Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 30.06.2025 по 07.07.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за май 2025 года» Заказчики неверно формировали лот, когда объединяли в одну закупку работы на объектах, между которыми нет связи. Также они устанавливали универсальную предквалификацию вместо дополнительных требований и без оснований отклоняли заявки. Подробнее смотрите в обзоре. Обзор: «Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за май 2025 года»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Даны разъяснения по вопросу применения перечней товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств или выполняемых иностранными лицами, в отношении которых устанавливается запрет либо ограничение на их закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Речь идет о случаях, когда в позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с использованием которой осуществляется закупка, указано наименование товара, отличное от наименования, указанного в перечне, и (или) в такой позиции каталога содержится либо отсутствует код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее — ОКПД 2), включенный в перечни.

Сообщается, в частности, что перечни являются перечнями непосредственно товаров, работ, услуг (их наименований), при закупках которых применяются «защитные» меры, а не перечнями кодов по ОКПД 2, при использовании в закупке которых применяются «защитные» меры. Наименования товаров, работ, услуг в перечнях указаны для цели отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, при закупках которых подлежат применению соответствующие «защитные» меры.

Требования об использовании таких наименований для целей описания объекта закупки Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 (далее — Постановление N 1875) не установлены, в том числе поскольку указанный вопрос к предмету регулирования Постановления N 1875 не относится.

В этой связи при применении Постановления N 1875 не предусматривается обеспечение дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки, наименованиям, указанным в перечнях.

Для отнесения закупаемого заказчиком товара к товарам, в отношении которых применяются соответствующие «защитные» меры, используется наименование товара, указанное в позиции перечня, вне зависимости от наличия либо отсутствия указания в позиции каталога, используемой заказчиком при осуществлении закупки такого товара, на код по ОКПД 2, содержащийся в такой позиции перечня. Например, при осуществлении закупок товара, указанного в позиции 189 перечня, являющегося приложением N 2 к Постановлению N 1875 («Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей», код по ОКПД 2 30.92.2), ограничение применяется, если объектом закупки является любая коляска инвалидная, кроме частей и принадлежностей, вне зависимости от наименования коляски инвалидной, указанного в используемой при осуществлении закупки позиции каталога, и вне зависимости от наличия либо отсутствия в такой позиции каталога указания на код по ОКПД 2 30.92.2.

Информационное письмо Минфина России от 26.06.2025 N 24-01-06/62311

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ГИС «Антикартель»: опубликован закон о создании системы для борьбы с антиконкурентными соглашениями Система поможет предупреждать, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения, прежде всего в сфере закупок. Ее функционал позволит:

— ежедневно проводить автоанализ всех закупочных процедур, в т. ч. по данным ЕИС и ГИС «Торги»;

— оперативно получать сведения из информсистем госорганов и юрлиц;

— сократить число запросов от антимонопольного органа.

Оператором ГИС «Антикартель» станет ФАС. Порядок работы системы, а также перечни источников и виды обрабатываемой информации позже определит правительство.

Закон вступит в силу с 1 августа 2025 года.

Федеральный закон от 24.06.2025 N 182-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Информация ФАС России от 25.06.2025

Перейти к документу

Минфин пояснил нюанс применения национального режима, если госзаказчик использует позицию КТРУ Ведомство сообщило, что для применения нацрежима не нужно ориентироваться на наименования товара, работы, услуги и код по ОКПД 2 в позиции КТРУ. Заказчику следует использовать их наименования в перечнях с защитными мерами независимо от того, есть ли в позиции каталога код по ОКПД 2 из списков или нет.

Для примера ведомство привело инвалидные коляски (кроме частей и принадлежностей) с кодом 30.92.2 по ОКПД 2 из перечня N 2. При закупке этих товаров ограничение применяют к любым инвалидным коляскам (кроме частей и принадлежностей) независимо от их наименования в позиции каталога и от того, указан в ней или нет код 30.92.2 по ОКПД 2.

Информационное письмо Минфина России от 26.06.2025 N 24-01-06/62311

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

УФАС не вправе оставлять без ответа обращение о нарушении Закона N 44-ФЗ, решили суды Заказчик отказался от исполнения контракта и предложил сделку второму участнику закупки, хотя сведения о победителе не включили в РНП. Участник счел предложение незаконным и пожаловался контролерам.

УФАС оставило жалобу без рассмотрения. Участник нарушил порядок ее подачи — направил обращение по электронной почте, а не через ЕИС, как того требует Закон N 44-ФЗ.

Три инстанции обязали контролеров повторно рассмотреть жалобу по существу:

— на обращение участника не распространялся спорный порядок подачи жалоб. Участник вообще не мог обжаловать действия заказчика на этапе заключения контракта, поскольку не был победителем закупки;

— по факту жалоба участника была сообщением о наличии в действиях заказчика признаков нарушения Закона N 44-ФЗ. Такое сообщение является основанием для внеплановой проверки. Контролерам следовало назначить ее проведение или же рассмотреть обращение по правилам Закона N 59-ФЗ. Ни того, ни другого они не сделали.

Суды отметили: при поступлении жалобы антимонопольный орган обязан проверить все сведения и доводы. В зависимости от содержания обращения контролеры должны выбрать подходящую процедуру для его рассмотрения по существу:

— провести внеплановую проверку и вынести решение по ее результатам;

— ответить на обращение в порядке Закона N 59-ФЗ.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.06.2025 по делу N А70-19284/2024

Документ включен в информационные банки:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Суд: в госзакупке услуг по строительному контролю за капремонтом дороги надо применять доптребования Заказчик приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги и установил доптребования по позиции 17. Контролеры решили, что оснований применять их не было: в этой позиции перечислены лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут.

Первая и апелляционная инстанции не согласились с контролерами: по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту. Заказчик верно установил доптребования.

К сходным выводам приходило, в частности, Челябинское УФАС.

Постановление 15-го ААС от 16.06.2025 по делу N А32-50425/2024

Документ включен в информационный банк:
— 15 апелляционный суд