Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 07.07.2025 по 14.07.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за май 2025 года»
Заказчики определяли неоднозначные условия сделки с единственным участником. Также они устанавливали неверный порядок оценки заявок и лишние требования к участникам. Подробнее в обзоре. Обзор: «Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за май 2025 года»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Разъяснено применение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения
Сообщается, что лекарственный препарат не следует учитывать при установлении цены единицы или начальной цены единицы лекарственного препарата в случае, если по данным государственного реестра лекарственных средств и сервиса Росздравнадзора истек его срок годности с даты его последнего ввода в гражданский оборот в РФ.

Также заказчикам рекомендуется при осуществлении расчета НМЦК осуществлять проверку наличия вступивших в законную силу решений о незаконном введении воспроизведенного лекарственного препарата в гражданский оборот при наличии действующего патента оригинального лекарственного препарата, вынесенных ФАС России или арбитражными судами и размещенных на официальном сайте ФАС России по адресу https://fas.gov.ru в разделе «База решений и правовых актов» или в картотеке арбитражных дел на официальном сайте https://kad.arbitr.ru/.

<Письмо> ФАС России N ТН/61566/25, Минздрава России N 25-7/и/2-13136 от 02.07.2025

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и ФАС России сообщают о необходимости соблюдения сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП заказчиками, осуществляющими закупки по Закону N 223-ФЗ
Отмечается, что срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП (вне зависимости от того, проводил ли заказчик закупку только среди субъектов МСП, либо закупка проводилась на общих основаниях), должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Корпорацией на постоянной основе организовано взаимодействие с крупнейшими заказчиками в досудебном порядке в целях надлежащего выполнения обязательств по оплате договоров, заключенных с субъектами МСП.

В случае, если вышеуказанное взаимодействие не приведет к восстановлению нарушенных прав предпринимателя, Корпорация направляет в ФАС России обращение о возбуждении в отношении такого заказчика дела об административном правонарушении.

Информационное письмо АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» N НК-12/6685, ФАС России N ГР/49845/25 от 28.05.2025

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

 

 

Суд не поддержал заказчика по Закону N 223-ФЗ, который ограничил число банков для выдачи гарантии В документации установили условие: если победитель закупки выбрал обеспечение договора в виде гарантии, то ее нужно получить в одном из 34 банков по перечню заказчика.

Контролеры и суд кассационной инстанции решили, что заказчик не обосновал выбор кредитных организаций, не привел ссылки на критерии их финансовой устойчивости, платежеспособности и надежности. Они также отметили, что спорное условие:

сокращает число кредитных организаций. Оформить гарантию можно и в других банках, например в тех, которые есть в перечне на сайте Минфина. В этом списке банков гораздо больше, чем в перечне заказчика;

ограничивает конкуренцию. Участники, которые могут оформить гарантию в банках из перечня заказчика, находятся в неравном положении с теми, кто, не имея возможности внести обеспечение в виде денег, может получить гарантию в других кредитных организациях.

Отметим, ранее АС Московского округа высказывал иное мнение.

Постановление АС Московского округа от 24.06.2025 по делу N А40-155523/2024

Документ включен в информационные банки:
— Арбитражный суд Московского округа

Поставка по заявкам заказчика: суд не взыскал стоимость не выбранного по госконтракту товара Стороны заключили контракт на поставку товара по заявкам заказчика. Чтобы исполнить обязательства, поставщик закупил часть продукции, но за период действия контракта заказчик не направил ни одной заявки.

Поставщик потребовал взыскать с заказчика стоимость приобретенного товара, но три инстанции ему отказали:

— спорный контракт — рамочный. Он не обязывает заказчика оформлять заявки. Его поведение не противоправное. Одностороннего отказа от исполнения обязательств не было. Без согласованных заявок между сторонами договорных отношений не возникает;

— поставщик не обосновал необходимость покупки товара, заявок на который не было. Приобретение продукции — это его предпринимательский риск.

Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды взыскали с заказчика стоимость невыбранного товара. ВС РФ не стал пересматривать дело.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.06.2025 по делу N А45-34301/2024

Документ включен в информационные банки:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Кассация посчитала, что госзаказчик необоснованно ограничил предмет договора для оценки опыта Заказчик закупал комнатные кресла-коляски с ручным приводом. Для оценки опыта он принимал договоры на поставку только данного товара.

Контролеры решили, что порядок оценки ограничивает конкуренцию и не дает заказчику дополнительных гарантий при исполнении контракта. По их мнению, опыт поставки комнатных кресел-колясок с ручным приводом аналогичен опыту поставки прогулочных кресел-колясок с ручным приводом, кресел-колясок с электроприводом.

Три инстанции согласились с контролерами и отметили:

— спорный порядок оценки предоставляет необоснованное преимущество участнику с узконаправленным опытом по сравнению с участником с опытом поставок других типов кресел-колясок;

— заказчик не подтвердил ни то, что порядок оценки помогает выявить более квалифицированного контрагента, ни то, что опыт поставки иных кресел-колясок нельзя сопоставить с предметом контракта.

К сходным выводам приходил 3-й ААС.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2025 по делу N А74-11142/2024

Документ включен в информационные банки:
— Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа