Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 12.05.2025 по 19.05.2025

Специалисту по закупкам

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
ФАС России и ФНС России рекомендуют закрепить использование сервисов оценки финансово-хозяйственного состояния и иной информации, характеризующей деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в положениях о закупке организаций По их мнению, указанные сервисы оценки позволяют получать достоверные и актуальные сведения о потенциальных поставщиках (исполнителях, подрядчиках).

В целях подтверждения надежности поставщика (исполнителя, подрядчика), а также недопущения финансовых рисков при взаимодействии с таким поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в рамках исполнения заключенного договора, ФАС и ФНС рекомендуют закрепить использование сервисов оценки в положениях о закупке организаций-заказчиков и использовать указанный сервис в рамках преддоговорных проверок контрагентов при определении единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а именно предусмотреть в положении о закупках перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при применении которых заказчик в обязательном порядке осуществляет проверку потенциального единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством сервисов оценки.

При этом в иных случаях закупок, при которых применение сервисов оценки не является обязательным в соответствии с положением о закупке, заказчик вправе определить сервисы оценки как дополнительный инструмент, позволяющий получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров (работ, услуг).

<Письмо> ФНС России N ЕД-17-31/1324, ФАС России N МШ/45087/25 от 15.05.2025

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

НМЦК при закупках медизделий: Минздрав пояснил, какие госконтракты можно учитывать для расчета При расчете цены (начальной цены) единицы медизделия, стоимости его гарантийного обслуживания и расходников можно учитывать сведения из реестра контрактов о сделках с единственным поставщиком.

По мнению ведомства, в порядке определения НМЦК нет ограничений по условиям проведения таких закупок. Заказчики вправе использовать также информацию об исполненных контрактах с единственным поставщиком, которые заключили по итогам малых электронных закупок, если по ним не взыскивали неустойки.

Письмо Минздрава России от 25.04.2025 N 25-3/4027

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Включение в РНП по Закону N 223-ФЗ: с 17 мая 2025 года изменится порядок проверки документов Установили, что центральный аппарат ФАС станет рассматривать документы, которые заказчики направляют для включения сведений об участнике или контрагенте в РНП, при НМЦД (цене лота) от 500 млн руб. Пока такая цена должна быть свыше 700 млн руб.

Также определили особенности рассмотрения документов при закупках для гособоронзаказа.

Напомним, порядок проверки документов действует с 11 февраля 2025 года. Он определяет сроки и правила взаимодействия с контролерами при уклонении от заключения договора, расторжении сделки в суде или одностороннем отказе отдельных заказчиков от ее исполнения.

Приказ ФАС России от 01.04.2025 N 220/25

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Рассмотрен вопрос о применении постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» В частности, сообщается, что планируется актуализировать порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденный приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н. <Письмо> Минздрава России от 28.04.2025 N 25-3/4066

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ВС РФ о списании неустойки по госконтракту: удержание пеней и штрафа означает их фактическую уплату Поставщику начислили штраф и пени за просрочку поставки. Он проигнорировал претензию, поэтому неустойку удержали из оплаты. Просьбу о списании 50% неустойки по Правилам N 783 заказчик отклонил.

Три инстанции поддержали заказчика. Обязанность по списанию 50% неустойки возникает, только если контрагент добровольно уплатил другую ее половину до конца финансового года. Поставщик же этого не сделал.

ВС РФ с выводом не согласился и взыскал с заказчика неосновательное обогащение. Суды не учли, что поставщик фактически уплатил 100% пеней и штрафа, поскольку их удержали из оплаты. У заказчика были основания списать половину начисленной суммы.

Определение ВС РФ от 21.04.2025 N 301-ЭС24-23009

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

Подрядчик выполнил социально значимые работы без контракта — суд взыскал оплату с госзаказчика Стороны заключили контракты на летнее содержание автодорог в области на период с апреля по октябрь. Во второй половине октября выпал снег, температура опустилась ниже нуля. Чтобы не допустить гололеда и обеспечить безопасность движения, подрядчик выполнил работы по зимнему содержанию дорог.

Заказчик отказал в оплате дополнительных объемов, поскольку они не предусмотрены в контрактах, а новые сделки на зимнее содержание дорог еще не заключали.

Три инстанции взыскали деньги и среди прочего отметили:

— спорные работы имели социальное значение. Их невыполнение могло привести к угрозе жизни и здоровью людей. Работы нельзя считать дополнительными. Их выполнили без контрактов на зимнее содержание, а не в рамках заключенных сделок. Работы нельзя было прекратить из-за непрерывности поддержания дорог в надлежащем состоянии;

— подрядчик уведомлял заказчика о работах после их завершения, но он не предпринял мер для приемки, не направил мотивированный отказ от нее. Из переписки сторон следует, что заказчик согласился с работами. Их качество он не оспаривал;

— подрядчик — единственная организация, которая отвечала за содержание дорог в области. Заказчик знал о том, какая была погода во второй половине октября, но не предпринял мер, чтобы обеспечить выполнение зимних работ по имеющимся контрактам, а также устранить последствия погодных явлений.

Постановление АС Поволжского округа от 22.04.2025 по делу N А55-24638/2024

Документ включен в информационные банки:
— Арбитражный суд Поволжского округа

Часть записей реестра российской промышленной продукции будут действовать 5 лет: проект Минпромторга По проекту срок действия записей из реестра российской промпродукции, которые сформировали на основании актов экспертизы ТПП, увеличат с 3 до 5 лет.

Новшество коснется и действующих реестровых записей, но только если они соответствуют требованиям Постановления N 719.

Общественное обсуждение инициативы завершится 19 мая.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу