Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 25.08.2025 по 01.09.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подготовлен новый Обзор: «Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2024 — 2025 годы» Заказчики обязывали участников иметь лицензию на неосновные виды работ, неверно устанавливали доптребования и некорректно определяли условия о членстве в СРО. Подробнее об этих нарушениях читайте в обзоре. Обзор: «Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2024 — 2025 годы» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Запрет закупок иностранного ПО: Минфин пояснил, с какой даты надо применять изменения в позиции 146
Ведомство сообщило, что изменения в позиции 146 для ПО из перечня N 1, по которым в нее добавляют новые коды по ОКПД 2, не имеют отложенного срока вступления в силу или начала применения.

Эти новшества не связаны с включением в список N 1 новой позиции, не изменяют 146 позицию по существу, поэтому их следует применять с даты вступления в силу постановления об их внесении, т.е. с 19 июня 2025 года.

<Письмо> Минфина России от 31.07.2025 N 24-06-09/74164

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Госзакупки с авансом по контракту до 80%: Минфин хочет распространить правило на электронику По проекту получатели средств федерального бюджета станут закреплять в контрактах на поставку радиоэлектронной продукции из спецперечня аванс до 80% в пределах ЛБО. В перечень войдут:

  • 26.20.11 – компьютеры портативные массой не более 10 кг;
  • 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15 – цифровые ЭВМ;
  • 26.20.17 – мониторы и проекторы.

Повышенный размер аванса будет обязательным для контрактов, которые заключают в 2025 — 2026 годах.

Общественное обсуждение инициативы завершится 9 сентября.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Сделка по Закону N 223-ФЗ сорвалась, так как банки не выдали гарантию – суд нашел основания для РНП Победитель не подписал договор в срок и не предоставил обеспечение его исполнения. Его признали уклонившимся от заключения сделки. Данные включили в РНП.

Победитель пояснил, что он не имел нужной суммы на счете, поэтому в качестве обеспечения выбрал независимую гарантию, но банки отказались ее выдать. Суды отклонили ссылку на этот довод и отметили:

  • победитель не подтвердил документами невозможность подписать договор. Он не раскрыл причины отказа банков выдать гарантию. Факт отсутствия денег у победителя означает, что он не может гарантировать исполнение обязательств;
  • наличие достаточных финансовых ресурсов для исполнения договора – часть подготовки к участию в закупке. Отказ банков выдать гарантию и отсутствие средств для внесения обеспечения деньгами не повод, чтобы не включать сведения в РНП;
  • победитель не принял всех мер, чтобы заключить сделку. Его поведение недобросовестное, поскольку он не выполнил свои обязанности. Заказчик не получил то, на что рассчитывал.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2025 N 09АП-36919/2025 по делу N А40-53671/2025

Документ включен в информационный банк:
— 9 апелляционный суд

Заявку участника незаконно отклонили – суды не взыскали убытки с госзаказчика и контролеров
Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку общества из-за несоответствия доптребованиям. Суд признал их решение недействительным, отклонение заявки – безосновательным.Общество посчитало, что незаконные действия заказчика и контролеров помешали ему заключить контракт, и потребовало в суде взыскать с них неполученную прибыль.Три инстанции посчитали, что между действиями заказчика, контролеров и неполученным доходом нет связи:

  • участие общества в закупке не означает именно его победы. Данное обстоятельство также не влечет немедленного заключения контракта, поскольку эта процедура многоэтапная;
  • признание недействительным решения контролеров не доказывает, что отклонение заявки привело к упущенной выгоде. Суд не делал вывода о том, что общество стало бы победителем закупки и стороной контракта при ином подведении ее итогов;
  • повторно заявки не рассматривали. Однако и повторное их рассмотрение не исключает отклонения заявки общества по другим основаниям;
  • деятельность общества по получению прибыли основана на риске. Ее нельзя считать плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода;
  • чтобы подтвердить размер убытков, общество представило отчет об оценке рыночной стоимости упущенной выгоды. Однако оно не пояснило, какие учитывало расходы на исполнение контракта, если бы его заключили. Общество не доказало реальную возможность получить прибыль в заявленном размере. Контракт с другим участником заключили по более высокой цене;
  • общество хочет взыскать предполагаемый доход. Этот доход зависит от разных факторов, поэтому его размер нельзя точно определить.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2025 N 307-ЭС25-8000 по делу N А56-7281/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Минстрой России изложил позицию по вопросу о существенных условиях государственного и муниципального контракта

Письмо содержит следующие выводы, в том числе:

на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ высшие исполнительные органы субъектов РФ, местные администрации самостоятельно принимают решения об изменении существенных условий контракта (включая порядок изменения цены контракта), при этом такое решение может быть аналогично постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315;

при изменении существенных условий контракта на основании решений, принятых высшими исполнительными органами субъектов РФ, местными администрациями в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и цена которого составляет или превышает 100 млн. руб., размер изменения (увеличения) цены такого контракта определяется исключительно в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства;

для реализации заказчиками положений постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, в том числе подпункта «ж» пункта 1 постановления, не требуется принятие дополнительных решений высших исполнительных органов субъектов РФ, местных администраций по вопросам изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, аналогичных решениям, принимаемым в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пунктом 3 постановления N 1315.

<Письмо> Минстроя России от 19.08.2025 N 48756-АГ/09

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Оспаривание акта о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в описании объекта закупки требований к территориальной расположенности закупаемого жилого помещения

Антимонопольный орган пришел к выводу, что установление в описании объекта закупки (квартиры в рамках программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья) требования к территориальной расположенности жилого помещения в границах трех городских улиц могло привести к ограничению конкуренции, и вынес решение о признании органа местного самоуправления (ОМСУ) нарушившим требования антимонопольного законодательства. ОМСУ обратился с заявлением о признании данного акта недействительным.

Мнение судов:

  • Требования аукционной документации к территориальной расположенности объекта соответствовали потребностям заказчика и носили объективный характер, так как собственник аварийного жилья является инвалидом второй группы, нуждается в постоянном уходе со стороны родственника, проживающего рядом.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Нормативные положения в сфере рассматриваемых правоотношений не предусматривают для организатора торгов требования о получении в определенной форме (письменной или устной) согласия переселяемых граждан относительно территориального расположения жилого помещения.

Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2025 N Ф04-1998/2025 по делу N А46-18908/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа