Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.05.2025 по 26.05.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Личные фонды: создание и управление
Лектор расскажет об особенностях такой организационно-правовой формы, как личные фонды. Какие требования предъявляются к имуществу супругов при создании данного юрлица? Какую ответственность несет учредитель?

Содержание лекции:

Лектор: Михеева Лидия Юрьевна, руководитель Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, заслуженный юрист РФ, член научно-консультативного совета ВС РФ, профессор, доктор юридических наук

Продолжительность лекции — 24:05 мин.

Видеосеминар: Личные фонды: создание и управление

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

С 1 сентября 2025 года запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий об ответственности хозяйствующего субъекта за недопоставку товаров в торговые сети в количестве, превышающем количество, согласованное в договоре С 1 сентября 2025 года запретят включение в договор условий об ответственности за полную или частичную непоставку продовольствия в количестве более согласованного сторонами.

Исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

Условия договоров поставки продовольственных товаров должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 марта 2026 года.

Если в договоре уже есть такие положения, то их потребуют не применять и до 28 февраля 2026 года включительно удалить из документа. С 1 марта 2026 года они недействительны.

Авторы проекта поясняли: по типовым договорам ряда торговых сетей товары поставляют по заявкам, которые на практике могут превышать согласованные объемы. За невыполнение даже таких заказов отдельные торговые сети штрафовали поставщиков. В связи с этим решили дополнительно защитить последних.

Напомним, за навязывание контрагенту по договору поставки продуктов в торговые сети запрещенных условий грозит штраф. По общему правилу КоАП РФ должностные лица платят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компании — от 2,5 млн до 5 млн руб.

Федеральный закон от 23.05.2025 N 120-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 23 мая направлять электронные обращения в МВД нужно в особом порядке Чтобы компании или физлицу подать обращение, например, через сайт МВД, надо будет среди прочего авторизоваться с помощью подтвержденной учетной записи в ЕСИА. Еще потребуют указать электронную почту с российским доменом.

Сейчас в сервисе по приему обращений на сайте министерства нет таких ограничений.

23 мая 2025 года заработают и другие правила. Новшества распространят и на аналогичные сервисы органов, организаций и подразделений МВД.

Приказ МВД России от 04.04.2025 N 200

Документ включен в информационныq банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Защита от ЧС и пожарная безопасность: МЧС подвело итоги правоприменительной работы Ведомство подготовило материал о правоприменительной практике за 2024 год в области пожарной безопасности (в т.ч. по лицензируемой деятельности), защиты от ЧС. Он позволит хозсубъектам оценить, не совершают ли они типичные нарушения, воспользоваться отдельными рекомендациями и получить ответы на актуальные вопросы.

В сфере пожарной безопасности лидирует, в частности, несоблюдение правил об обеспечении защиты людей, условий для тушения возможного пожара. К этому относится ненадлежащее содержание систем оповещения, эвакуационных путей, кровли, нехватка огнетушителей.

Даны советы, как действовать при обслуживании противопожарных систем, определении качества работ по их проектированию и монтажу, аренде помещений, работе подрядчиков на объектах.

Ответы на актуальные вопросы помогут среди прочего понять:

— как подтвердить компетенцию в области пожарной безопасности;

— кто оплачивает монтаж автономных дымовых извещателей в жилищах отдельных категорий граждан;

— в какие сроки подтверждается соответствие лицензионным требованиям по пожарным работам, в каком случае могут аннулировать лицензию.

Лицам с правом выполнять пожарные работы напомнили о том, что изменилось в лицензионных требованиях, какие индикаторы риска ввели, а также о новшествах в ГОСТах.

В сфере защиты от ЧС хозсубъекты часто нарушают сроки повышения квалификации должностных лиц, не проводят учения и др. Информация по актуальным темам позволит разобраться, например, в таких вопросах:

— может ли быть снижена категория риска объекта;

— как определить номенклатуру и объем резервов для ликвидации ЧС;

— нужно ли предприятию в зоне опасного химического заражения, при аварии на химическом объекте (выбросе аммиака) обеспечивать работников средствами защиты;

— можно ли возложить полномочия комиссии по устойчивости функционирования организации на комиссию по ЧС и пожарной безопасности.

См. также: Как организации обеспечить пожарную безопасность

Как создать комиссию по чрезвычайным ситуациям

Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 30.04.2025)

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Список документов для проверки возраста при продаже зажигалок вступит в силу 23 мая 2025 года Если при очной торговле продавец усомнится в совершеннолетии покупателя опасного бытового товара с газом, то потребует предъявить любой документ из перечня Минздрава. В списке — водительские права, внутренний и заграничный паспорта гражданина РФ, временное удостоверение его личности, военный билет, паспорт иностранца и т.д.

Напомним, общероссийский запрет продавать детям эти товары действует с 1 марта 2025 года. Однако его невозможно соблюдать, поскольку правительство еще не определило конкретную продукцию. Полагаем, в ее перечень войдут в том числе зажигалки и баллончики для их заправки.

С 1 сентября 2025 года за нарушение запрета станут штрафовать по КоАП РФ. Должностное лицо заплатит от 500 тыс. до 700 тыс. руб., а компания — от 1,5 млн до 2 млн руб.

Приказ Минздрава России от 25.04.2025 N 255н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан закон, регулирующий правовые основы оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей
Законом, в частности, определяется понятийный аппарат, устанавливаются требования к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей, меры по пресечению их незаконного оборота, порядок осуществления государственного контроля (надзора) за оборотом метанола и метанолсодержащих жидкостей, регламентируются порядок формирования и ведения реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей, перечень и объем включаемой в данный реестр информации.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на оборот автомобильного бензина, а также на оборот иных метанолсодержащих жидкостей, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Предусматривается, что оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей может осуществляться только организациями и индивидуальными предпринимателями, информация о которых включена в реестр на основании поступившего от них уведомления об осуществлении указанной деятельности. Установлено, что лица, осуществляющие оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей до 1 сентября 2025 года, вправе направить уведомление для включения информации о них в реестр до 1 ноября 2025 года.

Запрещается розничная продажа метанола и метанолсодержащих жидкостей, в том числе дистанционным способом. Перевозка, погрузка и разгрузка, хранение метанола и метанолсодержащих жидкостей могут осуществляться при условии соблюдения требований применительно к опасным грузам, установленных законодательством РФ.

Также установлено, что оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей должен осуществляться при условии их обязательной денатурации. Требования к денатурации, порядок денатурации, а также случаи, при которых денатурация не является обязательной, регулируются Правительством РФ. Определено, что до дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ требование об обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей при условии их обязательной денатурации не применяется.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 23.05.2025 N 108-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Даны разъяснения по вопросу о требованиях к заверению судебного акта, прилагаемого к запросу арбитражного управляющего и подтверждающего его полномочия на бесплатное получение сведений ограниченного доступа из ЕГРН
Сообщается, в частности, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентируется в том числе Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149 (далее — Порядок N П/0149).

Согласно пункту 49 Порядка N П/0149 при представлении запроса сведений из ЕГРН ограниченного доступа в электронном виде требуется заверение определения суда об утверждении арбитражного управляющего усиленной квалифицированной электронной подписью судьи либо нотариуса.

Указанное требование положения пункта 49 Порядка N П/0149 обжаловалось в судебном порядке, решением Верховного Суда РФ от 11.02.2025 N АКПИ24-916 в удовлетворении требования истцов было отказано, определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.04.2025 N АПЛ25-79 решение Верховного Суда РФ от 11.02.2025 по делу N АКПИ24-916 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Принимая во внимание вышеизложенное, заверение прилагаемых к запросу о предоставлении сведений из ЕГРН копий документов должно осуществляться в соответствии с требованиями Порядка N П/0149.

<Письмо> ППК «Роскадастр» от 20.05.2025 N 19-1136/25

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

КС РФ напомнил: если посредник обманул продавца в части оплаты, то вещь нельзя взыскать у покупателя Гражданин поставил автомобиль на комиссию, но после его продажи денег от компании-посредника не получил. Она оказалась мошеннической — похищала машиАны под видом автосалона, который якобы законно принимал ТС для реализации. Вскоре у автомобиля снова сменился владелец.

Между гражданином и конечным покупателем возник спор о праве собственности. Суды поддержали последнего: гражданин добровольно передал посреднику автомобиль с документами и ключами, а значит, не вправе взыскать его по правилу ГК РФ об истребовании имущества у добросовестного приобретателя. Гражданин обратился в Конституционный суд.

По мнению КС РФ, нарушения нет. Если мошенничество посредника связано с невыплатой денег, то это не означает, что продавец утратил имущество помимо воли. Когда он осознанно и добровольно передает вещь, но цель этого действия не достигается из-за обмана или злоупотребления доверием, то в приоритете сохранение имущества за конечным покупателем. Последний должен быть добросовестным.

Позиция основана прежде всего на практике Верховного суда.

См. также: Как оценить обоснованность претензии прежнего собственника о возврате имущества

Определение КС РФ от 10.04.2025 N 907-О

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам

ВС РФ вновь отметил: банк не вправе без согласия заемщика-физлица вводить плату за снятие наличных Гражданин запросил кредитную карту и заключил договор с условием о бесплатном снятии с нее наличных до 50 тыс. руб. в месяц. Позже банк в одностороннем порядке ввел комиссию за ту же операцию с любой суммой. Заемщик попытался оспорить в суде среди прочего изменение тарифов и пункт договора, который позволил банку так поступить. Три инстанции отказали.

