Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.06.2025 по 30.06.2025

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Казначейством приведена информация об изменениях, внесенных в порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета Речь идет о вступающих в силу положениях Приказа Минфина России от 30 октября 2020 г. N 258н:

с 1 июля 2025 г. — предусматривающих автоматическое формирование органом Федерального казначейства сведений о бюджетном обязательстве на основании направленных государственным заказчиком документов;

с 1 января 2026 г. — предусматривающих, в частности, расширение реквизитного состава Сведений о денежном обязательстве в целях детального отражения сумм ранее произведенных платежей, требующих подтверждения.

Разъяснен порядок организации работы с учетом новых требований.

<Письмо> Казначейства России от 24.06.2025 N 07-04-05/03-17211

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минфин информирует о порядке подтверждения наличия объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества в государственном оборонном заказе Сообщается, что наличие соответствующих объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества в государственном оборонном заказе подтверждается титульными списками строек и объектов, утвержденными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в разрезе объектов специального, военного, общегражданского и жилищного строительства, которые представляются государственными заказчиками в территориальные органы Федерального казначейства. <Письмо> Минфина России от 08.06.2025 N 02-11-08/56273 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Подписан закон, предусматривающий введение информационного обеспечения бюджетного процесса, совершенствование казначейского мониторинга, а также особенности применения ККТ при введении военного положения Бюджетный кодекс РФ дополняется новой главой «Информационное обеспечение бюджетного процесса», закрепляющей правила функционирования и информационного взаимодействия ГИИС «Электронный бюджет» с государственными и муниципальными информационными системами в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами и иными информационными системами.

Кроме того, принятым законом казначейский мониторинг распространен на всех участников системы казначейских платежей.

Отдельные уточнения, предусмотренные законом, касаются правил зачисления в бюджеты ряда доходов, в том числе от уплаты госпошлин и административных штрафов.

Сокращен срок, в течение которого государственные программы субъекта РФ и муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете — теперь не позднее 1 февраля текущего финансового года (ранее — не позднее 1 апреля).

Внесены корректировки в порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения.

В законе о ККТ предусмотрено право субъекта РФ, в котором введено военное положение, утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и ИП могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

Федеральный закон от 24.06.2025 N 158-ФЗ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утверждены новые перечни кодов бюджетной классификации на 2026 год и плановый период Приказ содержит 29 перечней, включающих, в частности, коды видов доходов бюджетов; коды подвидов по видам доходов; коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ; коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; коды главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов ГВБФ; перечень и коды целевых статей расходов; коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов ГВБФ.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Внесены уточнения в порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утвержденный Приказом N 82н Установлены особенности присвоения кодов бюджетной классификации, содержащих код главного администратора доходов бюджета, в отношении отдельных видов доходов от административных штрафов, а также порядок утверждения кодов подвидов по видам доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета, в случае если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета.

Внесены уточнения в порядок группировки расходов федерального бюджета по целевым статьям расходов на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.

Кроме того, в частности, новыми кодами дополнены приложение N 2 «Коды структурных элементов для федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, в целевой статье расходов и их наименования», приложение N 3 «Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов».

Изменения применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2026 год, за исключением отдельных положений, которые подлежат применению при исполнении бюджетов на 2025 год.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 71н 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разработаны методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2026 год и плановый период
В методических рекомендациях в числе прочего приведены формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (приложения 1 — 158), на основании которых главные распорядители средств федерального бюджета формируют обоснования бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета.

В обоснованиях (расчетах) отражается распределение объема затрат в разрезе аналитических признаков, детализирующих расходы в зависимости от влияния на них прогнозных показателей социально-экономического развития РФ и иных факторов. Таблица увязки форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей с подлежащими отражению в них аналитическими кодами представлена в приложении N 159.

«Методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Произвольно поменять место высадки деревьев по муниципальному контракту нельзя, решил суд
Департамент города должен был при строительстве дорог по муниципальному контракту благоустроить и озеленить их за счет бюджетных средств. При проверке выяснилось, что саженцы высадили не вдоль строящихся дорог, а на территориях школ, детских садов, во дворах жилых домов в другом районе. Департамент ссылался на отсутствие свободной земли под высадку вдоль дорог. В других же местах не хватало зеленых насаждений.

Проверяющие, которых поддержал АС Северо-Западного округа, с таким подходом не согласились и потребовали вернуть потраченные средства. Новые места для насаждений нужно было согласовать с департаментом градостроительства.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2025 N Ф07-3619/2025 по делу N А05-8365/2024

Документ включен в информационный банк:
— АС Северо-Западного округа

Вычет по НДС: суд обязал контрагента представить счета-фактуры, акты и выплатить судебную неустойку Организация арендовала недвижимость. По договору плата включала НДС. Арендодатель долго не выставлял акты и счета-фактуры. В счетах на оплату НДС отдельной строкой не выделяли. Требование представить документы контрагент не выполнил, и налогоплательщик обратился в суд. Он просил обязать арендодателя представить счета-фактуры и акты с НДС, а также присудить неустойку по дату исполнения судебного акта.

Суды организацию поддержали:

  • сумма НДС – часть цены договора, которую вычленяют из этой цены при обложении;
  • счета-фактуры (УПД) – единственное основание для получения вычета по НДС. Их непредставление арендодателем лишает арендатора права на вычет;
  • без первички нельзя обоснованно отразить операции в налоговом и бухгалтерском учете.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.2025 N Ф05-4692/2025 по делу N А40-148969/2024

Документ включен в информационный банк:
— АС Московского округа

Недобросовестность подрядчика и 76% целевого показателя по субсидии: суд не снизил сумму к взысканию Местная администрация получила субсидию на реконструкцию образовательной организации. Свои обязательства администрация исполнила неполностью, с чем не спорила. Однако в суде она указала, что степень готовности объекта составляла 76%. Кроме того, администрация ссылалась на объективные обстоятельства, которые не зависели от ее воли, — банкротство недобросовестного подрядчика.

Первая инстанция учла эти аргументы и, ссылаясь на возможность уменьшить неустойку по ГК РФ, снизила сумму к возврату. Но 13-й ААС с таким подходом не согласился. Апелляция отметила, что бюджетные нормы о неэффективном расходе нельзя применять в случае, когда результат предоставления субсидий не достигнут.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2025 N 13АП-3529/2025 по делу N А56-71201/2024

Документ включен в информационный банк:
— 13 апелляционный суд

Зарплату специалисту по связям с общественностью нельзя платить за счет ОМС, решил суд Два похожих спора рассмотрели АС Западно-Сибирского и Волго-Вятского округов: фонд посчитал нецелевым расходом средств ОМС выплату зарплат специалистам по связям с общественностью медучреждений. Оба суда поддержали проверяющих.

Суды отметили: в территориальных программах спорных затрат не было. Должность специалиста по связям с общественностью не связана с оказанием медпомощи и не считается нужной для деятельности медорганизации в целом.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2025 N Ф04-1672/2025 по делу N А67-2226/2024 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.05.2025 N Ф01-1311/2025 по делу N А79-3572/2024

Документы включены в информационный банк:
— Арбитражные суды округов