Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 21.04.2025 по 28.04.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Видеосеминар: «Императивность и диспозитивность норм договорного права» | Во фрагменте вебинара КонсультантПлюс, проведенного 11.04.2025, лектор рассмотрит сложные вопросы договорного права. В частности, на основе судебной практики расскажет об императивности и диспозитивности норм права.
Лектор — Бевзенко Роман Сергеевич, действительный государственный советник юстиции РФ 2 класса, член рабочей группы по подготовке реформы ГК РФ, доктор юридических наук. Продолжительность видеосеминара — 37 минут. Поиск в КонсультантПлюс: на стартовой странице системы КонсультантПлюс выберите СВОЙ профиль и перейдите по ссылке «Видеосеминары». Далее откроется страница с самыми актуальными темами для соответствующего профиля
|
Видеосеминар: «Императивность и диспозитивность норм договорного права»
|
|
ЦБ РФ сохранил ключевую ставку на прежнем уровне |
Очередное заседание по ключевой ставке запланировано на 6 июня 2025 года.
|
<Информация> Банка России от 25.04.2025 Документ включен в информационный банк:
|
|
Единые правила уведомления властей о зрелищных мероприятиях заработают с 1 сентября 2025 года
|
Организатор станет сообщать исполнительному органу субъекта РФ и местным властям о предстоящем зрелищном мероприятии. Порядок и форму уведомления, а также категории событий, для которых оно не нужно, установит правительство (с. 2 и 5 — 7 закона).
В уведомлении надо указывать:
Если событие отменят, заменят или перенесут, то организатор сразу сообщит об этом упомянутым органам. То же касается изменения тематики, места, числа посетителей и др. Адресат документально подтвердит, что получил уведомление. Он также известит ряд других органов и учреждений, чтобы те обеспечили охрану общественного порядка, оказание неотложной медпомощи и т.д. (с. 7 закона). Есть и другие поправки. Сейчас сходные правила действуют при организации публичных мероприятий. В ряде субъектов РФ, например в Москве и Санкт-Петербурге, есть свои требования к уведомлению о массовых мероприятиях. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статьи 20.2 и 37 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
Расширен перечень подлежащих обязательному контролю операций с денежными средствами или иным имуществом на сумму от 1 млн рублей | На кредитные организации возлагается обязанность направлять в Росфинмониторинг в том числе сведения: о зачислении денежных средств на счет или списании денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий; о покупке и продаже физическим лицом инвестиционных драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов; о покупке и продаже индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом драгоценных металлов в слитках, монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов.
Кроме того, утратившими силу признаны нормы, согласно которым обязательному контролю подлежали получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, а также внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме. Начало действия документа — 20.08.2025. В соответствии со статьей 2 данный документ вступает в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 21.04.2025).
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Документ включен в информационный банк: |
|
Макропруденциальные лимиты по ипотеке и автокредитам заработают с 1 июля 2025 года |
Центробанк установил на III квартал 2025 года макропруденциальные лимиты (МПЛ) на уровне, который не снизит выдачу самой рискованной ипотеки.
Речь идет о кредите с показателем долговой нагрузки потребителя-дольщика более 50% и первоначальным взносом максимум 20%. МПЛ для банков с универсальной лицензией по такой ипотеке составит 2%. В том же квартале по целевым и другим автокредитам с показателем долговой нагрузки потребителя свыше 50, но до 80% включительно лимиты будут равны 20%. Ограничение станут соблюдать банки с универсальной лицензией и МФО. Регулятор принял и другие меры. Напомним, МПЛ – это максимальная доля, в частности, выдачи физлицам отдельных видов кредитов и займов в общем объеме выдачи финпродуктов данного вида в конкретном банке или МФО. В части потребительских автокредитов и ипотеки ЦБ РФ вправе устанавливать МПЛ с 1 апреля 2025 года. Это не касается ипотеки, например, судов внутреннего плавания.
|
Решение Совета директоров Банка России от 24.04.2025
Документ включен в информационный банк: Начало действия документа — 01.07.2025 Информация Банка России от 24.04.2025
|
|
Самозапрет на новые сим-карты и отказ от рассылок: Минцифры подготовило порядок передачи сведений | Если оператор получит запрос на заключение нового договора об оказании услуг мобильной связи, хотя физлицо ввело самозапрет, то сразу уведомит такого абонента об отказе. Планируется, что оператор сообщит это одним из ряда способов. Среди них: по СМС, через мобильное приложение оператора или в салоне связи (абз. 3 — 6 п. 1 проекта изменений).
Для любых абонентов (не только физлиц) хотят перечислить способы отказа от рассылок. Это можно будет сделать, например, лично, через мобильное приложение оператора или по электронной почте. Оператор по общему правилу прекратит рассылку на следующий календарный день после подачи заявления. Сходные нормы введут для отказа от массовых вызовов (п. 2 проекта изменений). Публичное обсуждение поправок завершат 15 мая. Напомним, физлица смогут устанавливать самозапрет с 1 сентября 2025 года. Отказ от массовых вызовов допустим с той же даты, а от рассылок – с 1 августа 2025 года.
|
Проект постановления Правительства РФ | |
Договор на услуги связи: интересные судебные споры за 2022 — 2024 годы | Может ли оператор в одностороннем порядке менять условия тарифа или переводить абонентов на другие тарифы?
Взыщут ли убытки с оператора, который предоставил третьим лицам доступ к номеру абонента? Ответы на эти вопросы читайте в обзоре.
|
Обзор: «Договор на услуги связи: интересные судебные споры за 2022 — 2024 годы»
Документ включен в информационный банк: |
|
Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за I квартал 2025 года |
Можно ли повторно обратиться с требованием о снятии исполнительского иммунитета?
Продадут ли квартиру физлица-банкрота целиком, если в ней есть доли членов семьи? Почему требования к солидарным должникам следует выставлять одним лотом? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре.
|
Обзор: «Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за I квартал 2025 года»
Документ включен в информационный банк: |
|
Банкротство: Верховный суд обобщил практику за 2024 год |
В обзор вошли позиции коллегии по экономическим спорам по широкому кругу вопросов: от возбуждения дела о банкротстве и сроков оспаривания сделок до возмещения судебных расходов и особенностей участия деле арбитражного управляющего.
|
Лента новостей для юриста от 26.05.2025
|
|
Расширяется перечень лиц, которым может быть выдан сертификат ключа проверки электронной подписи | Так, подписанным законом для государственных органов предусмотрена возможность обратиться в удостоверяющий центр с заявлением на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи.
На Федеральное казначейство возложены полномочия по формированию и ведению в качестве государственного информационного ресурса перечня государственных органов, сведения о которых не включены в единый государственный реестр юридических лиц, а также по хранению и обеспечению круглосуточного беспрепятственного доступа к такому перечню. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр будет обязан установить наименование и адрес государственного органа, включенного в вышеназванный перечень, а также получить от лица, выступающего от имени заявителя — государственного органа, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 94-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи»
Документ включен в информационный банк: |
|
Оказание услуг по охране труда: с 1 сентября изменятся правила корректировки сведений в реестре | В частности, срок рассмотрения заявления и документов, принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации, а также уведомления заявителя о принятом решении сокращается с 25 до 15 рабочих дней.
Также предусматривается, что направление в том числе заявления о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется только в виде электронного документа посредством Единого портала госуслуг. Уточняется, что формирование и ведение реестра осуществляются в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 18.04.2025 N 521
Документ включен в информационный банк: |
|
Минфин информирует о продлении до 1 марта 2026 года срока проведения эксперимента по предоставлению комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн» | Эксперимент по предоставлению комплексного сервиса по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи юридического лица и индивидуального предпринимателя, открытию расчетного счета и заключению договора дистанционного банковского обслуживания проводится с 1 марта 2024 года на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2024 N 144. | <Письмо> Минфина России от 21.03.2025
Документ включен в информационный банк:
|
|
Реструктуризация долгов по кредитам на ИЖС: Центробанк советует проводить ее в ряде случаев |
ЦБ РФ рекомендует банкам поддерживать граждан, которые для личных нужд взяли ипотеку и столкнулись с нарушениями подрядчиков по ИЖС. Каждый такой случай лучше оценивать индивидуально с учетом социального статуса заемщика, наличия у него иного помещения для постоянного проживания и т.д.
