Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 18.08.2025 по 25.08.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар «Депозит нотариуса и депонирование» В чем отличие депозита нотариуса от нотариального депонирования? Как должнику исполнить свои обязательства в случае просрочки кредитора? Как инструмент депонирования помогает сторонам соблюсти условия по договору?

Лектор — Ралько Василий Васильевич, нотариус г. Москвы, доцент, кандидат юридических наук.

Продолжительность видеолекции — 20 минут.

Видеосеминар «Депозит нотариуса и депонирование»

Перейти к видеосеминару

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

 

Какие изменения учесть юристу с 1 сентября

Новые обязанности появятся у банков и операторов связи.

Ужесточат требования к согласию на обработку персональных данных.

Гостиницам, не прошедшим оценку соответствия, грозит остановка бизнеса.

Об этих и других изменениях расскажем в обзоре. 

 

Обзор: «Какие изменения учесть юристу с 1 сентября» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Предустановка MAX, RuStore и других приложений: что изменится с сентября и января
С 1 сентября 2025 года на смартфоны и планшеты нужно предустанавливать платформу MAX. Речь идет о гаджетах на Android, iOS и HarmonyOS. При этом в части VK Мессенджера обязанности больше не будет. Предустановку магазина приложений RuStore распространят на iOS и HyperOS.

В 2026 году эти новшества останутся и заработают другие.

Так, при покупке смартфонов и планшетов с системой HarmonyOS на них уже должны быть «Почта@Mail.ru», «Дзен», «ВКонтакте» и ряд других программ. На телевизоры начнут предустанавливать «ЛАЙМ HD TV».

Напомним, за продажу электроники с нарушением требования о предустановке должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компаниям – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Ее можно выполнить разными способами.

 

Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2240-р 

Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2241-р

Начало действия документа — 01.01.2026.

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Список признаков мошенничества при снятии денег в банкомате заработает с 1 сентября 2025 года

ЦБ РФ перечислил показатели выдачи наличных без добровольного согласия клиента банка. Один из индикаторов – это попытка получить средства в течение 24 ч с момента, когда:

  • банк предоставил кредит и т.п.;
  • физлицо перевело себе через СБП более 200 тыс. руб.;
  • вклад на сумму более 200 тыс. руб. досрочно закрыли по требованию гражданина.

Еще один признак – минимум за 6 ч до запроса на снятие денег операторы связи или прочие юрлица выявили:

  • странные параметры звонков по номеру мобильного телефона клиента. Речь идет о нетипичной периодичности и длительности разговоров;
  • увеличение числа сообщений в мессенджерах, по СМС, электронной почте и т.п. Имеются в виду сообщения от Госуслуг, банков, новых отправителей и пр.

Среди других признаков отметим такие:

  • запрос наличных отличается (временем суток, суммой, локацией и т.п.) от тех, которые обычно совершает клиент;
  • в течение календарного дня по любой причине было минимум 5 отказов в выдаче средств.

Напомним, банки обязаны выявлять индикаторы с 1 сентября. Если обнаружат хотя бы один из них, то разрешат снимать не более 50 тыс. руб. в сутки. Ограничение продлится 48 ч с момента запроса о выдаче денег.

Начало действия документа — 01.09.2025.

Признаки, установленные данным документом, применяются с 1 сентября 2025 года.

 

Приказ Банка России от 07.08.2025 N ОД-1765 «Об установлении признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов»

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: июль 2025 года
За июль в системе КонсультантПлюс появилось более 6000 новых постановлений судов округов.
Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами.
Расскажем о неустойке от цены заказа, взыскании денег в конкурсную массу, полномочиях по доверенности.
Обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: июль 2025 года» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Государственный контроль за транспортной безопасностью: разработаны новые чек-листы
Ространснадзор планирует обновить списки проверочных вопросов, которые инспекторы используют, чтобы оценить, как хозсубъекты соблюдают требования транспортной безопасности. Проект проходит общественное обсуждение до 26 августа включительно.

Ведомство подготовило 20 проверочных листов (сейчас действует 25). Они содержат вопросы по железнодорожному, автомобильному, городскому наземному электрическому, морскому, речному, внутреннему водному, воздушному транспорту и др.

 

Проект Приказа Ространснадзора «Об утверждении форм проверочных листов <…>» (по состоянию на 11.08.2025) 

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

ЦБ РФ изменил требования к правилам внутреннего контроля кредитных организаций Банки теперь всегда должны рассматривать ведение бизнеса без обязательной для него лицензии как фактор, который влияет на оценку степени риска совершения подозрительных операций. Ранее этот фактор нужно было учитывать, только если так решила кредитная организация.

Правила внутреннего контроля следует дополнить программой по реализации прав и обязанностей участника платформы цифрового рубля. В программе надо отразить порядок выявления тех, кому нельзя открывать счет цифрового рубля, и пр.

Индикаторов необычных операций стало больше. В новый перечень включили среди прочего группу признаков возможной нелегальной деятельности на финрынке. Пример – денежные операции (клиента банка) с контрагентом из предупредительного списка.

Правила внутреннего контроля, которые применялись на 13 августа 2025 года, нужно привести в соответствие с новыми требованиями не позже 13 ноября того же года. Есть исключения.

ЦБ РФ установил и другие новшества.

 

Положение Банка России от 18.06.2025 N 860-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации, филиала иностранного банка, через который иностранный банк осуществляет деятельность на территории РФ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем <…>»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Росреестром разъяснено, в каких случаях уплата госпошлины в размере, не соответствующем Налоговому кодексу, является основанием для возврата заявителю документов без рассмотрения В письме приведен перечень таких случаев, это, в частности: уплата госпошлины в размере, предусмотренном только за госрегистрацию права или только за государственный кадастровый учет при предоставлении заявления для осуществления одновременного кадастрового учета и регистрации прав; уплата госпошлины в размере, предусмотренном для физлиц при предоставлении заявления юридическим лицом.

При этом обращено внимание на то, что основания для возврата документов без рассмотрения отсутствуют, если заявителем за осуществление учетно-регистрационных действий в отношении объекта недвижимости уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено НК.

 

<Письмо> Росреестра от 01.08.2025 N 14-7750-ТГ/25 <О некорректном расчете размера государственной пошлины за осуществление учетно-регистрационных действий> 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий План содержит перечень мероприятий по следующим направлениям:

совершенствование законодательства в сфере противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование профилактики противоправных деяний;

организационные, технические и иные меры противодействия противоправным деяниям;

кадровое обеспечение деятельности по противодействию противоправным деяниям;

развитие международного сотрудничества в сфере противодействия противоправным деяниям;

развитие научного обеспечения в сфере противодействия противоправным деяниям.

Определены сроки реализации мероприятий, результаты их выполнения и ответственные исполнители.

 

Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2025 N 2207-р <Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий> 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Таможенный мониторинг: правительство снова продлило срок эксперимента Временные правила мониторинга взаимодействия между таможней и участниками эксперимента в целях контроля будут действовать до 31 марта 2027 года. Эксперимент должен был завершиться 1 ноября текущего года. Это уже не первое продление срока его проведения.

Напомним, объектом мониторинга являются иностранные товары, которые ввезли в ЕАЭС для внутреннего потребления. Сведения о показателях декларирования ежеквартально собирает ЕАИС таможни. Она взаимодействует с системами учета участников эксперимента. При этом в отношении последних не проводятся таможенные проверки, за исключением отдельных случаев.

Согласно поправкам желающие присоединиться смогут подать уведомление в ФТС до 30 сентября 2026 года включительно. Участниками эксперимента могут стать:

  • уполномоченные экономические операторы;
  • резиденты промышленных кластеров;
  • юрлица, которые совершают таможенные операции и относятся к категории низкого уровня риска.

Кроме того, надо иметь особую систему учета товаров.

Начало действия документа — 15.09.2025.

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 15.08.2025).

 

Постановление Правительства РФ от 11.08.2025 N 1193 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2023 г. N 240» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минтрудом представлен обзор правоприменительной практики, связанной с защитой лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции

 

Обзор содержит в том числе правоприменительную практику организации работы различных каналов получения сообщений о фактах коррупции и рассмотрения поступивших сообщений, особенности проведения анализа содержащейся в сообщениях информации, перечень мер реагирования, которые могут применяться по результатам их рассмотрения (анализа), а также рекомендации по организации работы различных каналов получения сообщений о фактах коррупции. <Письмо> Минтруда России от 31.07.2025 N 28-6/10/В-12978 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам осуществления некоторых видов федерального государственного контроля (надзора) Уточнения, касающиеся особенностей проведения обязательных профилактических визитов и профилактических визитов по инициативе контролируемого лица, использования мобильного приложения «Инспектор», а также периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внесены в:

постановление Правительства от 25 июня 2021 г. N 993, устанавливающее порядок федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в отношении колесных транспортных средств, автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, электроэнергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц;

постановление Правительства от 29 июня 2021 г. N 1053, устанавливающее порядок организации и осуществления федерального государственного метрологического контроля.

Начало действия документа — 24.08.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 16.08.2025 N 1235 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Внесены изменения в критерии аккредитации и перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707

 

В частности, установлены критерии аккредитации органов по сертификации халяль.

Начало действия документа — 01.09.2025.

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 21.08.2025), отдельные положения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.

Приказ Минэкономразвития России от 14.05.2025 N 309 «

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Уточняется форма заявления об аккредитации Форма заявления, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. N 496, дополнена образцом для аккредитации органов по сертификации халяль.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ Минэкономразвития России от 14.05.2025 N 310 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Обновлен порядок аттестации и регистрации патентных поверенных Приказом утверждены:

Порядок деятельности квалификационной комиссии;

Порядок деятельности апелляционной комиссии;

Порядок ведения Реестра патентных поверенных Российской Федерации;

форма заявления об аттестации в качестве патентного поверенного;

форма заявления патентного поверенного о внесении изменений в Реестр патентных поверенных Российской Федерации;

форма заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в Реестре патентных поверенных Российской Федерации;

форма заявления о предоставлении выписки из Реестра патентных поверенных Российской Федерации.

Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 сентября 2025 года. Признается утратившим силу приказ Минэкономразвития от 29 сентября 2016 года N 617, ранее изданный для регламентации аналогичных вопросов.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ Минэкономразвития России от 10.07.2025 N 455 «Об аттестации и регистрации патентных поверенных» (вместе с «Порядком деятельности квалификационной комиссии», «Порядком деятельности апелляционной комиссии», «Порядком ведения Реестра патентных поверенных Российской Федерации») 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован Порядок формирования, ведения и использования единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации Уточнено, что реестр используется также в целях проведения проверки по обращениям, в том числе представлениям, избирательных комиссий, комиссий референдума, по запросам органа, назначающего членов избирательной комиссии, комиссии референдума, в отношении лиц, осуществивших пожертвования политическим партиям, их региональным отделениям, а также лиц, заключивших сделку с политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ Минюста России от 18.08.2025 N 198

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Охрана труда: интересные ответы онлайн-инспекции за июнь – июль 2025 года Роструд разъяснил, нужно ли проводить обучение для работ на высоте при смене организации, кто проводит инструктаж по охране труда начальнику отдела, направлять ли на медосмотр специалиста после болезни.

Подробнее об этих и других ситуациях расскажем в обзоре.

 

Обзор: «Охрана труда: интересные ответы онлайн-инспекции за июнь — июль 2025 года» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Внесены изменения в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) Включены следующие позиции: ГОСТ 35038-2023 «Продукт на зерновой основе. Талкан. Технические условия»; ГОСТ 35041-2023 «Продукт на зерновой основе. Сумолок. Технические условия».

Кроме того, исключены два национальных стандарта Кыргызской Республики.

Начало действия документа — 17.02.2026.

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты официального опубликования (опубликован на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org/ — 21.08.2025).

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.08.2025 N 70 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Скорректированы правила размещения указаний на материалы иноагентов и аффилированных с ними лиц Правила приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 21.04.2025 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 9 и 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которым расширен перечень лиц, обязанных сопровождать производимые и (или) распространяемые ими материалы указанием на статус иностранного агента.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 16.08.2025 N 1232 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Росфинмониторинг: не позднее 10 сентября 2025 года организациям и ИП, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо актуализировать свои правила внутреннего контроля

 

Сообщается о вступлении в силу постановления Правительства РФ от 02.08.2025 N 1157, которым утверждены обновленные требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (за исключением поднадзорных Банку России).

 

Информационное сообщение   Росфинмониторинга от 11.08.2025 «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым субъектами статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ (за исключением поднадзорных Банку России)»
Обязательная маркировка товаров: предложено дополнить требования к хозсубъектам
Производители ряда товаров будут направлять в систему «Честный знак» среди прочего КПП по месту ведения деятельности и глобальный уникальный идентификатор объекта в адресном госреестре. Проходит общественное обсуждение проекта.

