Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 11.08.2025 по 18.08.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Кейс для юристов по поиску судебной практики. Как искать судебную практику с помощью фильтра по количеству упоминаний нормы Как найти практику применения малозначительности в случае привлечения к ответственности за неприменение ККТ?

Из видеоролика вы узнаете, как с помощью поисковых фильтров КонсультантПлюс быстро посмотреть число упоминаний нормы и начать изучение с тех актов, где норма упоминается чаще.

Продолжительность лекции — 4 минуты.

Кейс для юристов по поиску судебной практики. Как искать судебную практику с помощью фильтра по количеству упоминаний нормы

Перейти к кейсу

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля.

Форму единого транспортного документа и порядок его составления нужно применять с 1 сентября С 1 сентября 2025 года единый транспортный документ (ЕТД) будет оформлять перевозчик при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении.

В ЕТД надо указывать:

  • перевозчика;
  • предмет договора;
  • полный маршрут;
  • пассажира или грузоотправителя;
  • информацию о ручной клади (багаже, грузе, грузобагаже);
  • условия перевозки каждым видом транспорта в последовательном изложении до конечного пункта;
  • грузополучателя;
  • особые отметки (если есть);
  • размер платы;
  • служебные данные перевозчика.

Состав всех этих сведений подробно раскрыт. Так, служебная информация включает номера терминала и заказа, дату и время составления ЕТД и пр.

Форма бумажного ЕТД предполагает указание среди прочего его серии и номера. Использовать копию документа, исправлять его и печатать на двух сторонах одного или нескольких листов нельзя.

При создании, в том числе в своих системах, электронного ЕТД перевозчики будут присваивать ему номер.

Есть и другие правила.

Напомним, с 1 сентября 2025 года заработает Закон о прямых смешанных перевозках. Именно он предусматривает оформление ЕТД по правилам Минтранса. Формат электронного ЕТД утвердит ФНС.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Приказ Минтранса России от 11.06.2025 N 187 «Об утверждении формы единого транспортного документа на бумажном носителе, порядка его оформления на бумажном носителе или формирования в виде электронного единого транспортного документа» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Эксперименты по маркировке ряда товаров продлены на 6 месяцев Правительство перенесло с 31 августа 2025 года на 28 февраля 2026 года окончание экспериментов по маркировке отдельных видов:

Отсрочка даст участникам рынка дополнительное время на подготовку к запуску обязательной маркировки.

Начало действия документа — 16.08.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 05.08.2025 N 1172 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Роскомнадзор блокирует звонки в WhatsApp и Telegram, чтобы снизить количество преступлений
По данным Минцифры, ограничены только голосовые вызовы. Это касается иностранных мессенджеров, владельцы которых не соблюдают законодательство РФ. Речь идет, например, об отказе передавать по запросам правоохранителей сведения о терактах и массовых случаях мошенничества. Как только владельцы исправятся, доступ к звонкам вернут.

Решение Роскомнадзора поможет лучше бороться с преступниками, обезопасить интернет-общение и снизить риск финансовой ответственности операторов связи. Для пользователей доступны аналогичные отечественные сервисы с защищенной инфраструктурой.

Отметим, WhatsApp принадлежит Meta Platforms Inc., деятельность которой по реализации продуктов – Facebook и Instagram запрещена в РФ, поскольку признана экстремистской.

 

Информация Минцифры России от 13.08.2025

 

Надзор за операторами по приему платежей: ЦБ РФ установил правила назначения санкций в ряде ситуаций
С 1 октября 2025 года Центробанк будет принимать решения, например, о штрафе не позже 40 рабочих дней с даты, когда выявит несоблюдение отдельных требований. Речь идет, в частности, о просрочке передачи поставщику сведений о полученных в его пользу платежах.

Предписание о санкции ЦБ РФ направит оператору через личный кабинет на сайте регулятора. Он сделает это в течение 5 рабочих дней после даты принятия решения.

Если Центробанк назначит штраф, то в предписании среди прочего укажет его точный размер и срок уплаты. Также будут обозначены реквизиты для перевода.

Вступят в силу и другие нормы, в т.ч. о требовании устранить нарушения.

Напомним, штрафовать смогут с 1 октября. Максимальная сумма – 1 млн руб. Штраф не назначат, если за то же нарушение уже наказала отраслевая СРО.

Начало действия документа — 01.10.2025.