В зависимости от ситуации можно использовать разные формы реструктуризации. Среди прочего банки вправе:
При особых обстоятельствах можно частично или полностью простить долг. Также регулятор советует не считать реструктуризацию долгов упомянутых граждан негативным фактором, например, при расчете индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории. Центробанк обозначил и другие аспекты.
|
Информационное письмо Банка России от 21.04.2025 N ИН-03-59/82
Документ включен в информационный банк: |
|
Внесены уточнения в некоторые акты Правительства РФ, регулирующие порядок организации и осуществления Ростехнадзором федерального государственного надзора | В частности, сокращены сроки рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц при осуществлении надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, дополнен перечень профилактических мероприятий при осуществлении надзора в области промышленной безопасности, установлен порядок консультирования должностным лицом территориального органа Ростехнадзора по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного энергетического надзора, и прочее.
Начало действия документа — 27.04.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 18.04.2025 N 522
Документ включен в информационный банк: |
|
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Ростехнадзором федерального государственного надзора в области промышленной безопасности | Таким индикатором будет являться в числе прочего непредставление юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим опасный производственный объект, документов, необходимых для его перерегистрации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Начало действия документа — 03.05.2025. |
Приказ Ростехнадзора от 25.12.2024 N 421 «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, <…>»
Документ включен в информационный банк:
|
|
Лица недружественных иностранных государств должны будут принять финансовые обязательства и предоставить иные гарантии добросовестного и ответственного осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ | Президент РФ поручил внести в законодательство РФ изменения, направленные на установление порядка согласования сделок (операций), в результате совершения которых лица недружественных иностранных государств приобретают недвижимое имущество в целях осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ, право распоряжаться акциями (долями в уставных капиталах) хозяйственных обществ, иные права, позволяющие определять условия управления хозяйствующими субъектами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности, предусмотрев в том числе:
учет обстоятельств прекращения (сокращения) и (или) продолжения после 22 февраля 2022 г. предпринимательской деятельности на территории РФ; учет особенностей субъектов предпринимательской деятельности, являющихся лицами недружественных иностранных государств и планирующих осуществлять такую деятельность на территории РФ; приоритет интересов отечественных хозяйствующих субъектов, которые после 22 февраля 2022 г. начали или продолжили предпринимательскую деятельность на территории РФ в соответствующих сферах. Также должны быть определены особенности осуществления иностранными инвесторами права на обратный выкуп отчужденных ими после 22 февраля 2022 года на нерыночных условиях акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, обеспечив защиту прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц, являющихся владельцами этих акций (долей в уставных капиталах). Кроме того, поручено утвердить и на постоянной основе актуализировать перечень лиц недружественных иностранных государств, которые после 22 февраля 2022 г. прекратили (сократили) предпринимательскую деятельность на территории РФ, предусмотрев включение в этот перечень информации об условиях прекращения (сокращения) данной деятельности, акционерах (участниках) таких лиц и их бенефициарных владельцах, а также иной информации.
|
«Перечень поручений по итогам пленарного заседания съезда Российского союза промышленников и предпринимателей» (утв. Президентом РФ 18.04.2025)
Документ включен в информационный банк: |
|
В Госдуму внесен законопроект о запрете рекламы эзотерических услуг и духовных практик | Речь идет о рекламе услуг алхимиков, астрологов, магов, нумерологов, нутрициологов, регрессологов и иных лиц. В Федеральном законе «О рекламе» предлагается закрепить соответствующую терминологию и определение различных эзотерических услуг, реклама которых не допускается.
Также планируется блокировать ресурсы, которые содержат предложения о предоставлении таких услуг.
|
Паспорт проекта Федерального закона N 901048-8
Документы включены в информационный банк: |
|
Критерии для блокировки сайтов за пропаганду «чайлдфри» начнут действовать с 1 сентября 2025 года |
Роскомнадзор внесет в реестр запрещенных страницу, сайт или другой ресурс, если выявит сведения, которые:
Новшество не коснется информации научно-медицинского характера, но только если она не подпадает под эти критерии. Есть и другие изменения. Напомним, за интернет-пропаганду отказа от деторождения компании грозит штраф от 1 млн до 4 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Приказ Роскомнадзора от 10.03.2025 N 58
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлен перечень случаев формирования составов персональных данных, полученных в результате их обезличивания, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить их принадлежность конкретному субъекту | Перечень формируются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Перечни формируются в установленных случаях, в частности, по поручениям Президента РФ, Председателя Правительства РФ или его заместителей, по решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, решению директора ФСБ. Такими случаями являются, в числе прочего: угроза возникновения или возникновение ЧС природного и техногенного характера на определенной местности; реализация государственной политики в области противодействия терроризму; введение ограничительных мероприятий (карантина) на территориях субъектов РФ для предупреждения распространения инфекционных заболеваний (отравлений); проведение статистических или иных исследований в целях выработки и реализации государственной политики в сфере туризма. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 24.04.2025 N 538 «Об утверждении перечня случаев формирования составов персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных <…>»
Документ включен в информационный банк: |
|
Обеспечение единства измерений: даны рекомендации по организации работ |
1 марта 2025 года вступили в силу поправки к Закону о единстве измерений. Минпромторг подготовил материал, который поможет хозсубъектам соблюсти новые требования и эффективно выполнять работы.
