СПЕЦИАЛИСТУ ПО ЗАКУПКАМ

Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.10.2025 по 05.11.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Суды поддержали наличие ретроактивной оговорки в контракте на услуги ЖКХ с единственным поставщиком Заказчик заключил контракт с единственным поставщиком на содержание и ремонт общего имущества МКД. Сделку оформили в ноябре, но ее условия распространили на отношения, которые возникли с января того же года.

УФАС нашло нарушение: Закон N 44-ФЗ не допускает включать в контракт с единственным поставщиком условие об обратной силе договора (ретроактивную оговорку).

Апелляция и кассация не согласились с контролерами:

  • закон о контрактной системе не запрещает распространять действие контракта с единственным поставщиком на период до его заключения;
  • заказчик обязан нести расходы на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в этом имуществе. Данная обязанность возникает в силу закона и не зависит от наличия договорных отношений;
  • долг по не оформленному по Закону N 44-ФЗ, но возникшему по ЖК РФ обязательству приведет к допрасходам бюджета. Заказчик рискует оплатить не только услуги по содержанию общего имущества, но и судебные издержки, если управляющая компания обратится в суд.

Суды решили, что в данном случае антимонопольный орган не учел специфику отношений сторон контракта.

Отметим: по мнению Минфина, контракт с единственным поставщиком не может содержать ретроактивную оговорку.

Рекомендуем:
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2025 N Ф04-3074/2025 по делу N А46-1189/2025 

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Ошибки при описании объекта госзакупки: интересные примеры из практики за 2024 — 2025 годы Заказчики описывали объект закупки под продукцию конкретного изготовителя, размещали в извещении не все разделы проектной документации и не сопровождали товарный знак указанием на возможность поставки эквивалента.

Подробнее об этих нарушениях – в обзоре.

 

Обзор: «Ошибки при описании объекта госзакупки: интересные примеры из практики за 2024 — 2025 годы»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Централизованные госзакупки: с 30 октября расширен перечень заказчиков и товаров, работ, услуг
В список заказчиков, для которых ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – учреждение) централизованно закупает типовые товары, работы, услуги, включили:

  • Минприроды;
  • Минспорт;
  • Минэнерго;
  • Минздрав;
  • Минпросвещения;
  • Минкультуры и его территориальные органы;
  • Рособрнадзор;
  • Роструд и его территориальные органы;
  • Роснедра и его территориальные органы;
  • Росмолодежь.

Перечень типовых товаров, работ, услуг уточнили. Так, в него добавили услуги хранения и отпуска ГСМ для транспорта.

Помимо типовых товаров, работ, услуг из указанного перечня, учреждение централизованно приобретет и те, которых в списке нет (далее – нетиповые товары, работы, услуги). В этом случае его уполномочили только провести закупку нетиповых товаров, работ, услуг. Установили также правила взаимодействия заказчиков с учреждением при закупках последних.

Сроки планирования и проведения централизованных закупок определили в зависимости от группы заказчиков и категории товаров, работ, услуг, в которых есть потребность. Так, планировать централизованные закупки типовых товаров, работ, услуг для названных заказчиков учреждение начнет уже с 1 января 2026 года.

Также предусмотрели исключения, когда централизованные закупки учреждение не проводит.

 

Постановление Правительства РФ от 29.10.2025 N 1680 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФАС: указание в заявке на участие в закупке одного конкретного товарного знака влечет необходимость принятия участником закупки мер по получению достоверной информации о товаре, который такой участник закупки намеревается предложить заказчику к поставке В случае если указываемые товарные знаки одновременно индивидуализируют единый товар, участник закупки вправе указать такие товарные знаки в составе заявки на участие в закупке, поскольку такое указание исключает вариативность и невозможность определения заказчиком предлагаемого к поставке товара.

При этом в соответствии с пунктом 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 (далее — Дополнительные требования), при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», участник закупки указывает с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки.

Согласно подпункту «в» пункта 31 Дополнительных требований в случае незаполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки, специализированной электронной площадки в соответствии с подпунктом «б» пункта 31 Дополнительных требований заявка на участие в закупке на электронной площадке, специализированной электронной площадке не формируется.

Вместе с тем, поскольку документом, подтверждающим регистрацию товарного знака, является свидетельство на товарный знак (знак обслуживания), в составе заявки на участие в закупке надлежит указывать сведения, позволяющие идентифицировать наличие или отсутствие товарного знака, с учетом информации, содержащейся в свидетельстве на товарный знак.

 

<Письмо> ФАС России от 20.10.2025 N ГР/98772/25 «О рассмотрении обращения» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФАС: участник госзакупки вправе указать несколько товарных знаков для индивидуализации продукции
По мнению службы, участник может указать в заявке несколько товарных знаков, если они индивидуализируют единое изделие. Это исключает вариативность, поэтому заказчик может без труда определить, какую продукцию ему предлагают к поставке.

