Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 26.05.2025 по 02.06.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В КонсультантПлюс включен Обзор: «Какие важные изменения ждут юриста в июне 2025 года» | Начнет действовать ряд обязанностей в сфере цифровой маркировки товаров. Заработают дополнительные ограничения и требования для борьбы с мошенниками. Вступит в силу новый закон о местном самоуправлении. Жестче станут наказания за неуведомление о начале бизнеса. Об этих и других изменениях читайте в обзоре. | Обзор: «Какие важные изменения ждут юриста в июне 2025 года»
Документ включен в информационный банк: |
|
Уточнено содержание типовых уставов некоммерческих организаций | В частности, в типовые уставы включены сведения о наличии (отсутствии) печати организации, а также сведения о наличии (отсутствии) символики организации и ее описание.
Закреплено, что, в случае если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с уставом организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства. |
Приказ Минюста России от 22.05.2025 N 118
Документ включен в информационный банк: |
|
Минфин: задолженность по платежам в бюджет в случае исключения юрлица из ЕГРЮЛ может быть признана безнадежной к взысканию при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства |
Данный вывод следует, в частности, из положений подпункта 6 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому обязательным условием признания платежей в бюджет безнадежными к взысканию является наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по предусмотренным законом основаниям, полученного администратором доходов в ходе реализации бюджетных полномочий по осуществлению взыскания задолженности при отсутствии документа, свидетельствующего о погашении такой задолженности. | <Письмо> Минфина России от 03.04.2025 N 23-01-07/32960
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2025 года запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий об ответственности хозяйствующего субъекта за недопоставку товаров в торговые сети в количестве, превышающем количество, согласованное в договоре |
Исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.
Условия договоров поставки продовольственных товаров должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 марта 2026 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие требованиям закона, признаются недействительными. |
Федеральный закон от 23.05.2025 N 120-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Актуализированы Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму |
Реализован Федеральный закон от 28.12.2024 N 513-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Минпромторг России и СК России включены в перечень органов государственной власти и организаций, через личные кабинеты которых Федеральной службой по финансовому мониторингу доводится информация, предусмотренная пунктом 20 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц. |
Постановление Правительства РФ от 17.05.2025 N 677
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 декабря 2025 года дополняется перечень технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных центров для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам |
В перечень включаются: средства персонального контроля (браслет электронный, мобильное контрольное устройство); технические средства и устройства региональных информационных центров (сервер мониторинга, стационарный пульт мониторинга). | Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 N 1263-р
Документ включен в информационный банк: |
|
Конституционный Суд проверил конституционность положений Жилищного кодекса, предполагающих возможность понуждения гражданина к заключению договора социального найма в связи с выселением из аварийного жилья Статья 86 и часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд отметил, что в системе действующего правового регулирования эти нормативные положения предполагают, что понуждение к заключению договора социального найма предложенного уполномоченным органом благоустроенного, находящегося в том же населенном пункте равнозначного жилого помещения допускается лишь в случаях, если дальнейшее проживание в фактически занимаемом гражданином жилом помещении, которое находится в аварийном доме, подлежащем сносу, угрожает жизни такого гражданина (совместно проживающих с ним лиц) или порождает реальные риски причинения существенного вреда здоровью такого гражданина (совместно проживающих с ним лиц), либо если отложение сноса здания, в котором продолжают проживать и (или) сохраняют регистрацию по месту жительства соответствующие граждане, создает угрозу для жизни, здоровья и безопасности других граждан или существенным образом для публичных интересов и единственным препятствием для сноса является указанное проживание (сохранение регистрации), либо если установлена недобросовестность гражданина в ситуации, когда он проживал в ином месте (тем более длительное время, в том числе когда предпосылкой для этого могли быть действия органа публичной власти), а в последующем немотивированно или по мотивам, не имеющим правовых оснований, отказывался от предоставляемого ему для проживания помещения, равнозначного ранее занимаемому непригодному для постоянного проживания. При этом на основании соглашения уполномоченного органа и гражданина в качестве альтернативы понуждению к заключению договора социального найма в указанных случаях до решения вопроса об определении будущего места жительства гражданина допускается его вселение в жилое помещение маневренного фонда с сохранением за уполномоченным органом обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. Сохранение за уполномоченным органом такой обязанности, в случае если не будут установлены указанные основания к понуждению к заключению договора социального найма либо будет осуществлено вселение гражданина в жилое помещение маневренного фонда, не препятствует предоставлению жилых помещений иным нуждающимся в них гражданам в порядке очередности или в последовательности возникновения права на их предоставление вне очереди, а также применению разумных временных интервалов для предложения этому гражданину иного жилого помещения по договору социального найма. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2025 N 21-П
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
Пренебрежение требованиями разумности и осмотрительности со стороны публично-правового образования в лице компетентных органов не должно влиять на имущественные и неимущественные права граждан Не противоречащим Конституции РФ признан пункт 1 статьи 302 ГК РФ в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает признания жилого помещения выбывшим из владения публично-правового образования помимо его воли для целей истребования у добросовестного приобретателя, если судом при разрешении вопроса о таком истребовании будет установлено, что уполномоченные органы (должностные лица) этого публично-правового образования совершали действия (принимали правовые акты), предусматривающие передачу жилого помещения частному лицу (гражданину), даже признанные в дальнейшем незаконными. Конституционный Суд, в частности, указал, что факт государственной регистрации прав гражданина на недвижимое имущество, переданное ему публичным собственником, можно рассматривать как презюмирующий наличие воли последнего на выбытие из его владения жилого помещения. При этом сказанное не относится к ситуации, когда незаконное отчуждение жилого помещения (формирование оснований для включения в состав сведений ЕГРН записи о праве) связано, в частности, со сговором гражданина, которому предоставляется жилое помещение, и должностного лица при заведомом для них отсутствии законных оснований для предоставления имущества гражданину, что во всяком случае не должно затрагивать права добросовестного приобретателя соответствующего жилого помещения. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2025 N 22-П
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
Конституционный Суд: на наследников лица, совершившего преступление, уголовное преследование которого прекращено в связи с его смертью, может быть возложена обязанность выплатить компенсацию морального вреда потерпевшим Основным средством судебной защиты прав лиц, потерпевших от преступления, является предъявленный в уголовном деле гражданский иск о возмещении вреда, причиненного преступлением. Вместе с тем потерпевший вправе предъявить такой иск и в порядке гражданского судопроизводства. Данное право сохраняется за потерпевшим и в случае прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, включая смерть подозреваемого или обвиняемого. Прекращение производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям не прекращает гражданско-правового деликтного обязательства возместить причиненный преступлением моральный вред. Сохраняются материально-правовые (гражданско-правовые) предпосылки для предъявления требований потерпевших к наследникам умершего, к которым переходит его имущество в порядке универсального правопреемства. Поскольку наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, они являются и лицами, несущими по закону имущественную ответственность за действия умершего подозреваемого или обвиняемого в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Конституционный Суд отметил, что возложение на наследника обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему преступлением наследодателя, направлено на реализацию конституционных гарантий прав лиц, пострадавших от преступных деяний, и тем самым призвано обеспечить им эффективную защиту достоинства личности. Кроме того, действующее законодательство не содержит прямого запрета на переход в порядке наследования к наследникам, принявшим наследство, обязанности компенсировать потерпевшему моральный вред, причиненный совершенным наследодателем преступлением. Однако федеральный законодатель не лишен возможности допустить — в целях защиты интересов наследников причинителя вреда — применение к таким обращенным к ним требованиям положений о сроках исковой давности. Таким образом, взаимосвязанные положения части 1 статьи 151, частей 1 и 2 статьи 1112 ГК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют включению в состав наследства лица, совершившего преступление (подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование которого прекращено по нереабилитирующим основаниям), и возложению на его наследников обязанности компенсировать моральный вред потерпевшему от этого преступления в пределах стоимости наследственного имущества вне зависимости от наличия на момент смерти причинителя вреда вступившего в силу судебного акта, обязывающего его выплатить соответствующую компенсацию. Иной подход к решению указанного вопроса не только снижал бы уровень конституционно-правовой защищенности потерпевших от преступлений, но и создавал бы неоправданные препятствия для применения гарантий прав потерпевших, что не отвечало бы требованиям справедливости и не согласовывалось бы со статьями Конституции РФ. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.2025 N 24-П
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
||
Штраф за навязывание дополнительных услуг и товаров может вырасти до 1 млн руб. – проект в Госдуме |
Согласно поправке за навязывание дополнительных товаров, работ или услуг должностное лицо заплатит от 100 тыс. до 300 тыс. руб., а компания – от 250 тыс. до 1 млн руб. Сейчас штрафы: от 2000 до 4000 руб. – для первых, от 20 тыс. до 40 тыс. руб. – для вторых. Речь идет, в частности, о ситуациях, когда вопреки закону:
Изменение может вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Напомним, с этой же даты продавцам, владельцам агрегаторов и исполнителям запретят проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг. |
Проект Федерального закона N 924770-8 | |
ВС РФ привел пример несоразмерности неустойки при добровольном исполнении требований потребителя |
В 2023 году импортер бракованного автомобиля среди прочего вернул его стоимость по договору от 2019 года и дважды доплачивал разницу между ней и новой ценой аналогичного товара. Всего получилось почти 10 млн руб. Затем три инстанции взыскали в пользу потребителя, в частности, оставшуюся разницу и 15 млн руб. неустойки.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение. Суды не учли добровольность выплат импортера. При цене автомобиля на 1 марта 2024 года около 13,3 млн руб. неустойка явно несоразмерна. Напомним, довод о добровольном погашении долга полностью или в части на день рассмотрения спора сам по себе не основание снизить неустойку. Это позиция Пленума Верховного суда. |
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2025 N 21-КГ25-2-К5
Документ включен в информационный банк: |
|
Гражданин скрыл от банков важные сведения, набрал кредитов и обанкротился – ВС РФ не списал долги |
Потребитель заключил 10 кредитных договоров с 8 банками на общую сумму 7,5 млн руб. Почти все сделки совершены с 15 по 23 сентября 2022 года. В следующем году гражданина уволили. Затем суд признал его банкротом, но отказал в освобождении от обязательств. Апелляция долги списала, но кассация с ней не согласилась.
ВС РФ отметил: когда добросовестный клиент запрашивает кредиты сразу в разных банках, то сообщает о пользовании деньгами других банков. Иное мешает оценить риски и возможности заемщика. На момент обращения гражданина в банки данные о заключении договоров поступали в бюро кредитных историй в течение 3 рабочих дней после оформления сделки. Об одновременном заключении договоров в нескольких банках гражданин специально умалчивал. Также он скрыл реальную цель получения кредитов – развитие бизнеса с идеей погашать долги с помощью доходов от него. Это не дало банкам оценить бизнес-план и предостеречь от сомнительных вложений заемных средств. Подача в банки внешне безупречных сведений не основание считать клиента добросовестным без оценки остальных действий и их последствий. О том, что гражданин стал жертвой мошенников, он не заявлял. Верховный суд оставил в силе решение кассации. |
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2025 N 304-ЭС24-24028 по делу N А03-9272/2023
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов |
|
Перевод свыше 100 тыс. руб. без открытия счета: запрет упрощенной идентификации вступил в силу |
С 30 мая 2025 года кредитным организациям нельзя упрощенно идентифицировать физлиц, которые хотят перечислить более 100 тыс. руб. или их валютный эквивалент. Речь идет о переводе денег без открытия банковского счета. Ранее максимального предела не было. Теперь недостаточно установить лишь Ф.И.О. клиента, серию и номер документа, удостоверяющего личность. Кроме этих сведений нужны данные о гражданстве, дате рождения, месте жительства (регистрации) или месте пребывания и т.д. Лимит постоянного остатка средств на электронном кошельке, который физлицо вправе использовать после упрощенной идентификации, повысили до 100 тыс. руб. включительно. Прежний максимальный размер – 60 тыс. руб. |
Федеральный закон от 29.05.2024 N 122-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Приостанавливать подозрительные операции с деньгами или имуществом Росфинмониторинг сможет с 1 июня | Служба станет приостанавливать операции с деньгами или имуществом, если заподозрит, что их получили преступным путем или используют для отмывания доходов.
Операции будут недоступны в части суммы или имущества, которые предположительно получили в ходе преступления. Срок «заморозки» по общему правилу составит не более 10 дней. Есть и другие изменения. Новшества вступят в силу с 1 июня 2025 года. |
Федеральный закон от 28.12.2024 N 522-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
ПРАВОСУДИЕ | |||
Пленум Верховного Суда РФ уточнил разъяснения о практике применения судами законодательства о мерах пресечения В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 41 внесены, в частности, следующие дополнения: — избрание меры пресечения в виде заключения под стражу возможно в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении лишь такого преступления, за которое ему с учетом санкции соответствующей нормы Особенной части и положений Общей части Уголовного кодекса РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы; — в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, за которое ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы, мера пресечения в виде заключения под стражу избирается только в исключительных случаях и при условии, что им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда; — отсутствие у подозреваемого или обвиняемого места жительства или места пребывания на территории РФ при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, не может являться единственным основанием, достаточным для его заключения под стражу; — обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления средней тяжести без применения насилия или угрозы его применения могут заключить под стражу только в исключительных случаях, при условии что наряду с основаниями, предусмотренными статьей 97 УПК РФ, имеется одно из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Также Постановление N 41 дополнено разъяснениями об участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого решается вопрос об избрании меры пресечения или о ее продлении, об избрании залога в качестве меры пресечения, об избрании судом меры пресечения при возвращении уголовного дела прокурору и др. |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2025 N 1
Документ включен в информационный банк: |
||
Актуализированы отдельные постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам Внесены изменения в постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания», от 27.06.2023 N 22 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих подсудность уголовного дела». В частности, в Постановление N 11 внесено дополнение, согласно которому судам рекомендуется с учетом положений двусторонних и многосторонних международных договоров РФ, действующих в сфере консульских сношений (например, Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, Консульской конвенции между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 25 января 1994 года), в качестве дополнительной гарантии обеспечения прав и интересов осужденного к лишению свободы обсуждать вопрос о необходимости уведомить о рассмотрении материалов о его передаче для отбывания наказания в соответствующее государство консульское учреждение (консульский отдел посольства) этого государства. |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2025 N 2
Документ включен в информационный банк: |