Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 12.05.2025 по 19.05.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Несправедливые договорные конструкции
В четвертом фрагменте вебинара КонсультантПлюс, проведенного 11.04.2025, лектор расскажет о несправедливых условиях договора. В основе обсуждения – определение ВС РФ, в котором судебная коллегия использует принцип объективной добросовестности для разрешения спора.
Лектор: Бевзенко Роман Сергеевич, действительный государственный советник юстиции РФ 2 класса, член рабочей группы по подготовке реформы ГК РФ, доктор юридических наук
Продолжительность лекции — 19:24 мин.
Видеосеминар: Несправедливые договорные конструкции

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

Должностное лицо органа контроля субъекта РФ не может осуществлять свои должностные обязанности в отношении объекта контроля, в котором работает его близкий родственник
Указанное должностное лицо не может являться уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, а также находиться в составе проверочной (ревизионной) группы в рамках исполнения своих служебных обязанностей.

В случае отсутствия в составе органа контроля уполномоченных должностных лиц с необходимой специализацией (например, в строительной сфере) для проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля руководитель органа контроля при принятии решения о назначении контрольного мероприятия вправе привлечь независимых экспертов (специализированные экспертные организации), специалистов иных государственных (муниципальных) органов, подведомственных им учреждений, а также специалистов учреждений, подведомственных органу контроля, для организации экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия с учетом специфики деятельности объекта контроля.

<Письмо> Минфина России от 16.04.2025 N 02-09-08/38214

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Росреестр рассмотрел вопрос о предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Разъяснены положения статьи 3.8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядка проведения осмотра жилого дома в целях предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установленного приказом Росреестра от 23.03.2022 N П/0100. <Письмо> Росреестра от 28.03.2025 N 11-00752/25

Документ включен в информационныq банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Регистрация программ для ЭВМ и баз данных: формы ряда документов изменятся с 18 мая 2025 года Из формы заявления о выдаче дубликата свидетельства о госрегистрации уберут графу и строку о госпошлине. Строки о ней также исключат из форм ходатайств:

— об изменении состава авторов;

исправлении очевидных и технических ошибок в заявке на госрегистрацию;

корректировке сведений о правообладателе или авторе;

обновлении данных о заявителе, например из-за его реорганизации.

Вступят в силу и другие поправки.

Напомним, регистрировать программу или базу данных необязательно.

Приказ Минэкономразвития России от 01.04.2025 N 204

Документ включен в информационныq банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Утвержден новый список словарей с нормами русского языка для обязательного применения в ряде случаев

Правительство опубликовало перечень нормативных словарей, справочников и грамматик с нормами современного русского литературного языка. Сначала труды разместят в открытом доступе на сайте https://ruslang.ru/ Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, а затем — в Национальном словарном фонде. Последний планируют запустить в 2027 году.

В список вошли:

— Орфографический и орфоэпический словари русского языка как госязыка РФ от Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН;

— Словарь иностранных слов от Института лингвистических исследований РАН;

— Толковый словарь госязыка РФ от Санкт-Петербургского госуниверситета.

Предыдущий перечень (с другими словарями) утвердило Минобрнауки еще в 2009 году.

Напомним, нормы современного русского литературного языка нужно соблюдать, например, в ситуациях, когда:

выбирают наименования юрлиц;

информируют потребителей;

распространяют рекламу;

выпускают продукцию СМИ.

Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2025 N 1102-р

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

 

Информация Минпросвещения России от 06.05.2025

Перейти к документу

Конституционный Суд РФ обобщил практику за I квартал 2025 года Суд собрал свои важные постановления и определения за I квартал текущего года. Так, в обзор попали позиции КС РФ:

— при передаче имущества участнику, который вышел из ООО, нужно облагать налогом по УСН экономическую выгоду в виде действительной стоимости доли. Выгода определяется после перехода доли к обществу. Если налоговая обязанность возникла до вступления в силу постановления, налогоплательщик не несет ответственности за ее неисполнение (п. 1 обзора);

— страхователь вправе получить возмещение в разумных пределах тех расходов, которые он понес при внесудебном обжаловании наказания, если решение признали незаконным. При этом неважно, установлены ли вина или незаконные действия (бездействие) должностных лиц СФР (п. 4 обзора);

— спор по ГПК РФ пересмотрят по вновь открывшимся обстоятельствам, если их установили в уголовном процессе и отразили в постановлении об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела по истечении срока давности. Одно из условий — преступления касаются предмета спора, например связаны с подделкой доказательств (п. 12 обзора).

