Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 07.07.2025 по 14.07.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Фильтры по результату рассмотрения судебного спора

Есть ситуации, когда необходимо изучить судебную практику по конкретной норме законодательства, причем с определенным исходом спора. Быстро найти подходящие судебные акты поможет поисковый фильтр КонсультантПлюс «Результат рассмотрения».

Продолжительность лекции — 02:52 мин.

Видеосеминар: Фильтры по результату рассмотрения судебного спора

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Проект о повышении ряда госпошлин внесен в Госдуму» Согласно поправкам увеличатся платежи за выдачу водительского удостоверения, госномера, пластикового СТС и др. Также подорожают некоторые госуслуги в области труда иностранцев. Подробнее читайте в нашем обзоре. Обзор: «Проект о повышении ряда госпошлин внесен в Госдуму»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак и прочее: закон опубликован С 4 января 2026 года за незаконное использование товарного знака правообладатель сможет потребовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплатить, как вариант, до 10 млн руб. включительно. Пока максимальная компенсация в твердом размере — 5 млн руб. Минимальный предел не изменится — 10 тыс. руб. Как и сейчас, итоговую сумму определит суд.

Аналогичные поправки касаются произведений и объектов смежных прав. В части изобретений, полезных моделей и промышленных образцов повысили и минимальный порог. Он составит 50 тыс. руб.

Эти лимиты применят при незаконном использовании одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации одним способом. Если на контрафактном носителе несколько объектов, то независимо от их числа при взыскании компенсации в твердом размере суд назначит одну выплату от ее минимального до двукратного максимального размера. Если минимум и максимум у разных объектов отличаются, то в расчет возьмут наибольшие значения.

Есть и другие новшества.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 214-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан закон об административной ответственности за неисполнение отдельных положений законодательства в сфере туризма
В частности, предоставление услуг средства размещения без включения сведений о нем в реестр классифицированных средств размещения либо предоставление услуг средства размещения, действие классификации которого прекращено, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 70 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 450 тысяч рублей. Предусмотрена ответственность за повторное совершение данного правонарушения.

Предоставление услуг средства размещения, не соответствующего требованиям к соответствующему типу средств размещения, указанному в реестре классифицированных средств размещения, либо заключение договора о предоставлении услуг средства размещения или договора о предоставлении гостиничных услуг в период приостановления действия классификации средства размещения повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 170 тысяч рублей. Повторное совершение этого правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 40 тысяч до 60 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

Кроме того, предусмотрена ответственность, в том числе за оказание услуг по сопровождению туристов на туристском маршруте, при прохождении которого туристам требуется специальное сопровождение, без привлечения инструктора-проводника в установленных федеральным законом случаях либо оказание услуг по сопровождению туристов на туристском маршруте, требующем специального сопровождения, лицом, не являющимся аттестованным инструктором-проводником, а также за повторное совершение данного правонарушения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 203-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Увеличен штраф за несообщение гражданином в военкомат о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией
Согласно закону несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае переезда на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, повлечет наложение штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 202-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Усилена административная ответственность за отдельные правонарушения при осуществлении весогабаритного контроля
Закон уточняет административную ответственность в том числе в статьях 12.21.1, 12.21.5 КоАП РФ.

В частности, управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику и имеющим разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонны, с нарушением требований Правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств либо несоблюдение водителем такого транспортного средства требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств повлечет наложение штрафа на водителя транспортного средства в размере шестисот тысяч рублей.

Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства, в том числе об остановке транспортного средства в пункте транспортного контроля, либо отказ или уклонение от выполнения указанного требования повлечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере шестисот тысяч рублей.

Увеличен размер штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства. Повторное совершение данного правонарушения повлечет наложение штрафа в размере десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Введена ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и порядка ее эксплуатации.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 209-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

В ГК РФ уточняются нормы о преимущественном праве участников ООО приобретать доли в уставном капитале Внесенными в статью 93 ГК РФ изменениями установлено, что участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, если уставом общества не предусмотрено иное. Федеральный закон от 07.07.2025 N 185-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Доли в ООО разрешили продавать без учета преимущественного права на их выкуп участниками общества
В Законе об обществах с ограниченной ответственностью закрепили норму, согласно которой уставом общества может быть предусмотрено неприменение правил о преимущественном праве покупки доли в уставном капитале общества в отношении одного, нескольких или всех его участников.

В то же время внесенные изменения позволяют одному, нескольким или всем участникам общества осуществлять право преимущественного выкупа доли в случае наступления (ненаступления) определенных уставом общества обстоятельств.

Данные правила могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении либо при внесении изменений в устав уже существующего общества. Факт принятия общим собранием участников общества решения о внесении указанных положений в устав или об их исключении из устава и состав участников общества, присутствующих при принятии такого решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.

Кроме того, поправками установлен срок, в течение которого общество обязано предоставить участнику, намеренному продать свою долю, сведения о лицах, в отношении которых применяются правила о преимущественном праве покупки доли или части доли в уставном капитале общества. Такие сведения должны быть предоставлены в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 186-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан закон, позволяющий хозяйственным обществам иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица
Устанавливается, что акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2025 года.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 201-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Упрощен порядок оформления в общую собственность ипотечного жилого помещения, приобретенного с использованием маткапитала
Согласно принятому закону теперь не потребуется получение согласия банка (залогодержателя по ипотечному кредиту) для оформления членами семьи в общую собственность жилого помещения, приобретенного, а также построенного или реконструированного с использованием средств материнского капитала, до момента погашения регистрационной записи об ипотеке.

Кроме того, уточнены требования, касающиеся срока направления органами СФР уведомления о перечислении средств маткапитала по выбранному направлению.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 195-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан Указ о государственном информационном ресурсе «Цифровой профиль иностранного гражданина»
МВД России поручено до 30 июня 2026 года обеспечить создание государственного информационного ресурса, который будет содержать сведения об иностранцах, въезжающих в Россию, выезжающих из нее, пребывающих (проживающих) в России.

Установлено, что государственный информационный ресурс формируется в составе государственной информационной системы миграционного учета на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России.

Оператором ресурса является МВД России.

Также утвержден перечень сведений, предоставляемых органами и организациями для включения в государственный информационный ресурс. В него необходимо включать, в частности, сведения: о миграционном учете иностранцев; о пересечении иностранцами государственной границы РФ в пунктах пропуска через нее; о наличии действующих ограничений на въезд в РФ; об осуществлении иностранцами трудовой деятельности, о выделенных иностранцам абонентских номерах и пр.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Указ Президента РФ от 09.07.2025 N 467

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Эксперимент по маркировке электронных сигарет стартует 14 июля 2025 года Участники рынка смогут по желанию наносить средства идентификации на многоразовые электронные сигареты и их аналоги, которые соответствуют коду 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Эксперимент продлится по 28 февраля 2026 года. QR-коды предоставят бесплатно.

До 31 августа 2025 года Минпромторг в методрекомендациях определит, как подать заявку на участие, зарегистрироваться в системе «Честный знак», а также какие сведения в нее вносить.

Эксперимент среди прочего позволит протестировать технологию нанесения QR-кодов и выбрать оптимальный способ.

Постановление Правительства РФ от 05.07.2025 N 1015

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан закон об удостоверении командирами воинских частей доверенностей и завещаний граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне»
Командиры (начальники) воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования также смогут удостоверять подпись гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, на заявлении об определении на случай его смерти опекуна или попечителя ребенку.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 204-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлены особенности признания на территории РФ документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждающих возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на такое имущество, обременение такого имущества и действовавших на территории новых субъектов РФ на день их принятия в состав РФ

На территории РФ признаются и действуют правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, выданные органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, выданные и (или) удостоверенные нотариусами Украины (если документы на недвижимое имущество не выданы государственными и (или) иными официальными органами и (или) не удостоверены нотариусами ДНР, ЛНР и не выданы органами публичной власти Запорожской и Херсонской областей или органами, входящими в единую систему публичной власти РФ), при условии, что правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы выданы и (или) удостоверены в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день выдачи и (или) удостоверения правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, и при этом подтверждают возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество, обременение недвижимого имущества.

В целях оценки соответствия правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в указанных новых субъектах РФ создаются региональные комиссии. В состав комиссий будет также включаться представитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН. При рассмотрении документов региональными комиссиями будет осуществляться их оценка на предмет наличия у выдавших их органов государственной власти, органов местного самоуправления полномочий на принятие решения об их выдаче (в том числе о предоставлении объекта недвижимости) в соответствии с законодательством, действовавшим в месте принятия такого решения на день его принятия, у нотариусов Украины полномочий на выдачу и (или) удостоверение правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в соответствии с законодательством, действовавшим в месте выдачи правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на день их выдачи, на предмет подложности правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, а также на соответствие сведений о правах на недвижимое имущество, указанных в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах, сведениям, имеющимся у органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимое имущество не допускается в случае, если региональной комиссией принято обоснованное решение об их несоответствии. Решения региональных комиссий могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд. Региональные комиссии осуществляют предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия до 1 января 2028 года.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 193-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Новое требование к продаже смартфонов и других гаджетов заработает с 1 сентября 2025 года При продаже ряда устройств с предустановленными в обязательном порядке программами нужно будет гарантировать потребителям, что они смогут:

— свободно скачивать и оплачивать приложения из RuStore;

— без ограничений пользоваться предустановленным ПО, а также софтом из данного магазина.

Поправку приняли из-за того, что ряд производителей (прежде всего Apple) запрещают загрузку на их гаджеты сторонних магазинов приложений и т.д.

Также уточнили, что если товар не соответствует требованиям к предустановке (в т.ч. уже действующим) — это его недостаток.

Сейчас RuStore предустанавливают только на смартфоны и планшеты на системе Android и HarmonyOS.

Напомним, за продажу электроники с нарушением правил о предустановке грозит штраф:

— для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;

— для компаний — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Федеральный закон от 07.07.2025 N 194-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Конституционный Суд указал на возможность признания антимонопольным органом ограничительных условий, установленных в договоре коммерческой концессии, не соответствующими законодательству в рамках административной процедуры

В Постановлении выявлен конституционно-правовой смысл пункта 3 статьи 1033 ГК РФ.

Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее: признание антимонопольным органом условий договора коммерческой концессии противоречащими антимонопольному законодательству в рамках административной процедуры не исключает последующего судебного контроля, в том числе посредством оспаривания законности решений и предписаний антимонопольного органа.

Также признание антимонопольным органом условий договора коммерческой концессии противоречащими антимонопольному законодательству и выдача им на этом основании предписания о необходимости устранения нарушения сами по себе не влекут признания недействительности таких договорных условий, для чего, по общему правилу, требуется обращение в суд с исковыми требованиями.

Не является основанием для признания договора коммерческой концессии недействительным и отказ в требовании о признании недействительным предписания антимонопольного органа, вынесенного в указанной административной процедуре. Кроме того, до признания судом недействительным договора коммерческой концессии полностью или в части к сторонам такого договора не могут быть применены частноправовые последствия недействительности сделки, а также обусловленные таким признанием меры публично-правовой ответственности.

Предписание антимонопольного органа может быть исполнено сторонами в добровольном порядке, что предполагает разрешение возникающих противоречий на досудебной стадии (без обращения в суд). В указанном случае стороны договора могут самостоятельно адаптировать договорные условия к антимонопольным требованиям, в том числе при внесудебном взаимодействии с антимонопольным органом с целью уточнения его позиции, что могло бы оказаться невозможным в случае судебного признания условий договора недействительными.

Таким образом, оспариваемая норма признана не противоречащей Конституции РФ как не препятствующая признанию антимонопольным органом в рамках административной процедуры отдельных ограничительных условий договора коммерческой концессии (включая упомянутые в пункте 1 статьи 1033 ГК РФ) противоречащими антимонопольному законодательству. Это не исключает последующей проверки обоснованности такого решения в судебном порядке в случае его оспаривания, а также само по себе не влечет признания недействительными названных условий договора, с учетом возможности предъявления соответствующих исковых требований в судебном порядке.

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.07.2025 N 28-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам

Оферта с сайта лизингодателя: ВС РФ назвал случай, когда тот ответит за срыв договора купли-продажи Общество хотело купить в лизинг экскаватор. Оно выбрало технику на сайте лизинговой компании и в ответ на заявку получило оферту и спецификацию. Заключили договоры купли-продажи и лизинга. Однако продавец не отгрузил экскаватор, и обе сделки расторгли. Общество не согласилось с итогами сальдирования встречных обязательств. Оно подало иск о взыскании с компании неосновательного обогащения и процентов по ст. 395 ГК РФ.

По общему правилу сторона, которая выбрала продавца предмета лизинга, несет риск срыва договора купли-продажи и связанные с этим убытки. В данном случае суды по-разному определяли такую сторону. Дело не раз проходило все инстанции.

На последнем круге рассмотрения ВС РФ отметил следующее:

— после получения заявки на заключение договора лизинга компания направила обществу все документы, в т.ч. проекты договоров лизинга и купли-продажи. Позже эти сделки заключили в 1 день;

— переговоры о покупке экскаватора вел только представитель компании;

— последняя не раскрыла, почему коммерческие предложения поставщиков техники размещаются на ее сайте;

нет доказательств, что общество само взаимодействовало с продавцом.

Следовательно, продавца выбрала лизинговая компания, а общество только согласилось с ее условиями.

Если лизингодатель ненадлежаще выбрал продавца и из-за этого не достигнуты цели договора, то клиент не обязан вносить платежи. Лизингодатель также не вправе требовать проценты или удерживать их при завершении расчетов по договору.

Верховный суд оставил в силе одно из постановлений апелляции, которым удовлетворены требования общества в части основного долга, а также взысканы проценты по ст. 395 ГК РФ.

Определение ВС РФ от 16.06.2025 N 307-ЭС22-5301

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Ответственность за некоторые нарушения валютного законодательства: ФНС пояснила норму о послаблении Письмо службы касается условия, при котором не наказывают по КоАП РФ, например за незаконный обход счетов в уполномоченных банках. Условие такое: деньги, которые резидент вопреки валютным требованиям зачислил на свой зарубежный счет, нужно в течение 45 рабочих дней с даты транзакции перевести на его счет в уполномоченном банке.

По мнению ФНС, резидент вправе конвертировать сумму, которая ему поступила на иностранный счет от нерезидента, перевести ее на свой другой зарубежный счет и оттуда отправить в уполномоченный банк.

Чтобы соблюсти упомянутое условие, вовремя поступившая в данный банк сумма должна соответствовать размеру средств, которые причитаются по сделке с нерезидентом. При этом можно вычесть расходы на банковские комиссии и конвертацию. Однако такие затраты нужно подтвердить документально.

Письмо ФНС России от 26.06.2025 N БС-4-17/6153@

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Обеспечительные меры третейского суда: Минюст предложил ввести правила выдачи исполнительного листа Согласно поправкам к АПК РФ сторона третейского спора, в чью пользу в России приняты обеспечительные меры, сможет обратиться в государственный суд за их принудительным исполнением. Это касается экономических споров, которые разрешают при постоянно действующих арбитражных учреждениях (с. 5 проекта).

Заявление о выдаче исполнительного листа позволят подать в любой момент до окончания рассмотрения дела в третейском суде. Это можно будет сделать на бумаге или в цифре, в т.ч. в форме электронного документа. Адресат — арбитражный суд субъекта РФ, где, например, приняты обеспечительные меры или находится имущество должника (с. 5 и 6 проекта).

Предложены детальные требования к содержанию заявления и перечень приложений к нему (с. 6 — 8 проекта).

Рассмотрят заявление без заседания. По общему правилу это сделают в течение 14 рабочих дней с даты поступления в суд. Другая сторона сможет возразить против заявления не позже 7 рабочих дней с той же даты (с. 8 — 10 проекта).

Суд вправе не выдать исполнительный лист, если не соблюдены требования закона или соглашения сторон к составу арбитров либо к процедуре принятия обеспечительных мер. Нарушение нужно доказать. Перечислят и прочие основания для отказа (с. 10 и 11 проекта).

Определение о выдаче листа можно будет обжаловать в кассационном порядке в окружном суде не позже месяца со дня вынесения (с. 13 проекта).

В ГПК РФ хотят закрепить сходные правила (с. 15 проекта). Есть и другие поправки. Общественное обсуждение новшеств завершат 16 июля.

Сейчас принудительный порядок исполнения обеспечительных мер арбитров не предусмотрен.

Проект федерального закона

Перейти к документу

Проект о запрете продажи алкоголя лицам младше 21 года внесен в Госдуму Сейчас нельзя реализовывать алкоголь в розницу гражданам, которым нет 18 лет. Продавец по-прежнему сможет потребовать у покупателя документ, чтобы определить его возраст.

Планируется, что изменение вступит в силу со дня опубликования закона.

Проект Федерального закона N 958849-8

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект, вводящий новые госпошлины и уточняющий размеры госпошлин в отношении отдельных регистрационных действий Так, в частности, предлагается ввести государственную пошлину:

за постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания в размере 500 рублей;

за продление срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ — 1000 рублей;

за продление срока действия разрешения на работу, а также за выдачу либо переоформление патента — 4200 рублей.

Увеличен размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства с 420 до 1000 рублей.

Также увеличиваются размеры госпошлин за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий.

Например, за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили необходимо будет уплатить 3000 рублей (сейчас 2000 руб.); за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства (на пластиковой основе нового поколения) — 4500 вместо 1500 рублей.

Также вводятся госпошлины за совершение юридически значимых действий органами МВД, в частности: за выдачу заключений о соответствии гражданского и служебного оружия криминалистическим требованиям в размере 200 рублей; за выдачу образовательным организациям, осуществляющим профобучение водителей транспортных средств, заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям в сфере общего образования — 15 000 рублей.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

Проект Федерального закона N 960712-8

Перейти к документу

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Советом ФПА РФ утверждены Рекомендации по обеспечению участия представителей адвокатских палат при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката
Рекомендации устанавливают универсальные правила применения представителями адвокатских палат субъектов РФ положений уголовно-процессуального законодательства, регулирующего вопросы их участия при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.

Документ подготовлен в целях исключения произвольного доступа к сведениям, составляющим профессиональную тайну адвокатов, усиления гарантий независимости адвоката, повышения авторитета адвокатского сообщества.

Закреплены, в частности, особенности направления представителя палаты для участия в следственных действиях и порядок его участия при производстве следственных действий, а также особенности участия адвокатской палаты при обжаловании судебного постановления и незаконных действий (бездействия) должностных лиц при производстве следственного действия.

«Рекомендации Комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по обеспечению участия представителей палаты при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката» (утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 01.07.2025, протокол N 3)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлен порядок направления нотариусами запросов о предоставлении информации о БКИ, в которых хранится кредитная история субъекта кредитной истории, в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения
Нотариусы направляют такие запросы в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения посредством единой информационной системы нотариата с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Также утверждены форма предоставления информации о БКИ и порядок ее предоставления из Центрального каталога кредитных историй нотариусам на безвозмездной основе.

Настоящее Указание вступает в силу с 24 ноября 2025 года.

Указание Банка России от 19.05.2025 N 7057-У

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу исполнения адвокатами законодательства о персональных данных
Отмечено, в частности, следующее:

адвокат, оказывающий юридическую помощь, предусмотренную пунктами 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», является оператором персональных данных, поскольку он обрабатывает информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенным или определяемым физическим лицам;

адвокат вправе оказывать правовую помощь, связанную с обработкой персональных данных, без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, при условии, что обработка персональных данных осуществляется без использования средств автоматизации;

адвокат, исполняющий профессиональные обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи, вправе обрабатывать персональные данные доверителя, а также иных лиц, участвующих в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, осуществляемом с его участием, без их согласия;

обработка адвокатом персональных данных в иных случаях, непосредственно и прямо не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи, предполагает получение согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

«Разъяснение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросу исполнения адвокатами законодательства о персональных данных» (утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 01.07.2025, протокол N 3)

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)