Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 17.11.2025 по 24.11.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Видеосеминар: Оплата юридических услуг из конкурсной массы | Вправе ли должник использовать денежные средства из конкурсной массы на оплату юридических услуг? Какие при этом существуют ограничения? Применимы ли положения Обзора судебной практики по делам о банкротстве граждан по данным вопросам в делах о банкротстве юрлиц?
Лектор: Зайцев Олег Романович, председатель Банкротного клуба, доцент Российской школы частного права, кандидат юридических наук. Продолжительность лекции — 12:25 мин.
|
Видеосеминар: Оплата юридических услуг из конкурсной массы
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.
|
|
| Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о привлечении лица к административной и уголовной ответственности за одно нарушение Правил дорожного движения, повлекшее для потерпевших разные последствия | Суд признал часть 1 статьи 12.24 и пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ во взаимосвязи с частью третьей статьи 264 УК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают прекращения производства по делу об административном правонарушении, связанному с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, в случае наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку эти действия (бездействие) повлекли по неосторожности смерть другого человека.
|
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2025 N 38-П
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
|
| Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за октябрь
|
Взыскание ущерба после ДТП, выплата по независимой гарантии, зачет взаимных требований по договору подряда – о позициях коллегии по этим и другим вопросам читайте в обзоре. | Лента новостей КонсультантПлюс для юриста от 19.11.2025 | |
| Пошлины за обращение в суд, оформление лицензии на закупку алкоголя и прочее: проект прошел Госдуму |
С 1 сентября 2026 года: если судебный акт надо исполнить немедленно или в порядке отсрочки (рассрочки), то ответчик должен внести госпошлину в течение срока на исполнение. Речь идет о случае, когда суд принял решение не в пользу ответчика, а истец освобожден от платежа (абз. 2 и 3 пп. «а» п. 78 ст. 2, ч. 8 ст. 25 проекта). Сейчас его нужно перечислить не позже 10 рабочих дней с даты, когда судебный акт вступил в силу. Порядок исполнения не важен. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) пошлины разрешат подавать через Госуслуги в любых ситуациях. То же касается региональных госуслуг и других порталов с интеграцией ЕСИА (пп. «а» п. 84 ст. 2 проекта). Пока такой вариант отправки допустим, если заявитель обращался за юридически значимым действием и оплачивал его аналогичным способом. Лицензия на закупку, хранение и поставки алкоголя станет стоить 1,5 млн руб. Во столько же обойдется переоформление документа в случае появления новых мест деятельности (абз. 5 и 15 пп. «и» п. 81 ст. 2 проекта). Сейчас разрешение стоит 800 тыс. руб., а платежа за увеличение количества точек работы нет. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2026 года, но не ранее чем через месяц со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 25 проекта). Есть и другие поправки. Подробнее о них читайте в обзоре.
|
Проект Федерального закона N 1026190-8 (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 18.11.2025)
Документ включен в информационный банк: Документ включен в информационный банк: |
|
| Новшества в сфере лицензирования розничной продажи алкоголя приняты в первом чтении |
Согласно поправкам решение о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя, в т.ч. в общепите, станут принимать в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов. Если понадобится дополнительная экспертиза, срок продлят максимум на 25 рабочих дней. Закрепят список таких случаев. Сейчас решение принимается в течение 30 календарных дней с указанной даты. Срок может быть продлен еще максимум на столько же дней для проведения дополнительной экспертизы. При этом ситуации, когда она нужна, не перечислены. Подавать бумажные документы планируют запретить. Исключение – ситуации, когда торговый объект или заведение общепита находится в населенном пункте из перечня не подключенных к интернету. Пока для лицензирования таких объектов и заведений этого ограничения нет. Есть и другие изменения. Новшества могут вступить в силу с 1 марта 2026 года.
|
Проект Федерального закона N 1041212-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.10.2025)
Документ включен в информационный банк: |
|
| Нарушение эксплуатации КИИ: проект о новых штрафах внесен в Госдуму |
За нарушение правил эксплуатации объекта критической информационной инфраструктуры или доступа к нему планируют наказывать должностных лиц на сумму от 10 тыс. до 50 тыс. руб. Компаниям будет грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (п. 3 проекта).
Речь идет о таких объектах:
Новые штрафы станут применять к проступкам, которые не содержат признаков преступления и не подпадают под статью КоАП РФ о нарушении требований в области обеспечения безопасности КИИ. Срок давности для привлечения к ответственности составит1 год с даты нарушения (п. 2 проекта). Есть и другие поправки. Изменения могут вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.
|
Проект Федерального закона N 1071997-8 | |
| Утверждена Стратегия повышения безопасности дорожного движения в РФ, определяющая задачи и основные направления государственной политики в указанной области на среднесрочную и долгосрочную перспективу
|
Настоящая стратегия включает в себя результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в РФ, а также совокупность направлений повышения безопасности дорожного движения, сформированных на основе отечественного опыта, региональных практик, международных стандартов, результатов научных исследований и прогнозов социально-экономического развития.
Положения стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления и должны учитываться при разработке, корректировке и реализации других документов стратегического планирования.
|
Указ Президента РФ от 14.11.2025 N 841
Документ включен в информационный банк: |
|
| Внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом | Уточняется периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (проверок). Установлено, что внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться в виде выездной проверки, документарной проверки и инспекционного визита.
Закреплена возможность проведения таких профилактических мероприятий, как самообследование и меры стимулирования добросовестности, определены критерии добросовестности. Также корректируется порядок проведения профилактического визита и определены особенности его проведения по инициативе контролируемого лица. Установлена возможность проведения контрольных (надзорных) мероприятий, профилактического визита и осуществления ряда контрольных (надзорных) действий с использованием мобильного приложения «Инспектор». В новой редакции также изложены ключевые показатели федерального контроля и их целевые значения. Начало действия документа — 22.11.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1797 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1003»
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Актуализированы требования к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления ФССП России государственных услуг, представляемых в форме электронных документов
|
Приводится перечень видов заявлений и уведомлений, необходимых для предоставления государственных услуг, а также описание их реквизитов.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ ФССП России от 02.12.2022 N 891. Начало действия документа — 28.11.2025. |
Приказ ФССП России от 10.10.2025 N 560
Документ включен в информационный банк:
|
|
| До конца 2026 года с компаний не будет взиматься комиссия за проведение операций с цифровыми рублями | С 2027 года начнут действовать установленные тарифы.
Например, за перевод цифровых рублей физическими лицами в пользу юридических лиц (операция C2B) в оплату жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2027 года тариф составит 0,2% от суммы перевода, но не более 10,00 руб. за 1 перевод (оплачивается получателем средств). Для граждан любые операции с цифровыми рублями бесплатны (независимо от льготного периода). Начало действия документа — 01.01.2026. Тарифы на услуги и Размеры вознаграждений, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 января 2026 года.
|
Решение Совета директоров Банка России от 21.11.2025 «О продлении льготного периода на платформе цифрового рубля (тарифы на услуги, размеры вознаграждений)»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Росреестр предложил повысить штрафы за один из видов нарушений земельного законодательства в 10 раз |
Наказывать за просрочку выполнения предписания органа муниципального земельного контроля хотят так же, как в случае выдачи этого документа федеральным органом (п. 2 ст. 1 проекта).
За первый проступок компаниям будет грозить штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а за повторный (в течение года) – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Должностное лицо в первый раз накажут на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., в следующий – от 70 тыс. до 100 тыс. руб. Сейчас несвоевременное выполнение предписания органа муниципального контроля по общему правилу обернется для первых штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а для вторых – от 1000 до 2000 руб. Во всех случаях должностному лицу вместо финансовой санкции могут назначить дисквалификацию до 3 лет. Есть и другие изменения. Так, фиксация некоторых нарушений с помощью беспилотных и пилотируемых авиасистем станет основанием для возбуждения дела об АП (пп. «а» п. 4 ст. 1 проекта). Планируется, что поправки вступят в силу 1 января 2027 года (ст. 2 проекта). Публичное обсуждение проекта завершится 12 декабря.
|
Проект федерального закона
|
|
| Приостановка оказания услуг связи по запросу ФСБ: проект поступил в Госдуму |
Согласно поправкам оператор связи в ряде случаев обязан приостановить оказание услуг, если получит запрос об этом из органов ФСБ. При этом оператор не будет отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об оказании услуг связи. Упомянутые случаи установят президент и правительство.