Обзор практики КС РФ за I квартал 2025 года

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Постановления пленумов и обзоры

ВС РФ вновь обозначил позицию об аренде публичного участка без торгов для завершения строительства В 2013 году гражданин арендовал у районной администрации землю для ИЖС, а в 2022 году захотел продлить договор без торгов, чтобы достроить объект. Администрация не пошла навстречу, так как договор истек в 2016 году, а на участке нет зарегистрированной недвижимости, в т.ч. недостроя. Три инстанции отказ поддержали.

ВС РФ отменил судебные акты и среди прочего признал решение администрации незаконным. Если право собственности на недострой еще не зарегистрировали, то это не повод для отказа заключить новый договор аренды, когда соблюдены нормативные условия:

— изначально публичный участок передали в аренду до 1 марта 2015 года;

— недострой находится на этой земле;

— аренда для окончания строительства оформляется без торгов 1 раз на 3 года;

— любой из предыдущих собственников этого недостроя не арендовал данный участок для той же цели.

Верховный суд уже приходил к сходному выводу.

Кассационное определение ВС РФ от 02.04.2025 N 25-КАД25-2-К4

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

ВС РФ: за просрочку перевода денег по исполнительному документу банк отвечает по ст. 395 ГК РФ Компания предъявила в банк исполнительный лист на взыскание в ее пользу долга с юрлица. Банк документ не исполнил. Компания подала заявление в суд в том числе о взыскании с банка процентов по ст. 395 ГК РФ.

Три инстанции отказали со ссылкой, в частности, на то, что эту норму не применяют в рамках исполнительного производства. У банка нет своего денежного обязательства перед компанией.

По мнению ВС РФ, если банк вовремя не списал деньги в пользу взыскателя по исполнительному документу, то за период просрочки тот вправе требовать выплаты процентов по ст. 395 ГК РФ. Условие — должник имел нужную сумму на счете.

Банк среди прочего обосновал отказ тем, что должник относится к высокой группе риска совершения подозрительных операций. ВС РФ указал: это подтверждает использование кредитной организацией средств вместо их передачи взыскателю, что дает основания применить ст. 395 ГК РФ.

В данной части дело направили на новое рассмотрение.

Определение ВС РФ от 23.04.2025 N 305-ЭС24-24537

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

ВС РФ: как привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании, исключенной из ЕГРЮЛ С компании в пользу госучреждения взыскали более 3 млн руб. Она не выплатила деньги, а позже ее исключили из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений. По учетным банковским карточкам гендиректором компании был один человек, а по данным ЕГРЮЛ на дату исключения — другой. Госучреждение просило суд привлечь обоих к субсидиарной ответственности.

Три инстанции отказали. Не доказано, что у компании было имущество для исполнения обязательств, а долг не погасили только из-за исключения из ЕГРЮЛ. Истец не подтвердил, что при наличии средств ответчики уклонялись от выплаты, выводили активы или скрывали их.

По мнению ВС РФ, кредитор, который просит привлечь контролирующих фактически не действующую компанию лиц к субсидиарной ответственности, должен доказать:

— наличие и размер долга компании перед ним;

— признаки у нее фактически не действующего юрлица;

— контроль ответчиков над ней;

— несодействие контролирующих лиц в предоставлении сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании в нужных объемах.

Совокупности этих признаков зачастую достаточно, чтобы обязать ответчиков опровергнуть наличие оснований для их ответственности. ВС РФ уже приходил к сходным вводам.

Недобросовестность контролирующего лица может выражаться в передаче управления номинальному руководителю перед исключением компании из ЕГРЮЛ. Такого руководителя тоже можно привлечь к субсидиарной ответственности, если он участвовал в сокрытии документов, сведений о бенефициарах и т.п.