В любом случае участникам следует приводить сведения о товарном знаке с учетом данных свидетельства на такой знак.

 

<Письмо> ФАС России от 20.10.2025 N ГР/98772/25 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Причины нарушения основного обязательства не влияют на выплату по гарантии, напомнил ВС РФ Подрядчик отказался от строительного контракта из-за недостатков проекта и других препятствий в работе. В ответ на это заказчик потребовал выплатить ему суммы неотработанного аванса, пеней и штрафа из средств независимой гарантии.

Банк отказался раскрывать гарантию, поскольку она содержала условие о прекращении обеспечения в случаях, когда принципал не мог исполнить контракт по независящим от него причинам. В действиях заказчика гарант увидел злоупотребление правом, ведь основная сделка сорвалась по его вине.

ВС РФ счел отказ в выплате необоснованным. Банк не вправе вдаваться в суть отношений сторон контракта, а причины нарушения основного обязательства не влияют на выплату по гарантии.

Условие прекращения обеспечения суд признал незаконным. Оно противоречило общему правилу ГК РФ о том, что гарантия независима от основного обязательства.

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2025 N 302-ЭС25-5275 по делу N А58-6643/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Дополнительные требования по Закону N 44-ФЗ: контракт жизненного цикла подтверждает опыт, решил суд В закупке на капремонт дороги установили доптребования по позиции 17. Заявку участника отклонили, поскольку он не подтвердил свое соответствие им. Для оценки опыта он представил контракт жизненного цикла со статусом «Исполнение» в ЕИС.

Три инстанции не согласились с отклонением:

  • контракт состоял из двух предметов. Каждый из них имел свои срок, смету, график, порядок приемки и др. Первый предусматривал работы по реконструкции дороги, которые завершили и оплатили. Их цены хватало, чтобы подтвердить опыт. Эти работы сложнее, чем капремонт;
  • второй предмет включал работы по содержанию дороги. На момент проведения закупки их еще выполняли. Однако такие работы не изменяют реконструированный объект, а поддерживают его в нормативном техсостоянии по контракту жизненного цикла.

Закупку и контракт с ее победителем признали недействительными, поскольку права участника были нарушены.

ВС РФ отказал в пересмотре дела.

 

Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2025 N 304-ЭС25-9695 по делу N А02-1716/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Национальный режим при закупках пищевого оборудования: предложено расширить перечни товаров В список продукции N 1 с защитной мерой в виде запрета планируют включить оборудование, например:

  • 28.29.21 – для мойки, заполнения, закупоривания или упаковывания бутылок и прочих емкостей;
  • 28.93.12 – для обработки и переработки молока;
  • 28.93.14 – для виноделия, производства сидра, фруктовых соков или аналогичных напитков;
  • 28.93.15.139 – для промышленного приготовления или подогрева пищи прочее, не включенное в другие группировки.

Перечень товаров N 2 с защитной мерой в виде ограничения хотят дополнить оборудованием, в частности:

  • 28.93.17.130 – для производства макарон, спагетти или аналогичной продукции;
  • 28.93.17.150 – для сахарной промышленности;
  • 28.93.17.220 – для приготовления или производства напитков;
  • 28.93.17.230 – для производства рыбных продуктов.

Планируют, что новшества вступят в силу с 1 января 2026 года.

Общественное обсуждение проекта завершат 7 ноября 2025 года.

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875» (по состоянию на 23.10.2025) (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/10-25/00161657) 

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Признание недействительным решения антимонопольного органа об отклонении заявки общества, учрежденного общероссийской общественной организацией инвалидов, на участие в закупке для заключения государственного контракта

Заявка общества на участие в электронном аукционе на поставку расходных медицинских материалов отклонена ввиду наличия в ней недостоверной информации о том, что учредителем общества является местная, а не общероссийская общественная организация инвалидов. Антимонопольный орган признал жалобу на действия заказчика и уполномоченного органа необоснованной. Общество, полагающее, что имеет согласно извещению о проведении закупки преимущество как организация инвалидов, обратилось с заявлением о признании решения антимонопольного органа недействительным.

Мнение судов:

  • Общество учреждено общероссийской общественной организацией инвалидов с долей участия в уставном капитале общества в размере 100 процентов, среднесписочная численность инвалидов общества по отношению к другим работникам составляет не менее 50 процентов, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.
  • Общество наряду с названной общероссийской общественной организацией инвалидов имеет право на предоставление ему преимущества при определении цены государственных контрактов.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Предоставление преимуществ, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», только головным организациям общероссийских общественных организаций инвалидов существенно ограничивает сферу применения данной правовой нормы, поскольку не учитывает многоуровневую структуру данных организаций.
  • Постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения.

 

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.10.2025 N Ф04-2722/2025 по делу N А03-16740/2024 

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

    Подписаться на Правовое обозрение "Территория ПРАВА"

      Подписка на Журнал "Главная книга"

        Подписаться на Бюллетень пользователя КонсультантПлюс