Изменения коснутся:

Поправки могут заработать 1 марта 2026 года. Тем, кто к этой дате зарегистрируется в системе мониторинга, нужно подать дополнительные сведения до 1 апреля 2026 года.

Введут новые основания, по которым участников рынка не зарегистрируют в информсистеме:

  • в реестре уведомлений о начале ведения отдельных видов бизнеса нет записи о хозсубъекте;
  • информация о видах деятельности и типе участника оборота товаров из заявления о регистрации в системе не совпадает со сведениями из уведомления о начале бизнеса;
  • данные о местах ведения деятельности из такого уведомления не соответствуют сведениям, которые участник направил в систему мониторинга.

Появятся новые причины и для отказа во внесении продукции в национальный каталог маркированных товаров. Одна из них – в реестре сертификатов соответствия и деклараций нет разрешительных документов, которые указали при регистрации продукции.

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам прослеживаемости оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (по состоянию на 11.08.2025) (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/08-25/00159240) 

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Разрешительный режим продажи маркированных товаров: Минпромторг хочет уточнить случаи его применения
Ведомство предложило дополнить перечень случаев, когда маркированную продукцию нельзя продавать в розницу по данным из системы «Честный знак». Поправки затронут как группы товаров, для которых действует запрет на продажу, так и новые.

Проект проходит общественное обсуждение до 26 августа включительно.

 

Проект Постановления Правительства РФ (по состоянию на 11.08.2025)

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

 

С 1 марта 2026 года предлагается установить новые Правила маркировки меховых изделий средствами идентификации Определяются в числе прочего требования к участникам оборота продукции, порядок их регистрации в информационной системе мониторинга, требования к сервис-провайдерам, порядок информационного обмена участников оборота продукции с информационной системой мониторинга, порядок формирования и нанесения средств идентификации, порядок и сроки представления участниками оборота сведений в информационную систему мониторинга о вводе в оборот, обороте и о выводе из оборота продукции.

С указанной даты планируется признать утратившим силу постановление Правительства РФ от 11.08.2016 N 787 «Об утверждении Правил маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками».

 

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки меховых изделий средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении меховых изделий»
Обслуживание и ремонт лифтов в МКД с помощью подрядчиков: Минстрой дал пояснения об оплате

 

Сумма, которую собственники вносят, например, управляющей компании (УК) за содержание и текущий ремонт общего имущества, не связана с ценой договоров между УК и подрядчиками.

Так, УК не должна возвращать собственникам разницу, если цена подряда ниже их платы за содержание лифтов. А подрядчики не обязаны компенсировать разницу, если их работы, наоборот, дороже. В последнем случае речь идет, полагаем, о возврате денег в пользу УК.

 

<Письмо> Минстроя России от 06.08.2025 N 45893-ДН/04 <О содержании лифтов в многоквартирном доме>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утверждены правила внесения сведений о произведениях литературы, изобразительного искусства, музыкальных и иных произведениях, авторы которых предполагаются неизвестными, в общедоступную информационную систему Правила устанавливают порядок внесения сведений о произведениях литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографических произведениях, произведениях, полученных способами, аналогичными фотографии, музыкальных произведениях (с текстом или без текста), фонограммах и исполнениях, авторы или иные правообладатели которых предполагаются неизвестными, в общедоступную информационную систему, предусмотренную абзацем четвертым пункта 5 статьи 1243 ГК РФ.

Сведения вносятся в общедоступную информационную систему аккредитованной организацией в электронном виде на русском языке.

Доступ к сведениям, содержащимся в общедоступной информационной системе, осуществляется на безвозмездной основе с использованием сети «Интернет».

Начало действия документа — 29.08.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 20.08.2025 N 1242 «Об утверждении Правил внесения сведений о произведениях литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографических произведениях <…> в общедоступную информационную систему» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирована форма направления сведений о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий

 

В форму внесены изменения с целью реализации Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ ФСТЭК России от 11.07.2025 N 247 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован Порядок ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ

 

Также закреплено предоставление сведений из реестра ежемесячно.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ ФСТЭК России от 17.07.2025 N 254 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализированы акты Правительства в связи с включением в Федеральный закон «О ветеранах» новых категорий ветеранов боевых действий

 

Реализован Федеральный закон от 21.04.2025 N 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».