 

Указание Банка России от 24.06.2025 N 7093-У «О порядке применения Банком России к операторам по приему платежей мер в виде требования об устранении выявленных нарушений и (или) в виде штрафа» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Внесены изменения в ряд актов Правительства по вопросам использования биометрических персональных данных, размещенных физическими лицами в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения

В частности, изменениями предусматривается механизм очного подтверждения в банке биометрических персональных данных, размещенных в ЕБС самостоятельно физлицом с использованием мобильного приложения. Установлено, что биометрические персональные данные иностранцев, размещенные в ЕБС, могут быть подтверждены оператором ЕБС посредством проверки их соответствия биометрическим персональным данным, которые были собраны и переданы в ЕБС при прохождении иностранцем пограничного контроля при въезде в РФ.

Также расширен перечень случаев использования биометрических персональных данных, размещенных физлицами в ЕБС с использованием мобильного приложения. Такие биометрические персональные данные могут использоваться, в том числе, для: заселения в гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на туристскую базу или в иное подобное учреждение; осуществления аутентификации при проходе на объекты спорта и спортивные мероприятия; проведения идентификации заявителя — физического лица в целях создания удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки электронных подписей и выдачи таких сертификатов.

Кроме того, биометрические персональные данные, размещенные в мобильном приложении и подтвержденные в установленном порядке в банке или оператором ЕБС, могут использоваться также:

для предоставления государственных и муниципальных услуг при личном приеме в МФЦ (внесенными изменениями определен перечень услуг, при предоставлении которых допускается установление личности физического лица при личном приеме в МФЦ с использованием биометрических персональных данных, размещенных в ЕБС);

осуществления безналичных расчетов в организациях торговли и сферы услуг, уплаты налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей;

проведения идентификации и (или) аутентификации физического лица в целях заключения или изменения договора об оказании услуг связи и пр.

Начало действия документа — 20.08.2025 (за исключением отдельных положений).

Данный документ вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 12.08.2025).

Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 N 1183 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обзор: «Какие главные новшества ждут специалиста по нормативно-техническим актам с 1 сентября 2025 года»

 

Изменения касаются требований пожарной и промышленной безопасности. Поправки затрагивают и такие области, как охрана окружающей среды, теплоснабжение, водоотведение, сельское хозяйство и др.

О ряде новшеств, которые действуют с 1 сентября, читайте в обзоре.

 

Обзор: «Какие главные новшества ждут специалиста по нормативно-техническим актам с 1 сентября 2025 года» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Пожарная безопасность: свод правил об эвакуационных выходах и путях изменен

МЧС утвердило изменение N 3 к СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Оно опубликовано на сайте Росстандарта и уже действует. Выделим основные новшества.

Указали условия, при которых кресла, стулья и скамьи в зрительном зале можно не крепить к полу: если посадочных мест не больше 200 и они соединены в ряду между собой.

Помещения с пребыванием детей можно размещать на цокольном этаже, заглубленном более чем на 0,5 м (ранее на это был запрет). Из каждого такого помещения надо обустроить один эвакуационный выход непосредственно наружу.

По общему правилу помещения для учащихся с 3-го по 4-й класс разрешили располагать не выше 3-го этажа (до этого допускалось размещать их не выше 2-го).

 

Приказ МЧС России от 16.06.2025 N 502 «Об утверждении изменения N 3 к своду правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Периодичность обязательного профилактического визита на многих объектах: проект Минэкономразвития

Хотят определить общую для разных видов контроля частоту проведения визита на объектах трех категорий риска: значительного – раз в 4 года, среднего – раз в 5 лет и умеренного – раз в 7 лет.

Есть исключения. В рамках пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора периодичность при значительном риске – раз в 3 года, а при умеренном – раз в 6 лет. Последнее касается и ветеринарного контроля. Значительный риск для него не предусмотрен.

Визит, который проводят в связи с уведомлением о запуске отдельных видов бизнеса, в расчет не возьмут.

Сейчас общая частота обязательного профилактического визита установлена лишь для объектов чрезвычайно высокого, а также высокого риска. Более того, некоторые виды контроля пока не предполагают периодическую организацию данного мероприятия на объектах, например, среднего риска.

Напомним, незаконное решение о проведении обязательного визита можно оспорить.

 

Проект постановления Правительства РФ
Правительству поручено разработать и утвердить план структурных изменений в российской экономике

План должен предусматривать следующие основные направления: изменение структуры занятости; изменение структуры потребления; повышение качества инвестиционного климата; повышение уровня технологического развития российской экономики; трансформация структуры и формирование нового качества внешней торговли; повышение эффективности деятельности в сфере обороны и безопасности.

