Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 19.05.2025 по 26.05.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Подписан закон о праве Правительства ограничивать количество платных мест в вузах |
Правительство установит перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, научных специальностей, по которым определяется предельное количество мест для приема на платное обучение, а также порядок и сроки определения предельного количества таких мест.
Кроме этого, Правительство сможет утверждать перечень приоритетных специальностей и направлений подготовки, для обучения по которым будет оказываться государственная поддержка образовательного кредитования. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. |
Федеральный закон от 23.05.2025 N 114-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Утвержден обновленный Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры |
Документ устанавливает порядок приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года. Утратят силу приказ Минздрава от 11 мая 2017 года N 212н, регулирующий аналогичные правоотношения, и изменяющие его акты. |
Приказ Минздрава России от 14.04.2025 N 200н
Документ включен в информационный банк: |
|
Разъяснены требования к учебным помещениям в вузах |
В письме отмечено, в частности, что согласно ФГОС по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных образовательной программой, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. ФГОС высшего образования также могут быть установлены требования к минимально необходимому для реализации образовательной программы перечню материально-технического обеспечения, который включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий. Таким образом, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования регламентируется образовательными стандартами, а также иными государственными и местными нормами и требованиями. |
<Письмо> Минобрнауки России от 04.03.2025 N 7/841-О
Документ включен в информационный банк: |
|
Расширен перечень категорий граждан, которые могут быть приняты на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах отдельной квоты |
В данный перечень включены также дети военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел РФ, сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.
На указанных лиц распространяется порядок приема на обучение, установленный в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в части приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета в пределах отдельной квоты. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. |
Федеральный закон от 23.05.2025 N 103-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Утверждены Правила формирования и публикации национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций |
Национальные рейтинги представляют собой балльную оценку образовательных организаций, соответствующую уровню востребованности их выпускников на рынке труда.
Оператором национальных рейтингов является Роструд. Проекты национальных рейтингов формируются оператором на основе 2 показателей: медианная заработная плата выпускников образовательных организаций через 2 года после завершения обучения по очной форме обучения по образовательным программам высшего образования или образовательным программам среднего профессионального образования; уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций через 2 года после завершения обучения по очной форме обучения по указанным образовательным программам. Данные проектов национальных рейтингов рассчитываются в соответствии с методикой расчета национальных рейтингов, утверждаемой Правительством РФ. |
Постановление Правительства РФ от 15.05.2025 N 651
Документ включен в информационные банки: |
|
Разработаны методические рекомендации «Алгоритмы деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений» |
Методические рекомендации содержат алгоритмы действий педагога-психолога (психолога в сфере образования): в случае выявления суицидального риска среди обучающихся; при организации психологического сопровождения родителей (законных представителей) обучающегося в ситуации совершения им суицидальных действий; в случае выявления в образовательной организации травли; в ситуации оказания экстренной и кризисной психологической помощи обучающемуся в случае гибели близких и родственников; при планировании и осуществлении мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося при проживании утраты близкого.
Материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), социальных педагогов, классных руководителей, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. |
<Письмо> Минпросвещения России от 10.04.2025 N 07-1613
Документ включен в информационный банк: |
|
Президиумом ВАК даны рекомендации по вопросу создания «разовых» диссертационных советов на базе вузов и научных организаций |
Так, рекомендовано считать целесообразным создание диссертационного совета на базе образовательной организации высшего образования, образовательной организации дополнительного профессионального образования либо научной организации, где соискателем ученой степени выполнялась диссертация, для защиты такой диссертации («разовый» диссертационный совет) только по тем научным специальностям и отраслям науки, по которым на момент подачи организацией ходатайства на создание «разового» диссертационного совета диссертационные советы, создаваемые приказами Минобрнауки, отсутствуют.
В приложениях к документу приводятся перечень научных специальностей, по которым отсутствуют диссертационные советы, созданные приказами Минобрнауки, в рамках всех предусмотренных для этих специальностей отраслей науки, а также перечень научных специальностей, по которым отсутствуют диссертационные советы, созданные приказами Минобрнауки, в рамках некоторых предусмотренных для этих специальностей отраслей науки. |
Рекомендация Президиума ВАК при Минобрнауки России от 18.04.2025 N 12/6
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлен порядок осуществления мониторинга и оценки итогов проведения эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования |
Реализован Федеральный закон от 01.04.2025 N 40-ФЗ «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования».
Основными задачами мониторинга и оценки итогов проведения эксперимента являются в том числе: сбор, анализ и обобщение информации о проведении эксперимента в гг. Москве, Санкт-Петербурге и в Липецкой области; оценка степени достижения цели эксперимента — предоставление дополнительных возможностей лицам, освоившим образовательные программы основного общего образования, для получения среднего профессионального образования, а также удовлетворение потребности рынка труда субъектов РФ, участвующих в эксперименте, в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. |
Постановление Правительства РФ от 17.05.2025 N 678
Документ включен в информационный банк: |
|
Представлены обновленные методические рекомендации Минпросвещения России к Единому порядку расчета показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности |
Методические рекомендации содержат описание особенностей процессов сбора, обобщения и расчета показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам СПО, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам (далее — НОКО), и предназначены для использования исполнительными органами субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, региональными/муниципальными Общественными советами по проведению НОКО при уполномоченных органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также организациями-операторами.
Перечень показателей НОКО и порядок их расчета являются едиными и универсальными для проведения НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. |
<Письмо> Минпросвещения России от 05.05.2025 N 02-261
Документ включен в информационный банк: |
|
Скорректированы формы направления сведений, информации и документов, указанных в пункте 3 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, и требования к их заполнению | В частности, в новой редакции изложена форма направления сведений, информации и документов о научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работе гражданского назначения, к выполнению которой субъекты научной и (или) научно-технической деятельности и субъекты инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности приступили в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 2 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327. | Приказ Минобрнауки России от 16.04.2025 N 349
Документ включен в информационный банк: |
|
Минобрнауки сообщает о начале приема заявок на участие в отборе на стипендиальную программу Правительства Вьетнама для обучения, стажировки и повышения квалификации во вьетнамских университетах в рамках приемной кампании 2025/2026 учебного года |
Письмом направлен порядок участия в указанном отборе, которым определены основные даты, условия стипендиального обеспечения, требования, предъявляемые к кандидатам российской и вьетнамской сторонами, порядок представления документов.
Сообщается, что в рамках плана приема на 2025/2026 учебный год утверждено 75 квотных мест: 30 мест по программам высшего образования — программам бакалавриата, программам магистратуры, программам аспирантуры (докторантуры); 30 мест по программе языковой стажировки по вьетнамскому языку продолжительностью от 3 до 10 месяцев; 15 мест по программе повышения квалификации для преподавателей вьетнамского языка продолжительностью от 3 до 10 месяцев. Программа покрывает расходы на обучение, проживание, участники также получают ежемесячную стипендию в течение всего периода обучения. Обучение реализуется на вьетнамском языке. Для кандидатов, владеющих вьетнамским языком на начальном уровне или не владеющих им, предусмотрена возможность прохождения обучения на подготовительном курсе продолжительностью 1 год. |
<Письмо> Минобрнауки России от 16.05.2025 N МН-12/1246
Документ включен в информационный банк: |