Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.11.2025 по 01.12.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| С 1 марта 2026 г. вступают в силу новые правила категорирования объектов транспортной инфраструктуры
Определены в числе прочего порядок представления субъектом транспортной инфраструктуры заявления о проведении категорирования соответствующего объекта, перечень указываемых в заявлении сведений и прилагаемых к нему документов, порядок их направления в компетентный орган, основания для отказа в присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры. Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 3 октября 2020 г. N 1595. Начало действия документа — 01.03.2026. Срок действия документа ограничен 1 марта 2032 года.
|
Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1915
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Актуализирован Порядок проведения официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах Указанный порядок, а также Порядок ведения реестра выданных официальных утверждений типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, приведены в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2025 N 304-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Начало действия документа — 01.03.2026.
|
Приказ Минтранса России от 14.11.2025 N 393
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации Такими индикаторами в числе прочего являются: выявление фактов возврата гражданского воздушного судна по причине его технической неисправности на место стоянки гражданского воздушного судна до момента окончания его взлета в количестве равном 30 процентам от количества гражданских воздушных судов, указанных в сертификате эксплуатанта, в течение 180 календарных дней со дня фиксации первого факта такого возврата данного гражданского воздушного судна или другого гражданского воздушного судна одного эксплуатанта; выявление одного и более факторов опасности и (или) риска для безопасности полетов, связанных с поступлением информации о произошедших авиационных событиях с участием лица, прошедшего обучение в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в течение 12 месяцев со дня выдачи документа, подтверждающего прохождение такого обучения; выявление одного и более факторов опасности и рисков для безопасности полетов гражданских воздушных судов, связанных с деятельностью юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, в течение 12 месяцев со дня внесения изменений в приложение к документу, подтверждающему соответствие организации по техническому обслуживанию требованиям федеральных авиационных правил, в части дополнения перечня работ по техническому обслуживанию, которые выполняет данная организация по техническому обслуживанию, новой категорией или видом работ по техническому обслуживанию. Начало действия документа — 07.12.2025.
|
Приказ Минтранса России от 06.10.2025 N 317 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 423»
Документ включен в информационный банк: |
||
| До 1 марта 2032 г. действуют Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
Также скорректирован размер коэффициента, применяемого к размеру указанной платы. Начало действия документа — 01.03.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 27.11.2025 N 1901 | ||
| Подписан закон об оценке эффективности подготовки водителей транспортных средств | Предусмотрено, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ, разрабатываются: перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности результатов реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Начало действия документа — 28.05.2026. В соответствии со статьей 2 данный документ вступает в силу по истечении 180 после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 28.11.2025).
|
Федеральный закон от 28.11.2025 N 438-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Скорректированы правила осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов | В частности, внесенными изменениями расширен перечень сведений, предоставляемых пассажирам при бронировании пассажирского места, а также предусмотрены нормы, регулирующие вопросы аннулирования брони пассажира.
Также уточнены особенности перевозки негабаритного багажа, дополнен перечень вещей, которые пассажир вправе провозить в качестве ручной клади сверх установленной нормы и без взимания дополнительной платы, конкретизированы обстоятельства, при наступлении которых отказ пассажира от перевозки признается вынужденным. Кроме того, дополнены положения о предоставлении перевозчиком ребенку (детям) в возрасте до 12 лет и сопровождающему его (их) пассажиру соседних пассажирских мест на борту воздушного судна. Закреплен запрет на взимание с пассажира платы за переоформление ему билета взамен неправильно оформленного билета в связи с допущенными перевозчиком ошибками. Установлено, что время отправления рейса по расписанию или по программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок должно быть указано в билете. Время отправления рейса исчисляется от времени начала буксировки воздушного судна или движения воздушного судна с места стоянки на тяге собственных двигателей. Предусмотрены и иные изменения. Начало действия документа — 01.03.2026.
|
Приказ Минтранса России от 15.10.2025 N 341 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Дополнен перечень полномочий, осуществляемых Минтрансом России |
Министерство в числе прочего принимает акт, устанавливающий перечень информации о проезде транспортного средства по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги и требования к ней, по согласованию с Минцифры России и оператором Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Кроме того, Министерство принимает акт, устанавливающий порядок проведения диагностики (оценки технического состояния) автомобильных дорог, а также порядок подготовки отчета по ее результатам и требования к структуре и содержанию данного отчета. Начало действия документа — 01.09.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 27.11.2025 N 1899
Документ включен в информационный банк: |
|
| Дополнен перечень полномочий, осуществляемых Ространснадзором | К ведению Службы отнесены в том числе расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, не связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного железнодорожного транспорта, и с осуществлением производственной деятельности, предусмотренной трудовым законодательством РФ, с участием перевозчика.
Начало действия документа — 01.09.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 27.11.2025 N 1900
Документ включен в информационный банк: |
|
| Ряд нарушений на железнодорожном транспорте предложено фиксировать автоматически – проект Минтранса |
Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования смогут установить камеры, чтобы те сами выявляли нарушения физлицами некоторых норм. Речь идет о Правилах нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (ст. 2 проекта).
Оборудовать транспортные объекты такими камерами смогут и правообладатели путей необщего пользования. В любом случае места расположения камер выберут сами владельцы. Есть и другие поправки. Публичное обсуждение проекта завершат 15 декабря. Минтранс пояснил: новшества позволят в будущем изменить КоАП РФ, чтобы автоматически наказывать нарушителей, например, за проход по путям в неустановленных местах. Сейчас данными камерами надо оборудовать железнодорожные переезды на путях общего пользования, чтобы фиксировать несоблюдение правил проезда.
|
Проект федерального закона | |
| С 1 марта 2026 г. устанавливаются обязательные требования к технической документации на маломерное судно |
Техническая документация на маломерное судно должна включать конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию, разработанную и используемую при конструировании, изготовлении или эксплуатации маломерного судна. Техническая документация на маломерное судно должна содержать: формуляр маломерного судна; информацию о его остойчивости и непотопляемости; теоретический чертеж и чертежи общего расположения маломерного судна; расчет нагрузки масс; судовую спецификацию; эксплуатационные документы; расчет допустимой мощности мотора маломерного судна. Начало действия документа — 01.03.2026. Срок действия документа ограничен 1 марта 2032 года.
|
Приказ МЧС России от 29.10.2025 N 980 «Об утверждении обязательных требований к технической документации на маломерное судно»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Автомобильный пункт пропуска Сагарчин включен в перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ, которые используются при осуществлении международных автомобильных перевозок отдельных видов древесины и продукции ее переработки
|
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2022 N 2552 перевозка лесоматериалов, классифицируемых в позициях 4403 (за рядом исключений), 4404, 4406, 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, грузовым автомобильным транспортом осуществляется через определенные пункты пропуска в следующих случаях:
перевозка осуществляется за пределы территории РФ в государства — члены ЕАЭС, а также в третьи страны через территорию государств — членов ЕАЭС; лесоматериалы следуют из государства — члена ЕАЭС в другое государство — член Союза через территорию РФ; лесоматериалы следуют из государства — члена ЕАЭС за пределы таможенной территории Союза через территорию РФ. |
Постановление Правительства РФ от 26.11.2025 N 1886
Документ включен в информационный банк:
|
|
|
Утвержден перечень грузов, перевозка которых осуществляется морским и внутренним водным транспортом между местами погрузки и выгрузки, находящимися на территории РФ или в исключительной экономической зоне РФ, а также от мест погрузки, находящихся на территории РФ или в исключительной экономической зоне РФ, до первого места выгрузки или перегрузки, находящегося за пределами территории РФ В указанный перечень включены взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, воинские грузы, продукция военного и двойного назначения.
|
Распоряжение Правительства РФ от 25.11.2025 N 3417-р
Документ включен в информационный банк:
|
||
| ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||
| Согласно изменениям, внесенным в постановление Администрации города Тюмени «О Порядке пользования территориями общего пользования города Тюмени при функционировании автоматизированной системы аренды (проката) средств индивидуальной мобильности, электровелосипедов», уточнены порядок и общие требования к расположению мест (зон) начала (завершения) автоматизированной аренды и проката (далее — Места расстановки) объектов аренды, требования к использованию мест расстановки объектов аренды, определен порядок ведения документа, содержащего сведения о местах расстановки на территориях общего пользования в границах муниципального образования городской округ г. Тюмень (далее — Схема)
В частности, установлено, что Схема ежегодно формируется уполномоченным органом с учетом предложений территориальных органов Администрации г. Тюмени и утверждается муниципальным правовым актом, издаваемым руководителем уполномоченного органа, и размещается на официальном портале Администрации города Тюмени в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в срок не позднее 10 февраля. В соответствии с п. 2 данный документ вступает в силу с 01.03.2026.
|
Постановление Администрации города Тюмени от 25.11.2025 N 148-пк «О внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.11.2021 N 244-пк»
Документ включен в информационный банк: |
||