Поправки могут вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.
|
Проект Федерального закона N 1069501-8 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14.11.2025)
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Правила проверки грузов на запрещенные предметы заработают с 1 марта 2026 года |
Правительство утвердило правила реализации и перечень мер по выявлению в принятом грузе предметов и веществ, которые ограничены в обороте (этиловый спирт, драгметаллы и пр.) или изъяты из него (контрафакт, товары без маркировки и др.).
В распоряжении экспедитора будут такие меры:
Есть и другие особенности. Начало действия документа — 01.03.2026. Срок действия документа ограничен 1 марта 2032 года.
|
Постановление Правительства РФ от 18.11.2025 N 1828 «Об организационных мерах по выявлению предметов и веществ, указанных в статье 2.1 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Проект о новой обязанности банков и МФО при выдаче потребкредитов и займов внесен в Госдуму | Заемщиков надо будет специально уведомлять о подписании ими индивидуальных условий потребкредита или займа. Для этого нужно заключить с одним из квалифицированных бюро кредитных историй договор. По нему банк либо МФО сообщает данные сведения бюро, а оно направляет уведомления в личные кабинеты заемщиков на Госуслугах (абз. 2 п. 2 ст. 2, абз. 2, 3 и 5 ст. 4 проекта).
В случае применения периода «охлаждения» сообщить также надо (абз. 5 — 7 ст. 4 проекта):
Новшество коснется физлиц, которые завершили процедуру регистрации в ЕСИА и не отказались получать данные уведомления через Госуслуги (абз. 4 ст. 4 проекта). Есть и другие аспекты. Планируется, что изменения заработают с 31 декабря 2026 года (ч. 2 ст. 7 проекта).
|
Проект Федерального закона N 1068268-8 | |
| Взыскание долгов с собственников «брошенных» организаций: разъяснения Верховного суда | Если организация прекратила деятельность и не рассчиталась с кредиторами, к ответственности можно привлечь контролирующих лиц.
ВС РФ обобщил практику по таким делам. Позиции, изложенные в обзоре, касаются различных процессуальных моментов: подсудность, сроки исковой давности, предмет доказывания и др.
|
Лента новостей КонсультантПлюс для юриста от 21.11.2025
|
|
| Эксперименты по маркировке мяса, колбас и полуфабрикатов начнутся 24 ноября |
Тестовая маркировка продлится по 28 февраля 2026 года включительно для мясных изделий и по 31 августа 2026 года включительно для полуфабрикатов и замороженной пищевой продукции. Пилотные проекты затронут отдельные виды товаров в потребительской упаковке с подходящими кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
В перечень мясных изделий включили колбасы из мяса, мясных субпродуктов, жир домашней птицы и свиной, а также соленые, копченые, сушеные мясо и пищевые мясные субпродукты. Список полуфабрикатов и замороженной продукции содержит такие виды товаров:
Производители, продавцы, импортеры продукции участвуют в эксперименте добровольно. Коды маркировки им выдадут бесплатно. Минпромторг утвердит методрекомендации, в которых опишет, какие сведения потребуется вносить в систему «Честный знак», и др. Отметим, обязательную маркировку мясных изделий планируют запустить 1 августа 2026 года (проект уже разработали). Начало действия документа — 27.11.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1823 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации мясных изделий, включая изделия колбасные и аналогичную пищевую продукцию из мяса, субпродуктов или крови животных, из мяса и субпродуктов птицы <…>»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Даны разъяснения по вопросу применения налогового ареста в банкротстве | Сообщается, в частности, что в силу пункта 2.1 статьи 73 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с данным кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 данного кодекса, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.
Положения указанной нормы прямо указывают на возникновение залога в силу закона, что соотносится с содержанием пункта 1 статьи 334.1 ГК РФ, статей 18.1 и 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Кроме того, в рамках налоговых правоотношений при наложении ареста в порядке статьи 77 НК РФ и применении обеспечительных мер в соответствии со статьей 101 НК РФ происходят идентификация и отделение имущества, что подтверждает особый характер возникающих залоговых прав государства в силу закона. Результаты идентификации и отделения имущества должника подлежат обязательному публичному раскрытию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение (пункт 4 статьи 72 НК РФ). По этой причине арест, наложенный налоговым органом, порождает на основании пункта 2.1 статьи 73 НК РФ залог в силу закона, поэтому требования налогового органа в деле о банкротстве устанавливаются как обеспеченные залогом и налоговый орган как кредитор имеет права залогодержателя в отношении имущества, на которое ранее был наложен арест. Также необходимо учитывать, что применение налоговым органом обеспечительных мер и последующее возникновение залоговых прав обусловлены публичными обязательствами и по смыслу пункта 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве сами по себе не являются оспоримыми сделками.
|
«Вопрос-ответ о применении налогового ареста в банкротстве» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов
|
|
| Утверждена Концепция создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров, а также план мероприятий по ее реализации | Задачами создания системы подтверждения ожидания товаров являются: повышение эффективности мониторинга перемещения товаров в рамках торговли РФ с другими государствами — членами ЕАЭС; выявление признаков нарушения законодательства РФ о налогах и сборах; повышение степени непрерывности контроля за товарами на всех этапах их коммерческого оборота со стороны налоговых и таможенных органов; создание условий, способствующих предотвращению нелегального ввода товаров в оборот в Российской Федерации без соблюдения требований законодательства РФ.
Предусматривается, что создание системы подтверждения ожидания товаров будет осуществляться в 2 этапа: с 1 апреля 2026 г. по 30 июня 2026 г. — в тестовом режиме; с 1 июля 2026 г. — в рабочем режиме.
|
Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2025 N 3213-р
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Установлен порядок добровольного участия граждан в обеспечении безопасности людей на водных объектах | Добровольное участие в обеспечении безопасности людей на водных объектах осуществляется после включения граждан в состав добровольных инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Участие добровольных инспекторов в мероприятиях по обеспечению безопасности людей на водных объектах осуществляется на добровольной и безвозмездной основе. Приведен рекомендуемый образец заявления о включении в состав добровольных инспекторов. Заявление подается письменно либо в электронном виде посредством официального сайта территориального органа МЧС России в сети «Интернет». Начало действия документа — 29.11.2025.
|
Приказ МЧС России от 19.09.2025 N 842 «Об утверждении Порядка добровольного участия граждан в обеспечении безопасности людей на водных объектах»
Документ включен в информационный банк: |
|
| МЧС России рассмотрен вопрос оценки соответствия зданий, сооружений, в том числе объектов культурного наследия, которые построены по ранее действующим нормам пожарной безопасности | Сообщается, что предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности должны быть законными, обоснованными и учитывать период проектирования и строительства объекта защиты, а также иные, связанные с возможными изменениями объекта защиты в период его эксплуатации основания для применения действующих требований пожарной безопасности при проведении оценки соответствия объекта защиты, построенного по ранее действующим нормам.
Предлагается исключить при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора, в том числе в режиме постоянного государственного контроля (надзора), применение необоснованных решений, предусматривающих применение действующих норм проектирования в отношении объектов, для которых они применяться не могут.
|
<Письмо> МЧС России от 31.10.2025 N М-АМ-233 «О направлении информации»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Запущен эксперимент по маркировке муки, круп и макарон | По 28 февраля 2026 года производители, импортеры и продавцы по желанию смогут наносить средства идентификации на отдельные виды бакалейной продукции в потребительской упаковке, а также передавать сведения о маркировке в систему «Честный знак».
Эксперимент затрагивает товары с подходящими кодами ТН ВЭД ЕАЭС:
До 18 декабря 2025 года появятся методрекомендации, в которых опишут порядок подачи заявки на участие, состав сведений для внесения в систему «Честный знак». В период действия эксперимента QR-коды предоставят бесплатно. Минпромторг уже разработал проект, который определяет даты начала обязательной маркировки перечисленных видов продукции. Ее введут поэтапно в 2026 году, например:
Начало действия документа — 22.11.2025. Эксперимент, установленный данным документом, проводится с 14 ноября 2025 года по 28 февраля 2026 года.
|
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1793 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной продукции <…>»
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Внесены уточнения в правила маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации | Постановлением, в частности:
скорректированы требования к идентификаторам третьей группы данных, включенных в код маркировки товара; установлен порядок передачи участником оборота товаров в информационную систему мониторинга отчета о нанесении средств идентификации, преобразованных из кодов маркировки, оплаченных до предоставления оператором сведений о предоставленных кодах маркировки по заявке на получение кодов маркировки; дополнен состав информации о маркированных товарах, передаваемой в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов по запросу. Начало действия документа — 01.03.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1802 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 г. N 2028»
Документ включен в информационный банк: |
|
| Проект о повышении исполнительского сбора прошел первое чтение |
Исполнительский сбор хотят поднять с 7 до 12% от денежной суммы или цены имущества, которую нужно взыскать. Минимальный предел санкции предлагают установить в размере 2000 руб. для физлиц либо ИП и 20 тыс. руб. для организаций.
Если требование неимущественное, то сбор с граждан или ИП составит 10 тыс. руб., а с юрлиц – 100 тыс. руб. Сейчас минимальные и фиксированные суммы в 2 раза ниже. Есть и другие поправки. Планируют, что изменения вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.
|
Проект Федерального закона N 1044616-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.10.2025)
Документ включен в информационный банк: |
|
| Действие распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2024 г. N 2490-р распространено на акционерные общества, являющиеся головными организациями банковских холдингов
Соответствующее дополнение внесено в распоряжение Правительства РФ N 2490-р, устанавливающее особенности формирования федеральными органами исполнительной власти позиции акционера — Российской Федерации по вопросам выплаты дивидендов в акционерных обществах.
|
Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2025 N 3314-р
Документ включен в информационный банк: |
||
| С 1 марта 2026 года предлагается установить порядок маркировки средствами идентификации отдельных видов средств пожаротушения, обеспечения пожарной безопасности и продукции для гражданской обороны и защиты от ЧС
Проектом предусматриваются в том числе требования к участникам оборота товаров и порядок их регистрации в информационной системе мониторинга, требования к сервис-провайдерам, порядок информационного обмена участников оборота товаров с информационной системой мониторинга, порядок регистрации товаров в информационной системе мониторинга, характеристики средства идентификации, порядок формирования и нанесения средств идентификации, а также порядок и сроки представления участниками оборота товаров сведений в информационную систему мониторинга об их вводе в оборот, обороте и выводе из оборота.
|
Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации отдельных видов средств пожаротушения <…>»
Документ включен в информационный банк: |
||
| Дополнены критерии для предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов
Установлено, что предоставление такого земельного участка допускается в случае, если указанные проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагают строительство в числе прочего объектов образования и науки, включая объекты кампусов, строительство которых предусмотрено инвестиционными договорами, заключенными на основании решений Правительства РФ. Начало действия документа — 25.11.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1821
Документ включен в информационный банк: |
||
| С 1 января 2026 г. вводятся в действие методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Настоящие методические рекомендации направлены на создание благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории РФ, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Рекомендации не содержат обязательных требований и не устанавливают правовых норм. Начало действия документа — 01.01.2026.
|
Приказ Росреестра от 31.10.2025 N П/0398/25
Документ включен в информационный банк: |
||
| Правительство продлило срок действия экспериментального правового режима по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в пределах беспилотного логистического коридора до 12 ноября 2028 года
Также внесенными изменениями расширен перечень территорий, на которых устанавливается экспериментальный правовой режим. Кроме того, поправками высокоавтоматизированным транспортным средствам второй категории разрешено работать в автоматическом режиме управления без присутствия водителя (в том числе водителя-испытателя). Вводится новое понятие — маневр минимального риска. Это выполняемая автоматизированной системой вождения последовательность действий, направленная на минимизацию рисков ДТП и обеспечение безопасности дорожного движения в случае критического сбоя в работе автоматизированной системы вождения либо иной системы высокоавтоматизированного транспортного средства или непринятия водителем-испытателем (при его наличии) управления после подачи автоматизированной системой вождения соответствующего уведомления и приводящая к безопасной остановке высокоавтоматизированного транспортного средства. Установлены требования, касающиеся осуществления маневра минимального риска, а также определены показатели эффективности и результативности экспериментального правового режима и их плановые значения. В новой редакции изложена декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства (партии высокоавтоматизированных транспортных средств). Предусмотрены и иные изменения. Начало действия документа — 21.11.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 13.11.2025 N 1790 «О продлении срока действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
||
| Скорректирован предмет государственного жилищного надзора
Уточняется, что предметом государственного жилищного надзора является также соблюдение контролируемыми лицами требований к порядку размещения информации в системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, региональными операторами, застройщиками, лицами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, лицами, наделенными такими собственниками помещений в многоквартирном доме правом размещения информации в системе жилищно-коммунального хозяйства. Начало действия документа — 01.03.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 12.11.2025 N 1783
Документ включен в информационный банк: |
||
| Обследование эскалаторов и подъемников для инвалидов: решено, кто сможет его проводить до 2027 года
Правительство определило, какие компании до конца 2026 года смогут выполнять техническое обследование и освидетельствование эскалаторов (кроме оборудования в метро), траволаторов, а также подъемников для инвалидов. Поправки заработают 23 ноября 2025 года. Чтобы вести данную деятельность, юрлицу потребуется:
Сейчас техническое освидетельствование и обследование подъемников для инвалидов, траволаторов и эскалаторов вправе проводить аккредитованные органы инспекции или испытательные лаборатории. Авторы инициативы отмечали, что пока такую аккредитацию получить невозможно, так как стандарты с методиками выполнения работ в этой сфере еще не разработали. Ожидается, что они появятся до конца 2026 года. Изменения позволят обосновывать решения о вводе объектов в эксплуатацию и использовать их по назначению. Начало действия документа — 23.11.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 15.11.2025 N 1809 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 1744»
Документ включен в информационный банк: |
||
| В целях оптимизации административных процедур уточнены правила принятия решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг
Организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг при наличии заключения о соответствии качества, выдаваемого федеральными органами исполнительной власти (уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ), или заключения о надлежащей реализации проектов, выдаваемого Фондом президентских грантов. Согласно поправкам, указанные заключения должны будут направляться в Минюст России в порядке межведомственного информационного взаимодействия не позднее одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения. Таким образом, основанием для начала проведения мероприятий, направленных на подготовку решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг, будет являться не поступление в Минюст России заявления организации, а поступление указанных заключений от уполномоченных органов. Начало действия документа — 01.12.2026.
|
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1795 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 89»
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Обновлена форма чек-листа, применяемого центральным аппаратом Федеральной пробирной палаты и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного пробирного надзора Признан утратившим силу аналогичный приказ Федеральной пробирной палаты от 28.01.2022 N 13н. Начало действия документа — 22.11.2025.
|
Приказ Федеральной пробирной палаты от 10.09.2025 N 142н
Документ включен в информационный банк:
|
||
| Оспаривание решения антимонопольного органа о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта
Подрядчик обратился с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2025 N Ф04-3547/2025 по делу N А67-8148/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
| Признание недействительным договора хранения конверта с денежными средствами, заключенного управляющим ООО в отсутствие одобрения сделки последним
Учредитель ООО (истец-1) и общество (истец-2) обратились с иском о признании недействительным договора хранения конверта с денежными средствами, заключенного между обществом в лице его управляющего (ответчиком-1) и ответчиком-2, полагая, что договор является сделкой с заинтересованностью, совершенной в отсутствие одобрения, не в интересах общества, при очевидной невыгодности и убыточности для последнего. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2025 N Ф04-2592/2025 по делу N А03-18406/2023
Документ включен в информационный банк: |
||
| Признание должника банкротом, несмотря на погашение им основного долга ниже законного предела
Совокупная задолженность автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования (компании) перед индивидуальным предпринимателем, подтвержденная судебными актами, составила более восьми миллионов. Предприниматель обратился с заявлением о признании компании банкротом. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2025 N Ф04-3904/2025 по делу N А70-125/2025
Документ включен в информационный банк: |
||
| ПРАВОСУДИЕ | |||
|
Обобщена судебная практика по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства В документе отражены следующие правовые позиции, в том числе: размещение на публичном земельном участке сооружений связи, возведение которых не требует получения разрешения на строительство, может осуществляться на основании разрешения уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; вид разрешенного использования публичного земельного участка, предоставленного по договору аренды для строительства конкретного объекта недвижимости, не подлежит изменению в целях строительства иного объекта; предоставление в аренду публичного земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой предусмотрено осуществление комплексного развития территории, в целях, не связанных с комплексным развитием, не допускается.
|
«Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
|
Представлен обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам о субсидиарной ответственности контролирующих лиц по обязательствам недействующего юридического лица В обзоре отражены, в частности, следующие выводы: — контролирующие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности в случае исключения хозяйственного общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, если в результате их поведения осуществление расчетов с кредиторами указанного общества стало невозможным; — по спорам о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности кредитор доказывает наличие и размер задолженности, наличие у должника признаков недействующего юридического лица и то, что ответчики являлись контролирующими должника лицами; — выполнение единственным участником хозяйственного общества одновременно функций его руководителя не является достаточным условием для привлечения такого участника к субсидиарной ответственности по обязательствам недействующего юридического лица; — кредитор вправе обратиться в суд с иском о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности до исключения должника из ЕГРЮЛ, если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность; — срок исковой давности по требованию о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности исчисляется со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения контролирующих лиц к указанной ответственности; — номинальное выполнение лицом функций руководителя хозяйственного общества не освобождает такое лицо от субсидиарной ответственности по обязательствам недействующего юридического лица.
|
«Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам о субсидиарной ответственности контролирующих лиц по обязательствам недействующего юридического лица» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
|
Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2025) Обзор включает в себя практику в сфере административно-правовых отношений (в частности, вопросы административного выдворения) и в сфере уголовно-процессуальных отношений (о праве лица на эффективное расследование случаев пыток; о недопустимости использования в ходе судебного разбирательства показаний, полученных под пытками). Отмечено, что судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.
|
«Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2025)» (подготовлен Верховным Судом РФ)
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
| ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||
| Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства Тюменской области «Об утверждении порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства», в частности, уточнены перечень требований, которым должны соответствовать участники отбора на получение субсидии, требования в части предоставления отчетности, осуществления контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение
Установлено, что электронные документы, прилагаемые к заявке на предоставление субсидии, должны иметь распространенные открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения просмотра информации, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без специальных программных или технологических средств. Определено, что отказ в предоставлении субсидии не является препятствием для подачи документов для получения субсидии в рамках последующих отборов.
|
Документ включен в информационный банк: |
||
| ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА | |||
| Об административном регламенте предоставления государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)
Установлен порядок и стандарт предоставления государственной услуги, в том числе: круг заявителей, максимальные сроки предоставления услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, исчерпывающие перечни необходимых документов и оснований для приостановления предоставления государственной услуги или для отказа в ее предоставлении. Государственную услугу предоставляет Департамент здравоохранения автономного округа. Результатом предоставления государственной услуги являются: уведомление о предоставлении лицензии (электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью); уведомление об отказе в предоставлении лицензии (электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью); реестровая запись, вносимая в реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности. Признано утратившим силу постановление Губернатора ХМАО — Югры от 31.03.2025 N 29, ранее регулировавшее соответствующие правоотношения. Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
|
Документ включен в информационный банк: |
||
