Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 05.05.2025 по 12.05.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Видеосеминар: Заверение об обстоятельствах.
Возмещение потерь
В третьем фрагменте вебинара КонсультантПлюс, проведенного 11.04.2025, лектор расскажет о таких юридических инструментах, как заверение об обстоятельствах и возмещение потерь. Какие существуют отличия между ними? Как с их помощью пострадавшей стороне возместить затраты и убытки?

Лектор: Бевзенко Роман Сергеевич, действительный государственный советник юстиции РФ 2 класса, член рабочей группы по подготовке реформы ГК РФ, доктор юридических наук

Продолжительность лекции — 17:29 мин.

Видеосеминар: Заверение об обстоятельствах. Возмещение потерь

На стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля

 

Список товаров для параллельного импорта расширен С 1 мая 2025 года Минпромторг разрешил ввозить в РФ без согласия правообладателей, в частности, такие товары:

миксеры от PANASONIC. То же касается измельчителей пищи и соковыжималок;

электробритвы и машинки для стрижки волос от MOSER, PHILIPS и пр.;

мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндров более 800 куб. см от BMW, DUCATI, HONDA, KTM и т.д.

Есть и другие изменения.

Приказ Минпромторга России от 01.04.2025 N 1572

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Правила подачи заявления в ТПП о подтверждении форс-мажора по внутрироссийским договорам упрощены Чтобы засвидетельствовать форс-мажор по договорам в рамках внутрироссийской экономической деятельности, к заявлению в уполномоченную ТПП надо приложить среди прочего актуальную на дату подачи выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Речь идет о документе с сайта ФНС. Ранее требования об актуальности не было.

Кроме того, из перечня нужных документов исключены:

копия устава юрлица;

документ о назначении (избрании) его единоличного исполнительного органа, для ИП — копии 2-й и 3-й страниц общегражданского паспорта.

Уточнили также, что в электронном виде документы подаются через сайт https://lk.tpprf.ru/docflow/FMV/appeals/ ТПП РФ.

Есть и другие изменения.

См. также: Что предусмотреть в договоре на случай наступления форс-мажора

Постановление Совета ТПП РФ от 15.04.2025 N 74-19

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ВС РФ: в выдаче разрешения на строительство МКД могут отказать из-за дефицита инфраструктуры Компания планировала построить МКД в городе-курорте. Для этого она арендовала публичный участок и получила градостроительный план (ГПЗУ) в 2019 году. Через 2 года местные власти запретили точечную застройку МКД. Исключение — случаи, когда заявление о выдаче разрешения на строительство подано до вступления в силу запрета. Компания попросила разрешение в 2022 году. Его не выдали.

Три инстанции признали отказ незаконным. Чтобы получить разрешение, сведения из ГПЗУ можно использовать в течение 3 лет со дня выдачи, поэтому введенные через 2 года после этого ограничения не применяются.

ВС РФ не согласился. Запрет установили в том числе из-за острого дефицита социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Планируемый дом не будет обеспечен ими. В такой ситуации выдача разрешения нарушит интересы и права, в частности, будущих жильцов дома.

Если участок был предоставлен специально для постройки объекта, а это стало невозможно из-за принятия правовых актов в сфере градостроительства, то правообладатель земли может взыскать убытки.

Дело направили на новое рассмотрение.

Определение ВС РФ от 17.04.2025 N 308-ЭС24-20719

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам

Надзор за операторами по приему платежей: ЦБ РФ подготовил порядок применения мер при нарушениях По проекту Центробанк будет принимать решения, например, о штрафе не позже 40 рабочих дней с даты выявления нарушения. Штраф за первичное деяние составит до 500 тыс. руб. Если оператор в течение года снова не выполнит то же требование, то заплатит от 500 тыс. до 1 млн руб.

Предписание о применении меры ответственности ЦБ РФ направит оператору в течение 5 рабочих дней после даты решения. Если регулятор назначит штраф, то в предписании среди прочего укажет размер санкции и срок уплаты, а также обозначит реквизиты для перевода.

Есть и другие положения.

Напомним, Центробанк станет штрафовать операторов, например, за просрочку передачи поставщику информации о принятых в его пользу платежах. Исключение — ситуация, когда оператора за то же нарушение уже наказала отраслевая СРО. Правила заработают с 1 октября 2025 года.

Проект указания Банка России

Документ включен в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Кто звонил: Минцифры подготовило правила обязательной маркировки вызовов с бизнес-номеров Если инициатор телефонного вызова — компания или ИП (далее — инициатор), то оператор обязан передать на устройство пользователя данные о том, кто звонит. Речь идет об операторе, в сети которого начинается этот вызов. Такое правило заработает с 1 сентября 2025 года. Проектом хотят установить сроки, порядок, формат направления таких сведений, а также их состав.

Согласно поправкам информация об инициаторе должна включать:

— наименование юрлица или ИП либо товарный знак;

— категорию вызова (банк, реклама, недвижимость, доставка и т.д.). Проект содержит 38 таких категорий;

— дополнительную информацию, которая относится к деятельности инициатора.

Текст сообщения при вызове не должен превышать 32 символов. Передавать такие сведения мобильным операторам будут на основании договора об отображении информации.

В проекте указывается, какую информацию об инициаторе нужно направить мобильному оператору. Подробно регламентируется взаимодействие всех участников процесса.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

Минцифры разработало правила передачи сведений об абоненте для оперативно-разыскной деятельности Ведомство подготовило проект правил предоставления оператором связи сведений, запрошенных госорганом, который ведет оперативно-разыскную деятельность или обеспечивает безопасность РФ. Информация будет передаваться в течение 24 ч. по системе межведомственного электронного взаимодействия ответом на запрос.

Проект содержит перечни конкретных сведений, которые оператор связи обязан предоставить в зависимости от того, какая информация нужна. Так, при запросе о принадлежности номера телефона физлица список сведений следующий:

— Ф.И.О. абонента;

— дата рождения и место жительства;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность;

— дата заключения договора об оказании услуг;

— статус номера (активен или нет);

— последняя дата использования номера.

В проекте есть и другие изменения.

Публичное обсуждение завершат 2 июня 2025 года.

Проект постановления Правительства РФ

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Суд апелляционной инстанции не вправе уклониться от самостоятельной проверки и оценки, в том числе с опорой на материалы служебной проверки, указанных в апелляционной жалобе доводов о нарушениях, допущенных при составлении протокола судебного заседания суда первой инстанции

Не противоречащими Конституции РФ признаны взаимосвязанные положения статьи 74 и части третьей статьи 389.11 УПК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они:

не допускают возвращения судом апелляционной инстанции уголовного дела в суд первой инстанции в целях проверки наличия или отсутствия нарушений уголовно-процессуального закона при составлении протокола судебного заседания, что не исключает инициирования судом апелляционной инстанции служебной проверки в суде первой инстанции в части выяснения фактических обстоятельств составления протокола судебного заседания;

предполагают исследование материалов проведенной служебной проверки в судебном заседании суда апелляционной инстанции с соблюдением принципов непосредственности и устности при оценке относимости, допустимости и достоверности протокола судебного заседания.

Конституционный Суд отметил, в частности, что направление судом апелляционной инстанции запроса в суд первой инстанции для получения заключения служебной проверки (притом что уголовное дело остается в производстве суда апелляционной инстанции и к протоколам может быть обеспечен доступ в электронном виде) не нарушает принципа инстанционности и не порождает рисков коррекции в нижестоящем суде документов, правомерность и содержание которых подлежат оценке судом вышестоящей инстанции, а также позволяет получить дополнительное средство проверки обстоятельств ведения, составления (оформления) и подписания протокола судебного заседания в случаях, когда имеющимися средствами (например, аудиозаписью) сделать это невозможно.

Заключение служебной проверки и ее материалы, равно как и любые другие письменные документы, не могут иметь для суда апелляционной инстанции заранее установленной силы. Они не предопределяют выводов этого суда о законности и обоснованности обжалуемого судебного решения, а проверяются и оцениваются им исходя из заявленных стороной доводов о нарушениях порядка ведения и составления протокола судебного заседания, предположительно допущенных в суде первой инстанции.

Для проверки и оценки предполагаемых нарушений при составлении и подписании протокола судебного заседания суд апелляционной инстанции вправе не ограничиться оглашением (исследованием) заключения служебной проверки и ее материалов. Если они будут признаны судом недостаточными для вывода о наличии или отсутствии нарушений, а также для оценки их влияния на полноту и достоверность протокола судебного заседания, по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд полномочен заслушать лиц, составивших и подписавших протокол, непосредственно в заседании суда апелляционной инстанции в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона.

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.05.2025 N 19-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
В Госдуму поступил законопроект об уголовной ответственности для дропперов
В частности, предусматривается ответственность за передачу из корыстной заинтересованности клиентом оператора по переводу денежных средств предоставленного ему оператором по переводу денежных средств электронного средства платежа и (или) доступа к нему другому лицу для осуществления таким лицом неправомерных операций.

За совершение предусмотренных законопроектом деяний устанавливается наказание вплоть до шести лет лишения свободы со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Проект Федерального закона N 909076-8

Перейти к документу