ВС РФ обозначил, что по Закону о банках и Закону о потребкредите у банка нет права, например, повышать прежние или устанавливать новые комиссии в одностороннем порядке.

Поскольку гражданин не согласился с введением комиссии за снятие любой суммы наличных, то условие об этом ничтожно. Верховный суд уже приходил к аналогичному выводу.

Определение ВС РФ от 18.03.2025 N 78-КГ24-46-К3

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

ВС РФ назвал условия, при которых новый владелец бизнеса не вправе взыскать убытки с гендиректора Единственный участник компании продал бизнес. Новый владелец решил, что бывший гендиректор продавал товары своему подконтрольному юрлицу по заниженным ценам. Это стало основанием для иска о взыскании убытков. Три инстанции требования почти полностью удовлетворили.

ВС РФ указал: новый владелец не вправе взыскивать убытки с бывшего директора, если на момент приобретения бизнеса знал или должен был знать о порядке и способах его ведения. Речь идет, в частности, о сделках с заинтересованностью и ценовой политике.

Кроме того, если компания долго работала в определенном порядке, имела сложившуюся экономическую модель, а единственный участник компании не возражал, то это может говорить о фактическом одобрении действий директора. В этом случае оспаривать их нельзя.

Сравнение цен реализации продукции с расчетными не говорит об отклонении от рынка, так как последние игнорируют спрос, реальную возможность сбыта за эти деньги и др. Чтобы доказать наличие убытков, нужно сопоставлять данные о фактической цене с рыночной.

Также суды не учли, что компания задолго до назначения гендиректора на должность продавала продукцию аффилированному с ним юрлицу по тем же ценам.

В связи с этими ошибками и рядом других дело направили на новое рассмотрение.

Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 303-ЭС24-23691

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Взыскание неосновательного обогащения в размере начисленной, но не списанной неустойки по муниципальному контракту Поставщик, допустивший просрочку поставки троллейбусов по муниципальному контракту, указал на то, что размер неустойки составил менее пяти процентов от цены контракта, соответственно, заказчик неправомерно удержал подлежащую списанию спорную сумму с банковской гарантии и из суммы оплаты по договору. Поставщик обратился с иском о взыскании неосновательного обогащения.

Мнение судов:

  • Наличие оснований для списания начисленной неустойки подтверждено.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Необходимо установить, был ли контракт исполнен в полном объеме, и дать оценку доводам заказчика о поставке некачественных троллейбусов.
  • Ввиду того, что поставщик заявил о взыскании суммы неосновательного обогащения в свою пользу, он должен доказать, что им возмещены гаранту выплаченные последним в соответствии с условиями независимой гарантии денежные суммы.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.05.2025 N Ф04-1368/2025 по делу N А27-16356/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание неосновательного обогащения по договору буксировки плавучих объектов Обязательства по договору буксировки плавучих средств исполнены не вовремя. Истец (заказчик по договору с третьим лицом и исполнитель по договору с ответчиком) компенсировал третьему лицу ущерб в рамках заключенной с ним сделки и обратился к ответчику (перевозчику) с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере выплаченной денежной суммы.

Мнение судов:

  • Убытки третьему лицу причинены ненадлежащим исполнением истцом своих обязательств перед ним как заказчиком.
  • Незавершение ответчиком буксировки объектов в первоначально согласованный сторонами срок, а также на основании дополнительного соглашения обусловлено пассивным поведением истца и последующими действиями третьего лица, принявшего решение об отказе от договора с истцом и самостоятельной буксировке объектов.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • Необходимо установить факт неправомерного поведения ответчика как причинителя убытков и его причастность к возникшему результату.
  • Следует дать оценку переписке и телефонным переговорам всех сторон и третьего лица относительно сроков передачи истцом документов для перевозки ответчику и уведомления третьего лица о расторжении договора буксировки между ним и истцом (доказательства из категории «слово против слова»), так как от итога зависит, будет ли ответчик полностью освобожден от ответственности или нет.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.05.2025 N Ф04-322/2025 по делу N А81-12058/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание неосновательного обогащения в размере средств, перечисленных за неоказанные услуги Ввиду того, что услуга «роскошная женщина – это я» не оказана, заказчик обратился с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере перечисленных исполнителю в отсутствие заключенного договора денежных средств.

Мнение судов:

  • Оказание услуг не подтверждено ни договором, ни универсальным передаточным актом, ни актом приема-передачи.
  • Исковые требования удовлетворены частично.

Позиция кассации:

  • В условиях систематического перечисления денежных средств исполнителю в отсутствие разумных объяснений причин такого поведения необходимо установить обстоятельства, которые исключают возврат полученных в отсутствие обязательств денежных средств.
  • Заказчику следует обосновать, почему правоотношения, указанные в качестве оснований платежей «роскошная женщина — это я», не являются таковыми.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2025 N Ф04-392/2025 по делу N А45-11235/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Введение лицензий на розничную продажу сигарет: Минфин подготовил поправки По проекту с 1 сентября 2026 года, чтобы торговать в розницу табачной и никотинсодержащей продукцией, нужна лицензия. Выдавать ее станут исполнительные органы регионов с 1 марта 2026 года максимум на 5 лет. Конкретный период с учетом этого ограничения укажет компания или ИП.

Лицензию будут предоставлять на каждый торговый объект (магазин или павильон) отдельно. Она позволит закупать продукцию по договору поставки, хранить эти товары и продавать их потребителям. Исключение — закупка при импорте.

С 1 сентября 2027 года компании или ИП нужно среди прочего иметь торговый объект площадью не менее 5 кв. м. В законах субъектов РФ смогут увеличить минимальную площадь, но не более чем в 5 раз. Объект должен быть у лицензиата, например, в аренде (со сроком по договору от 1 года включительно) или в собственности.

Есть и другие новшества. Публичное обсуждение проекта завершат 6 июня.

Напомним, Минфин недавно предложил ввести госпошлину в размере 20 тыс. руб. за каждый год действия, в частности, данной лицензии.

Проект федерального закона

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Эксплуатация зданий и регистрация прав дольщиков: Росреестр предложил ввести ряд штрафов За использование объектов капстроительства без прав на них хотят штрафовать по КоАП РФ. То же касается помещений и машино-мест. Должностное лицо заплатит от 20 тыс. до 50 тыс. руб., а компания — от 500 тыс. до 1 млн руб. Речь идет о случаях, когда на строительство или реконструкцию не требовалось разрешение.

Если застройщик нарушит правила подачи в Росреестр заявлений о регистрации права собственности дольщиков, например, на квартиры, то уплатит штраф. Сумма для должностного лица — 50 тыс. руб., а для компании — 200 тыс. руб.

Сейчас таких составов нет. Планируют, что эти и другие новшества заработают с 1 марта 2026 года.

Публичное обсуждение проекта завершат 16 июня 2025 года.

Проект федерального закона

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Для владельцев агрегаторов разработаны правила передачи сведений оперативникам: проект Минцифры Проект определяет порядок, состав и сроки передачи владельцами агрегаторов информации по запросу госорганов, которые ведут ОРД или обеспечивают безопасность РФ.

Перечень сведений, которые могут запросить оперативники (п. 12 проекта правил):

— регистрационные данные пользователя агрегатора (номер телефона, адрес электронной почты и др.);

— дата и время доступа пользователя к агрегатору, а также IP-адрес;

— информация о товарах, работах и услугах, которые пользователь разместил на агрегаторе;

— сведения о товарах и услугах, которые пользователь заказывал на агрегаторе (название товара или услуги, их цена, адрес доставки, способ оплаты, комментарии к заказу).

Данные будут передавать в форме электронного документа по системе межведомственного взаимодействия. Срок предоставления — не менее 24 ч, точнее укажут в запросе (п. п. 5 — 10 проекта правил).

Планируют, что поправки заработают с 1 сентября 2025 года (п. 3 проекта постановления). С этой же даты владельцы агрегаторов начнут предоставлять информацию оперативникам.

Публичное обсуждение инициативы завершится 5 июня.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

В Госдуму внесен законопроект о патентно-правовой охране технических решений, реализуемых в программных средствах
Статью 1350 ГК РФ планируется дополнить положением, согласно которому в качестве изобретения охраняется в том числе техническое решение, реализуемое в программируемом средстве, или относящееся к способу, осуществляемому с помощью такого средства.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что патентуемое техническое решение может применяться в любой материальной области, включая химию, металлургию, электронику, транспорт, спорт и т.д.

Кроме того, изменения вносятся в статью 1351 ГК РФ: закрепляется, что техническое решение, реализованное в программируемом устройстве, также охраняется в качестве полезной модели.

Помимо прочего, законопроект гармонизирует нормы и практику патентования объектов дизайна. В пункт 1 статьи 1352 ГК РФ планируется внести дополнение, согласно которому охране в качестве промышленного образца подлежит графический интерфейс программы для ЭВМ или его составная часть, имеющая самостоятельное значение.

Проект Федерального закона N 922784-8

Перейти к документу

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Обновлены рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания Рекомендации подготовлены для общественных объединений, ассоциаций (союзов), фондов, автономных некоммерческих организаций, изъявивших желание принять участие в выдвижении кандидатур (не более двух) в состав общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. «Рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 16.05.2025 N 218-С)

Документ включен в информационныq банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)