Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 20.10.2025 по 27.10.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Видеосеминар: Дистанционное участие в заседании обществ | Изменения в законодательстве об АО и ООО позволили проводить собрания и голосования участников дистанционно. В каких случаях данные решения будут легитимны? Как развивалась судебная практика по вопросам удаленного участия в собраниях акционеров?
 Содержание лекции: Лектор: Маковская Александра Александровна, доцент кафедры гражданского права МГУ им. М.В. Ломоносова, судья Высшего арбитражного суда РФ в отставке, кандидат юридических наук Продолжительность лекции — 23:57 мин.  | 
Видеосеминар: Дистанционное участие в заседании обществ
 На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля  | 
|
| Видеосеминар: Банкротство в отношении платежеспособного должника | Лектор рассмотрит вопрос, можно ли ввести в банкротство платежеспособного должника. Какие выводы делает ВС РФ о необходимости банкротства лица в случаях задержки обязательств перед кредитором? Можно ли использовать формальные критерии для подтверждения презумпции неплатежеспособности?
 Лектор: Зайцев Олег Романович, председатель Банкротного клуба, доцент Российской школы частного права, кандидат юридических наук Продолжительность лекции — 11:44 мин.  | 
Видеосеминар: Банкротство в отношении платежеспособного должника | |
| В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: сентябрь 2025 года» | 
За сентябрь в системе КонсультантПлюс появилось более 5200 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о приостановке срока исковой давности, оплате допработ по договору подряда, прекращении аренды. | Обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: сентябрь 2025 года»
 Документ включен в информационные банки:  | 
|
| Новая мера против навязывания потребителям платных цифровых подписок заработает с 1 марта 2026 года | Бизнесу запретят списывать периодические платежи с банковского счета потребителя в случае, когда он предоставил реквизиты, но потом отказался использовать их при расчетах за услуги по абонентскому договору. То же касается данных об электронных средствах платежа. Речь идет о плате за цифровые подписки на музыкальные платформы, видеосервисы и др.
 Исполнитель будет обязан обеспечить прием отказа потребителя, в том числе в электронной форме.  | 
Федеральный закон от 15.10.2025 N 376-ФЗ
 Документ включен в информационные банки:  | 
|
| Порядок выдачи лицензий на управление МКД изменится — закон опубликован | С 1 сентября 2026 года в ЖК РФ закрепят: орган жилищного госнадзора рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней с даты его приема. По итогам процедуры орган сам решит, предоставить разрешение или нет. Лицензионных комиссий больше не будет.
 Срок смогут продлить максимум на 5 рабочих дней, если из других ведомств не поступят запрошенные документы или сведения для оценки соблюдения отдельных требований к соискателю. В этом случае его уведомят. Сейчас по ЖК РФ заявление рассматривают в течение 30 рабочих дней. По результатам процедуры орган жилищного госнадзора готовит для лицензионной комиссии предложение по вопросу о том, предоставить разрешение или нет. Однако есть подзаконное правило: орган оформляет приказ о выдаче лицензии (или об отказе) не позже 10 рабочих дней с даты приема заявления. Срок учитывает время, которое нужно комиссии, но не предполагает возможности продления. Есть и другие изменения. Так, чтобы управлять МКД, надо будет отвечать требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению. Их установит правительство.  | 
Федеральный закон от 15.10.2025 N 375-ФЗ
 Документ включен в информационные банки:  | 
|
| Минстрой пояснил нюансы размещения в ГИС ЖКХ сведений об общем собрании собственников | Если инициатор собрания не направил в ГИС ЖКХ сообщение о его проведении, то это не основание считать решения такого собрания ничтожными. Однако суд может признать их недействительными.
 Нельзя запрещать размещать протокол собрания в ГИС ЖКХ, даже если инициатор вовремя не выложил туда упомянутое сообщение. Если инициатор опубликовал там протокол, то управляющей компании делать этого не надо. Ведомство обозначило и другие аспекты.  | 
Письмо Минстроя России от 07.10.2025 N 59664-ДН/04
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Пожарная безопасность: при проверке огнетушителей надо оценить хотя бы один из них | Если на объекте защиты 5 и больше порошковых огнетушителей, нужно ежегодно осматривать и вскрывать не менее 3% из них, напомнило МЧС. При этом минимальное количество проверяемых огнетушителей не может быть менее одного. Значит, когда таких огнетушителей, например, 5, ежегодно проверяют хотя бы один.
