Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.11.2025 по 01.12.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Видеосеминар: Ошибки при применении ответственности за ненадлежащее исполнение госконтракта | Заказчик обязан предъявить санкции к исполнителю в случае нарушения контракта. Какие виды санкций предусмотрены законодательством? Какие ошибки совершают заказчики, предъявляя неустойку?
Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра АО «Сбербанк — АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик. Продолжительность видеосеминара — 25 минут. |
Видеосеминар: Ошибки при применении ответственности за ненадлежащее исполнение госконтракта На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.
|
|
| Ошибки применения КТРУ в госзакупках: интересные примеры из практики за 2025 год | Заказчики описывали объект закупки по ОКПД 2 при наличии товара в каталоге, игнорировали нюансы применения КТРУ при закупках электроники с национальным режимом и не обосновывали дополнительные характеристики, которых не было в позиции каталога.
Подробнее об этих ошибках – в обзоре.
|
Обзор: «Ошибки применения КТРУ в госзакупках: интересные примеры из практики за 2025 год» Документ включен в информационный банк:
|
|
| ФАС: о внеплановых проверках по РНП в рамках Закона N 44-ФЗ не уведомляют по электронной почте
|
Закон о контрактной системе не обязывает антимонопольный орган уведомлять заказчика, участника или поставщика по электронной почте (почте, факсу) о внеплановой проверке при рассмотрении обращения по РНП.
Дело в том, что уведомление автоматически направляется таким лицам через ЕИС не позднее 3 ч с момента, когда контролеры разместили данные о проверке в реестре.
|
<Письмо> ФАС России от 27.10.2025 N ГР/101255/25 «О рассмотрении обращения» Документ включен в информационный банк:
|
|
| Предлагается продлить на 2026 год действие отдельных положений актов Правительства РФ в сфере закупок | В частности, проектом до 31 декабря 2026 года продлевается срок, в течение которого может быть направлено приглашение принять участие в закрытых электронных процедурах, указанных в подпункте «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1404.
Также в соответствии с проектом не позднее 31 декабря 2026 года заказчик вправе заключить контракт с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ, муниципального правового акта местной администрации (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339).
|
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
|
|
| Рассмотрен вопрос о применении норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок | Отмечается, что совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) указывается в заявке участника закупки с использованием электронной площадки в «структурированном виде» в случае, если в отношении товара Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов.
Дополнительно сообщают, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия исходя из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, других факторов, в том числе специфики конкретной закупки и заявок участников закупки.
|
<Письмо> ФАС России от 21.11.2025 N ГР/110507/25 «О рассмотрении обращения» Документ включен в информационный банк: |
|
| Президент подписал закон о повышении ставки НДС, пересмотре порога доходов по УСН и других поправках |
Поправки приняли в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Среди основных новшеств такие:
Многие изменения заработают уже 1 января 2026 года (ст. 25 закона). Подробнее об основных моментах закона см. обзор.
|
||
| Длящиеся договоры и поправки, связанные с введением НДС: КС РФ об изменении цены договора |
На момент заключения договора о передаче права на использование иностранных программ для ЭВМ на 2020, 2021 и 2022 годы эти операции не облагали НДС. Это указали в договоре. С 1 января 2021 года ввели НДС для операций по передаче исключительных прав на ПО, которого нет в реестре. Поставщик включил НДС в вознаграждение за 2021 год. Покупатель с этим не согласился, так как не мог принять налог к вычету. Он оспорил конституционность п. п. 1 и 2 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ и норму Закона N 265-ФЗ от 31 июля 2020 года, которой изменили пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. КС РФ признал эти нормы в их взаимосвязи неконституционными. Они допускают взыскание с покупателя (без права на вычет НДС) дополнительной суммы как компенсации последствий изменения НК РФ. Суд постановил устранить этот пробел. До внесения изменений, если стороны не договорились изменить цену длящегося договора (расторгнуть его):
|
Документ включен в информационные банки: — Решения высших судов |
|
| Сделки с единственным поставщиком и закупки лекарств: ряд правил предложено продлить на 2026 год |
По проекту заключать госконтракты с единственным поставщиком для федеральных, региональных и муниципальных нужд в дополнительных случаях заказчики смогут до 31 декабря 2026 года включительно (п. 1 проекта изменений). Сейчас это можно делать до 31 декабря 2025 года включительно. Срок действия временного правила о применении преимущества к лекарствам из перечня стратегически значимых продлят по 30 июня 2026 года включительно (пп. «в» п. 3 проекта изменений). Пока оно действует для закупок, которые объявят по 31 декабря 2025 года включительно. Общественное обсуждение проекта завершат 10 декабря 2025 года.
|
Проект Постановления Правительства РФ | |
| Госзаказчик закупал шприцы-манометры с защитной мерой в виде преимущества – суд не нашел нарушений | Заказчик приобретал медицинские расходные материалы, в том числе шприцы-манометры для баллонного катетера с кодом 32.50.13.110 по ОКПД 2. В извещении он установил для них защитную меру в виде преимущества. Контролеры решили, что такой товар относится к позиции 385 перечня N 2 – хирургические иглы, колющие инструменты, шприцы. На эту продукцию распространяется ограничение.
Суды двух инстанций не согласились с контролерами:
Отметим, в практике можно встретить примеры как со сходной, так и с противоположной позицией.
|
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2025 N 09АП-44501/2025 по делу N А40-85698/2025
Документ включен в информационный банк: |
|
| Признание ничтожными муниципальных контрактов ввиду их заключения без проведения конкурентных процедур
Прокурор, сославшись на то, что контракты, формально соответствующие требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заключены с отступлением от обязательных конкурентных процедур организации закупки, обратился с иском о признании недействительными в силу ничтожности контрактов на оказание услуг по организации завтраков, обедов и ужинов для участников студенческого фестиваля и взыскании всех полученных денежных средств. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2025 N Ф04-3123/2025 по делу N А75-14750/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
| Признание незаконными актов антимонопольного органа о незаконном отклонении заявки участника, предложившего медицинский товар с кодом, отличающимся от указанного в извещении о закупке
Учреждение здравоохранения оспорило решение и предписание антимонопольного органа, полагавшего, что учреждение незаконно разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) справочную информацию из Каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), которая не может приравниваться к характеристикам товара, поскольку различие кода по номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ), указанного в заявке участника закупки, и кода НКМИ, указанного в позиции каталога, не является основанием для отклонения заявки, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Документ включен в информационный банк: |
||
| ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ | |||
| Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд отдельных юридических лиц городского округа город Салехард
Определены порядок закупочной деятельности бюджетных и автономных учреждений городского округа город Салехард, а также требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Определено, что целями регулирования типового положения, в частности, являются: эффективное использование денежных средств; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Признаны утратившими силу постановление Администрации МО город Салехард от 17.12.2018 N 3658, ранее регулировавшее данные правоотношения, а также изменяющие его документы.
|
Документ включен в информационный банк:
|
||