В данном случае суды распределили бремя доказывания неверно.

Дело направлено на новое рассмотрение.

См. также: В каких случаях и как можно привлечь к субсидиарной ответственности

Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 307-ЭС24-22013

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Верховный суд напомнил ряд правил индексации присужденных сумм по АПК РФ Компания должна была выплатить юрлицу более 8 млн руб. по решению суда. Она переводила средства частями и еще не погасила обязательства полностью, когда взыскатель подал заявление об индексации всей присужденной суммы. Три инстанции удовлетворили требование.

ВС РФ указал: если судебный акт исполнен частично, то индексировать надо не всю сумму, а только уплаченную должником. При этом годичный срок на подачу заявления начинает течь со дня, когда решение суда исполнено в соответствующей части.

Провести индексацию можно за период со дня вынесения резолютивной части решения о присуждении денег до момента их фактического поступления взыскателю. В расчете надо учитывать в том числе дефляционные месяцы, чего не сделали в данном деле.

Кроме того, суды не обратили внимания на то, что срок давности по ряду платежей истек, а взыскатель не просил восстановить его.

ВС РФ уже излагал эти позиции в обзоре судебной практики.

Дело направили на новое рассмотрение.

Определение ВС РФ от 24.04.2025 N 310-ЭС25-931

Документ включен в информационный банк:
— Решения по конкретным делам

Штрафы за нарушение ряда правил защиты информации вырастут — проект прошел Госдуму За несоблюдение федеральных требований о защите информации (кроме гостайны) должностное лицо по общему правилу накажут на сумму от 10 тыс. до 50 тыс. руб. Компания заплатит от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Пока санкции в несколько раз ниже.

Аналогично станут наказывать тех, кто использует, например, несертифицированные средства защиты данных (кроме гостайны), если сертификация обязательна. Сейчас штраф для должностного лица — от 2500 до 3000 руб., а для компании — от 20 тыс. до 25 тыс. руб. У последней также могут конфисковать несертифицированные средства. Эту возможность сохранят.

Срок давности привлечения к ответственности по всей статье КоАП РФ о несоблюдении правил защиты информации составит 1 год с даты нарушения. Пока этот период — 60 календарных дней, а если дело рассматривал судья — 90 календарных дней.

Есть и другие изменения. Новшества заработают со дня опубликования закона.

Проект Федерального закона N 835235-8

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Минтранс подготовил форму единого транспортного документа и порядок его составления По проекту оформлять единый транспортный документ (ЕТД) будет перевозчик при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении.

Министерство потребует указывать в ЕТД:

— перевозчика;

— предмет договора;

— полный маршрут;

— пассажира или грузоотправителя;

— информацию о ручной клади (багаже, грузе, грузобагаже);

— условия перевозки каждым видом транспорта в последовательном изложении до конечного пункта;

— грузополучателя;

— особые отметки;

— размер платы;

— служебные данные перевозчика.

Проект подробно раскрывает состав всех этих сведений. Так, служебная информация включает номера терминала и заказа, дату и время составления ЕТД и пр.

Форма бумажного ЕТД предполагает также указание среди прочего его серии и номера. Документ в данном виде нельзя исправлять и печатать на двух сторонах одного или нескольких листов.

Электронные ЕТД перевозчики будут создавать в своих системах с присвоением номеров.

Планируют утвердить и другие правила. Публичное обсуждение новшеств завершат 30 мая.

Напомним, с 1 сентября 2025 года заработает Закон о прямых смешанных перевозках. Именно он предусматривает оформление ЕТД по правилам Минтранса. Формат электронного ЕТД утвердит ФНС.

Проект приказа Минтранса России

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Дистанционную выездную оценку соответствия смогут пройти производители пива и сидра: проект Минфина По проекту производители пива, сидра и ряда иных слабоалкогольных напитков смогут проходить выездную оценку соответствия в дистанционной форме. Речь идет об оценке, которая проводится при включении организации в госреестр или внесении изменений в него.