 Ранее ведомство отмечало, что в отношении оставшихся огнетушителей проводят внешний осмотр и мероприятия, которые рекомендует производитель, а техобслуживание данных средств пожаротушения должны выполнять лица с лицензией на эту деятельность. См. также: Какие требования предъявляются к огнетушителям и их обслуживанию  | 
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 10.10.2025 N ИВ-117-4588-12-2
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Проверки банков и других финкомпаний со стороны ЦБ РФ: послабление начнут применять с 2026 года | Регулятор отменит обязательное проведение не реже одного раза в 3 года проверок, в частности:
 — кредитных организаций; — организаторов торговли; — страховых компаний с активами на сумму более 100 млрд руб. в течение 6 месяцев подряд (по данным бухучета); — профучастников РЦБ, у которых годовой диапазон значений хотя бы по одному показателю деятельности отвечает максимальным квартальным параметрам. Центробанк будет организовывать проверки только с учетом оценки факторов и сведений о работе поднадзорного лица при соблюдении ряда ограничений. Хотя послабление вступит в силу 31 октября 2025 года, применять его будут с нового года. Об этом ЦБ РФ сообщил на своем сайте.  | 
Указание Банка России от 09.09.2025 N 7162-У
 Документ включен в информационный банк: Информация Банка России от 20.10.2025  | 
|
| Правительство продлит возможный срок действия соглашений о стабилизации цен на некоторые товары | С 25 октября 2025 года регионы вправе оформлять соглашения с поставщиками и продавцами на период до конца 2029 года. Сейчас предельный срок — до 6 мая 2026 года. По данным правительства, речь идет о стабилизации цен на востребованную продукцию широкого потребления и социально значимые товары. Есть исключения.
 Напомним, в соглашении среди прочего определяют способы стабилизации. Это может быть снижение или неповышение цен, введение максимальных торговых надбавок и пр. Однако нельзя предусмотреть единые фиксированные цены. Данные правила, наряду с другими, не изменятся. На октябрь 2025 года соглашения заключены в 71 регионе с более 14 тыс. хозяйствующих субъектов. Среди них 100 аптечных сетей.  | 
Постановление Правительства РФ от 14.10.2025 N 1577
 Документ включен в информационный банк: Информация с сайта Правительства РФ от 17.10.2025  | 
|
| КС РФ пресек практику необоснованного взимания с импортеров антидемпинговых пошлин | Компания подала таможне в том числе сертификат о происхождении товара. В отличие от других документов, в нем как страна назначения указана не РФ, а другое государство ЕАЭС по адресу изначального грузополучателя. Таможня сочла происхождение товара неподтвержденным и предложила для его выпуска уплатить антидемпинговую пошлину. Суды с этим подходом согласились.
 Однако КС РФ среди прочего отметил: грузополучатель или страна назначения товара, которые названы в сертификате, могут измениться. В этом случае запрашивать новый документ не нужно. Такое изменение — не основание признать, что происхождение товара не подтверждено. Речь идет о ситуации, когда сертификат подлинный.  | 
Постановление КС РФ от 16.10.2025 N 34-П
 Документ включен в информационные банки:  | 
|
| ВС РФ поправил суды, которые отказали в замене автомобиля из-за отсутствия претензий после ремонта | Машина несколько раз была в гарантийном ремонте, в том числе из-за течи масла в двигателе. Поскольку этот недостаток возник повторно (т.е. стал существенным), потребитель подал иск, чтобы среди прочего поменять автомобиль на аналогичный. Первая инстанция согласилась с заменой, но апелляция и кассация — нет.
 По мнению ВС РФ, если во время гарантии недостаток после устранения появился вновь, то этого достаточно для замены технически сложного товара по требованию потребителя. В таком случае не важны: — возможность исправить дефект; — соразмерность расходов на ремонт; — незначительность временных затрат на устранение изъяна; — наличие или отсутствие запрета эксплуатировать товар с недостатком. Данную позицию ВС РФ уже обозначал. Ошибочен вывод о том, что гражданин выбрал способ защиты права в виде требования бесплатно починить автомобиль, раз принял его после ремонта без претензий. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.  | 
Определение ВС РФ от 09.09.2025 N 2-КГ25-6-К3
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Второе превышение скорости выявлено через 22 сек. после первого — ВС РФ согласился с двумя штрафами | Транспортная компания оспаривала второй штраф со ссылкой на то, что нельзя еще раз наказывать за одно нарушение. В данном случае речь идет о превышении скорости на величину более 20, но не выше 40 км/ч. Все инстанции отказали.