Начало действия документа — 23.08.2025.

Постановление Правительства РФ от 14.08.2025 N 1220

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ПРАВОСУДИЕ
Минфин: принятие судебных решений (определений) по делам, связанным с обращением взыскания на средства бюджетов Российской Федерации, рассмотренным в порядке упрощенного производства, противоречит положениям процессуального законодательства

Сообщается, что запрет на рассмотрение дел данной категории в упрощенном порядке установлен частью 4 статьи 227 АПК РФ, а также пунктом 5 части 3 статьи 232.2 ГПК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 08.08.2025 N БВ-4-7/7412@ <О соблюдении требований процессуального законодательства <…>

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

В новой редакции утвержден перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката

Новый перечень вступает в действие с 1 октября 2025 года.

 

«Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

ВС РФ напомнил о важном аспекте взыскания убытков в рамках банкротства
Компания подала заявление о включении долга в реестр требований кредиторов контрагента. Однако она представила не все документы, подтверждающие дебиторскую задолженность, из-за чего во включении части суммы отказали. Позже компания сама стала банкротом и ее конкурсный управляющий попросил взыскать с бывшего руководителя убытки в размере этой суммы. Апелляция и кассация согласились.

По мнению ВС РФ, исходить из неподтвержденного требования мало. Нужно проверить, реально ли было пополнить конкурсную массу компании на сумму вменяемых убытков с учетом банкротства контрагента. Иначе с бывшего руководителя могут взыскать больше денег, чем компания получила в уплату долга. Такая ситуация незаконна, если руководитель не представил упомянутые документы, но больше ничего не нарушил.

Для определения размера убытков надо установить, есть ли у контрагента активы, за счет которых можно закрыть весь заявленный к включению в реестр долг.

В данном случае представитель бывшего руководителя утверждал, что даже признанное требование не было погашено полностью. Нет активов, за счет которых это можно сделать.

Спор в данной части направили в апелляцию на новое рассмотрение.

Верховный суд ранее занимал сходную позицию при разрешении вопроса о взыскании убытков с конкурсного управляющего.

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2025 N 305-ЭС25-8 по делу N А40-198761/2021 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

ВС РФ разъяснил нюансы течения срока давности при взыскании компенсации по недействительной сделке
Компания оспорила договор продажи обществу исключительных прав на товарные знаки. Позже она подала иск о взыскании компенсации за их незаконное использование. Общество заявило, что срок давности истек. Три инстанции не согласились. До вступления в силу акта о признании договора недействительным права компании не считались нарушенными.

ВС РФ отметил: при исчислении срока давности учитывается осведомленность истца о нарушении. Начинать отсчет с момента вступления в силу актов о признании сделки недействительной можно, лишь если из них компании стало известно о незаконном использовании товарных знаков. Речь идет о решении первой инстанции и постановлении апелляции.

Обращение в суд указывает на то, что компания давно знала о вероятном использовании обществом ее исключительных прав. Датами, с которых ее можно считать осведомленной, могли быть, например:

  • день опубликования Роспатентом в интернете записи об утрате компанией статуса правообладателя товарных знаков. Оттуда же можно было узнать, кто ответчик;
  • день сдачи бухотчетности за год, когда были проданы исключительные права.

Также Верховный суд напомнил: рассмотрение спора о признании договора недействительным не приостанавливает течение срока давности по взысканию компенсации. Допустимо подать иск о компенсации и попросить приостановить производство до рассмотрения заявления об оспаривании договора. Подход применим и в ряде иных ситуаций.

Дело направили на новое рассмотрение в первую инстанцию.

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2025 N 305-ЭС25-4071 по делу N А40-4841/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Верховный суд: в ряде случаев товарные знаки тождественны, даже если они относятся к разным видам
Роспатент не согласился с возражениями против охраны товарного знака, который очень похож на ранее зарегистрированное обозначение продукции той же компании. Ведомство отметило, что младший знак комбинированный, а старший – словесный. Поскольку это разные виды обозначений, то последние нетождественны. Первая инстанция и кассация позицию поддержали.

По мнению ВС РФ, если графические отличия почти не влияют на потребительское восприятие, то видовая разница знаков неважна. Граждане обычно опираются на общее впечатление от обозначений без их детального сравнения.

