Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 10.11.2025 по 17.11.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
|
С 1 января 2028 года вступает в силу Порядок ведения национальных каталогов особо ценных образцов генетических ресурсов, каталогов биологических (биоресурсных) коллекций, а также реестра национальных коллекций особо ценных образцов генетических ресурсов и биологических (биоресурсных) коллекций Реализован Федеральный закон от 30.11.2024 N 428-ФЗ «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О животном мире». |
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2025 N 756
Документ включен в информационный банк: |
||
| Рассмотрен вопрос о порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в условиях арендных отношений | Если объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, поставлены на государственный учет арендодателем и арендатором как самостоятельные объекты ОНВОС, то выполнение предусмотренных законодательством требований осуществляется каждым из указанных лиц в отношении соответствующего объекта ОНВОС.
По мнению Минприроды России, проведение инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС может быть осуществлено стороной, определенной в рамках соответствующих договорных отношений. |
<Письмо> Минприроды России от 27.10.2025 N 12-47/45425
Документ включен в информационный банк: |
|
| Рассмотрен вопрос получения хозяйствующими субъектами общих или специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий |
Сообщается, что заключение договора о предоставлении специализированного прогноза НМУ является обязанностью исключительно хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами. | <Письмо> Минприроды России от 28.10.2025 N 13-47/45539
Документ включен в информационный банк: |
|
| Рассмотрен вопрос об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с момента начала эксплуатации объекта НВОС до его постановки на государственный учет
|
Сообщается, что обязанность представления в уполномоченные органы декларации о воздействии на окружающую среду в отношении вновь построенных и введенных в эксплуатацию объектов НВОС наступает с момента постановки объекта на государственный учет и выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельства о постановке на государственный учет этого объекта.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду целесообразно исходить из того, какая категория у объекта будет по Критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Дальнейший расчет (до получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта НВОС) необходимо осуществлять в соответствии с формулой, указанной в пункте 27 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах НВОС I категории без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, позднее установленных законодательством сроков для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрена ответственность в рамках КоАП РФ. |
<Письмо> Минприроды России от 27.10.2025 N 19-53/45298
Документ включен в информационный банк: |
|
| Разъяснен порядок учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников | Отмечается, что в настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха. Однако хозяйствующий субъект не освобождается от обязанности ведения учета и вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета по формам N ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», N ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна» и N ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».
Дополнительно отмечается, что проведение производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха является отдельной обязанностью хозяйствующего субъекта. |
<Письмо> Росприроднадзора от 30.10.2025 N ВЧ-09-03-34/49751
Документ включен в информационный банк:
|
|
| Изложена позиция Росприроднадзора по вопросу проведения инвентаризации источников выбросов при нахождении арендаторов на одной промышленной площадке, принадлежащей арендодателю
|
Сообщается, что действующими нормативными актами не конкретизировано понятие «юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Следовательно, таковыми могут являться юридические лица, имеющие эти источники на любых законных основаниях, в том числе на правах собственности или аренды.
В таком случае обязанность по учету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством. Ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в части учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух лежит на хозяйствующем субъекте, на чьей территории осуществляется такая деятельность. |
<Письмо> Росприроднадзора от 31.10.2025 N ВЧ-09-03-34/50005
Документ включен в информационный банк: |
|