 ВС РФ отметил: первое деяние зафиксировала другая камера, в иное время (на 22 сек. раньше) и по другим координатам. Скорость тоже отличалась. Таким образом, это два самостоятельных состава нарушения. См. также: Каковы перспективы и риски обжалования наказания за превышение скорости  | 
Постановление ВС РФ от 24.09.2025 N 14-АД25-18-К1
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Взыскание долга за бездоговорное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения при эксплуатации объекта, требующего увеличение мощности | Водоканал обратился с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя задолженности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения в период до заключения договоров о подключении (техническом присоединении) здания автомойки к названным системам.
 Мнение судов: 
 Позиция кассации: 
  | 
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.10.2025 N Ф04-2692/2025 по делу N А03-11513/2024
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Взыскание неосновательного обогащения за пользование земельным участком по соглашению о взыскании платы за фактическое использование торгового места | В связи с истечением срока действия договора размещения нестационарного торгового объекта (НТО) между администрацией одного из городских округов и предпринимателем заключено соглашение о взыскании платы за фактическое использование торгового места. Ввиду отсутствия средств администрация обратилась с иском о взыскании неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком.
 Мнение судов: 
 Позиция кассации: 
  | 
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.10.2025 N Ф04-2914/2025 по делу N А46-23553/2023
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| О полном или частичном ограничении поставки газа при наличии добросовестных абонентов, подключенных к газоиспользующему оборудованию покупателя ресурса | Ввиду наличия задолженности по договору поставки газа, уклонения от самостоятельного введения ограничения потребления ресурса поставщик обратился с иском о понуждении покупателя обеспечить доступ сотрудникам поставщика к газоиспользующему оборудованию для проведения работ по приостановлению подачи газа.
 Мнение судов: 
 Позиция кассации: 
  | 
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.10.2025 N Ф04-2944/2025 по делу N А70-21938/2024
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Новшества в сфере лицензирования розничной продажи алкоголя поступили в Госдуму | Согласно поправкам, решение о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя, в т.ч. в общепите, станут принимать в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов. Если понадобится дополнительная экспертиза, срок продлят максимум на 25 рабочих дней. Закрепят список таких случаев.
 Сейчас решение принимается в течение 30 календарных дней с указанной даты. Срок может быть продлен еще максимум на столько же дней для проведения дополнительной экспертизы. При этом ситуации, когда она нужна, не перечислены. Подавать бумажные документы планируют запретить. Исключение — ситуации, когда торговый объект или заведение общепита находится в населенном пункте из перечня не подключенных к интернету. Пока для лицензирования таких объектов и заведений этого ограничения нет. Есть и другие изменения. Новшества могут вступить в силу с 1 марта 2026 года. См. также: Как получить лицензию на розничную продажу алкоголя  | 
Проект Федерального закона N 1041212-8
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Появятся штрафы для управляющих компаний за недопуск провайдеров в МКД: проект прошел первое чтение | В КоАП РФ введут наказания для организаций, управляющих МКД, за нарушение правил взаимодействия с операторами связи. Речь идет, например, о недопуске на объекты общего имущества дома или взимании платы за эксплуатацию сетей связи в нем.
 Компаниям будет грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. за первый проступок и от 600 тыс. до 1 млн руб. за повторный. Должностное лицо в первый раз накажут на сумму от 10 тыс. до 40 тыс. руб., в следующий — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалифицируют на срок до 3 лет. Сейчас нет нормы, по которой наказывают за такое нарушение. ВС РФ отмечал: если управляющая организация мешает доступу операторов связи к общему имуществу МКД, ее могут привлечь к ответственности по антимонопольному составу КоАП РФ — за злоупотребление доминирующим положением.  | 
Проект Федерального закона N 946629-8
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Правительство предложило повысить исполнительский сбор — проект поступил в Госдуму | Исполнительский сбор хотят поднять с 7 до 12% от денежной суммы или цены имущества, которую нужно взыскать. Минимальный предел санкции предлагают установить в размере 2000 руб. для физлиц либо ИП и 20 тыс. руб. для организаций (пп. «б» п. 3 проекта).
 Если требование неимущественное, то сбор с граждан или ИП составит 10 тыс. руб., а с юрлиц — 100 тыс. руб. Сейчас минимальные и фиксированные суммы в 2 раза ниже. Есть и другие поправки. Планируют, что изменения вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования закона. См. также: Как оспорить постановление о взыскании исполнительского сбора  | 
Проект Федерального закона N 1044616-8 | |
| Поправка о защите компаний и ИП от завышенных банковских комиссий внесена в Госдуму | По проекту банкам нельзя взимать с бизнеса разные оборотные комиссии за перевод денег в зависимости от того, кто получит эти средства: компания, физлицо или ИП. Речь идет о перечислениях со счета клиента по его поручению.
