Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 09.06.2025 по 16.06.2025

Жилищно-коммунальное хозяйство

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Подписан закон о единой форме отчетности управляющих компаний перед жильцами МКД Законом закрепляется требование к управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом за предыдущий год. Также указанный отчет необходимо будет размещать в ГИС ЖКХ.

Перечень сведений, обязательных для отражения в годовом отчете о деятельности указанных организаций (в том числе об их финансово-хозяйственной деятельности) за предыдущий год, а также форму данного отчета установит Минстрой России.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Требование о размещении отчетов в ГИС ЖКХ нужно исполнять начиная с первого квартала 2026 года.

Федеральный закон от 07.06.2025 N 125-ФЗ

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минстрой России изложил позицию по вопросу о плате за жилое помещение и коммунальные услуги В частности, сообщается, что управляющая организация не вправе поменять установленный решением общего собрания собственников помещений размер платы без принятия собственниками нового решения, даже если формулировки договора управления МКД такое допускают. Основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений путем принятия решения об этом на общем собрании.

По вопросу реализации решения общего собрания собственников помещений в МКД об изменении размера платы за содержание жилого помещения отмечается, что решение общего собрания собственников помещений является волеизъявлением только одной стороны договора управления МКД. Управляющая организация, являющаяся второй стороной договора управления МКД, вправе как согласиться с предложениями собственников об условиях договора управления МКД, так и отказаться.

<Письмо> Минстроя России от 30.04.2025 N 25920-ДН/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу определения момента заключения договора управления многоквартирным домом Сообщается, в частности, что договор управления многоквартирным домом (далее — МКД) считается подписанным со стороны собственников помещений в МКД в тот момент, когда такой договор подписан собственником, количество голосов которого совместно с голосами ранее подписавших договор собственников превышают 50% от общего числа голосов собственников помещений в МКД, при условии что количество голосов ранее подписавших такой договор собственников помещений в МКД было не более 50% от общего числа голосов собственников помещений в МКД.

В случае если указанный момент наступил после подписания договора управления МКД со стороны управляющей организации, тогда этот момент будет являться моментом заключения договора управления МКД.

Если уполномоченный представитель управляющей организации подписал договор управления МКД после его подписания со стороны собственников, тогда моментом заключения договора будет момент его подписания со стороны управляющей организации.

Отмечается, что договор управления МКД может быть подписан как путем составления отдельного документа для каждого собственника помещения в МКД и подписания такого документа указанным собственником и управляющей организацией, так и путем составления одного документа, который подписывается собственниками помещений в МКД, в том числе путем проставления подписей в реестре, и управляющей организацией.

Общее собрание собственников помещений в МКД имеет право наделить председателя совета МКД полномочием на заключение договора управления МКД от имени всех собственников помещений в МКД на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном МКД.

При реализации собственниками помещений указанного права договор управления МКД считается заключенным при его подписании уполномоченным представителем управляющей организации и председателем совета МКД в зависимости от того, какое из событий наступило позднее.

Дата заключения договора управления МКД может предшествовать дате начала исполнения договора МКД, то есть указанные даты могут не совпадать.

<Письмо> Минстроя России от 07.05.2025 N 13025-ОГ/00 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Если собственникам помещений в многоквартирном доме не предоставляются коммунальные услуги по прямым договорам, тогда исполнителем коммунальных услуг является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом Данное лицо имеет право получать оплату коммунальных услуг в свою пользу, не являясь при этом оператором по приему платежей за коммунальные услуги.

Услуги, предоставляемые собственнику помещения непосредственно в его помещении и не отнесенные к услугам по содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, предоставляются такому собственнику по отдельным договорам исполнителями соответствующих услуг. К таким услугам относятся в том числе услуги связи — например, подключение радиоточки в квартире, предоставление доступа в сеть Интернет, подключение оборудования в квартире к сети телевещания.

В случае если исполнители указанных услуг заключили договоры с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, на осуществление приема оплаты таких услуг, тогда такое лицо является оператором по приему платежей и имеет право предъявлять указанные услуги к оплате потребителям таких услуг.

<Письмо> Минстроя России от 16.05.2025 N 13846-ОГ/00 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минстроем даны разъяснения по некоторым вопросам управления многоквартирным домом По общему правилу лицо, осуществляющее управление МКД, предоставляет коммунальные услуги гражданам, проживающим в таком доме. Исключением являются случаи, установленные частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, в которых коммунальные услуги предоставляют ресурсоснабжающая организация и (или) региональный оператор по обращению с ТКО на основании прямых договоров.

В письме даны разъяснения о применении понятия «исполнитель» в терминологии Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. N 354, и правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства от 14 февраля 2012 г. N 124.

Отмечено, что «исполнителями» в терминологии Правил N 354 являются исполнители коммунальных услуг. «Исполнителями» же в терминологии Правил N 124 являются лица, осуществляющие управление МКД и приобретающие у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, и (или) исполнители коммунальных услуг, приобретающие у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг.

<Письмо> Минстроя России от 28.05.2025 N 30788-ДН/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросу прекращения договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия Сообщается, в частности, что из позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Постановлении от 18 апреля 2024 N 19-П, следует, что по окончании срока действия договора управления многоквартирным домом управляющая организация прекращает управление таким многоквартирным домом по правилам, установленным статьей 200 ЖК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 200 ЖК РФ порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом определяется Правительством РФ.

Такой порядок установлен пунктами 24 — 26 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 (далее — Правила N 416), в соответствии с которыми в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом новым выбранным собственниками лицом или отобранной или выбранной органом местного самоуправления управляющей организацией. При этом все договоры с подрядными, специализированными и ресурсоснабжающими организациями прекращаются одновременно с прекращением договора управления.

В силу таких установленных Правительством РФ правил управляющая организация по окончании срока действия договора управления продолжает деятельность по управлению многоквартирным домом на условиях, установленных договором управления, срок действия которого продлевается в силу закона (статья 200 ЖК РФ) до даты, определяемой в соответствии с пунктом 24 Правил N 416. В указанный период управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с минимальным перечнем работ, услуг, что не предусматривает необходимость его утверждения общим собранием собственников помещений (части 1.2 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ), ведет расчеты с потребителями по размеру платы за содержание жилого помещения, применяемого до срока окончания действия договора управления, продолжает предоставление коммунальных услуг, по которым она являлась исполнителем до срока окончания договора управления, продолжает вести расчеты с потребителями и с ресурсоснабжающими организациями по покупке (продаже) коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые осуществляла управляющая организация до окончания срока действия договора управления.

<Письмо> Минстроя России от 03.06.2025 N 31985-ДН/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Рассмотрены вопросы об определении эксплуатационной границы в рамках технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, о балансовой принадлежности запорного устройства Сообщается, в частности, что варочная панель, как составная часть плиты, относится к внутриквартирному газовому оборудованию. Бремя расходов на содержание внутриквартирного газового оборудования несет собственник помещения в многоквартирном доме. <Письмо> Минстроя России от 03.06.2025 N 32025-ДН/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минстрой: если и в предыдущем, и в следующем за ним расчетном периоде также образовался отрицательный объем коммунального ресурса, такой отрицательный объем возрастает и подлежит учету в том расчетном периоде (месяце), в котором объем коммунального ресурса будет положительным
Отмечено при этом, что отрицательный объем не может образоваться в случае, если его расчет ведется по нормативу в связи с выходом из строя коллективного (общедомового) прибора учета и истечением предельного срока расчета объема КР СОИ исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного по показаниям ОДПУ.

Возникновение отрицательного объема КР СОИ означает, что суммарный объем коммунального ресурса, потребленного в помещениях многоквартирного дома, превысил объем коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ. Следовательно, РСО получила оплату коммунального ресурса в объеме большем, чем определенный по показаниям ОДПУ.

<Письмо> Минстроя России от 04.06.2025 N 32320-ДН/04 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
С 01.07.2025 устанавливается размер платы за содержание жилого помещения: для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения; в целях проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Определены, в частности, наименования и стоимость работ и услуг, входящих в размер платы за содержание жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, стоимость содержания коллективных (общедомовых) приборов учета, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирных домов, оборудования, необходимого для производства и (или) предоставления коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, антенного оборудования, лифтового оборудования, стоимость работ и услуг по уборке прилегающей территории, входящей в состав общего имущества, с элементами благоустройства, стоимость работ, выполняемых в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов.

С 01.07.2025 признаются утратившими силу постановление Администрации города Тюмени от 15.11.2021 N 229-пк, регулирующее данные правоотношения, а также изменяющие его документы.

Постановление Администрации города Тюмени от 10.06.2025 N 63-пк

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область