Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 14.07.2025 по 21.07.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Госзакупки у единственного поставщика: интересные примеры из практики за 2024 — 2025 годы» Оформление нескольких похожих сделок с единственным поставщиком, проведение экстренной закупки в период действия режима повышенной готовности и заключение контракта с организацией УИС, которая передает все работы на субподряд. Чем заказчик рискует в подобных ситуациях, читайте в нашем обзоре. Обзор: «Госзакупки у единственного поставщика: интересные примеры из практики за 2024 — 2025 годы»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

РНКБ Банк (ПАО) исключен из перечня банков, на специальные счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ
Соответствующее изменение внесено в перечень банков, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 г. N 1451-р.
Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2025 N 1865-р

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Национальный режим: Минфин пояснил нюансы ранжирования заявок и неприменения запрета в госзакупках Ведомство сообщило: если после предоставления преимущества минимальные ценовые предложения участников, подавших и не подавших их, оказались равны, меньший порядковый номер присвоят заявке участника, который подал предложение раньше других. Для заявок без ценовых предложений датой и временем подачи предложения следует считать дату и время подачи заявки.

Также ведомство пояснило, что при совместной закупке ограничение по цене контракта, при которой защитную меру в виде запрета можно не устанавливать, применяют к цене каждого контракта отдельно, а не к сумме цен.

Письмо Минфина России от 28.05.2025 N 24-06-06/52469

Письмо Минфина России от 25.06.2025 N 24-06-06/61858

Документы включены в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Штраф за коммерческий подкуп по КоАП РФ не основание для отказа от контракта, согласился ВС РФ В период исполнения контракта подрядчика оштрафовали за незаконное вознаграждение от юрлица. Заказчик вынужденно отказался от сделки, поскольку по Закону N 44-ФЗ привлечение к ответственности за такое нарушение — это повод не допускать участника к закупке.

Суды признали односторонний отказ недействительным. Подрядчика наказали уже при исполнении контракта. Это не отменяет того, что на даты подачи заявки, определения победителя и заключения сделки контрагент соответствовал единым требованиям.

ВС РФ вывод судов поддержал.

Определение ВС РФ от 03.07.2025 N 302-ЭС25-5828

Документ включен в информационные банки:
— Решения высших судов

 

Суды не признали командировку и отпуск сотрудников уважительными причинами неподписания госконтракта Общество не подписало контракт в срок, поскольку его руководитель был в командировке, а бухгалтер — в отпуске. Банк же долго рассматривал запрос о предоставлении независимой гарантии в качестве обеспечения.

Сведения включили в РНП. Три инстанции поддержали решение контролеров:

— командировка руководителя и отпуск бухгалтера выпали на дату подписания контракта. Однако эти обстоятельства — внутренние организационные мероприятия юрлица;

— доводы о том, что общество хотело заключить сделку и совершало для этого действия в виде получения независимой гарантии, отклонили. О победе в закупке было известно уже в день опубликования итогового протокола. Согласовывать же с банком условия и размер обеспечения общество стало в день, когда истекал срок подписания контракта. Деньги за изготовление гарантии оно уплатило уже после того, как этот срок истек. Общество само выбрало такой способ обеспечения. Оно знало, что выпуск гарантии может быть затратным по времени;

— спорные причины нельзя считать уважительными. Это не форс-мажор. Участие в закупке и подача заявки несут риск наступления для победителя последствий, если он не заключит контракт.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике можно встретить примеры, когда в действиях победителей, которые не подписали контракты из-за отпуска или командировки, контролеры не увидели недобросовестного поведения. Среди прочего они учли успешный опыт исполнения значительного числа контрактов.

Определение ВС РФ от 30.06.2025 N 309-ЭС25-6492

Документ включен в информационные банки:
— Решения высших судов

Лишнее удостоверение на медизделие не повод, чтобы отклонять заявку участника госзакупки, решил суд Заказчик закупал медизделие. Заявку одного из участников отклонили из-за недостоверных сведений. Он представил 2 регистрационных удостоверения: одно — на товар, который соответствует предмету закупки, другое — на продукцию с иными характеристиками.

Контролеры и суды трех инстанций не согласились с отклонением:

— среди удостоверений было одно надлежащее. Однако заказчик ограничился анализом только неверного удостоверения. Это формальный подход. Документы из заявки нельзя оценивать избирательно;

— то, что участник по ошибке направил лишнее удостоверение, не означает, что он представил недостоверную информацию. Это не могло привести к поставке медизделия, которое не отвечает условиям закупки, так как наименование товара в заявке было верным.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2025 по делу N А70-15895/2024

Документ включен в информационные банки:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

НМЦК на регулярные перевозки пассажиров и багажа: Минтранс предложил новый порядок расчета Ведомство предложило установить новый порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком, НЦЕ на регулярные перевозки пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом. Действующий порядок расчета планируют отменить.

По проекту, в частности, предусмотрят обязанность уменьшить цену контракта, если по итогам расчетов согласно новому порядку она превысит ЛБО. Делать это станут в том числе через сокращение объема перевозок.

Также установят, как определять цену контракта с неизвестным объемом.

Иначе станут рассчитывать отдельные показатели, например максимальную стоимость работы ТС. Так, если контракт предусматривает твердую цену, то для автобусов и электробусов ее станут определять по одной формуле, а для трамваев и троллейбусов — по другой.

При исчислении средней рыночной стоимости новых ТС, так же как и сейчас, подойдут минимум 2 предложения поставщиков. Планируют уточнить порядок определения стоимости для ситуации, при которой предложений будет меньше.

В расчете стоимости станут также учитывать затраты на приобретение и монтаж дополнительного оборудования, например кондиционеров.

Общественное обсуждение проекта завершат 17 июля.

Проект Приказа Минтранса России

Документ включен в информационные банки:
— Проекты нормативных правовых актов