Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 06.10.2025 по 13.10.2025

| Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
| Видеосеминар: Национальный режим при закупках у единственного поставщика | Как применять национальный режим при закупках у единственного поставщика? Лектор расскажет об особенностях применения защитных мер. Разъяснит, в каких случаях они не могут быть использованы.
Содержание лекции:
Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра АО «Сбербанк-АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик Продолжительность лекции — 15:29 мин. |
Видеосеминар: Национальный режим при закупках у единственного поставщика
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля |
|
| Рассмотрен вопрос о применении Порядка определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, утвержденного приказом ФАС России от 22.11.2024 N 894/24 |
Сообщается, что указанным Порядком предусмотрено формирование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы на основании текущих рыночных индикаторов, а использование коммерческих предложений не предусмотрено.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, открытый конкурентный способ признается несостоявшимся. В этом случае заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом о контрактной системе либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). |
<Письмо> ФАС России от 12.09.2025 N ВК/86008/25
Документ включен в информационный банк: |
|
| Разъяснены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг |
Сообщается, что позицией 33 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. В качестве дополнительного требования в отношении указанной позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки» установлено в том числе непривлечение участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5 — 6.7, 14.43, 14.44 — 14.46.2 КоАП РФ, что подтверждается декларацией. Вместе с тем порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен статьей 4.6 КоАП РФ. Таким образом, при рассмотрении заявки на предмет соответствия дополнительному требованию необходимо учитывать положения статьи 4.6 КоАП РФ в части срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. |
<Письмо> ФАС России от 08.10.2025 N ГР/94541-ПР/25
Документ включен в информационный банк: |
|
| Закупать аудит и иные финуслуги у российских компаний с иностранным влиянием нельзя с 11 октября | Запрет закупок аудиторских и иных финуслуг (бухучет, налоговые консультации и др.) распространят на услуги российских компаний с долей иностранного участия более 10%.
Новшество вступит в силу 11 октября 2025 года. Оно коснется компаний, в которых иностранным лицам (кроме лиц из ЕАЭС) прямо или косвенно принадлежит более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале. |
Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 N 1478
Документ включен в информационный банк: |
|
| Установлены типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля, заключаемых в соответствии с законодательством о контрактной системе закупок |
Документ содержит условия: о правах и обязанностях исполнителя и заказчика; о сроках оказания услуг; о представителях сторон; о порядке направления уведомлений и обмена корреспонденцией.
Типовые условия контрактов применяются при осуществлении закупок услуг по проведению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов и объектов транспортной инфраструктуры. |
Постановление Правительства РФ от 06.10.2025 N 1546
Документ включен в информационный банк: |
|
| Минфин: Правительство РФ подписало постановление о запрете закупок аудиторских и консультационных услуг у российских лиц, аффилированных с иностранными лицами | Сообщается, что введенный запрет применяется при госзакупках и закупках отдельными видами юридических лиц в отношении российских компаний, имеющих иностранных лиц (за исключением компаний из государств — членов ЕАЭС) в составе участников (учредителей) либо в числе лиц, владеющих более чем 10% акций или долей в уставном (складочном) капитале соответствующей российской компании. | <Информация> Минфина России от 03.10.2025 «Введен запрет закупок аудиторских и консультационных услуг у российских компаний под контролем иностранных лиц»
Документ включен в информационный банк: |
|
| ФАС о национальном режиме: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество | Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество. | Письмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25
Документ включен в информационный банк: |
|
| Установлен порядок включения затрат на работы (услуги) в области обеспечения информационной безопасности в цену на товары (работы, услуги), поставляемые в рамках ГОЗ | Соответствующие дополнения внесены в перечень затрат общехозяйственного назначения, предусмотренных пунктом 11 приложения N 6 к Порядку, утвержденному приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. N 334. | Приказ Минпромторга России от 11.07.2025 N 3401
Документ включен в информационный банк: |
|
| Объединение в госзакупке услуг из разных позиций доптребований ограничивает конкуренцию, решили суды | Заказчик приобретал услуги по комплексному содержанию здания, в том числе по его уборке и техобслуживанию. В извещении он установил два доптребования:
— по позиции 14 — для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений; — по позиции 36 — для услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Контролеры и суды трех инстанций нашли нарушение: — постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям. Оно позволяет применить лишь одну из них; — объединение в закупке услуг, для которых установлены отдельные доптребования, ограничивает конкуренцию. Такое формирование лота исключает участие в закупке лиц с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот); — объединить услуги в одну закупку заказчик мог, если бы стоимость одной из них была менее 1 млн руб., то есть такой, при которой доптребования устанавливать не надо. Цена же каждого вида услуг превышала это значение. Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды не увидели нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований. |
Постановление АС Московского округа от 17.09.2025 по делу N А40-292066/2024
Документ включен в информационный банк: |
|
| Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам | Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.
Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ. Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали их решение: — на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара; — санкции — это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили; — подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями; — ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказали. Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении сделок; — включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре. |
Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу N А40-257201/2024
Документ включен в информационный банк: |
|
| Суды: размещение информации о подрядчике в РНП нельзя считать распространением порочащих сведений | Контролеры включили сведения о подрядчике в РНП, но спустя год их решение признали недействительным. Подрядчик решил, что незаконное размещение сведений в реестре умалило его деловую репутацию и причинило ему нравственные страдания, поэтому он обратился в суд за компенсацией нематериального и морального вреда.
Три инстанции отказали в иске, поскольку подрядчик не доказал наличие морального вреда, а также ничем не подтвердил, что размещение сведений в реестре как-то повлияло на его хоздеятельность. Суды отметили: публичное размещение сведений в РНП нельзя считать распространением порочащей информации по смыслу ст. 152 ГК РФ. |
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.09.2025 по делу N А32-54509/2024
Документ включен в информационный банк: |
|
| Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд будут отменены: проект Минцифры | Планируют, что Минцифры больше не будет проводить централизованные закупки офисного ПО и антивирусов для федеральных органов власти, подконтрольных правительству. Ранее это полномочие ведомства приостанавливалось до конца 2025 года.
Как отметили авторы проекта, механизм централизованных закупок такой продукции оказался неэффективным. При этом многие федеральные органы власти уже используют отечественное ПО и могут приобретать его сами. Общественное обсуждение инициативы завершится 21 октября |
Проект постановления Правительства РФ | |