 Планируется, что изменение вступит в силу через 30 календарных дней с даты опубликования закона. Оно затронет в том числе заключенные до этого момента договоры. Банки приведут их в соответствие с новым правилом до 1 июля 2026 года. Отметим, ВС РФ ранее признавал незаконными завышенные комиссии за перечисление денег физлицам. В одном из случаев банк взял за такой перевод более 1 млн руб., хотя плата за перечисление той же суммы юрлицу составила бы не более 35 руб.  | 
Проект Федерального закона N 1043837-8
 Документ включен в информационный банк:  | 
|
| Предлагается установить особый порядок определения доли косвенного владения в уставном капитале экономически значимой организации
 Речь идет о возможности определения доли косвенного владения в уставном капитале ЭЗО для бенефициаров, участников, учредителей иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если такие лица не являются контролирующими лицами указанной структуры в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ. 
Так, при отсутствии возражений доверительного собственника (управляющего) указанной структуры и (или) иного лица, осуществляющего контроль над такой структурой, доля участия вышеуказанных лиц в такой структуре определяется согласно их праву на получение активов такой структуры на протяжении периода ее существования, а также в случае прекращения действия такой структуры. В случае невозможности определения доли участия бенефициаров, и (или) учредителей, и (или) участников иностранной структуры в соответствии с выше обозначенным порядком, соответствующие доли определяются пропорционально вкладу каждого лица в имущество, переданное этой структуре. В случае невозможности определения размера вклада в имущество, переданное иностранной структуре, размер доли определяется исходя из количества бенефициаров, и (или) учредителей, и (или) участников, направивших заявление в ЭЗО в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 470-ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями». Законопроектом также предусматривается, что определение доли участия бенефициаров, и (или) учредителей, и (или) участников иностранной структуры может быть оспорено в Арбитражном суде Московской области.  | 
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями» (не внесен в ГД ФС РФ) | ||
| В Госдуму внесен законопроект о возможности создания инвестиционного финансового товарищества
 Законопроект разработан в целях формирования необходимых правовых условий для увеличения объема прямых и венчурных инвестиций в РФ. 
Согласно законопроекту договором инвестиционного финансового товарищества признается договор инвестиционного товарищества (далее — ИТ), условиями которого (инвестиционной декларацией) предусмотрено, что в состав общего имущества товарищей могут входить только ценные бумаги, права требования по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, доли участия в уставных (складочных) капиталах российских, иностранных организаций, доли в праве собственности на общее имущество товарищей других инвестиционных товариществ, доли участия в иностранных структурах без образования юридического лица, а также денежные средства. Законопроектом, в том числе, предусматривается: создание реестра договоров инвестиционного финансового товарищества; снятие ограничения на участие управляющего товарища в двух и более договорах ИТ; ограничение ответственности по общим налоговым обязательствам товарищей — вкладчиков для возможности допуска негосударственного пенсионного фонда к участию в договорах ИТ; внесение поправок в части нотариального удостоверения договора ИТ и дальнейших документов, связанных с договором и требующих нотариального удостоверения; исключение ограничения максимального срока действия договора ИТ (не более 15 лет).  | 
Проект Федерального закона N 1050649-8 | ||
| УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ | |||
| Конституционный Суд обязал законодателя изменить условия содержания под стражей работников аппаратов судов | 
 Статья 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не соответствует Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой она не включает в число лиц, в отношении которых предусматривается отдельное от других подозреваемых и обвиняемых содержание под стражей в связи с их профессиональной деятельностью, в том числе ранее осуществлявшейся, работников аппаратов судов, включая бывших. 
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Впредь до этого подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления работникам аппаратов судов, в том числе бывшим, обеспечивается содержание под стражей в соответствии с требованиями абзаца седьмого пункта 2 части второй статьи 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом Конституционный Суд исходит из того, что в системе действующего правового регулирования формулировка части третьей статьи 80 УИК Российской Федерации «бывшие работники судов», охватывающая по смыслу и бывших судей, и бывших работников аппаратов судов, позволяет определять и лиц, относящихся к последним, для целей отдельного содержания, а к тому же может быть распространена по аналогии закона в соответствующей части на лиц, еще сохраняющих статус работника аппарата суда.  | 
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.10.2025 N 35-П
 Документ включен в информационные банки:  | 
|