Новшество позволит заявителям проходить выездную оценку соответствия в том числе через мобильное приложение «Инспектор».

Есть и другие изменения. Планируют, что они заработают со дня опубликования в виде постановления правительства. Общественное обсуждение инициативы завершится 20 мая.

Проект постановления Правительства РФ

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Проект о локализации легковых такси принят в финальном чтении С 1 марта 2026 года в региональные реестры такси планируют включать лишь те автомобили, которые отвечают одному из параметров локализации. Список подходящих моделей опубликует Минпромторг. По общему правилу ограничения не затронут ТС, которые отразили в реестре ранее этой даты (абз. 2, 7, 8 п. 1 ст. 1 и ст. 2 проекта).

Параметры локализации такие (абз. 3 — 5 п. 1 ст. 1 проекта):

— ТС сделаны по специальным инвестиционным контрактам, которые заключены, например, с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно;

— ТС отвечают требованию правительства к госзакупкам продукции автопрома. Речь идет о сумме баллов за выполнение в РФ технологических операций при производстве.

Автовладельцев обяжут указывать в уведомлении о включении информации в региональный реестр год выпуска ТС и сумму баллов. Сведения о последних нужно брать в спецреестре из записи о подтверждении производства промпродукции в РФ (пп. «а» и «б» п. 2 ст. 1 проекта).

Есть и другие новшества.

Полагаем, в список Минпромторга могут войти некоторые автомобили из перечня приоритетных для госслужащих: Lada Vesta, Москвич 3, Haval F7 и др.

Напомним, перевозчики легковым такси обязаны использовать только те машины, которые среди прочего учтены в региональном реестре.

Проект Федерального закона N 481272-8

Перейти к документу

Госпошлины за лицензии на продажу сигарет и вейпов оптом и в розницу: Минфин предложил ставки Ведомство вынесло на публичное обсуждение поправки к НК РФ, которыми предусмотрены госпошлины за лицензии на оптовую и розничную торговлю табачной и никотинсодержащей продукцией. Размеры пошлин такие:

— розничная продажа или развозная торговля — 20 тыс. руб. за год;

— закупка, хранение и поставка продукции, сырья и никотинового сырья — 800 тыс. руб.

Продление второго вида лицензий обойдется:

— в 3,5 тыс. руб. — на 5 лет со дня выдачи разрешения или меньше;

— 800 тыс. руб. — более чем на 5 лет со дня выдачи лицензии.

Сейчас для данных видов деятельности разрешения не нужны. Полагаем, что скоро появятся поправки к Закону о табачном регулировании.

В проекте есть новшество и для видов деятельности в табачной отрасли, которые уже подлежат лицензированию. За подтверждение соответствия лицензиата требованиям введут плату, равную пошлине за лицензию.

Поправки могут вступить в силу с 1 марта 2026 года, но не раньше чем через месяц со дня опубликования закона.

Проект федерального закона

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Верховный Суд РФ признал недействующим порядок направления подтверждающих документов об образовании и (или) о квалификации

Согласно пункту 8 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2023 г. N 1890, заявление и прилагаемые к нему документы и (или) сведения, предусмотренные пунктами 4 — 6 Правил, направляются заявителем в компетентный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо посредством Единого портала госуслуг либо реестра апостилей.

Верховный Суд отметил, что установленное в пункте 8 Правил требование о подаче заявления в компетентный орган только посредством почтового отправления или Единого портала либо реестра апостилей, без возможности подачи заявления непосредственно заявителем на личном приеме, противоречит действующему законодательству.

Гарантированное гражданам Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, в том числе и путем личного обращения в орган государственной власти или орган местного самоуправления, направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, и в системе действующего правового регулирования предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

При изложенных обстоятельствах пункт 8 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства от 10 ноября 2023 г. N 1890, признан не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу в той части, в которой он не предусматривает заявителю возможности подачи лично в компетентный орган заявления и прилагаемых к нему документов и (или) сведений, перечисленных в пунктах 4 — 6 указанных Правил.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.04.2025 N АКПИ25-30

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам