СПЕЦИАЛИСТУ ПО ЗАКУПКАМ

Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 24.11.2025 по 01.12.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Ошибки при применении ответственности за ненадлежащее исполнение госконтракта Заказчик обязан предъявить санкции к исполнителю в случае нарушения контракта. Какие виды санкций предусмотрены законодательством? Какие ошибки совершают заказчики, предъявляя неустойку?

Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра АО «Сбербанк — АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик.

Продолжительность видеосеминара — 25 минут.

Видеосеминар: Ошибки при применении ответственности за ненадлежащее исполнение госконтракта

Перейти к видеосеминару

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

 

Ошибки применения КТРУ в госзакупках: интересные примеры из практики за 2025 год Заказчики описывали объект закупки по ОКПД 2 при наличии товара в каталоге, игнорировали нюансы применения КТРУ при закупках электроники с национальным режимом и не обосновывали дополнительные характеристики, которых не было в позиции каталога.

Подробнее об этих ошибках – в обзоре.

 

Обзор: «Ошибки применения КТРУ в госзакупках: интересные примеры из практики за 2025 год» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

ФАС: о внеплановых проверках по РНП в рамках Закона N 44-ФЗ не уведомляют по электронной почте

 

Закон о контрактной системе не обязывает антимонопольный орган уведомлять заказчика, участника или поставщика по электронной почте (почте, факсу) о внеплановой проверке при рассмотрении обращения по РНП.

Дело в том, что уведомление автоматически направляется таким лицам через ЕИС не позднее 3 ч с момента, когда контролеры разместили данные о проверке в реестре.

 

<Письмо> ФАС России от 27.10.2025 N ГР/101255/25 «О рассмотрении обращения» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Предлагается продлить на 2026 год действие отдельных положений актов Правительства РФ в сфере закупок В частности, проектом до 31 декабря 2026 года продлевается срок, в течение которого может быть направлено приглашение принять участие в закрытых электронных процедурах, указанных в подпункте «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1404.

Также в соответствии с проектом не позднее 31 декабря 2026 года заказчик вправе заключить контракт с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в целях осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ, муниципального правового акта местной администрации (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339).

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 

Рассмотрен вопрос о применении норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок Отмечается, что совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) указывается в заявке участника закупки с использованием электронной площадки в «структурированном виде» в случае, если в отношении товара Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов.

Дополнительно сообщают, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия исходя из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, других факторов, в том числе специфики конкретной закупки и заявок участников закупки.

 

<Письмо> ФАС России от 21.11.2025 N ГР/110507/25 «О рассмотрении обращения» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Президент подписал закон о повышении ставки НДС, пересмотре порога доходов по УСН и других поправках
Поправки приняли в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Среди основных новшеств такие:

  • повышение основной ставки НДС с 20 до 22% (пп. «в» п. 8 ст. 2 закона);
  • поэтапное сокращение предельного размера дохода для УСН, при превышении которого надо платить НДС, до 10 млн руб. (пп. «а» п. 1 ст. 2 закона);
  • продление до 2030 года ограничения на уменьшение базы текущего периода по налогу на прибыль на убытки прошлых лет (п. 61 ст. 2 закона);
  • оптимизация льготных тарифов по взносам для субъектов МСП (пп. «л» п. 140 ст. 2 закона);
  • освобождение от НДФЛ и взносов расходов на полис ДМС при командировке за границу (пп. «а» п. 37 и пп. «б» п. 138 ст. 2 закона);
  • продление временного порядка начисления пеней на год – до 31 декабря 2026 года (пп. «а» п. 31 ст. 1 закона).

Многие изменения заработают уже 1 января 2026 года (ст. 25 закона).

Подробнее об основных моментах закона см. обзор.

 

Длящиеся договоры и поправки, связанные с введением НДС: КС РФ об изменении цены договора

На момент заключения договора о передаче права на использование иностранных программ для ЭВМ на 2020, 2021 и 2022 годы эти операции не облагали НДС. Это указали в договоре. С 1 января 2021 года ввели НДС для операций по передаче исключительных прав на ПО, которого нет в реестре. Поставщик включил НДС в вознаграждение за 2021 год. Покупатель с этим не согласился, так как не мог принять налог к вычету.

Он оспорил конституционность п. п. 1 и 2 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ и норму Закона N 265-ФЗ от 31 июля 2020 года, которой изменили пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

КС РФ признал эти нормы в их взаимосвязи неконституционными. Они допускают взыскание с покупателя (без права на вычет НДС) дополнительной суммы как компенсации последствий изменения НК РФ. Суд постановил устранить этот пробел. До внесения изменений, если стороны не договорились изменить цену длящегося договора (расторгнуть его):

  • поставщик вправе через суд потребовать увеличения цены в пределах половины подлежащего уплате НДС. Условия – дальнейшее исполнение договора приведет к его имущественным потерям, покупатель (без права на вычет НДС) отказался изменить или расторгнуть договор;
  • цену договора с физлицом изменить нельзя. Исключение – оно ведет предпринимательскую деятельность;
  • вопрос об увеличении цены по отношениям, связанным с госзакупками, решают с учетом особенностей законодательства о контрактной системе.

 

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)

— Решения высших судов

Сделки с единственным поставщиком и закупки лекарств: ряд правил предложено продлить на 2026 год

По проекту заключать госконтракты с единственным поставщиком для федеральных, региональных и муниципальных нужд в дополнительных случаях заказчики смогут до 31 декабря 2026 года включительно (п. 1 проекта изменений). Сейчас это можно делать до 31 декабря 2025 года включительно.

Срок действия временного правила о применении преимущества к лекарствам из перечня стратегически значимых продлят по 30 июня 2026 года включительно (пп. «в» п. 3 проекта изменений). Пока оно действует для закупок, которые объявят по 31 декабря 2025 года включительно.

Общественное обсуждение проекта завершат 10 декабря 2025 года.

 

 

Проект Постановления Правительства РФ
Госзаказчик закупал шприцы-манометры с защитной мерой в виде преимущества – суд не нашел нарушений Заказчик приобретал медицинские расходные материалы, в том числе шприцы-манометры для баллонного катетера с кодом 32.50.13.110 по ОКПД 2. В извещении он установил для них защитную меру в виде преимущества. Контролеры решили, что такой товар относится к позиции 385 перечня N 2 – хирургические иглы, колющие инструменты, шприцы. На эту продукцию распространяется ограничение.

Суды двух инстанций не согласились с контролерами:

  • одна из основных функций шприца-манометра – создание или снятие давления в хирургическом изделии во время процедуры. Его не используют для пункции, в комплекте нет иглы. Эту продукцию нельзя отнести к шприцам общего назначения – у товаров разные конструкции и назначение;
  • хотя объект закупки и соответствует коду 32.50.13.110 по ОКПД 2, который входит в позицию 385 перечня N 2, однако он не отвечает указанному в ней наименованию товара. Преимущество установили верно.

Отметим, в практике можно встретить примеры как со сходной, так и с противоположной позицией.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2025 N 09АП-44501/2025 по делу N А40-85698/2025 

Документ включен в информационный банк:
— 9 Арбитражный апелляционный суд

Признание ничтожными муниципальных контрактов ввиду их заключения без проведения конкурентных процедур

Прокурор, сославшись на то, что контракты, формально соответствующие требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заключены с отступлением от обязательных конкурентных процедур организации закупки, обратился с иском о признании недействительными в силу ничтожности контрактов на оказание услуг по организации завтраков, обедов и ужинов для участников студенческого фестиваля и взыскании всех полученных денежных средств.

Мнение судов:

  • Доказана исключительность ситуации, позволившей вступить в закупочные правоотношения без проведения конкурентных процедур, позволяющей своевременно удовлетворить обязательства исполнителя по договору.
  • Прокурором не доказано наличие защищаемого в судебном порядке конкретного, а не абстрактного публичного интереса муниципального образования, нарушенного оспариваемыми сделками.
  • Учтено получение денежных средств не из муниципального бюджета, источник выплаты денежных средств — субсидия, полученная третьим лицом из средств бюджета субъекта РФ.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • Срочность размещения заказа, обусловленная причинами организационного характера, не может быть рассмотрена в качестве легитимной причины отступления от проведения конкурентных процедур при заключении контрактов.
  • Необходимо оценить поведение всех участников отношений на предмет соблюдения принципа добросовестности.
  • Следует инициировать вопрос о лице, в интересах которого может быть рассмотрено соответствующее требование, с учетом источника денежных средств.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2025 N Ф04-3123/2025 по делу N А75-14750/2024 

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Признание незаконными актов антимонопольного органа о незаконном отклонении заявки участника, предложившего медицинский товар с кодом, отличающимся от указанного в извещении о закупке

Учреждение здравоохранения оспорило решение и предписание антимонопольного органа, полагавшего, что учреждение незаконно разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) справочную информацию из Каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), которая не может приравниваться к характеристикам товара, поскольку различие кода по номенклатурной классификации медицинских изделий (НКМИ), указанного в заявке участника закупки, и кода НКМИ, указанного в позиции каталога, не является основанием для отклонения заявки, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки.

Мнение судов:

  • Участником, чья заявка была отклонена, к поставке был предложен товар с иным по сравнению с указанным заказчиком кодом по НКМИ (участником предложен «портативный, работающий от батареи прибор», заказчиком указан «электрический (работающий от сети переменного тока) лабораторный прибор»).
  • Спорная закупка проводилась во исполнение приказа органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, в связи с чем учреждению было необходимо приобрести товар только с конкретным кодом по НКМИ.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Вид медицинского изделия устанавливается в соответствии с НКМИ в заявлении о государственной регистрации, регистрационное удостоверение и содержащиеся в нем классификационные коды являются единственным документально подтвержденным свидетельством соответствия медицинского изделия требованиям законодательства, обязательным для учета при проведении закупок.
  • Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2025 N Ф04-3153/2025 по делу N А45-5655/2025 

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд отдельных юридических лиц городского округа город Салехард

Определены порядок закупочной деятельности бюджетных и автономных учреждений городского округа город Салехард, а также требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Определено, что целями регулирования типового положения, в частности, являются: эффективное использование денежных средств; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Признаны утратившими силу постановление Администрации МО город Салехард от 17.12.2018 N 3658, ранее регулировавшее данные правоотношения, а также изменяющие его документы.

 

Постановление Администрации города Салехарда от 21.11.2025 N 3399 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд отдельных юридических лиц городского округа город Салехард» 

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ

 

    Подписаться на Правовое обозрение "Территория ПРАВА"

    Настоящим даю ООО «полное ПРАВО», 625000, Россия, Тюменская обл., город Тюмень, ул. Ленина, д. 38, к. 1, этаж 3, свое согласие на автоматизированную и без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, email, номер телефона, название организации следующими способами: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение(обновление, изменение), извлечение, использование, передачу правообладателю СПС КонсультантПлюс ЗАО «КонсультантПлюс», 117218, г.Москва, ул.Кржижановского, д.19/28, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных с целью направления мне ответов на мои вопросы, материалов и информации о Системах КонсультантПлюс.

    Настоящее согласие действует до достижения указанной цели обработки персональных данных и может быть отозвано путем направления письменного заявления по адресу 625000, г. Тюмень, а/я 383, а также путем направления сообщения на электронную почту opd@polnoepravo.ru.

      Подписка на Журнал "Главная книга"

      Настоящим даю ООО «полное ПРАВО», 625000, Россия, Тюменская обл., город Тюмень, ул. Ленина, д. 38, к. 1, этаж 3, свое согласие на автоматизированную и без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, номер телефона, название организации следующими способами: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение(обновление, изменение), извлечение, использование, передачу правообладателю СПС КонсультантПлюс ЗАО «КонсультантПлюс», 117218, г.Москва, ул.Кржижановского, д.19/28, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных с целью направления мне ответов на мои вопросы, материалов и информации о Системах КонсультантПлюс.

      Настоящее согласие действует до достижения указанной цели обработки персональных данных и может быть отозвано путем направления письменного заявления по адресу 625000, г. Тюмень, а/я 383, а также путем направления сообщения на электронную почту opd@polnoepravo.ru.

        Подписаться на Бюллетень пользователя КонсультантПлюс

        Настоящим даю ООО «полное ПРАВО», 625000, Россия, Тюменская обл., город Тюмень, ул. Ленина, д. 38, к. 1, этаж 3, свое согласие на автоматизированную и без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, email, номер телефона, название организации следующими способами: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение(обновление, изменение), извлечение, использование, передачу правообладателю СПС КонсультантПлюс ЗАО «КонсультантПлюс», 117218, г.Москва, ул.Кржижановского, д.19/28, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных с целью направления мне ответов на мои вопросы, материалов и информации о Системах КонсультантПлюс.

        Настоящее согласие действует до достижения указанной цели обработки персональных данных и может быть отозвано путем направления письменного заявления по адресу 625000, г. Тюмень, а/я 383, а также путем направления сообщения на электронную почту opd@polnoepravo.ru.