БУХГАЛТЕРУ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 27.10.2025 по 05.11.2025

Бухгалтеру коммерческой организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Вебинар «Налоговая реформа-2026: что ждет бизнес. Факты, мифы, опыт предыдущих лет. Продолжаем держать в курсе событий»

 

Минфин России опубликовал проект кардинальных изменений в налоговом законодательстве, которые могут вступить в силу уже с 1 января 2026 года.

Это не просто очередные корректировки — это полноценная вторая волна налоговой реформы. Изменения коснутся каждый бизнес без исключения!

1. НДС увеличится с 20% до 22%
Дополнительная нагрузка на всех участников цепочки поставок
2. Упрощенная система налогообложения
Лимит освобождения от НДС снизится с 60 до 10 млн рублей в год
3. Страховые взносы для МСП
Отмена льготных тарифов для торговли, строительства и других сфер
4. Возвращение налога на сверхприбыль
Планируется для банковского сектора, возможно расширение

Лектор: Полина Колмакова, ведущий эксперт-консультант по налогообложению ООО «ЭЛКОД», директор Центра правового консалтинга ООО «ЭЛКОД», член Федеральной Палаты налоговых консультантов и преподаватель Центра подготовки налоговых консультантов РОСНОУ, специалист в области бухгалтерского учета и налогообложения. Автор ряда статей в периодических изданиях «Практическая бухгалтерия», «Налоговый вестник», «Семинар для бухгалтера», « Практическое налоговое планирование» и др.

Продолжительность вебинара: 1 час.

Вебинар «Налоговая реформа-2026: что ждет бизнес. Факты, мифы, опыт предыдущих лет. Продолжаем держать в курсе событий»

Перейти к записи вебинара

Что ждет в 2026 году бухгалтера коммерческой организации Изменения, которые несет следующий год, могут серьезно повлиять на работу бухгалтеров организаций и ИП. С 1 января 2026 года, к примеру:

  • повышают порог матпомощи семьям с детьми, которую не облагают НДФЛ и взносами, и разрешают учитывать ее в расходах;
  • подтверждать постановку на учет сможет выписка из ЕГРН;
  • действуют новые форматы документов при налоговом мониторинге.

Подготовиться к этим и другим важным изменениям, а также отследить появление новых поможет наш обзор.

 

Обзор: «Основные изменения в налоговом законодательстве в 2026 году» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

С 1 января 2026 года устанавливается новый Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан РФ, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, а также внесения изменений в сведения о них в налоговых органах

 

Порядок утвержден в связи с принятием федеральных законов от 31.07.2023 N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и от 08.08.2024 N 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Начало действия документа — 01.01.2026.

 

Приказ ФНС России от 30.06.2025 N ЕД-7-14/568@ «Об утверждении Порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан РФ, не являющихся ИП, ИП, а также внесения изменений в сведения о них в налоговых органах» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Внесены изменения в перечни КБК, установленные Приказом Минфина России от 10 июня 2024 г. N 85н Некоторые перечни дополнены новыми кодами и направлениями расходов, отдельные коды изложены в новой редакции, уточнены положения, предусматривающие порядок отражения доходов и расходов по кодам бюджетной классификации.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Приказ Минфина России от 15.10.2025 N 145н 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Декларация по налогу на прибыль: ФНС обновила форму, порядок заполнения и формат
Налогоплательщикам нужно будет заполнять новый лист 05.1. Он затрагивает операции с цифровой валютой. В листе 08 потребуется указывать уникальный номер контракта. Есть и другие новшества.

Изменения применяют с подачи декларации за 2025 год (есть исключение).

Начало действия документа — 01.01.2026 (за исключением отдельных положений).

См. также: Лента новостей КонсультантПлюс для бухгалтера от 01.11.2025

 

Приказ ФНС России от 03.10.2025 N ЕД-7-3/855@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 02.10.2024 N ЕД-7-3/830@» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Электронный документооборот с налоговой при проверках: ФНС разработала формат Налоговики хотят утвердить формат электронного документа для подачи документов при истребовании в рамках проверок.

Формат нужен для документирования событий с активами и объектами бухучета, которые не учитывают как активы, но отражают за балансом (п. 2 проекта приложения).

Формат можно будет использовать как документ, который оформляют:

  • при признании (поступлении) объектов;
  • их перемещении внутри экономического субъекта;
  • прекращении признания (списании) объектов;
  • прочих событиях с ними внутри экономического субъекта.

Формат позволит налогоплательщикам:

  • подавать электронные документы по ТКС в неизменном виде;
  • сократить документооборот и время на учет;
  • улучшить взаимодействие с налоговой.

Формат заработает через месяц после опубликования (п. 2 проекта приказа). Сейчас документ на общественном обсуждении.

 

Проект приказа ФНС России

 

Правительство утвердило предельную базу по страховым взносам на 2026 год
Единая предельная база по взносам на следующий год – 2 979 тыс. руб.

В текущем году она составляет 2 759 тыс. руб.

 

Постановление Правительства РФ от 31.10.2025 N 1705

 

ФНС: вопрос кассира к покупателю «Нужен вам кассовый чек или нет?» является некорректным в целях исполнения пользователя обязанности по применению ККТ Нарушение установленного порядка выдачи и направления кассового чека на бумажном носителе и в электронной форме влечет административную ответственность, предусмотренную частями 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Если невыдача кассового чека связана с неприменением ККТ, то продавец в таком случае может быть привлечен к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 14.5 КоАП РФ.

В настоящее время существует техническая возможность для пользователя ККТ при осуществлении расчета на некоторых моделях ККТ отключать печатающий механизм ККТ и не печатать кассовый чек на бумажном носителе, не заполняя при этом реквизит абонентским номером либо адресом электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю, что ведет к нарушению пользователем ККТ норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ).

Форматы фискальных документов, обязательные к использованию, утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ (далее — Приказ по ФФД) согласно приложению N 2 Приказа по ФФД.

Приказом ФНС России от 26.03.2025 N ЕД-7-20/236@ «О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@» внесены изменения в форматы фискальных документов, вступившие в силу 01.09.2025, которые устанавливают дополнительные требования к ККТ обеспечить контроль заполнения реквизитов «телефон или электронный адрес покупателя» (тег 1008) и «адрес электронной почты отправителя чека» (тег 1117).

В этой связи изготовители ККТ должны с 01.09.2025 привести программное обеспечение ККТ в соответствие с нормами Федерального закона N 54-ФЗ и Приказа по ФФД, исключая возможность для пользователя ККТ одновременно отключать печатающий механизм ККТ, не печатать кассовый чек на бумажном носителе и не заполнять реквизит абонентским номером либо адресом электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю.

Данное требование к печати кассовых чеков, вступившее в силу с 01.09.2025, доводилось до изготовителей ККТ и пользователей ККТ письмом ФНС России от 07.11.2024 N АБ-4-20/12720@.

 

<Письмо> ФНС России от 21.10.2025 N АБ-4-20/9410@ «О техническом контроле выдачи кассового чека» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Реквизиты для уплаты налогов: в платежные поручения вносят новое наименование подразделения ЦБ РФ УФНС России по г. Москве сообщило, что с 27 октября 2025 года изменилось наименование подразделения Банка России, которое проводит расчетное и кассовое обслуживание.

Актуальное наименование нужно использовать для верного перечисления в бюджет платежей, которые администрирует налоговый орган.

Все иные реквизиты платежного документа (КБК, ИНН, КПП, номер счета и т.д.) остались прежними.

На сайте ФНС можно ознакомиться с образцами платежек.

Казначейство также проинформировало об изменениях.

 

Информация УФНС России по г. Москве от 27.10.2025

<Письмо> Казначейства России от 10.10.2025 N 07-04-05/03-29299 «О направлении информации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утверждена новая форма годового отчета о деятельности иностранной организации в РФ Установлен формат представления в электронной форме указанного годового отчета.

Признается не подлежащим применению Приказ МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19, которым утверждена аналогичная форма.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2026 года и применяется начиная с представления годового отчета о деятельности иностранной организации в РФ за 2025 год.

 

Приказ ФНС России от 04.09.2025 N ЕД-7-3/767@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме годового отчета о деятельности иностранной организации в РФ» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

НДФЛ в 2026 году: Минфин указал, что льготы при продаже квартир и иного жилья продолжат действовать Изменения к НК РФ, которые приняты в первом чтении, затрагивают порядок применения льгот по НДФЛ при продаже жилья.

Поправка уточняет, что для применения льготы недвижимость до продажи должна быть в собственности налогоплательщика непрерывно в течение:

  • более 3 лет, если жилье получили, например, в наследство, дар от близкого родственника, при приватизации или если жилье единственное.
  • более 5 лет – в иных случаях.

Поправка о непрерывном сроке техническая, льготы при продаже жилья продолжат действовать.

Дополнительно хотят расширить возможность освобождения от НДФЛ доходов от продажи жилья при приобретении другого для улучшения жилищных условий для семей с 2 и более детьми. Предлагают учитывать:

  • детей вне зависимости от возраста, если суд признал их недееспособными;
  • детей, которые родились после продажи жилья, но не позднее 30 апреля следующего года.

Хотят уточнить 1 из критериев: в собственности семьи также не должно быть более 50% доли в ином жилье с кадастровой стоимостью выше кадастровой стоимости приобретаемого жилья.

О важных поправках см. в обзоре.

 

Информация Минфина России от 24.10.2025
Минпромторг перенес на декабрь изменение правил расчета утилизационного сбора на легковые автомобили Ведомство сообщило о переносе срока вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора на 1 месяц. Они заработают с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года). Проект постановления внесли в правительство.

Решение приняли, чтобы учесть интересы граждан, которые заказали и оплатили автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. после публикации проекта с новыми параметрами или столкнулись с задержками при доставке. Оно позволит завершить доставку заказов по текущим правилам.

Минпромторг отметил: изменения не отразятся на тех, кто оплатил сбор по действующим параметрам (до вступления в силу новшества). При планировании новых заказов не нужно учитывать корректировки, которые вносят в расчет сбора.

Напомним, проект, вступление в силу которого переносят, предполагает введение дополнительных показателей для расчета сбора по легковым автомобилям категории М1. Согласно новому подходу базовую ставку для расчета сбора формируют с учетом типа и объема двигателя, а мощность влияет на коэффициент по прогрессивной шкале. При этом льготный коэффициент для граждан, которые ввозят иномарку с мощностью двигателя до 160 л.с. для личного пользования, сохраняют.

 

Информация Минпромторга от 31.10.2025
Утилизационный сбор с 1 декабря 2025 года: утверждены новые правила расчета
Изменения затронут в основном легковые автомобили категории М1 мощностью 160 л.с. и более, а также электромобили и гибриды. Теперь базовая ставка для расчета сбора будет учитывать тип, объем двигателя, а также мощность. Последняя влияет на коэффициент по прогрессивной шкале (пп. а п. 2 изменений).

Льготный коэффициент для граждан, которые ввозят автомобили с мощностью двигателя до 160 л.с. для личного пользования, сохраняют.

Нововведения заработают с 1 декабря 2025 года (п. 2 постановления).

 

Постановление Правительства РФ от 01.11.2025 N 1713
Проект об увольнении за ошибки в работе со счетами и кредитами принят в первом чтении
Планируют разрешить расторгать трудовой договор за однократное грубое нарушение обязанностей при открытии и ведении банковских счетов или кредитовании. Такое основание для увольнения могут предусмотреть в Законе о банках. Наказание предложили применять, если проступок повлек ущерб для кредитной организации либо ее клиентов.

Хотят позволить также отстранить сотрудника от работы, пока идет проверка по нарушению. В этот период ему все равно понадобится начислять зарплату.

Поправки могут вступить в силу со дня официального опубликования в качестве закона.

 

Проект Федерального закона N 970855-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.07.2025) 

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

В Госдуму поступил законопроект о долговых цифровых финансовых активах Законопроект устанавливает особенности выпуска долговых цифровых финансовых активов, которые удостоверяют исключительно денежное требование в размере цены приобретения цифровых финансовых активов их первым обладателем и начисленных на нее процентов.

Указываются дополнительные сведения, которые должно содержать решение о выпуске долговых цифровых финансовых активов.

 

Паспорт проекта Федерального закона N 1051142-8 «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона «О цифровых финансовых активах <…>»

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Таможенные сборы при импорте товаров: с 1 января 2026 года правительство повысит ряд ставок
Минимальная ставка за операции по выпуску задекларированных товаров при их ввозе по общему правилу составит 1231 руб. вместо 1067 руб. Максимальная увеличится с 30 тыс. руб. до 73 860 руб. Первая касается товаров общей таможенной стоимостью не более 200 тыс. руб. (как и сейчас), а вторая – от 10 млн руб. 1 коп. (сейчас – от 7 млн руб. 1 коп.).

Для импорта продукции, таможенную стоимость которой не определяют и не заявляют, нужно будет уплачивать (если не установят иного):

  • 9054 руб. при условии, что в декларации указали максимум 50 таких позиций;
  • 18 108 руб. – от 51 до 100 позиций включительно;
  • 30 180 руб. – минимум 101 позиция.

Сейчас ставки такие: 8262 руб., 16 524 руб. и 27 540 руб. соответственно.

Есть и другие новшества.

Начало действия документа — 01.01.2026.

 

Постановление Правительства РФ от 23.10.2025 N 1638 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1637» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу исчисления туристического налога со стоимости услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению Сообщается, в частности, что, по мнению Минфина России, налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению на основании договора на оказание санаторно-курортных услуг (санаторно-курортной путевки), исчисляют туристический налог в размере, определяемом как произведение 100 рублей и количества суток предоставления услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению в отношении каждой санаторно-курортной путевки.

При условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих соответствующий статус физического лица, в налоговую базу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой отдельным категориям физических лиц (пункт 2 статьи 418.4 Налогового кодекса РФ).

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе не включать в налоговую базу стоимость услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению в том случае, если физическое лицо, приобретающее такую услугу (т.е. лицо, которому предоставлена санаторно-курортная путевка), относится к одной или нескольким категориям физических лиц, определенным пунктом 2 статьи 418.4 Налогового кодекса РФ, независимо от того, кем оплачивается такая путевка.

 

<Письмо> ФНС России от 29.10.2025 N СД-4-3/9704@ «О направлении письма Минфина России от 27.10.2025 N 03-05-04-06/103526» (вместе с <Письмом> Минфина России от 27.10.2025 N 03-05-04-06/103526)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Денежно-кредитная политика: ЦБ РФ опубликовал основные направления на 2026 — 2028 годы
Регулятор разъяснил цель и принципы реализации денежно-кредитной политики, а также представил базовый и альтернативные сценарии развития экономики на ближайшие 3 года.

Базовый сценарий. Он предполагает, что уже в 2025 году инфляция снизится до 6,5 — 7%, в 2026 году – до 4 — 5 %, вернется к 4% в 2027 году и стабилизируется. Для этого ЦБ будет поддерживать жесткие денежно-кредитные условия, в т.ч. высокую ключевую ставку. Средняя ключевая ставка с 27 октября до конца 2025 года составит 16,4 — 16,5%, в 2026 году – 13 — 15%. После стабилизации инфляции на уровне 4% ставка будет в 2027 году и далее – 7,5 — 8,5%.

Дезинфляционный сценарий. Он позитивнее. ЦБ РФ сможет раньше перейти к смягчению ДКП. Предполагается, что средняя ключевая ставка в 2026 году будет 11 — 13%. С 2027 года она стабилизируется на уровне 7,5 — 8,5%.

Проинфляционный сценарий. При нем потребуется больше времени и более жесткая ДКП, чтобы вернуть инфляцию к целевому уровню. Ключевая ставка в 2026 году составит 16 — 18%, в 2027 году – 10,5 — 11,5%, а к 2028 году она снизится до 8,5 — 9,5%. Вероятность реализации данного сценария выше, чем предыдущего.

Рисковый сценарий. Будет реализован, если значительно ухудшатся внешние условия и это негативно повлияет на российскую экономику, приведет к ускорению инфляции. Потребуется более жесткая ДКП. Ключевая ставка с 17,5 — 19,5% в 2026 году вырастет до 18 — 20% в 2027 году. В 2028 году она составит 10 — 11%. Вероятность такого развития событий низкая.