В данном случае младший знак отличается от старшего лишь написанием первой буквы: в нее добавили насечку. Судам среди прочего нужно было разобраться, возникает ли у потребителей общее впечатление, что товарные знаки принципиально разные.

Дело направили на новое рассмотрение.

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2025 N 300-ЭС25-3450 по делу N СИП-514/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Оспаривание решения антимонопольного органа о внесении сведений об уклонившемся от подписания контракта победителе закупки в реестр недобросовестных поставщиков Участник закупки (общество, победитель), уклонившийся от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фундамента здания, обратился с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа о включении о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Мнение судов:

  • Контракт не был подписан в течение пяти дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта на электронной площадке и в единой информационной системе (ЕИС).
  • Техническая неисправность компьютера, на котором расположен файл с электронной подписью, не может являться уважительной причиной неподписания обществом проекта контракта.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • Сам по себе факт размещения заказчиком в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта по истечении срока, в течение которого участник закупки обязан подписать контракт, не порождает безусловную обязанность антимонопольного органа вынести решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2025 N Ф04-2030/2025 по делу N А45-26760/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Изъятие земельных участков для государственных нужд в целях реализации решения о комплексном развитии территории Агентство обратилось с заявлением о признании незаконным отказа уполномоченного органа в удовлетворении ходатайства об изъятии для государственных нужд в целях реализации решения о комплексном развитии территории (КРТ) двух земельных участков, на одном из которых расположен объект капитального строительства.

Мнение судов:

  • КРТ жилой застройки осуществляется в рамках квартала, а не в пределах конкретного земельного участка.
  • Достаточным является принятое решение о КРТ, в котором уже содержатся сведения о подлежащих сносу капитальных объектах, а также объектах, планируемых к размещению.
  • Подтверждено отсутствие подключения систем объекта недвижимости к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, что допускает возможность изъятия участка с расположенным на нем жилым домом.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Для принятия решения об изъятии земельных участков достаточно решения о КРТ.
  • При изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях КРТ подлежит применению статья 56.12 Земельного кодекса РФ, в которой отсутствует требование наличия утвержденной документации по планировке территории для изъятия земельных участков в целях КРТ.
  • Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2025 N Ф04-2454/2025 по делу N А45-24128/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание долга за хранение конфискованных транспортных средств

 

Общество (хранитель) обратилось с иском о взыскании задолженности за хранение конфискованных автотранспортных средств с уполномоченного в сфере управления государственным имуществом и службы судебных приставов.

Мнение судов:

  • Незаключение государственного контракта на оказание услуг по хранению не может свидетельствовать об отсутствии у поклажедателя обязанности по несению расходов, связанных с хранением конфискованного имущества.
  • Факт оказания услуг хранения подтвержден.
  • Расходы по хранению: 1) конфискованных в собственность Российской Федерации автомобилей возмещаются уполномоченным органом; 2) арестованного и не обращенного в доход федерального бюджета транспортного средства возложены на службу судебных приставов.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Ввиду отсутствия контракта необходимо установить обстоятельства вынужденного характера оказания услуг хранения.
  • Следует выяснить причины нахождения спорного имущества на стоянке общества в поврежденном состоянии.
  • Нужно определить лицо, обязанное оплачивать услуги хранителя (собственник автомобиля или орган публичной власти).
  • Дело в части рассмотрения иска к службе судебных приставов направлено на новое рассмотрение.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2025 N Ф04-2023/2025 по делу N А03-10131/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Скорректирован перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

Перечень утвержден распоряжением Правительства от 21 сентября 2022 г. N 2724-р.

 

Распоряжение Правительства РФ от 18.08.2025 N 2236-р 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
В постановление Правительства Тюменской области «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие промышленности и инвестиционной деятельности» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» внесены изменения, в соответствии с которыми уточнены показатели субсидии на финансовое обеспечение создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

 

Постановление Правительства Тюменской области от 19.08.2025 N 534-п 

Документы включены в информационный банк:
— Тюменская область

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА
Уточнены результаты определения кадастровой стоимости отдельных земельных участков на территории Ханты-Мансийского и Нижневартовского районов

В соответствии с п. 2 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

 

Приказ Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО — Югры от 06.08.2025 N 26-нп 

Документ включен в информационный банк:
— Xанты-Мансийский автономный округ — Югра