Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.06.2025 по 30.06.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Рассмотрены особенности предоставления национального режима при осуществлении закупок медицинских изделий и лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд В частности, разъяснены порядок использования ОКПД 2 при применении запретов и ограничений на закупки, порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при закупках медицинских изделий.

Также сообщено, что с 1 сентября 2025 года с учетом осуществления закупки товара, указанного в позиции 433 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», извещение об осуществлении которой размещено в единой информационной системе и приглашение принять участие в которой направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на лекарственные препараты, включенные в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2010 года N 1141-р, не будут распространяться положения подпункта «у» пункта 4 Постановления N 1875.

<Письмо> Минпромторга России от 06.06.2025 N 64634/12 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В РФ создается государственная информационная система по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений Оператором системы станет ФАС России.

ГИС будет содержать информацию о рисках заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений, сформированную на основе обработки сведений о торгах, о хозяйствующих субъектах и об осуществляемой предпринимательской деятельности на товарных рынках, а также иной информации, в том числе содержащейся в информационных системах, определяемой Правительством.

Положение о государственной информационной системе утвердит Правительство.

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2025 года.

Федеральный закон от 24.06.2025 N 182-ФЗ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Заключение муниципального контракта с участником закупки, занявшим второе место в аукционе

Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта с победителем аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, и направил проект контракта обществу как участнику закупки, занявшему второе место по результатам подведения итогов определения поставщика услуг. Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика по направлению ему проекта контракта, при том, что сведения в отношении победителя не были включены в реестр недобросовестных поставщиков. В принятии жалобы к рассмотрению было отказано. Общество обратилось с заявлением о признании данного отказа незаконным.

Мнение судов:

  • Сведения о победителе не включены в реестр недобросовестных поставщиков, соответственно, заказчиком не могла быть реализована процедура заключения контракта со вторым участником аукциона.
  • Не дана оценка доводам общества о наличии в действиях должностного лица состава правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Отклонен довод антимонопольного органа об отсутствии в действиях администрации нарушений требований ФЗ «О контрактной системе …» в части установления права заказчика заключить контракт с участником закупки при уклонении от заключения контракта победителя, поскольку обращение общества по существу не рассмотрено.
  • Решение первой и постановление апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2025 N Ф04-1693/2025 по делу N А70-19284/2024 

Документ включен в информационный банк:
— АС Западно-Сибирского округа

Суд не счел несколько похожих малых госзакупок у единственного поставщика дроблением единой сделки Школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же единственного поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии по правилам малых закупок. Прокурор решил, что единую сделку раздробили, чтобы избежать конкурентной процедуры. По мнению надзорного органа, товары однородные. Их используют для практических занятий и лабораторных опытов на уроках естественнонаучного цикла.

Апелляция и кассация отказали прокурору в требовании признать сделки недействительными:

  • спорные товары нельзя считать идентичными или однородными. У них разные предметные области – биология, физика, химия. Лаборатории имеют разный состав и функционал, технические характеристики, типы датчиков, ПО, методрекомендации. Они не состоят из схожих компонентов, что не позволяет им выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Их закупка не направлена на достижение единого результата;
  • ни заключение антиконкурентного соглашения, ни нарушение публичных интересов или прав третьих лиц не подтвердили. Также не доказали, что результаты закупок оспаривали;
  • признаков недобросовестности, иного злоупотребления правом и умысла на извлечение незаконной выгоды, не установили. Заключение спорных контрактов не нарушает Закон N 44-ФЗ. Сделки исполнили качественно и без претензий.

Отметим, в практике можно встретить и иное мнение. Так, АС Волго-Вятского округа не поддержал спортивную школу, которая в один день провела 4 малых закупки у единственного поставщика на поставку мячей, булав, лент для художественной гимнастики. Сделки признали ничтожными. В числе прочего суд решил, что контракты имели единую цель – обеспечение учреждения спортивным оборудованием и инвентарем.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2025 N Ф09-1519/25 по делу N А76-28264/2024

Документ включен в информационный банк:
— АС Уральского округа

В заявке на участие в госзакупке нужно указывать только 1 страну товара, согласился ВС РФ Верховный суд поддержал вывод Минфина о том, что участник закупки по Закону N 44-ФЗ должен декларировать в заявке только 1 страну происхождения товара. Суд согласился с ведомством в том, что:

  • наименование страны товара – существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку незаключенной;
  • положения Постановления N 1875 не допускают множественности в вопросе страны происхождения продукции.

Подход нужно учитывать в том числе поставщикам медизделий, даже если в регистрационном удостоверении указано несколько адресов мест производства.

Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд: в госзакупке услуг по строительному контролю за капремонтом дороги надо применять доптребования Заказчик приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги и установил доптребования по позиции 17. Контролеры решили, что оснований применять их не было: в этой позиции перечислены лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут.

Первая и апелляционная инстанции не согласились с контролерами: по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту. Заказчик верно установил доптребования.

К сходным выводам приходило, в частности, Челябинское УФАС.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2025 N 15АП-5779/2025 по делу N А32-50425/2024

Документ включен в информационный банк:
— 15 апелляционный суд