 

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов» (утв. Банком России) 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Предусмотрены меры по повышению качества оценки результатов деятельности отдельных АО и федеральных государственных унитарных предприятий Установлено, что Федеральное казначейство в отношении отдельных акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, и федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р, перечень которых утверждается Правительством РФ, осуществляет ежегодную оценку реализации программно-целевого документа организации, являющегося внутренним документом, определяющим стратегические цели ее деятельности и пути достижения таких стратегических целей.

Начало действия документа — 01.11.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 23.10.2025 N 1646 «О мерах по повышению качества оценки результатов деятельности отдельных акционерных обществ <…>» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу признания расходов по строительству (бурению) разведочных и поисково-оценочных скважин для целей исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Сообщается, в частности, что до вступления в силу Федерального закона от 15.10.2020 N 342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 342-ФЗ) (в редакции, действующей до 01.01.2021) абзацем первым пункта 3 статьи 333.48 НК РФ было установлено, что фактические расходы, связанные с производством и реализацией, признаются в порядке, установленном статьей 261 (в части расходов на освоение природных ресурсов), статьями 262 и 272 НК РФ.

При этом фактические расходы по добыче углеводородного сырья на участке недр признавались при исчислении НДД не ранее даты принятия налогоплательщиком решения об отнесении скважины к числу непродуктивных либо включения ее в состав амортизируемого имущества при исчислении налога на прибыль организаций.

В соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ с 01.01.2021 внесены изменения в абзац первый пункта 3 статьи 333.48 НК РФ, согласно которым фактические расходы, связанные с производством и реализацией, признаются в порядке, установленном статьей 261 (в части расходов на освоение природных ресурсов, за исключением расходов на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин), статьями 262, 272 и 325 НК РФ.

При этом расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин признаются в порядке, аналогичном установленному пунктом 1 статьи 333.48 НК РФ.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 342-ФЗ установлено, что положения абзаца первого пункта 3 статьи 333.48 НК РФ (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ) применяются к расходам на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенным после дня вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ, то есть после 01.01.2021.

Таким образом, расходы, произведенные и оплаченные до 01.01.2021, но не включенные в состав фактических расходов по добыче углеводородного сырья в налоговых периодах до указанной даты, подлежат включению в состав фактических расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после 01.01.2021.

При этом положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 342-ФЗ распространяются исключительно на расходы, произведенные и оплаченные с 1 января года начала применения НДД на участке недр и до 01.01.2021.

Затраты на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные организацией до начала применения НДД на участке недр, могут учитываться только при определении суммы исторических убытков в пределах ретроспективного периода, предусмотренного статьей 333.52 НК РФ, и в порядке, предусмотренном статьей 333.48 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ.

 

<Письмо> ФНС России от 15.10.2025 N СД-4-3/9267@ «О применении переходных положений ФЗ N 342-ФЗ (НДД)» (вместе с <Письмом> Минфина России от 09.10.2025 N 03-06-05-01/98084) 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Определены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на IV квартал 2025 года Коэффициенты установлены в следующих размерах:

на антрацит — 1,029;

на уголь бурый — 0,961;

на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 0,946.

 

Информация Минэкономразвития России <О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на IV квартал 2025 года> 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

По 1 декабря 2025 г. (включительно) продлены наступающие в период с сентября по ноябрь (включительно) 2025 г. сроки уплаты акциза на сталь жидкую и налога на добычу полезных ископаемых на железную руду для предприятий отрасли черной металлургии

Исчисление сроков, установленных настоящим постановлением, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 61 Налогового кодекса РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 29.10.2025 N 1683 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу применения патентной системы налогообложения в отношении предпринимательской деятельности банковских платежных агентов Сообщается, в частности, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 6 статьи 346.43 НК РФ ПСН не применяется в отношении деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг, за исключением услуг банковских платежных агентов (далее — БПА) по принятию от физических лиц наличных денежных средств и их внесению на банковские счета этих физических лиц и по выдаче физическим лицам наличных денежных средств с их банковских счетов, оказываемых БПА этим физическим лицам при осуществлении ими розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений.

Субъекты РФ вправе включать в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 6 названной статьи кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ).

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, предусмотрена деятельность по приему платежей физических лиц БПА (организациями, не являющимися кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, законами субъектов РФ деятельность по принятию от физических лиц наличных денежных средств и их внесению на банковские счета этих физических лиц и по выдаче физическим лицам наличных денежных средств с их банковских счетов, оказываемых БПА этим физическим лицам при осуществлении ими розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений, может быть включена в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.

В этом случае индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений, вправе получить патент на осуществление деятельности БПА при применении в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети иных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, общий режим налогообложения).

 

<Письмо> ФНС России от 20.10.2025 N СД-4-3/9395@ «О направлении письма Минфина России от 10.10.2025 N 03-11-09/98637» (вместе с <Письмом> Минфина России от 10.10.2025 N 03-11-09/98637) 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Индикаторы риска для проверок ГИТ: Минтруд хочет использовать тот же перечень в 2026 году
Список индикаторов риска, которые могут указывать на нарушение работодателями обязательных требований, предложили применять до 31 декабря 2026 года. Сейчас срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.

Перечень индикаторов риска используют при решении вопросов о проведении внеплановой проверки работодателя и выборе ее вида. Он состоит из 9 пунктов, среди которых – увеличение числа легких несчастных случаев на производстве и отсутствие в информсистеме данных о СОУТ.

Общественное обсуждение проекта завершат 13 ноября 2025 года.

 

Проект приказа Минтруда России

 

С 1 января 2026 г. устанавливаются правила проставления налоговыми органами в паспорте гражданина РФ по его желанию отметки о номере записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ, сформированной в отношении данного гражданина

 

Определены порядок направления запросов в рамках межведомственного электронного взаимодействия, условия, при которых отсутствует возможность проставления в паспорт отметки, процедура внесения отметки уполномоченным должностным лицом налогового органа и прочее.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 30.10.2017 N СА-7-14/831@ «Об организации работы налоговых органов по внесению в паспорт гражданина Российской Федерации отметки об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) по желанию гражданина».

Начало действия документа — 01.01.2026.

Приказ ФНС России от 23.10.2025 N ЕД-7-14/920@ «Об утверждении Порядка проставления в паспорте гражданина РФ по его желанию отметки о номере записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ, сформированной в отношении гражданина РФ» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Кассация отметила: в соглашении об увольнении должны быть взаимовыгодные условия
Работник подал заявление об уходе по соглашению сторон. В этот же день с ним подписали соглашение и расторгли трудовой договор. Специалист в суде заявил, что на него оказывали давление.

Первая инстанция и апелляция сочли увольнение законным, но кассация с ними не согласилась. Она отметила, что отношения прекращают по соглашению сторон на взаимовыгодных условиях (в отличие от увольнения по инициативе работодателя). В документе можно предусмотреть в том числе выплату компенсации. Подобных условий в соглашении не было. Перед тем как написать заявление, у сотрудника произошел конфликт с руководством.

При новом рассмотрении первой инстанции нужно учесть доводы о вынужденности увольнения.

 

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2025 по делу N 88-23193/2025 (УИД 52RS0005-01-2024-000284-41) 

Документ включен в информационный банк:
— Кассационные СОЮ, 1 КС

Перевод на полную ставку перед декретом – суд не согласился с фондом, что пособие выплачено излишне
За несколько дней до ухода беременной сотрудницы в декрет страхователь перевел ее с полставки на полную. СФР посчитал, что работодатель создал искусственную ситуацию для получения пособия в завышенном размере, и потребовал вернуть переплату.

Суды проверяющих не поддержали:

  • работодатель подтвердил, что сотрудница работала и получала зарплату, страховой случай наступил;
  • фонд не доказал, что страхователь действовал недобросовестно.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.09.2025 N Ф01-3218/2025 по делу N А17-2398/2024

Документ включен в информационный банк:
— АС Волго-Вятского округа

Суд отменил штраф за просрочку ответа фонду: страхователь не должен отвечать за задержку доставки
СФР запросил у страхователя сведения по электронному больничному 20 сентября. Срок ответа – 26 сентября. Сведения поступили лишь 27 сентября. За просрочку организацию оштрафовали.

