Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 10.11.2025 по 17.11.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Разъяснены особенности правового регулирования поставки коммунальных ресурсов в отношении кладовых помещений | Также представлены разъяснения:
в отношении садовых или огородных земельных участков в случае, когда собственники таких участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, переходят на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией; в отношении того, что не во всех субъектах РФ нормативные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению содержат полный перечень нормативов по формам, предусмотренным правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. |
<Письмо> Минстроя России от 20.10.2025 N 62704-АФ/04
Документ включен в информационный банк: |
|
| Разъяснены особенности управления многоквартирным домом и обслуживания жилищного фонда | В частности, отмечается, что в связи с отнесением работ по санитарной уборке жилищного фонда к минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, их выполнение является обязательным при осуществлении деятельности по управлению МКД и не требует дополнительного согласования на общем собрании собственников помещений. Указание управляющей организации на отсутствие предусмотренных расходов для выполнения таких работ в составе платы за содержание общего имущества является несостоятельным и не освобождает данное лицо от исполнения обязанности с учетом установленной периодичности вида работ.
Надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. В этой связи по фактам нарушения требований действующего законодательства потребителям услуг рекомендуется обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (органы государственного жилищного надзора). |
<Письмо> Минстроя России от 06.11.2025 N 30829-ОГ/00
Документ включен в информационный банк: |
|
|
Минстрой России рассмотрел вопрос о надлежащем содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме В письме содержатся следующие выводы, в том числе: один продух в подвалах и технических подпольях (при условии наличия продухов) должен быть постоянно открыт в течение всего года; открытым является продух, обеспечивающий его функционирование по назначению, а именно обеспечение вентиляции (проветривания) соответствующего помещения, в котором оборудован продух; оборудование продухов, проемов, каналов и отверстий сетками или жалюзийными решетками не означает, что такие продухи, проемы, каналы и отверстия являются закрытыми; положения жилищного законодательства, предусматривающие оборудование продухов, проемов, каналов и отверстий в подвалах МКД, не являющихся приютами для животных, сетками или жалюзийными решетками, не противоречат Федеральному закону от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; демонтаж сеток или жалюзийных решеток из продухов в подвале МКД сам по себе не приводит к признанию такого подвала МКД приютом для животных и не порождает возможность содержания животных в таком подвале без нарушения требований Закона N 498-ФЗ. |
<Письмо> Минстроя России от 23.10.2025 N 63687-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Даны разъяснения по некоторым вопросам использования ГИС ЖКХ при проведении общего собрания собственников помещений в МКД В связи с вступлением в силу с 1 марта 2025 года Федерального закона от 13 декабря 2024 г. N 463-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» отмечено, в частности, следующее: — указание СНИЛС в письменном решении (бюллетене) собственника помещения в МКД обязательно в случае проведения ОСС с использованием ГИС ЖКХ с 1 марта 2025 года, а в случае проведения ОСС без использования ГИС ЖКХ — с 1 сентября 2025 года; — сам факт неразмещения инициатором ОСС сообщения о проведении ОСС в ГИС ЖКХ не является основанием для признания решений такого ОСС ничтожными. Решение ОСС, принятое с нарушением порядка проведения ОСС, установленного статьей 45 ЖК РФ, не является ничтожным и может быть признано недействительным только решением суда; — недопустимо установление запрета на размещение в ГИС ЖКХ протокола ОСС в случае, если инициатором ОСС в установленный срок не было размещено в ГИС ЖКХ сообщение о таком ОСС; — отсутствие в письменном решении (бюллетене) собственника помещения в МКД указания СНИЛС не приводит к недействительности такого решения (бюллетеня). При проведении ОСС бюллетени, не содержащие СНИЛС, учитываются при подсчете голосов, а также подлежат размещению в ГИС ЖКХ; — в случае размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС инициатором такого ОСС повторное размещение протокола ОСС в ГИС ЖКХ лицом, осуществляющим управление МКД, не требуется. |
<Письмо> Минстроя России от 30.10.2025 N 66057-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
||
|
Минстроем даны разъяснения по вопросу создания парковочного места для транспортного средства инвалида на земельном участке, являющемся собственностью публично-правового образования В письме со ссылками на действующее законодательство отмечено, в частности, следующее: если земельный участок под одним МКД не образован или на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, на котором расположены два или более МКД, то такой земельный участок не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и является собственностью публично-правового образования, на территории которого он расположен. В данном случае распоряжение земельным участком является правом уполномоченных органов соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД и общего имущества в таком доме. Отмечено, что распоряжение земельным участком, не входящим в состав общего имущества МКД, в том числе принятие решений о создании на таком земельном участке парковочного места для транспортного средства инвалида, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД. Решение о создании парковочного места для транспортного средства инвалида в указанном случае принимают уполномоченные органы публично-правового образования, в собственности которого находится рассматриваемый земельный участок. Указанные уполномоченные органы имеют право устанавливать порядок принятия таких решений, который в том числе может предусматривать учет мнения собственников помещений в МКД, которые пользуются земельным участком. Такое мнение может выявляться путем проведения общих собраний собственников помещений в МКД, опросов собственников, учета обращений граждан и др. Сообщается, что в указанном случае жилищным законодательством не установлены требования к количеству голосов собственников помещений в МКД для согласования создания парковочного места для транспортного средства инвалида. При этом требования к порядку обращения собственников помещений в МКД в уполномоченный орган с заявлением о создании парковочного места для транспортного средства инвалида на земельном участке, являющемся собственностью публично-правового образования, либо порядок согласования указанными собственниками создания такого парковочного места могут быть установлены региональными или муниципальными нормативными актами. |
<Письмо> Минстроя России от 31.10.2025 N 66874-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
||
| ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||
| Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства Тюменской области «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов», уточнен адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству, определенных по результатам инвентаризации общественных территорий.
Уменьшен объем финансового обеспечения государственной программы за весь период реализации с 60 185 271,9 тыс. руб. до 59 935 070,4 тыс. руб. Кроме того, внесены изменения в порядок предоставления субсидий местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды. Так, установлено, что заявка для участия в отборе муниципальных образований для предоставления субсидий предоставляется заявителем в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области до 1 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии (ранее — до 1 ноября). |
Постановление Правительства Тюменской области от 10.11.2025 N 706-п
Документ включен в информационный банк: |
||
