
|
Проект Федерального закона N 1077246-8
|
|
| Предлагается установить административную ответственность за нарушение правил миграционного учета и регистрационного учета при предоставлении услуг средств размещения, классифицированных в соответствии с законодательством РФ о туристской деятельности | Установлено, что нарушение юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, срока представления в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и уведомления о его убытии, но не более чем на один рабочий день, влечет наложение административного штрафа в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В случае повторного нарушения минимальный и максимальный размеры штрафов удваиваются. Нарушение указанного срока на два и более рабочих дня повлечет наложение административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Если нарушение допущено в отношении двух и более иностранных граждан, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности. Нарушение юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при предоставлении услуг средств размещения, срока представления информации о регистрации и снятии с регистрационного учета гражданина РФ по месту пребывания, но не более чем на один рабочий день, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. При повторном нарушении размер штрафа составит от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Нарушение указанного срока на два и более рабочих дня влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в г. Москве и г. Санкт-Петербурге предусмотрены повышенные размеры штрафов за нарушение правил регистрационного учета.
|
Проект Федерального закона N 1082661-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» |
|
| С 9 декабря 2025 года расширяется тарифный коридор по ОСАГО | Тарифный коридор расширяется в обе стороны для всех видов транспорта.
Также обновлены значения территориального коэффициента (КТ). Со дня вступления в силу настоящего Указания утратит силу аналогичное Указание Банка России от 08.12.2021 N 6007-У. Начало действия документа — 09.12.2025 (за исключением отдельных положений).
|
Указание Банка России от 09.10.2025 N 7204-У
Документ включен в информационный банк: |
|
| Пожарная безопасность: требования к огнестойкости зданий дополнены | МЧС обновило СП 2.13130.2020 об огнестойкости объектов защиты. Изменение N 2 вступит в силу 1 января 2026 года.
Появится раздел по кровлям. В нем указали допустимые площади кровли без гравийного слоя и участков кровли, разделенных противопожарными поясами, а также характеристики верхнего и нижнего слоев противопожарного пояса. Уточнили требования:
Дополнили правила проектирования детсадов, больниц и поликлиник. Ряд учреждений для детей и лечебных организаций запретили размещать в общественных зданиях из деревянных конструкций. В приложения к своду правил включили графические материалы. В них отразили:
Начало действия документа — 01.01.2026. Изменение N 2, утвержденное данным документом, вводится в действие с 1 января 2026 года.
|
Приказ МЧС России от 06.11.2025 N 999 «Об утверждении изменения N 2 к своду правил СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденному приказом МЧС России от 12 марта 2020 г. N 151″
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 марта 2026 года дополняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации | Поправки предусматривают дополнение наименования продукции, относящейся к гражданскому оружию, экспортными моделями.
Реализован Федеральный закон от 07.07.2025 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Начало действия документа — 01.03.2026. |
Постановление Правительства РФ от 27.11.2025 N 1891
Документ включен в информационный банк:
|
|
| С 1 декабря 2025 года устанавливается формат заявления о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи, направляемого посредством ЕПГУ
|
Реализован Федеральный закон от 07.06.2025 N 137-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Начало действия документа — 01.12.2025. |
Приказ ФССП России от 12.11.2025 N 605
Документ включен в информационный банк: |
|
| ГОСТы для производства строительной, пищевой и детской продукции заработают 1 декабря |
Впервые появится ГОСТ Р 72095-2025 о требованиях к качеству бесшовных резиновых покрытий, которые применяют на уличных спортивных площадках общего назначения, беговых и пешеходных дорожках.
ГОСТы ISO 9969-2025 и ISO 13968-2025 помогут определить кольцевые жесткость и гибкость труб из термопластов. Их введут впервые. ГОСТ 21205-2024 заработает вместо действующего стандарта с техусловиями на винную кислоту для производства пищевых продуктов. Впервые появится ГОСТ 35232-2024 о требованиях к пластмассовым изделиям для ухода за детьми – посуде, клеенкам, сиденьям, средствам для кормления и др. ГОСТ 35233-2024, который тоже введут впервые, содержит классификацию школьно-письменных принадлежностей. Он пригодится при разработке и производстве товаров, а также при ведении торговли. К стандартам по безопасности машин добавили ГОСТы ISO 14118-2023 о встроенных средствах защиты от непреднамеренного пуска, ISO 14119-2023, ЕН 1088-2002 о разработке и выборе блокировочных устройств для защитных ограждений. Последний появится впервые. ГОСТ 8995-2025 заменит действующий стандарт о классификации и эксплуатации шариковых радиально-упорных однорядных подшипников качения с полукольцами.
|
Лента новостей КонсультантПлюс для специалиста по НТА от 26.11.2025
|
|
| С 1 декабря 2025 года вступает в силу порядок направления органом, уполномоченным вести государственный реестр профессиональных коллекторских организаций, запроса операторам связи, оказывающим услуги телефонной связи, и представления операторами связи в данный орган информации по указанному запросу
|
Направление запроса, предусмотренного частью 11 статьи 19.2 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, осуществляется оператору связи, оказывающему услуги телефонной связи и с которым у физического лица, указанного в части 1 статьи 19.2 данного Закона, заключен действующий на дату инициирования телефонного вызова и (или) направления сообщения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4 данного Закона, договор об оказании услуг телефонной связи.
Реализован Федеральный закон от 07.06.2025 N 137-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий приказ действует 6 лет.
|
Приказ Минюста России от 26.11.2025 N 307
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 декабря 2025 года вступает в силу порядок направления уполномоченным органом запросов кредитору в целях проверки сведений, содержащихся в заявлении о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи и представления в указанный орган кредитором информации и (или) документов
Порядок установлен в целях реализации Федерального закона от 07.06.2025 N 137-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий приказ действует 6 лет.
|
Приказ Минюста России от 26.11.2025 N 308
Документ включен в информационный банк: |
||
| Коллекторская деятельность: определены документы для подтверждения наличия нужного оборудования и ПО |
Перечень документов вступит в силу с 1 декабря 2025 года. В нем обозначили:
Ранее сходный список действовал до 31 августа 2024 года включительно. Начало действия документа — 01.12.2025. Срок действия документа ограничен 1 декабря 2031 года.
|
Приказ Минюста России от 20.11.2025 N 296 «Об определении перечня документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям к оборудованию и программному обеспечению»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Длящиеся договоры и поправки, связанные с введением НДС: КС РФ об изменении цены договора |
На момент заключения договора о передаче права на использование иностранных программ для ЭВМ на 2020, 2021 и 2022 годы эти операции не облагали НДС. Это указали в договоре. С 1 января 2021 года ввели НДС для операций по передаче исключительных прав на ПО, которого нет в реестре. Поставщик включил НДС в вознаграждение за 2021 год. Покупатель с этим не согласился, так как не мог принять налог к вычету. Он оспорил конституционность п. п. 1 и 2 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ и норму Закона N 265-ФЗ от 31 июля 2020 года, которой изменили пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. КС РФ признал эти нормы в их взаимосвязи неконституционными. Они допускают взыскание с покупателя (без права на вычет НДС) дополнительной суммы как компенсации последствий изменения НК РФ. Суд постановил устранить этот пробел. До внесения изменений, если стороны не договорились изменить цену длящегося договора (расторгнуть его):
|
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
|
| Мошенничество с квартирами на вторичке: Госдума планирует защитить добросовестных контрагентов |
Председатель Госдумы обратил внимание на случаи, когда продавец жилья после получения денег не передает его покупателю. Часто продавец (в основном пожилой гражданин) заявляет, что совершил сделку по указанию мошенников и отдал им эти средства. В итоге добросовестный покупатель остается не только без данной недвижимости, но и без денег.
В последнее время таких ситуаций стало больше. Депутаты уже обсуждают варианты решения проблемы. Одно из предложений – ввести 7-дневный период «охлаждения». В течение этого времени продавец сможет принять взвешенное решение о сделке, а деньги покупателя будут на спецсчете. Их не получится перевести или обналичить до окончания процедуры купли-продажи.
|
Информация Госдумы от 28.11.2025
|
|
| Внесены изменения в порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов | В частности, уточнены: периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории высокого риска; порядок отнесения объекта государственного контроля к категории риска; порядок принятия решения об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований; основания и порядок проведения профилактических визитов, а также периодичность их проведения; закреплена возможность проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор»; скорректирован порядок досудебного обжалования, а также рассмотрения жалоб контролируемого лица.
Кроме того, в новой редакции изложены показатели риска, присваиваемые для производства биомедицинских клеточных продуктов. Начало действия документа — 02.12.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 22.11.2025 N 1865 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1062»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Даны разъяснения по вопросу ведения общего журнала работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства в части порядка заполнения и полномочий участников строительного процесса | Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 10 Порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, утвержденного Приказом Минстроя России от 2 декабря 2022 г. N 1026/пр, раздел 3 общего журнала «Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, в день выполнения указанных работ.
Субподрядчик не является лицом, осуществляющим строительство, соответственно он не вправе заполнять раздел 3 общего журнала. Ответственным за заполнение общего журнала является назначенный руководитель работ на объекте, которого выбирает компания-подрядчик, которая отвечает за возведение здания по проекту и контролирует ход ведения строительства.
|
<Письмо> Минстроя России от 27.10.2025 N 29875-ОГ/08 <О порядке ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства>
Документ включен в информационный банк: |
|
| Внесены изменения в Правила маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции | В частности, предусмотрено, что с 1 марта 2026 года оператор отказывает в приеме документов (заявлений, уведомлений) или во внесении в информационную систему мониторинга сведений, представляемых участниками оборота, в случае если представленные документы о реализации (продаже) табачной продукции, указанной в разделе II приложения к указанным правилам, содержат сведения о цене табачной продукции ниже минимальной цены, определенной Минсельхозом России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.08.2025 N 1282, или в информационной системе мониторинга отсутствуют сведения, необходимые для определения минимальной цены на такую табачную продукцию.
Установлено, что право на освобождение от уплаты суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании кодов маркировки без представления банковской гарантии имеет производитель никотинсодержащей продукции, при производстве которой использовалось никотиновое сырье, представивший обязательство, содержащее сведения об объеме никотинового сырья, приходящегося на объем никотинсодержащей продукции, для маркировки которой испрашиваются коды маркировки, приобретенного в налоговых периодах, наступивших после 1 января 2025 г. (исходя из максимально разрешенной концентрации никотина в жидкости для электронных систем доставки никотина, составляющей 20 мг/мл), по которому уплачен акциз в бюджет. Закреплены условия, при соответствии которым импортеры табачной и (или) никотинсодержащей продукции имеют право на освобождение от представления обеспечения импортера.
|
Постановление Правительства РФ от 20.11.2025 N 1848 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Внесены уточнения в перечень табачной (никотинсодержащей) продукции, в отношении которой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.04.2021 N 44 принято решение о нецелесообразности введения маркировки средствами идентификации в рамках ЕАЭС | Из данного перечня исключены позиции с кодами 2404 11 000, 2404 12 000, 2404 19 000 ТН ВЭД ЕАЭС, включена позиция 2404 ТН ВЭД ЕАЭС «Продукция, содержащая табак, восстановленный табак, никотин, или заменители табака или никотина, предназначенная для вдыхания без горения; прочая продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека».
При этом государства — члены ЕАЭС вводят маркировку средствами идентификации табачной (никотинсодержащей) продукции, включенной в перечень, в соответствии со своим законодательством. Начало действия документа — 06.12.2025. В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты официального опубликования (опубликован на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org/ — 26.11.2025).
|
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 26.11.2025 N 92 «О внесении изменений в перечень табачной (никотинсодержащей) продукции»
Документ включен в информационный банк: |
|
| С 1 февраля 2026 года расширяется перечень отдельных видов технических средств реабилитации, подлежащих маркировке средствами идентификации | В перечень включены позиции, имеющие коды вида медицинского изделия 209980, 255030, 155640.
Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 31.05.2024 N 744 и в Правила маркировки отдельных видов технических средств реабилитации средствами идентификации. Начало действия документа — 01.02.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 21.11.2025 N 1855
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Скорректированы Правила маркировки пищевой продукции для питания спортсменов средствами идентификации | Уточнено, что обязанность по представлению в информационную систему мониторинга предусмотренных правилами сведений при поставке маркированных товаров в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», может быть исполнена участниками оборота товаров посредством представления указанных сведений в порядке, предусмотренном пунктом 22 или 23 правил, либо посредством представления документов о приемке, предусмотренных частью 13 статьи 94 указанного федерального закона, в единую информационную систему в сфере закупок.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
|
Постановление Правительства РФ от 21.11.2025 N 1860
Документ включен в информационный банк: |
|
| Маркировка икры: обновятся правила подачи отчетов о нанесении средств идентификации |
Предоплаченные коды маркировки на икру осетровых и лососевых (красную) станут бессрочными. Поправки вступят в силу 1 марта 2026 года.
Сейчас у участников, которые сами маркируют товар, есть 30 календарных дней с момента выдачи кодов, чтобы нанести их на продукцию и подать об этом отчет (независимо от способа оплаты), иначе коды аннулируют. С весны срок для этого не будет ограничиваться в случае, если хозсубъект оплатит коды до того, как их предоставит оператор системы. Отчет надо будет направить до подачи уведомления о вводе товаров в оборот. Указали также, в течение какого времени надо отчитаться по кодам, которые наносит сервис-провайдер, – 365 календарных дней со дня их получения (сейчас срок не оговаривается). Если данные коды тоже оплатят до выдачи, срок передачи информации об их использовании не будет зависеть от указанного. Начало действия документа — 01.03.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1802 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 г. N 2028»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Дополнены основания для отказа в выдаче кодов маркировки участнику оборота обувных товаров и участнику оборота товаров легкой промышленности | Установлено, что участнику оборота указанных товаров отказывается в выдаче кодов маркировки в случае наличия в информационной системе мониторинга сведений о том, что количество запрашиваемых кодов для перемаркировки товаров превышает количество товаров, находящихся во владении участника оборота таких товаров (по данным информационной системы мониторинга), в том числе с учетом общего количества запрашиваемых кодов маркировки в случае регистрации 2 и более заявок на получение кодов маркировки. При этом из общего количества товаров, находящихся во владении участника их оборота, исключаются товары, по которым ранее запрашивались коды маркировки для перемаркировки товаров без указания кода идентификации испорченного (утерянного, уничтоженного) средства идентификации.
Начало действия документа — 24.12.2025 <*>. <*> Внимание! В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 24.11.2025). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу.
|
Постановление Правительства РФ от 21.11.2025 N 1859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Разработана методика заполнения форм анкет самообследования соответствия органов по сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации, СМ N 03.2-4.0002, версия 01.2 | Настоящая методика применяется при заполнении форм анкет самообследования, представляемых заявителями, претендующими на получение аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованными лицами в целях прохождения процедур расширения области аккредитации и подтверждения компетентности аккредитованного лица.
Методика предназначена для заявителей, претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации, а также для экспертов по аккредитации, технических экспертов. |
«СМ N 03.2-4.0002. Методика заполнения форм анкет самообследования соответствия органов сертификации систем менеджмента требованиям критериев аккредитации <…>»
Документ включен в информационный банк:
|
|
| С 1 марта 2026 г. вступает в силу новое Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи | Положение определяет порядок лицензирования указанной деятельности, устанавливает перечень наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и соответствующий перечень лицензионных требований.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2385 с внесенными в него изменениями. Начало действия документа — 01.03.2026. Срок действия документа ограничен 1 марта 2032 года.
|
Постановление Правительства РФ от 25.11.2025 N 1875
Документ включен в информационный банк: |
|
| Утверждено новое Положение о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию
|
Реализованы нормы Федеральных законов от 31 июля 2025 года N N 346-ФЗ и 304-ФЗ.