Суды не поддержали наказание:

  • страхователь отправил ответ 26 сентября;
  • оператор подтвердил получение запроса и ответа;
  • он также сообщил, что доказать наличие техпроблем, которые помешали обработке документов, он не может, поскольку обработка проходит в фонде;
  • страхователь не отвечает за задержку доставки, если соблюден срок отправки.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2025 N 09АП-45643/2025 по делу N А40-37110/2025

Документ включен в информационный банк:
— 9 Арбитражный апелляционный суд

Финансирование предупредительных мер: суд отменил решение СФР об отказе в выплате Организация подала заявление на финансирование мер по сокращению травматизма. Фонд отказал из-за недоимки по взносам, пеней и штрафа, которые не погашены на день подачи заявления. Также СФР отметил, что комплект документов неполный и содержит недостоверную информацию.

Страхователь обратился в суд. Первая инстанция и апелляция его поддержали. Они отметили, что перечень оснований для отказа в финансировании исчерпывающий. Фонд должен обосновать причины отказа и доказать недостоверность информации.

СФР обнаружил долг по пеням на основании решения. Суды выявили, что долга не было, поскольку решение не вступило в силу. У фонда не было оснований включать в базу по взносам выплаты и начислять пени. Следовательно, он не вправе отказывать в финансировании из-за недоимки по взносам, пеней и штрафа.

Также СФР обнаружил, что на момент подачи заявления не все договоры на медосмотры заключены. Не было даты начала осмотра. Не всех работников могли успеть включить в список. Суды установили, что объем осмотров рассчитали по фактическому числу сотрудников. Это говорит о достоверности сведений.

Фонд указал, что организация не представила ряд документов и сведений. Она не подтвердила права главбуха на подписание документов. Суды установили, что на момент подачи заявления все документы поданы. При этом нет требования представить договоры со всеми медорганизациями, в которых планируются медосмотры. Нет правила о подтверждении полномочий главбуха на подписание.

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2025 N 13АП-19293/2025 по делу N А56-126071/2024 

Документ включен в информационный банк:
— 13 Арбитражный апелляционный суд

В больничном неверно указали отчество ребенка – суды не взыскали пособие со страхователя
При проверке СФР установил, что в электронном больничном неверно указали отчество ребенка, за которым ухаживали. Фонд потребовал от страхователя возместить излишние расходы на выплату пособия по нетрудоспособности и заплатить штраф за подачу недостоверных сведений. Организация не исполнила требование, и фонд обратился в суд.

Две инстанции встали на сторону страхователя:

  • ошибку в больничном допустило медучреждение;
  • организация не раз сообщала фонду, что не может изменить данные в электронном листе;
  • при направлении электронного реестра сведений у нее не было персональных данных ребенка работника;
  • в перечне документов для трудоустройства нет свидетельства о рождении ребенка, работник сведения о детях не сообщал.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2025 N 09АП-36767/2025 по делу N А40-58444/2025 

Документ включен в информационный банк:
— 9 Арбитражный апелляционный суд

Компенсацию обязательных медосмотров не облагают взносами на травматизм, подтвердил суд
Работодатель компенсировал цену обязательных медосмотров сотрудникам, которые сами заключали договоры с медорганизацией. Взносы на травматизм на выплаты не начислял.

СФР при выездной проверке оштрафовал организацию, начислил взносы и пени. Он указал, что работодатель обязан проводить медосмотры за свой счет. Их оплата работниками с последующей компенсацией стоимости не предусмотрена.

Суд поддержал страхователя:

  • взносами облагают выплаты, которые связаны с выполнением работы и зависят от результатов труда;
  • трудовые отношения не означают, что все платежи работникам производят за труд;
  • спорные выплаты не были экономической выгодой (доходом) сотрудников. Они не зависели от квалификации, сложности, количества и качества работы. Взносы на них не начисляют.

Отметим, суды часто приходят к сходным выводам.

Минтруд и ФНС полагают: если обязательные периодические медосмотры проводят по договору работодателя с медорганизацией, то затраты на них взносами не облагают.

 

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2025 N 08АП-6674/2025 по делу N А70-1136/2025 

Документ включен в информационный банк:
— 8 Арбитражный апелляционный суд

Дотацию на питание взносами на травматизм не облагают, подтвердил суд
Работодатель организовал питание сотрудников. Услуги оказывало предприятие общепита. Работникам предоставляли дотацию на питание в столовой. Право на обед они подтверждали регистрацией личного пропуска в электронной системе. Разницу между ценой питания и дотацией оплачивали сами. Дотации работодатель переводил оператору питания. Из зарплаты их не удерживал, в фонд оплаты труда не включал.

