Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 11.08.2025 по 18.08.2025

Здравоохранение. Медицина. Аптеки

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Обзор: «Какие основные изменения ждут специалиста организации здравоохранения с 1 сентября 2025 года»

 

Медорганизации начнут использовать новые формы документов.

Первичную медико-санитарную и специализированную помощь будут оказывать по новым правилам.

Об этих и других изменениях, которые вступают в силу 1 сентября, читайте в обзоре.

 

Обзор: «Какие основные изменения ждут специалиста организации здравоохранения с 1 сентября 2025 года» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Правила психиатрического освидетельствования работников изменятся с 1 марта 2026 года Уточняется, в частности, что освидетельствование работника проводится комиссией врачей-психиатров на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование.

Закреплено также, что в случае выявления у работника по результатам обязательных периодических медицинских осмотров, предусмотренных статьей 220 ТК РФ, признаков психического расстройства работник направляется работодателем для прохождения освидетельствования.

Из перечня видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, исключена деятельность, связанная с работами с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Начало действия документа — 01.03.2026.

Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года.

 

Приказ Минздрава России от 02.07.2025 N 392н 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минздрав утвердил список медизделий для оснащения приемных отделений региональных клиник Перечень утвержден в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Совершенствование экстренной медицинской помощи», входящего в состав национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», по созданию современной инфраструктуры приемных отделений медицинских организаций с использованием модульных конструкций для оказания экстренной медицинской помощи больным с жизнеугрожающими состояниями, дооснащению и оснащению медицинскими изделиями приемных отделений медицинских организаций, прилагаемых к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. N 1640.

 

Приказ Минздрава России от 09.07.2025 N 397н 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Государственный контроль за безопасностью донорской крови: правила изменятся с 1 сентября 2025 года
Профилактические визиты будут проводить не только по решению ФМБА, но и по инициативе контролируемых лиц. Изменения вступают в силу 1 сентября. Их основная часть связана с поправками к Закону о госконтроле.

Изменили периодичность и виды контроля:

  • при чрезвычайно высоком риске плановый контроль возможен 2 раза в год вместо одного;
  • при высоком риске плановую проверку могут заменить профилактическим визитом раз в год;
  • при умеренном риске предусмотрены только профилактические визиты.

Инспекционный визит и выездную проверку могут провести дистанционно, в т.ч. по видеосвязи, а также с помощью мобильного приложения «Инспектор».

При определении категории риска будут учитывать не только посттрансфузионные реакции и осложнения у реципиентов, но и осложнения у доноров.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 13.08.2025 N 1208 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1050» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минздрав разработал форму направления для оказания медпомощи и порядок ее ведения
Форма 057/у будет единой для первичной медико-санитарной, специализированной, паллиативной и скорой специализированной помощи. Ее хотят ввести с 1 марта 2026 года.

В направлении укажут в числе прочего:

  • форму помощи (экстренная, неотложная, плановая);
  • условия (амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно);
  • обоснование (показания), число курсов лечения.

Документ оформят электронно или на бумаге. В первом случае разрешили кодировать информацию, добавлять штрихкоды и т.п.

Общественное обсуждение проекта завершат 20 августа.

 

Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении учетной формы «Направление для оказания медицинской помощи» и порядка ее ведения» (по состоянию на 05.08.2025) 

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Минздрав утвердил список медизделий для паллиативной помощи на дому
Перечень медизделий для паллиативной помощи на дому включает 7 групп. В отдельные группы выделили сердечно-сосудистые и урологические изделия. Документ вступит в силу 24 августа и заменит действующий.

В список вошли, в частности:

  • профессиональный диагностический спирометр;
  • ультрафиолетовый бактерицидный облучатель;
  • респираторная система кислородной терапии;
  • вертикализатор;
  • пакет (бутыль) для внутривенных вливаний.

Ряд позиций исключили. Среди них: измеритель стомы, кислородный компрессор для домашнего использования.

Начало действия документа — 24.08.2025.

 

Приказ Минздрава России от 09.07.2025 N 398н «Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациенту при оказании паллиативной медицинской помощи для использования на дому» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Эксперименты по маркировке ряда товаров продлены на 6 месяцев Правительство перенесло с 31 августа 2025 года на 28 февраля 2026 года окончание экспериментов по маркировке отдельных видов:

Отсрочка даст участникам рынка дополнительное время на подготовку к запуску обязательной маркировки.

Начало действия документа — 16.08.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 05.08.2025 N 1172 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Периодичность обязательного профилактического визита на многих объектах: проект Минэкономразвития

Хотят определить общую для разных видов контроля частоту проведения визита на объектах трех категорий риска: значительного – раз в 4 года, среднего – раз в 5 лет и умеренного – раз в 7 лет.

Есть исключения. В рамках пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора периодичность при значительном риске – раз в 3 года, а при умеренном – раз в 6 лет. Последнее касается и ветеринарного контроля. Значительный риск для него не предусмотрен.

Визит, который проводят в связи с уведомлением о запуске отдельных видов бизнеса, в расчет не возьмут.

Сейчас общая частота обязательного профилактического визита установлена лишь для объектов чрезвычайно высокого, а также высокого риска. Более того, некоторые виды контроля пока не предполагают периодическую организацию данного мероприятия на объектах, например, среднего риска.

Напомним, незаконное решение о проведении обязательного визита можно оспорить.

 

Проект постановления Правительства РФ
С 1 сентября 2025 года устанавливается порядок предоставления уполномоченными лицами страховой медицинской организации консультаций застрахованным лицам в предъявлении претензий к медицинским организациям в связи с отказом в оказании медицинской помощи или некачественным ее оказанием и взиманием денежных средств

Порядок издан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2024 N 552-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ Минздрава России от 06.08.2025 N 468н 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Взыскание пени за нарушение сроков поставки медицинского импортного оборудования

Заказчик обратился с иском о взыскании пени по государственному контракту за нарушение сроков поставки медицинского оборудования, производителем которого является иностранное юридическое лицо.

Мнение судов:

  • На момент проведения закупки и определения победителя отсутствовали препятствия для поставки нового медицинского импортного оборудования, но впоследствии введенные иностранными государствами санкций привели к невозможности передачи данного товара на территорию России.
  • Оборудование признано уникальным, оно не может быть приобретено ни в других странах, ни на территории Российской Федерации.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • На момент подведения результатов торгов и заключения контракта требования об иностранном лицензировании, в значительной степени увеличивающего сроки исполнения поставщиком обязательства, не существовало.
  • Альтернативные источники приобретения спорного оборудования объективно отсутствуют.
  • Подтверждено наличие непреодолимых обстоятельств, не находящихся в сфере контроля поставщика и препятствующих исполнению обязательства.
  • Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2025 N Ф04-1957/2025 по делу N А75-19724/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ОМС: суд не уменьшил размер пени за несвоевременный возврат нецелевых средств

Фонд выявил у больницы нецелевое использование средств ОМС. Учреждение вернуло деньги, но из-за просрочки платежа почти на 8 месяцев начислили пени – более 300 тыс. руб. Больница сочла такие санкции чрезмерными и просила уменьшить их, ссылаясь на свою социальную значимость и обоснованность расходов (обучение персонала, лекарства для пациентов с COVID-19). Однако суд не нашел причин для снижения пени:
  • ее размер рассчитан по ставке 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на дату предъявления санкций;
  • взыскание отвечает принципам соразмерности и правовой природе санкции, которая носит компенсационный и штрафной характер;
  • больница не доказала явной несоразмерности пени.

 

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2025 N 04АП-1518/2025 по делу N А58-1248/2025 

Документ включен в информационный банк:
— 4 Арбитражный апелляционный суд

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тюменской области при признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов

Исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на организацию взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тюменской области по вопросам признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, является Департамент здравоохранения Тюменской области (далее — Уполномоченный орган).

Установлено, что уполномоченный орган ежегодно проводит анализ государственного реестра курортного фонда Российской Федерации на наличие на территориях административно-территориальных образований в границах Тюменской области природных лечебных ресурсов посредством рассмотрения специальных медицинских заключений, размещенных в указанном реестре в течение года, предшествующего году проведения анализа, в целях выявления уникальных природных лечебных ресурсов, а также природных лечебных ресурсов, расположенных вне границ лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов федерального значения, курортов регионального значения и курортных регионов, расположенных в Тюменской области.

Порядком урегулированы вопросы, связанные с признанием территории лечебно-оздоровительной местностью федерального значения, курортом федерального значения или курортным регионом, а также признанием территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения или курортом регионального значения.

Признаны утратившими силу постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 718-п «Об утверждении Положения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального и местного значения», а также изменяющий его документ.

 

Постановление Правительства Тюменской области от 11.08.2025 N 508-п «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тюменской области при признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» 

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область