СПЕЦИАЛИСТУ ПО ЗАКУПКАМ

Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 22.09.2025 по 29.09.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Национальный режим: применение запретов и ограничений Какие правила установлены законодателем для применения национального режима? В каких случаях заказчик при проведении закупок может не применять запреты и ограничения? Лектор расскажет об изменениях, вступивших в силу с 2025 г.

Лектор: Рыжова Надежда Борисовна, руководитель учебно-методического центра АО «Сбербанк — АСТ», эксперт в области методического и правового сопровождения в сфере регулируемых закупок, автор обучающих курсов и методик.

Продолжительность лекции — 21:28 мин.

Видеосеминар: Национальный режим: применение запретов и ограничений

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

Контрагент не исполнил госконтракт из-за проблем с персоналом – суд не нашел причин для РНП
Стороны подписали контракт на услуги строительного контроля за работами по реконструкции дороги. По его условиям контроль следовало проводить на постоянной основе.

Поскольку представителей контрагента не было на объекте 4 дня, заказчик отказался в одностороннем порядке от сделки. Сведения о контрагенте включили в РНП.

Три инстанции не согласились с решением контролеров:

  • обязательства не исполнили из-за проблем с персоналом – финансовые трудности в организации привели к увольнению сотрудников;
  • контракт исполняли без замечаний почти 19 месяцев. На момент его расторжения обязательства выполнили на 90%. Контролеры не доказали недобросовестность контрагента;
  • тот факт, что контрагент не устранял нарушения после решения заказчика об одностороннем отказе, нельзя считать безусловным основанием для включения данных в РНП без исследования обстоятельств и причин неисполнения контракта;
  • то, что отсутствие представителей контрагента на объекте в течение 4 дней привело к негативным последствиям, не доказали.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.09.2025 N Ф04-2663/2025 по делу N А46-21849/2024

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

УФАС напомнило: ошибка при выборе кода ОКПД 2 приводит к применению неверного способа госзакупки Детский сад проводил открытый электронный конкурс на поставку учебно-игровых материалов. Объект закупки включал взрослые костюмы Снегурочки, Колобка и других персонажей, поэтому заказчик указал в извещении коды товаров из группы 32.40 «Игры и игрушки» по ОКПД 2.

УФАС нашло нарушение. Заказчик выбрал неверный код товара и незаконно провел конкурс вместо аукциона. Фактически в объект закупки входила одежда для взрослых, которая соответствовала коду 14.12.11 по ОКПД 2 и фигурировала в аукционном перечне.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.08.2025 по делу N 44-1673/25

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

Госзаказчик сам определяет сопоставимость опыта для оценки заявок, согласился ВС РФ

Заказчик проводил конкурс на изготовление протеза бедра. Для оценки опыта он принимал лишь договоры на производство протезов нижних конечностей сопоставимого характера и объема.

УФАС признало порядок оценки необъективным. Заказчик слишком конкретизировал требования к опыту, поскольку технология изготовления протезов верхних и нижних конечностей идентична.

Суды не согласились с контролерами и отметили, что заказчик сам определяет параметры сопоставимости опыта для оценки заявок. Он вправе по своему усмотрению устанавливать требования к порядку подтверждения квалификации и должен исходить из потребности в выборе лучшего исполнителя.

ВС РФ позицию поддержал.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2025 N 309-ЭС25-9165 по делу N А60-43616/2024

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Госзакупка картриджей: УФАС поправило заказчика, который неверно выбрал код ОКПД 2 и защитную меру
Заказчик приобретал картриджи и тонеры для оргтехники. Контролерам пожаловались на то, что он выбрал код 28.23.26.000 по ОКПД 2, который не соответствовал объекту закупки. Из-за этого в извещении установили преимущество вместо ограничения.

Заказчик пояснил:

  • выбранный код соответствует объекту закупки, поскольку распространяется на части и принадлежности фотокопировальных аппаратов;
  • по смете расходов на приобретение картриджей и тонеров для оргтехники ему доведены лимиты бюджетных средств именно по этому коду.

Контролеры решили, что заказчик выбрал неверный код, поскольку в классификаторе есть тот, что содержит более детализирующее описание товара: код 26.20.40.120 по ОКПД 2 – элементы замены типовые устройств ввода и вывода. Последний входит в перечень N 2. Нарушение при выборе кода привело к тому, что заказчик не установил ограничение закупок импортных товаров.

Отметим, к сходному мнению пришло Татарстанское УФАС.

Московское УФАС поддержало заказчика, который этот код не выбрал. Контролеры учли его пояснения о том, что объект закупки – картриджи для лазерных принтеров. В коде же 26.20.40.120 по ОКПД 2 нет описания такого вида товаров. Установление преимущества посчитали обоснованным.

Решение Алтайского краевого УФАС России от 10.09.2025 по делу N 022/06/42-1122/2025 

Документ включен в информационный банк:
— Практика антимонопольной службы

    Подписаться на Правовое обозрение "Территория ПРАВА"

      Подписка на Журнал "Главная книга"

        Подписаться на Бюллетень пользователя КонсультантПлюс