Признаются утратившими силу постановление Правительства РФ от 10 августа 2020 года N 1201, которым утверждено аналогичное Положение, и изменяющие его акты. Начало действия документа — 01.03.2026. Срок действия документа ограничен 1 марта 2032 года. |
Постановление Правительства РФ от 27.11.2025 N 1895
Документ включен в информационный банк: |
|
| Утверждены методические рекомендации СМ N 03.1-4.0007, версия 02.1 Ноябрь 2025 г., определяющие единые подходы к формированию программы выездных оценок соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации | Настоящие рекомендации содержат общий перечень сведений, подлежащих включению в программы выездной оценки заявителей, а также общие указания на материалы и документы, используемые в процессе проведения выездной оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, сформированные в виде типовых программ выездной оценки соответствия.
Выполнение положений настоящих методических рекомендаций является обязательным для должностных лиц Росаккредитации, а также экспертов по аккредитации и технических экспертов. Заявители (аккредитованные лица) могут руководствоваться настоящими методическими рекомендациями при подготовке к процедуре аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица.
|
«СМ N 03.1-4.0007. Методические рекомендации по формированию программы выездной оценки соответствия провайдеров межлабораторных сличительных испытаний критериям аккредитации. Версия 02.1 Ноябрь 2025 г.»
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Ряд нарушений на железнодорожном транспорте предложено фиксировать автоматически – проект Минтранса |
Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования смогут установить камеры, чтобы те сами выявляли нарушения физлицами некоторых норм. Речь идет о Правилах нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (ст. 2 проекта).
Оборудовать транспортные объекты такими камерами смогут и правообладатели путей необщего пользования. В любом случае места расположения камер выберут сами владельцы. Есть и другие поправки. Публичное обсуждение проекта завершат 15 декабря. Минтранс пояснил: новшества позволят в будущем изменить КоАП РФ, чтобы автоматически наказывать нарушителей, например, за проход по путям в неустановленных местах. Сейчас данными камерами надо оборудовать железнодорожные переезды на путях общего пользования, чтобы фиксировать несоблюдение правил проезда.
|
Проект федерального закона | |
|
По 31 декабря 2030 года продлен эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах Также дополнен перечень сведений, обмен которыми организуется при проведении эксперимента. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
|
Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1822
Документ включен в информационный банк: |
||
|
С 1 ноября 2025 года действует новая редакция Инструкции к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков Инструкция включает в себя в том числе разделы о международной заявке и международной регистрации, о пошлинах и сборах, прочие положения.
|
«Инструкция к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков»
Документ включен в информационный банк:
|
||
|
Утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2036 года Согласно стратегии целью государственной национальной политики является укрепление единства многонационального народа РФ (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) при сохранении этнокультурного и языкового многообразия для обеспечения развития страны, ее государственной и территориальной целостности, внутренней политической и социальной стабильности. В качестве приоритетных направлений государственной национальной политики документом определены: укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия РФ; обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, противодействие экстремизму и возникновению конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве. Среди поставленных в стратегии задач названы, в частности, следующие: популяризация использования молодежью в профессиональной и личной коммуникации русского литературного языка, противодействие излишнему использованию иностранной лексики; содействие формированию объективного восприятия Российской Федерации за рубежом, отношения к ней как к демократическому федеративному правовому государству, гарантирующему равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного и воспитательного процессов гражданского самосознания, представлений о единстве многонационального народа Российской Федерации (российской нации), воспитание патриотизма; сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений, защита исторической правды и исторической памяти, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей; сохранение самобытной культуры, традиционного образа жизни и поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; реализация мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, русофобии, расизма, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов; развитие сети российских культурных центров за рубежом и др. Начало действия документа — 01.01.2026.
