Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.10.2025 по 20.10.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
С 1 сентября 2026 года изменяется порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами |
Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении сокращается с 30 до 10 рабочих дней. Предусмотрена возможность продления указанного срока не более чем на 5 рабочих дней в случае непоступления запрошенных органом государственного жилищного надзора документов (сведений) в целях оценки соответствия соискателя лицензии отдельным лицензионным требованиям.
Уточнено, что лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора не на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, а в порядке, установленном статьей 194 ЖК РФ. Предусмотрено, что заявление о предоставлении квалификационного аттестата, который обязаны иметь должностные лица лицензиата, может быть подано посредством единого портала госуслуг. Закреплено лицензионное требование о соответствии лицензиата, соискателя лицензии требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению лицензиата, соискателя лицензии, установленным Правительством РФ, которое может быть обеспечено в том числе наличием действующего договора (договоров) на оказание услуг и (или) выполнение работ. |
Федеральный закон от 15.10.2025 N 375-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Даны разъяснения по вопросу взимания платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован |
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями.
В силу подпункта «а» пункта 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» — «ж» пункта 17 Правил N 354, обязаны, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Учитывая изложенное, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, обязанность временной управляющей организации по внесению платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. |
<Письмо> Минстроя России от 08.10.2025 N 59968-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
|
Даны разъяснения по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и условиям участия застройщика в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме |
Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на ОСС, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, условия договора МКД, в том числе условие о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения, утверждаются решением ОСС. В силу части 1.1 статьи 44 ЖК РФ в ОСС помимо собственников помещений в МКД в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию вправе принимать участие лица, принявшие помещения по акту от застройщика. До передачи помещения в МКД лицу, принявшему помещение по акту, застройщик вправе участвовать в ОСС в случае государственной регистрации права собственности на нереализованные помещения. Участие застройщика в ОСС без наличия у него зарегистрированного права собственности на помещения не допускается. При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в случае если на строительство (создание) МКД и (или) иных объектов недвижимости застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства, тогда такой застройщик не может являться правообладателем указанных объектов. В указанном случае отсутствует возможность регистрации права собственности застройщика на помещения в МКД, подлежащие передаче участникам долевого строительства, соответственно, отсутствует возможность участия застройщика в ОСС от имени помещений в МКД, подлежащих передаче участникам долевого строительства. В случае если МКД построен застройщиком за счет собственных средств, для реализации права участия в ОСС застройщику необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности на принадлежащие ему помещения в установленном законодательством порядке. |
<Письмо> Минстроя России от 03.10.2025 N 27640-ОГ/00
Документ включен в информационный банк: |
|
Разъяснены особенности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме |
Сообщается, в частности, что согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ инициатор общего собрания собственников (далее — ОСС) обязан не позднее чем за десять дней до даты проведения ОСС разместить сообщение о его проведении в ГИС ЖКХ или в региональной информационной системе независимо от формы проведения такого ОСС.
Функционал ГИС ЖКХ при размещении сообщения о проведении ОСС обеспечивает формирование уникального идентификационного номера (далее — УИН), который впоследствии присваивается протоколу ОСС, проведенного в порядке, установленном указанным сообщением о проведении ОСС. Решение ОСС, принятое с нарушением порядка проведения ОСС, установленного статьей 45 ЖК РФ, не является ничтожным и может быть признано недействительным только решением суда. Следовательно, сам факт неразмещения инициатором ОСС сообщения о проведении ОСС в ГИС ЖКХ не является основанием для признания решений такого ОСС ничтожными. Указанные решения могут быть признаны недействительными только решением суда. Частью 1 статьи 46 ЖК РФ обязанность по размещению в ГИС ЖКХ решений и протокола ОСС возложена именно на лицо, инициировавшее ОСС. Обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, размещать в ГИС ЖКХ протокол ОСС положениями ЖК РФ не установлена. Вместе с тем, согласно пункту 36 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должна в числе прочего размещаться информация о проведении ОСС, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования. В силу части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ информацию, предусмотренную пунктом 36 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, размещают в ГИС ЖКХ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг. Приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр установлены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Состав информации N 79/пр). В соответствии с пунктами 18 и 18.3 главы XI Состава информации N 79/пр лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает в ГИС ЖКХ протокол ОСС в том числе в случае, если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС. В настоящее время принимаются меры, направленные на обеспечение технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС с присвоением такому протоколу УИН в ГИС ЖКХ в случае, если сообщение о проведении указанного ОСС не размещено в ГИС ЖКХ, а также технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС. |
<Письмо> Минстроя России от 07.10.2025 N 59664-ДН/04
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ: нормативы состава сточных вод надо соблюдать с момента, когда их ввели | Если орган власти меняет значения концентрации загрязняющих веществ сточных вод, абонент обязан следовать им сразу, а не с момента начала действия уточненной декларации. Такой вывод обозначил ВС РФ в обзоре своей практики.
В августе 2020 года департамент ЖКХ снизил нормативы по ряду веществ и ввел новые показатели, а в октябре абонент уточнил декларацию на 2020 год. Водоканал потребовал плату за то, что в сентябре и октябре концентрация веществ из декларации на 2020 год была выше норматива от августа. Абонент платить отказался и заявил, что в 3-месячный срок с момента, когда департамент изменил нормативы, он обновил декларацию, поэтому водоканал не вправе считать превышение исходя из первичной декларации. Водоканал подал иск. Суд поддержал абонента. Дело вернули на пересмотр, по итогам которого требования водоканала удовлетворили. Это решение устояло в апелляции и кассации. ВС РФ тоже не изменил акты и отметил: — если декларацию не корректируют вовремя, водоканал вправе оценить превышение нормативов по первичной декларации; — 3 месяца даются абоненту для анализа сточных вод по новым веществам из перечня нормируемых. Это правило не действует для уже указанных в декларации показателей, по которым корректируют величины; — не допускается произвольно менять фактические концентрации веществ в декларации, чтобы формально привести их к значениям, которые ввел орган власти. Фактические концентрации надо определять по итогам анализов проб сточных вод. |
Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2025) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)
Документ включен в информационный банк: |
|
Новшества о выдаче лицензий управляющим компаниям приняты в третьем чтении | Принимать решение о выдаче лицензии на управление МКД будет орган жилищного госнадзора. Он сделает это не позже 10 рабочих дней с даты приема заявления с приложениями к нему. Срок могут продлить не более чем на 5 рабочих дней, если орган не получит запрошенные по межведомственному электронному взаимодействию документы или сведения для оценки соответствия соискателя ряду требований. При этом последнего уведомят об отсрочке.
Сейчас упомянутое решение принимает лицензионная комиссия региона. На его основании орган жилищного госнадзора оформляет приказ о выдаче лицензии или об отказе ее предоставить. На все отводится 10 рабочих дней с даты приема документов данным органом. Чтобы управлять МКД, надо будет соответствовать требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению, которые установит правительство. Есть и другие изменения. Планируют, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2026 года. |
Проект Федерального закона N 487723-8
Документ включен в информационный банк: |