При выездной проверке фонд начислил взносы, пени и штраф. Он полагал, что дотация — оплата труда, так как ее предоставляли в рамках трудовых отношений и начисляли за рабочую смену.

Суд встал на сторону страхователя:

  • в облагаемую базу включают выплаты, которые относятся к элементам оплаты труда, в т.ч. поощрительным и стимулирующим выплатам;
  • трудовые отношения не означают, что все выплаты работнику производят за труд;
  • дотация на питание не зависела от трудовых показателей, квалификации, сложности, качества, количества, условий работы. Это не вознаграждение за труд.

Довод фонда, что дотации относят к оплате труда, так как они предусмотрены разделом II колдоговора, где указан состав оплаты труда, отклонили. Этот раздел устанавливает также и соцгарантии, льготы. Ссылку фонда на то, что дотации есть в ведомостях на зарплату, признали необоснованной. Это не значит, что их облагают взносами.

 

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.10.2025 по делу N А74-2220/2025

Документ включен в информационный банк:
— 3 Арбитражный апелляционный суд

Страхователь не подал уведомление о прекращении права на пособие – суд не взыскал переплату
Организация подала в СФР сведения для назначения работнику пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Фонд назначил пособие. Позже контролеры потребовали вернуть переплату. Они установили, что сотрудник уволен, а работодатель не подал уведомление об утрате права на пособие.

Первая инстанция поддержала фонд. 14-й ААС с этим выводом не согласился. Страхователь подал форму ЕФС-1 об увольнении. Фонд при выплате пособия располагал сведениями об утрате права на него. После того как СФР получил эти сведения, он мог уточнить статус застрахованного и прекратить выплату.

Суды часто поддерживают страхователей в похожих ситуациях. Однако 7-й ААС решил иначе. Он указал: нельзя признать состоятельным тот факт, что фонд знал об увольнении из ЕФС-1 и мог не допустить переплаты.

 

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2025 N 14АП-4584/2025 по делу N А13-3601/2025 

Документ включен в информационный банк:
— 14 Арбитражный апелляционный суд

Сотрудник ездил в больницу к матери после ее травмы – суды не согласились с увольнением за прогул Специалист покинул рабочее место в 12 ч 55 мин. и не вернулся до 18 ч. Он объяснил это тем, что ему пришлось ухаживать за престарелой матерью, которую госпитализировали с переломом бедра. Сотрудника уволили за прогул, он это оспорил.

Три инстанции признали уважительной причину отсутствия работника. Он был вынужден явиться в больницу к матери, которой требовалось согласие близкого родственника на операцию, а также покупка предметов гигиены и лекарств. Увольнение незаконно.

 

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2025 N 88-15252/2025 (УИД 29RS0014-01-2024-011412-26) 

Документ включен в информационный банк:
— Кассационные СОЮ, 3 КС

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
О внесении изменений в Положение о местных налогах города Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259

С 01.01.2026 на территории г. Тюмени вводится в действие туристический налог.

Налоговая ставка в 2026 году составит 2% от налоговой базы, в 2027 году — 3% от налоговой базы, в 2028 году — 4% от налоговой базы, начиная с 2029 года — 5% от налоговой базы.

В соответствии с п. 3 данный документ вступает в силу с 01.01.2026.

 

Решение Тюменской городской Думы от 23.10.2025 N 251 «О внесении изменений в Положение о местных налогах города Тюмени<…>»

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2026 год

В перечень включены кадастровые номера зданий, строений и сооружений общей площадью свыше 10 000 квадратных метров, а также адреса объектов недвижимого имущества.

Приказ Департамента имущественных отношений ЯНАО от 23.10.2025 N 10-О 

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ

О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О патентной системе налогообложения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»

Из перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территории автономного округа, исключены услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров.

В соответствии со ст. 3 данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 01.01.2026.

 

Закон ЯНАО от 28.10.2025 N 74-ЗАО 

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ

 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

    Подписаться на Правовое обозрение "Территория ПРАВА"

      Подписка на Журнал "Главная книга"

        Подписаться на Бюллетень пользователя КонсультантПлюс