Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.05.2025 по 26.05.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Видеосеминар: Личные фонды: создание и управление |
Лектор расскажет об особенностях такой организационно-правовой формы, как личные фонды. Какие требования предъявляются к имуществу супругов при создании данного юрлица? Какую ответственность несет учредитель?
Содержание лекции: Лектор: Михеева Лидия Юрьевна, руководитель Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, заслуженный юрист РФ, член научно-консультативного совета ВС РФ, профессор, доктор юридических наук Продолжительность лекции — 24:05 мин. |
Видеосеминар: Личные фонды: создание и управление
На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля |
|
С 1 сентября 2025 года запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий об ответственности хозяйствующего субъекта за недопоставку товаров в торговые сети в количестве, превышающем количество, согласованное в договоре | С 1 сентября 2025 года запретят включение в договор условий об ответственности за полную или частичную непоставку продовольствия в количестве более согласованного сторонами.
Исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.
Условия договоров поставки продовольственных товаров должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 марта 2026 года. Если в договоре уже есть такие положения, то их потребуют не применять и до 28 февраля 2026 года включительно удалить из документа. С 1 марта 2026 года они недействительны. Авторы проекта поясняли: по типовым договорам ряда торговых сетей товары поставляют по заявкам, которые на практике могут превышать согласованные объемы. За невыполнение даже таких заказов отдельные торговые сети штрафовали поставщиков. В связи с этим решили дополнительно защитить последних. Напомним, за навязывание контрагенту по договору поставки продуктов в торговые сети запрещенных условий грозит штраф. По общему правилу КоАП РФ должностные лица платят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компании — от 2,5 млн до 5 млн руб. |
Федеральный закон от 23.05.2025 N 120-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
С 23 мая направлять электронные обращения в МВД нужно в особом порядке | Чтобы компании или физлицу подать обращение, например, через сайт МВД, надо будет среди прочего авторизоваться с помощью подтвержденной учетной записи в ЕСИА. Еще потребуют указать электронную почту с российским доменом.
Сейчас в сервисе по приему обращений на сайте министерства нет таких ограничений. 23 мая 2025 года заработают и другие правила. Новшества распространят и на аналогичные сервисы органов, организаций и подразделений МВД. |
Приказ МВД России от 04.04.2025 N 200
Документ включен в информационныq банк: |
|
Защита от ЧС и пожарная безопасность: МЧС подвело итоги правоприменительной работы | Ведомство подготовило материал о правоприменительной практике за 2024 год в области пожарной безопасности (в т.ч. по лицензируемой деятельности), защиты от ЧС. Он позволит хозсубъектам оценить, не совершают ли они типичные нарушения, воспользоваться отдельными рекомендациями и получить ответы на актуальные вопросы.
В сфере пожарной безопасности лидирует, в частности, несоблюдение правил об обеспечении защиты людей, условий для тушения возможного пожара. К этому относится ненадлежащее содержание систем оповещения, эвакуационных путей, кровли, нехватка огнетушителей. Даны советы, как действовать при обслуживании противопожарных систем, определении качества работ по их проектированию и монтажу, аренде помещений, работе подрядчиков на объектах. Ответы на актуальные вопросы помогут среди прочего понять: — как подтвердить компетенцию в области пожарной безопасности; — кто оплачивает монтаж автономных дымовых извещателей в жилищах отдельных категорий граждан; — в какие сроки подтверждается соответствие лицензионным требованиям по пожарным работам, в каком случае могут аннулировать лицензию. Лицам с правом выполнять пожарные работы напомнили о том, что изменилось в лицензионных требованиях, какие индикаторы риска ввели, а также о новшествах в ГОСТах. В сфере защиты от ЧС хозсубъекты часто нарушают сроки повышения квалификации должностных лиц, не проводят учения и др. Информация по актуальным темам позволит разобраться, например, в таких вопросах: — может ли быть снижена категория риска объекта; — как определить номенклатуру и объем резервов для ликвидации ЧС; — нужно ли предприятию в зоне опасного химического заражения, при аварии на химическом объекте (выбросе аммиака) обеспечивать работников средствами защиты; — можно ли возложить полномочия комиссии по устойчивости функционирования организации на комиссию по ЧС и пожарной безопасности. |
Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 30.04.2025)
Документ включен в информационные банки: |
|
Список документов для проверки возраста при продаже зажигалок вступит в силу 23 мая 2025 года | Если при очной торговле продавец усомнится в совершеннолетии покупателя опасного бытового товара с газом, то потребует предъявить любой документ из перечня Минздрава. В списке — водительские права, внутренний и заграничный паспорта гражданина РФ, временное удостоверение его личности, военный билет, паспорт иностранца и т.д.
Напомним, общероссийский запрет продавать детям эти товары действует с 1 марта 2025 года. Однако его невозможно соблюдать, поскольку правительство еще не определило конкретную продукцию. Полагаем, в ее перечень войдут в том числе зажигалки и баллончики для их заправки. С 1 сентября 2025 года за нарушение запрета станут штрафовать по КоАП РФ. Должностное лицо заплатит от 500 тыс. до 700 тыс. руб., а компания — от 1,5 млн до 2 млн руб. |
Приказ Минздрава России от 25.04.2025 N 255н
Документ включен в информационные банки: |
|
Подписан закон, регулирующий правовые основы оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей |
Законом, в частности, определяется понятийный аппарат, устанавливаются требования к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей, меры по пресечению их незаконного оборота, порядок осуществления государственного контроля (надзора) за оборотом метанола и метанолсодержащих жидкостей, регламентируются порядок формирования и ведения реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей, перечень и объем включаемой в данный реестр информации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на оборот автомобильного бензина, а также на оборот иных метанолсодержащих жидкостей, перечень которых утверждается Правительством РФ. Предусматривается, что оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей может осуществляться только организациями и индивидуальными предпринимателями, информация о которых включена в реестр на основании поступившего от них уведомления об осуществлении указанной деятельности. Установлено, что лица, осуществляющие оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей до 1 сентября 2025 года, вправе направить уведомление для включения информации о них в реестр до 1 ноября 2025 года. Запрещается розничная продажа метанола и метанолсодержащих жидкостей, в том числе дистанционным способом. Перевозка, погрузка и разгрузка, хранение метанола и метанолсодержащих жидкостей могут осуществляться при условии соблюдения требований применительно к опасным грузам, установленных законодательством РФ. Также установлено, что оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей должен осуществляться при условии их обязательной денатурации. Требования к денатурации, порядок денатурации, а также случаи, при которых денатурация не является обязательной, регулируются Правительством РФ. Определено, что до дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ требование об обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей при условии их обязательной денатурации не применяется. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. |
Федеральный закон от 23.05.2025 N 108-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Даны разъяснения по вопросу о требованиях к заверению судебного акта, прилагаемого к запросу арбитражного управляющего и подтверждающего его полномочия на бесплатное получение сведений ограниченного доступа из ЕГРН |
Сообщается, в частности, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентируется в том числе Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149 (далее — Порядок N П/0149).
Согласно пункту 49 Порядка N П/0149 при представлении запроса сведений из ЕГРН ограниченного доступа в электронном виде требуется заверение определения суда об утверждении арбитражного управляющего усиленной квалифицированной электронной подписью судьи либо нотариуса. Указанное требование положения пункта 49 Порядка N П/0149 обжаловалось в судебном порядке, решением Верховного Суда РФ от 11.02.2025 N АКПИ24-916 в удовлетворении требования истцов было отказано, определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.04.2025 N АПЛ25-79 решение Верховного Суда РФ от 11.02.2025 по делу N АКПИ24-916 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Принимая во внимание вышеизложенное, заверение прилагаемых к запросу о предоставлении сведений из ЕГРН копий документов должно осуществляться в соответствии с требованиями Порядка N П/0149. |
<Письмо> ППК «Роскадастр» от 20.05.2025 N 19-1136/25
Документ включен в информационный банк: |
|
КС РФ напомнил: если посредник обманул продавца в части оплаты, то вещь нельзя взыскать у покупателя | Гражданин поставил автомобиль на комиссию, но после его продажи денег от компании-посредника не получил. Она оказалась мошеннической — похищала машиАны под видом автосалона, который якобы законно принимал ТС для реализации. Вскоре у автомобиля снова сменился владелец.
Между гражданином и конечным покупателем возник спор о праве собственности. Суды поддержали последнего: гражданин добровольно передал посреднику автомобиль с документами и ключами, а значит, не вправе взыскать его по правилу ГК РФ об истребовании имущества у добросовестного приобретателя. Гражданин обратился в Конституционный суд. По мнению КС РФ, нарушения нет. Если мошенничество посредника связано с невыплатой денег, то это не означает, что продавец утратил имущество помимо воли. Когда он осознанно и добровольно передает вещь, но цель этого действия не достигается из-за обмана или злоупотребления доверием, то в приоритете сохранение имущества за конечным покупателем. Последний должен быть добросовестным. Позиция основана прежде всего на практике Верховного суда. См. также: Как оценить обоснованность претензии прежнего собственника о возврате имущества |
Определение КС РФ от 10.04.2025 N 907-О
Документ включен в информационные банки: |
|
ВС РФ вновь отметил: банк не вправе без согласия заемщика-физлица вводить плату за снятие наличных | Гражданин запросил кредитную карту и заключил договор с условием о бесплатном снятии с нее наличных до 50 тыс. руб. в месяц. Позже банк в одностороннем порядке ввел комиссию за ту же операцию с любой суммой. Заемщик попытался оспорить в суде среди прочего изменение тарифов и пункт договора, который позволил банку так поступить. Три инстанции отказали.
ВС РФ обозначил, что по Закону о банках и Закону о потребкредите у банка нет права, например, повышать прежние или устанавливать новые комиссии в одностороннем порядке. Поскольку гражданин не согласился с введением комиссии за снятие любой суммы наличных, то условие об этом ничтожно. Верховный суд уже приходил к аналогичному выводу. |
Определение ВС РФ от 18.03.2025 N 78-КГ24-46-К3
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ назвал условия, при которых новый владелец бизнеса не вправе взыскать убытки с гендиректора | Единственный участник компании продал бизнес. Новый владелец решил, что бывший гендиректор продавал товары своему подконтрольному юрлицу по заниженным ценам. Это стало основанием для иска о взыскании убытков. Три инстанции требования почти полностью удовлетворили.
ВС РФ указал: новый владелец не вправе взыскивать убытки с бывшего директора, если на момент приобретения бизнеса знал или должен был знать о порядке и способах его ведения. Речь идет, в частности, о сделках с заинтересованностью и ценовой политике. Кроме того, если компания долго работала в определенном порядке, имела сложившуюся экономическую модель, а единственный участник компании не возражал, то это может говорить о фактическом одобрении действий директора. В этом случае оспаривать их нельзя. Сравнение цен реализации продукции с расчетными не говорит об отклонении от рынка, так как последние игнорируют спрос, реальную возможность сбыта за эти деньги и др. Чтобы доказать наличие убытков, нужно сопоставлять данные о фактической цене с рыночной. Также суды не учли, что компания задолго до назначения гендиректора на должность продавала продукцию аффилированному с ним юрлицу по тем же ценам. В связи с этими ошибками и рядом других дело направили на новое рассмотрение. |
Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 303-ЭС24-23691
Документ включен в информационный банк: |
|
Взыскание неосновательного обогащения в размере начисленной, но не списанной неустойки по муниципальному контракту | Поставщик, допустивший просрочку поставки троллейбусов по муниципальному контракту, указал на то, что размер неустойки составил менее пяти процентов от цены контракта, соответственно, заказчик неправомерно удержал подлежащую списанию спорную сумму с банковской гарантии и из суммы оплаты по договору. Поставщик обратился с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.05.2025 N Ф04-1368/2025 по делу N А27-16356/2024
Документ включен в информационный банк: |
|
Взыскание неосновательного обогащения по договору буксировки плавучих объектов | Обязательства по договору буксировки плавучих средств исполнены не вовремя. Истец (заказчик по договору с третьим лицом и исполнитель по договору с ответчиком) компенсировал третьему лицу ущерб в рамках заключенной с ним сделки и обратился к ответчику (перевозчику) с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере выплаченной денежной суммы.
Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.05.2025 N Ф04-322/2025 по делу N А81-12058/2023
Документ включен в информационный банк: |
|
Взыскание неосновательного обогащения в размере средств, перечисленных за неоказанные услуги | Ввиду того, что услуга «роскошная женщина – это я» не оказана, заказчик обратился с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере перечисленных исполнителю в отсутствие заключенного договора денежных средств.
Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2025 N Ф04-392/2025 по делу N А45-11235/2024
Документ включен в информационный банк: |
|
Введение лицензий на розничную продажу сигарет: Минфин подготовил поправки | По проекту с 1 сентября 2026 года, чтобы торговать в розницу табачной и никотинсодержащей продукцией, нужна лицензия. Выдавать ее станут исполнительные органы регионов с 1 марта 2026 года максимум на 5 лет. Конкретный период с учетом этого ограничения укажет компания или ИП.