Кроме того, в том числе Госдуме совместно с Правительством рекомендовано с учетом ранее данных поручений обеспечить внесение в трудовое законодательство изменений, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с вопросами повышения гибкости рынка труда и применения институтов сверхурочной работы и работы по совместительству.

 

«Перечень поручений по итогам XXVIII Петербургского международного экономического форума 18 — 21 июня 2025 года» (утв. Президентом РФ 14.08.2025) 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минэкономразвития разъяснены некоторые вопросы применения внесудебной процедуры банкротства гражданами, принимающими (принимавшими) участие в специальной военной операции В письме приведены условия, при которых гражданин может воспользоваться процедурой внесудебного банкротства, и отмечено, что факт участия гражданина в специальной военной операции будет подтверждаться справкой по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 9 октября 2024 г. N 1354.

Также обращается внимание на следующее:

для справки, подтверждающей факт участия в специальной военной операции, не предусмотрен срок давности, как для других справок, подтверждающих соответствие гражданина условиям, установленным Законом о банкротстве;

электронный образ такой справки не подлежит включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ);

факт участия гражданина в специальной военной операции подтверждается только справкой по установленной форме, запрос информации оператором ЕФРСБ с использованием СМЭВ для установления факта участия гражданина в специальной военной операции не осуществляется.

 

<Письмо> Минэкономразвития России от 23.05.2025 N 19077-КМ/Д20и «О внесудебном банкротстве граждан»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подтверждение доходов при выдаче кредитов гражданам: Центробанк утвердил план новшеств

 

Банки и МФО доработают свои системы, чтобы подключить их к инфраструктуре цифрового профиля. Это предусматривает дорожная карта по переходу на новую модель получения более точной и актуальной информации об официальных доходах заемщиков (п. п. 2.4 и 3.4 плана).

Дата, к которой нужно завершить доработку, зависит от вида сведений (документов).

Цифровой профиль позволит получать данные из госсистем в течение 1 мин. вместо запроса у клиентов ряда бумажных документов, когда они нужны. При этом останется возможность задействовать иные источники информации о доходах.

 

План мероприятий, опубликованный Банком России 12.08.2025

Информация Банка России от 12.08.2025

Обязательная репатриация и продажа валютной выручки экспортерами: правительство обнулило нормативы 
С 22 августа 2025 года для российских экспортеров размер репатриации и продажи валютной выручки снизили до нуля.
К такому решению привело укрепление и стабилизация курса рубля, а также отсутствие проблем с валютной ликвидностью.

Сейчас крупнейшие российские экспортеры зачисляют на свои счета в банках не менее 40% инвалюты по внешнеторговым контрактам и продают на внутреннем рынке 90% зачисленной валюты.

Правила касаются тех, кто работает в ТЭК, отраслях черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зерновом хозяйстве.

 

Постановление Правительства РФ от 14.08.2025 N 1210 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Начало действия документа — 22.08.2025.

Информация с сайта Правительства РФ от 14.08.2025

 

ВС РФ напомнил, как доказывать упущенную выгоду из-за простоя транспортного средства при ДТП По вине водителя автомобиля произошло столкновение с трамваем. Авария повлекла блокировку путей и задержку движения трамваев. Их владелец рассчитал упущенную выгоду по своей методике и подал иск о взыскании денег с виновника. Три инстанции согласились с требованием.

По мнению ВС РФ, истец среди прочего обязан доказать, что реально мог получить гарантированный объем доходов, а нарушение ответчика – единственное тому препятствие. Однако владелец трамваев этого не сделал.

Суды не изучили доказательства задержки рейсов:

  • показания ГЛОНАСС/GPS, систем мониторинга общественного транспорта и систем спутникового слежения;
  • путевые листы с отметками о вынужденном простое с указанием его времени.

Методика истца по определению и взысканию с третьих лиц убытков от простоя – это внутренний документ. Он не распространяется на ответчика.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он уже приходил к аналогичным выводам.

 

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2025 N 5-КГ25-47-К2 (УИД 77RS0014-02-2024-000934-43)

Документы включены в информационный банк:
— Решения высших судов

ВС РФ снова назвал случай, когда суд введет процедуру банкротства и при отсутствии основного долга

 

Дело о банкротстве компании (санатория) прекратили, так как реестровые долги погасило третье лицо. Затем она реализовала почти всю недвижимость, в т.ч. продала третьему лицу спальный корпус. Кредитор по текущим обязательствам подал новое заявление о банкротстве. И вновь вмешалось третье лицо – оно погасило основной долг, а крупная неустойка осталась.

Первая инстанция и кассация сочли, что признаков банкротства нет. Однако ВС РФ согласился с апелляцией – вопрос о прекращении дела нужно рассмотреть заново.

Если у должника явно не хватает имущества и участники отношений недобросовестны, то отказывать в банкротстве из-за отсутствия минимальной суммы основного долга нельзя. Верховный суд уже приходил к сходному выводу.

Следовало проверить, не создавало ли третье лицо формальных препятствий к оспариванию подозрительных сделок компании. Тем более, по словам кредитора, третье лицо так и не оплатило спальный корпус, хотя эта сумма покрыла бы все долги компании.

О злоупотреблении правом может говорить поведение третьего лица, когда оно:

  • частично погашает обязательства должника с явными признаками объективного банкротства;
  • покупает у него имущество стоимостью выше всех требований кредиторов;
  • не рассчитывается за это имущество.

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2025 N 308-ЭС24-13579(2) по делу N А32-57879/2023

Документы включены в информационный банк:
— Решения высших судов

ВС РФ: мораторные проценты включаются в состав субсидиарной ответственности В деле о банкротстве три инстанции не стали учитывать мораторные проценты в составе субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

По мнению ВС РФ, это незаконно:

  • у финансовых санкций, которые Закон о банкротстве прямо указывает включать в субсидиарную ответственность, и мораторных процентов одинаковая правовая природа;
  • ни в части финансовых санкций, ни по мораторным процентам размер ответственности не ограничен;
  • нет оснований считать, что мораторные проценты не входят в размер субсидиарной ответственности. Должник не может погасить их именно из-за виновных действий субсидиарных ответчиков.

Отказ включить мораторные проценты в размер субсидиарной ответственности стимулирует недобросовестное поведение тех, кто злоупотребил правами и причинил вред кредиторам.

Спор в данной части направили на новое рассмотрение.

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2025 N 302-ЭС24-490(2,3) по делу N А74-5486/2020 

Документы включены в информационный банк:
— Решения высших судов

Скорректирован перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины» Признано утратившим силу и исключено из указанного перечня постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 11.08.2025 N 1195 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Актуализированы требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, разрабатываемым в сфере оказания юридических, бухгалтерских и аудиторских услуг Действие указанных требований распространено на лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула), и лиц, организующих деятельность майнинг-пула.

Скорректирован перечень операций и сделок, в случае подготовки и осуществления которых необходимо разрабатывать и реализовывать правила внутреннего контроля.

Предусмотрено, что правила внутреннего контроля должны включать в себя также программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа в приеме клиента на обслуживание.

Признается утратившим силу Постановление Правительства от 14 июля 2021 г. N 1188, регулирующее аналогичные правоотношения.

Начало действия документа — 16.08.2025.

 

Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 N 1180 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Актуализирован перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках аттестации физлиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

Признан утратившим силу аналогичный приказ Минстроя России от 09.08.2023 N 575/пр.

 

Приказ Минстроя России от 03.07.2025 N 402/пр 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Установлена форма проверочного листа, применяемого Росреестром и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью СРО оценщиков

Начало действия документа — 26.08.2025.

Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года включительно.

 

Приказ Росреестра от 21.04.2025 N П/0133/25 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обновлен перечень НПА, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления госуслуги по лицензированию производства, хранения, поставок и розничной продажи винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями

Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на текст акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать обязательные требования; вид экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

 

«Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования <…>  

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Предлагается расширить номенклатуру товаров, включенных в перечень отдельных компонентов транспортных средств и устройств с двигателем внутреннего сгорания, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Приводится новая редакция перечня, включающая в себя также тормозные диски, тормозные колодки, колеса ходовые, диски (части и принадлежности колес ходовых).

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2025 г. N 202»

 

Планируется уточнить акты Правительства по вопросам прослеживаемости оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Проектом постановления вносятся положения о механизме проверки разрешительных документов в правила маркировки 13 групп товаров, в числе которых: молочная продукция; безалкогольные напитки, в том числе с соком, и соки; икра осетровых и лососевых; корма для животных; безалкогольное пиво; табачная и никотинсодержащая продукция; биологически активные добавки к пище; велосипеды и велосипедные рамы.

Расширяется состав подаваемых участниками оборота сведений и перечень причин отказа в регистрации участников оборота товаров, регистрации товаров (создании карточки товара) и вводе продукции в оборот.

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам прослеживаемости оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»

Предлагается уточнить случаи, при которых продажа подлежащих обязательной маркировке товаров запрещена на основании данных из системы «Честный знак» или из-за отсутствия в ней необходимых сведений

В частности, проектом дополняется перечень случаев, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 N 1944, группами товаров, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с постановлениями Правительства РФ (автомобильные жидкости, бакалейные товары, парфюмерно-косметическая продукция и товары бытовой химии).

Также разделы указанного перечня случаев, относящиеся к обувным товарам, шинам, духам, туалетной воде, упакованной воде и пиву, предлагается дополнить соответствующим случаем запрета продажи на кассе, при котором продажа товаров будет запрещена, если разрешительные документы на указанные товары будут признаны недействительными решением органов контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Кроме того, проектом вносятся изменения в Правила применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные указанным постановлением. В том числе предлагается дополнить требование, предусматривающее идентификацию продавца через последовательность символов, присваиваемых информационной системой мониторинга, требованием осуществления запроса на онлайн-проверку проверяемого кода маркировки, сформированного фискальным накопителем и направленного через ККТ.

 

Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. N 1944»
Взыскание долга в рамках отношений по поставке товара между аффилированными лицами, одно из которых признано банкротом

Поставщик, указав на сложившиеся отношения по поставке товара в отсутствие письменного договора и удержание покупателем всей бухгалтерской документации в арендуемом ранее поставщиком здании, обратился с иском о взыскании долга за поставленный товар.

Мнение судов:

  • Передача товара покупателю подтверждена сведениями из книг покупок и продаж.
  • Состоявшимися судебными актами установлены отношения по поставке товара между сторонами и взыскана задолженность за иной товар.
  • Отмечено непоследовательное поведение покупателя, заявлявшего о необходимости зачета взаимных требований, но в дальнейшем изменившего свою позицию.
  • Не доказано наличие признаков создания сторонами искусственного документооборота с целью получения покупателем необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения размера налоговой обязанности по уплате НДС при отсутствии реальных взаимоотношений.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • В связи с введением в отношении покупателя процедуры наблюдения поставщик обязан подтвердить всю производственную цепочку изготовления товара.
  • Необходимо выяснить, куда могли быть применены покупателем поставленные товары.
  • Следует обсудить вопрос о наличии либо отсутствии признака аффилированности сторон, в зависимости от этого определить стандарт доказывания значимых обстоятельств.
  • Нужно установить характер заявленного ко взысканию обязательства: текущее или реестровое.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.08.2025 N Ф04-2096/2025 по делу N А45-19005/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Обязание прежней управляющей организации передать документацию и денежные средства собственников многоквартирного дома вновь избранной управляющей компании

Истец (вновь избранная управляющая компания) обратился с иском об обязании ответчика (прежней управляющей компании) передать схемы отопления в многоквартирном доме (МКД), перечислить остаток денежных средств собственников МКД и взыскании астрента за неисполнение решения суда.

Мнение судов:

  • Истец избран управляющей организацией собственниками МКД на общем собрании.
  • Ответчиком передана истцу только часть технической документации на МКД.
  • Подтверждены факт поступления на счет ответчика денежных средств по заключенным договорам на использование общего имущества МКД и отсутствие доказательств распоряжения собственниками спорной суммой.
  • Размер компенсации за неисполнение судебного акта признан завышенным, астрент уменьшен.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • Следует проверить обоснованность доводов ответчика о том, что при определении размера неосновательного обогащения, о взыскании которого заявил истец, не учтены расходы, понесенные на содержание общего имущества МКД (договор подряда на ремонт подъездов, изготовление металлических дверей, вывоз мусора из подвала).
  • Нужно оценить доводы третьего лица относительно того, все ли выполненные работы относятся к текущему ремонту и отвечают критериям срочности и непредвиденности.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2025 N Ф04-2388/2025 по делу N А45-16848/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание пени за нарушение сроков поставки медицинского импортного оборудования

Заказчик обратился с иском о взыскании пени по государственному контракту за нарушение сроков поставки медицинского оборудования, производителем которого является иностранное юридическое лицо.

Мнение судов:

  • На момент проведения закупки и определения победителя отсутствовали препятствия для поставки нового медицинского импортного оборудования, но впоследствии введенные иностранными государствами санкций привели к невозможности передачи данного товара на территорию России.
  • Оборудование признано уникальным, оно не может быть приобретено ни в других странах, ни на территории Российской Федерации.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • На момент подведения результатов торгов и заключения контракта требования об иностранном лицензировании, в значительной степени увеличивающего сроки исполнения поставщиком обязательства, не существовало.
  • Альтернативные источники приобретения спорного оборудования объективно отсутствуют.
  • Подтверждено наличие непреодолимых обстоятельств, не находящихся в сфере контроля поставщика и препятствующих исполнению обязательства.
  • Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения.

 

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2025 N Ф04-1957/2025 по делу N А75-19724/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Кассация поправила суды, которые не увидели в действиях почты ненадлежащего извещения стороны дела

Конкурсный управляющий просил признать сделки должника и компании недействительными. Две инстанции удовлетворили требование. Кассация отменила акты, в частности, из-за процессуального нарушения.

Нельзя было считать, что компанию известили надлежащим образом о дате и времени первого заседания:

  • на заказном письме с определением о принятии заявления к производству нет отметки о попытке вручения;
  • по отчету об отслеживании отправления извещение вручили почтальону в ночное время, чтобы тот передал его компании. Позже письмо вернули отправителю, так как истек срок хранения;
  • другие отчеты в деле отсутствуют. Доказательств, что почта приняла все меры по доставке, нет.

Кассация сослалась среди прочего на позицию ВС РФ. Если корреспонденцию вернули из-за истечения срока хранения без отметки об извещении заявителя о поступлении письма (о попытке вручения почтальоном), то уведомление о разбирательстве в первой инстанции ненадлежащее.

Отметим, ВС РФ неоднократно обращал внимание на недочеты в работе почты при оценке правильности судебных извещений.

 

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.07.2025 N Ф05-18541/2021 по делу N А40-187199/2020

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа

ПРАВОСУДИЕ
С 1 октября 2025 г. размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, будет проиндексирован на 7,6%
Также скорректированы размеры вознаграждения адвоката с учетом сложности выполняемых задач (участие в ночное время, в случае предъявления обвинения по 3 или более инкриминируемым деяниям; по делам, рассматриваемым в закрытых судебных заседаниях или вне зданий соответствующих судов, и пр.).Индексация размера вознаграждения адвоката в соответствии с данным документом осуществляется с 1 октября 2025 года.

Постановление Правительства РФ от 11.08.2025 N 1191 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

 

Утвержден перечень имущества Российского спортивного фонда, на которое не может быть обращено взыскание
Порядок создания и правовое положение Российского спортивного фонда (РСФ) определены Федеральным законом от 24.06.2025 N 157-ФЗ.Согласно закону Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.Настоящим постановлением определен перечень такого имущества РСФ.

Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2025 N 2150-р 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА
О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20 января 2023 года N 17-п «О предоставлении субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям

Уточнены: перечень уполномоченных исполнительных органов автономного округа на утверждение порядков предоставления субсидий из бюджета автономного округа юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, а также перечень уполномоченных исполнительных органов автономного округа на утверждение порядков предоставления грантов в форме субсидий из бюджета автономного округа юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями (далее — Перечень).

В частности, Департамент промышленности автономного округа дополнительно утверждает порядок предоставления государственной поддержки ветеранов и участников СВО, связанной с началом осуществления ими предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе (грант в форме субсидии «Агромотиватор» крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств).

 

Постановление Правительства ХМАО — Югры от 13.08.2025 N 315-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20 января 2023 года N 17-п <…>» 

Документ включен в информационный банк:
— Xанты-Мансийский автономный округ — Югра

 

О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 15 декабря 2022 года N 673-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды»

В частности, меры по реализации государственной программы автономного округа «Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды» дополнены порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях — победителях всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Установлено, что критерием отбора муниципальных образований для предоставления Субсидии является признание победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды федеральной конкурсной комиссией по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Предоставление субсидии, а также контроль целевого использования Субсидии муниципальным образованием осуществляется Департаментом строительства и архитектуры автономного округа.

Результатом использования Субсидии является достижение установленного Соглашением значения «Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях».

Документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. 

Постановление Правительства ХМАО — Югры от 13.08.2025 N 316-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 15 декабря 2022 года N 673-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды» 

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ  — Югра

Уточнены результаты определения кадастровой стоимости отдельного объекта на территории г. Сургута.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Приказ Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО — Югры от 31.07.2025 N 24-нп 

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
О внесении изменений в методику расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Ямало-Ненецкого автономного округа

Установлен нулевой коэффициент расчета арендной платы, применяемый к объектам инфраструктуры воздушного транспорта при их консервации.

 

Постановление Правительства ЯНАО от 08.08.2025 N 436-П

Документ включен в информационный банк:
— Ямало-Ненецкий автономный округ