|
Указ Президента РФ от 25.11.2025 N 858 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года»
Документ включен в информационный банк: |
||
| ВС РФ снова поправил суды: убытки из-за отказа в ремонте по ОСАГО не ограничены страховым лимитом
Автомобиль потерпевшей не стали ремонтировать. Она попросила суд взыскать со страховщика, в частности, около 700 тыс. руб. убытков. Первая инстанция согласилась. Апелляция и кассация сочли, что сумма не может быть выше лимита страховки – 400 тыс. руб. ВС РФ напомнил: если страховщик не исполнил обязательства, то размер убытков – это стоимость ремонта, который тот должен был организовать и оплатить. Такие убытки возмещают по общим правилам ГК РФ. Сумма не ограничена страховым лимитом. К моменту рассмотрения дела она может превысить ранее определенную стоимость ремонта и лимит, в т.ч. из-за динамики цен. Выводы основаны на позиции Пленума ВС РФ. Он разъяснил, что в такой ситуации можно, например, самостоятельно починить ТС и потребовать от страховщика возместить затраты в размере действительной стоимости ремонта. Дело направили на новое рассмотрение.
|
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2025 N 41-КГ25-50-К4
Документ включен в информационный банк: |
||
| ВС РФ признал промежуточную отчетность для контрагента основой при расчете стоимости доли в ООО В деле о взыскании действительной стоимости доли в ООО бывшая участница считала, что рассчитывать эту стоимость надо исходя из годового финансового отчета, а общество – из промежуточного. Суды поддержали первую. ВС РФ напомнил: для расчета действительной стоимости доли используют достоверные данные, которые отражают актуальное имущественное (финансовое) положение общества. Ранее он приводил такую позицию в обзоре судебной практики. В данном случае в рамках договора банковского счета ООО обязалось предоставлять кредитной организации бухотчетность за каждый квартал. Бывшая участница была поручителем по этому договору и знала о промежуточной отчетности. Следовательно, там и содержатся последние сведения о фактическом имущественном состоянии общества и реальной стоимости его активов. Если кто-то из сторон не согласится с расчетом на основании промежуточной отчетности, суд должен предложить им назначить экспертизу. Дело направили на новое рассмотрение.
|
Документ включен в информационный банк: |
||
| Кассация напомнила условия, при которых покупатель бизнеса не вправе взыскать убытки с продавца
Гражданин занял деньги у общества, в котором был гендиректором и единственным участником. Позже он продал бизнес. Новый собственник попросил суд признать договор займа недействительным. Две инстанции согласились с требованием.Кассация отметила: новый собственник бизнеса не вправе оспаривать договор займа, поскольку на момент покупки знал или должен был знать о сделках с заинтересованностью и других аспектах работы компании. Такая осведомленность презюмируется, так как он – правопреемник того, кто заключил спорную сделку. Судам следовало выяснить, знал ли новый собственник или должен ли был знать:
Дело направили на новое рассмотрение. Верховный суд излагал сходную позицию в обзоре судебной практики.
|
Документ включен в информационный банк: |
||
| Признание незаконными актов антимонопольного органа о незаконном отклонении заявки участника, предложившего медицинский товар с кодом, отличающимся от указанного в извещении о закупке
Учреждение здравоохранения оспорило решение и предписание антимонопольного органа, полагавшего, что учреждение незаконно разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) справочную информацию из Каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), которая не может приравниваться к характеристикам товара, поскольку различие кода по номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ), указанного в заявке участника закупки, и кода НКМИ, указанного в позиции каталога, не является основанием для отклонения заявки, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2025 N Ф04-3153/2025 по делу N А45-5655/2025
Документ включен в информационный банк: |
||
| Признание ничтожными муниципальных контрактов ввиду их заключения без проведения конкурентных процедур
Прокурор, сославшись на то, что контракты, формально соответствующие требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заключены с отступлением от обязательных конкурентных процедур организации закупки, обратился с иском о признании недействительными в силу ничтожности контрактов на оказание услуг по организации завтраков, обедов и ужинов для участников студенческого фестиваля и взыскании всех полученных денежных средств. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2025 N Ф04-3123/2025 по делу N А75-14750/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
| Взыскание пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов по государственным контактам на поставку тепловой энергии и водоотведение
Теплоснабжающая организация сослалась на несвоевременную оплату в рамках государственных контрактов поставленного ресурса на объекты абонента и оказанные услуги водоотведения, обратилась с иском о взыскании пени. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2025 N Ф04-2887/2025 по делу N А75-8700/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
| УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ | |||
|
В случае возвращения уголовного дела вышестоящим судом на новое рассмотрение со стадии подготовки к судебному заседанию новой оценке подлежат все факты и обстоятельства, касающиеся ходатайств и определения состава суда, включая суд с участием присяжных заседателей Не противоречащей Конституции РФ признана часть пятая статьи 231 УПК РФ в той мере, в какой данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает после отмены вышестоящим судом приговора с передачей уголовного дела в суд первой инстанции на новое судебное разбирательство в ином составе суда со стадии подготовки к судебному заседанию разрешение судом ходатайства подсудимого о проведении предварительного слушания для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Отмечается, что передача уголовного дела на новое судебное разбирательство в ином составе суда со стадии подготовки к судебному заседанию неизбежно предполагает утрату первоначальным постановлением о назначении судебного заседания своей силы, влечет необходимость повторного производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений в порядке статей 227 — 232 УПК РФ, поскольку иное противоречило бы стадийности (инстанционности) уголовного процесса.
|
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.11.2025 N 40-П
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
| ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА | |||
| Об установлении на 2026 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в автономном округе, в 2026 году запрещено привлекать иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, в частности, по следующим видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2): производство детского питания и диетических пищевых продуктов (код 10.86); торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1); торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26); деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (код 49.31); деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем (код 49.32); деятельность курьерская (код 53.20.3); деятельность в области здравоохранения (код 86); предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91); ремонт обуви и прочих изделий из кожи (код 95.23).
|
Постановление Губернатора ХМАО — Югры от 25.11.2025 N 131 «Об установлении на 2026 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами <…> иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности»
Документ включен в информационный банк: |
||
| Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»
Установлен стандарт предоставления государственной услуги Департаментом экономического развития автономного округа, в том числе: категории заявителей, возможные результаты предоставления услуги и сроки ее предоставления, исчерпывающие перечни необходимых документов и оснований для отказа в предоставлении услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур. Так, при обращении заявителя за предоставлением лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов результатами предоставления государственной услуги являются: уведомление о предоставлении лицензии (электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью); уведомление об отказе в предоставлении лицензии (электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью); реестровая запись, вносимая в реестр лицензий; выписка из реестра лицензий (электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью). Признаны утратившими силу приказ Департамента экономического развития ХМАО — Югры от 06.11.2015 N 60-нп, ранее регулировавший соответствующие правоотношения, а также изменяющие его документы. Начало действия документа — 05.12.2025. В соответствии с п. 3 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 24.11.2025).
|
Приказ Департамента экономического развития ХМАО — Югры от 30.10.2025 N 19-нп «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»
Документ включен в информационный банк: |
||
| ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ | |||
| Об установлении запрета на 2026 год на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории ЯНАО, в 2026 году запрещено привлекать иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по следующим видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства, за исключением производства кокса и нефтепродуктов; торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность в области информации и связи; деятельность финансовая и страховая; деятельность по операциям с недвижимым имуществом; деятельность профессиональная, научная и техническая, за исключением деятельности в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставления технических консультаций в этих областях; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; предоставление прочих видов услуг; деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления.
|
Постановление Губернатора ЯНАО от 25.11.2025 N 60-ПГ «Об установлении запрета на 2026 год на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности»
Документ включен в информационный банк:
|
||