Лицензию будут предоставлять на каждый торговый объект (магазин или павильон) отдельно. Она позволит закупать продукцию по договору поставки, хранить эти товары и продавать их потребителям. Исключение — закупка при импорте. С 1 сентября 2027 года компании или ИП нужно среди прочего иметь торговый объект площадью не менее 5 кв. м. В законах субъектов РФ смогут увеличить минимальную площадь, но не более чем в 5 раз. Объект должен быть у лицензиата, например, в аренде (со сроком по договору от 1 года включительно) или в собственности. Есть и другие новшества. Публичное обсуждение проекта завершат 6 июня. Напомним, Минфин недавно предложил ввести госпошлину в размере 20 тыс. руб. за каждый год действия, в частности, данной лицензии. |
Проект федерального закона
Документ включен в информационный банк: |
|
Эксплуатация зданий и регистрация прав дольщиков: Росреестр предложил ввести ряд штрафов | За использование объектов капстроительства без прав на них хотят штрафовать по КоАП РФ. То же касается помещений и машино-мест. Должностное лицо заплатит от 20 тыс. до 50 тыс. руб., а компания — от 500 тыс. до 1 млн руб. Речь идет о случаях, когда на строительство или реконструкцию не требовалось разрешение.
Если застройщик нарушит правила подачи в Росреестр заявлений о регистрации права собственности дольщиков, например, на квартиры, то уплатит штраф. Сумма для должностного лица — 50 тыс. руб., а для компании — 200 тыс. руб. Сейчас таких составов нет. Планируют, что эти и другие новшества заработают с 1 марта 2026 года. Публичное обсуждение проекта завершат 16 июня 2025 года. |
Проект федерального закона
Документ включен в информационный банк: |
|
Для владельцев агрегаторов разработаны правила передачи сведений оперативникам: проект Минцифры | Проект определяет порядок, состав и сроки передачи владельцами агрегаторов информации по запросу госорганов, которые ведут ОРД или обеспечивают безопасность РФ.
Перечень сведений, которые могут запросить оперативники (п. 12 проекта правил): — регистрационные данные пользователя агрегатора (номер телефона, адрес электронной почты и др.); — дата и время доступа пользователя к агрегатору, а также IP-адрес; — информация о товарах, работах и услугах, которые пользователь разместил на агрегаторе; — сведения о товарах и услугах, которые пользователь заказывал на агрегаторе (название товара или услуги, их цена, адрес доставки, способ оплаты, комментарии к заказу). Данные будут передавать в форме электронного документа по системе межведомственного взаимодействия. Срок предоставления — не менее 24 ч, точнее укажут в запросе (п. п. 5 — 10 проекта правил). Планируют, что поправки заработают с 1 сентября 2025 года (п. 3 проекта постановления). С этой же даты владельцы агрегаторов начнут предоставлять информацию оперативникам. Публичное обсуждение инициативы завершится 5 июня. |
Проект постановления Правительства РФ | |
В Госдуму внесен законопроект о патентно-правовой охране технических решений, реализуемых в программных средствах |
Статью 1350 ГК РФ планируется дополнить положением, согласно которому в качестве изобретения охраняется в том числе техническое решение, реализуемое в программируемом средстве, или относящееся к способу, осуществляемому с помощью такого средства.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что патентуемое техническое решение может применяться в любой материальной области, включая химию, металлургию, электронику, транспорт, спорт и т.д. Кроме того, изменения вносятся в статью 1351 ГК РФ: закрепляется, что техническое решение, реализованное в программируемом устройстве, также охраняется в качестве полезной модели. Помимо прочего, законопроект гармонизирует нормы и практику патентования объектов дизайна. В пункт 1 статьи 1352 ГК РФ планируется внести дополнение, согласно которому охране в качестве промышленного образца подлежит графический интерфейс программы для ЭВМ или его составная часть, имеющая самостоятельное значение. |
Проект Федерального закона N 922784-8 | |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ | |||
Обновлены рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания | Рекомендации подготовлены для общественных объединений, ассоциаций (союзов), фондов, автономных некоммерческих организаций, изъявивших желание принять участие в выдвижении кандидатур (не более двух) в состав общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. | «Рекомендации по выдвижению кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 16.05.2025 N 218-С)
Документ включен в информационныq банк: |