В рекомендациях есть информация по таким вопросам:
Ведомство отметило, что с 1 марта этого года методика измерения в сфере госрегулирования должна быть не только аттестована, но и внесена в Федеральный фонд единства измерений. С этой же даты первичная поверка средств измерений для сферы госрегулирования проводится лишь однажды – до их ввода в эксплуатацию. Все последующие поверки – периодические. Калибровку средств измерений рекомендовано проводить в своих или сторонних лабораториях, которые подтвердили компетентность в национальной системе аккредитации или в Российской системе калибровки.
|
<Письмо> Минпромторга России от 31.03.2025 N АГ-35953/10 «О направлении Рекомендаций по организации работ в области обеспечения единства измерений»
Документ включен в информационный банк: |
|
Государственный контроль за оборотом древесины: введен очередной индикатор риска | Основанием для контрольных мероприятий станет то, что хозсубъект – участник сделки с древесиной и продукцией ее переработки не внес во ФГИС ЛК (до 2025 года – ЛесЕГАИС) сведения о местах и пунктах хранения этих материалов. Приказ вступит в силу 27 апреля 2025 года.
Новый индикатор заменит действующий, который перестанут применять с указанной даты. Речь идет о случаях, когда по данным информсистемы объем древесины, проданной за последние 3 календарных года, выше суммарного объема заготовленной и приобретенной за тот же период. Отмена индикатора связана с его низкой эффективностью (менее 75%). Напомним, после вывоза древесины из лесосеки ее можно хранить только на учтенных в лесном госреестре складах, которые соответствуют требованиям. Несоблюдение этих правил влечет штраф: от 100 тыс. до 200 тыс. руб. – для юрлиц, от 50 тыс. до 100 тыс. руб. – для ИП, от 25 тыс. до 50 тыс. руб. – для должностных лиц. Начало действия документа — 27.04.2025.
|
Приказ Минприроды России от 13.03.2025 N 101
Документ включен в информационный банк: |
|
Если решение призывной комиссии о призыве на военную службу не было исполнено в конкретный период проведения призыва, указанное решение подлежит исполнению в следующие периоды осуществления призыва на военную службу в течение одного года со дня, в котором оно было принято | Призывная комиссия субъекта РФ имеет право отменить данное решение призывной комиссии о призыве на военную службу в случае, если на день его исполнения возникли обстоятельства, являющиеся основанием для принятия иного решения, а именно: о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Также определено, что решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара может создаваться одна призывная комиссия в двух и более муниципальных районах, муниципальных и городских округах, городах федерального значения. Установлено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях и не менее шести месяцев участвовавшие в боевых действиях, выполнявшие задачи при проведении контртеррористических операций или при использовании добровольческих формирований за пределами территории РФ, а также в указанный период находившиеся на лечении либо в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного в связи с участием в боевых действиях, выполнением задач при проведении контртеррористических операций или при использовании добровольческих формирований за пределами территории РФ. Кроме того, от призыва на военную службу освобождаются граждане РФ, не пребывающие в запасе: прошедшие военную службу в Вооруженных Силах ДНР, воинских формированиях и органах ДНР или в Народной милиции ЛНР, воинских формированиях и органах ЛНР; принимавшие не менее шести месяцев участие в боевых действиях в составе воинских формирований ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 года. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ: утверждение итогов аудита и ревизий не означает одобрения крупных премий директору АО
|
Компания просила суд взыскать убытки с бывшего гендиректора. Он менее чем за 3 года среди прочего назначил себе премии на сумму более 48 млн руб. Три инстанции отказали: общее собрание акционеров согласовало результаты ревизионных и аудиторских проверок, а значит, одобрило выплаты. ВС РФ отметил, что в бухотчетности и аудиторском заключении были сведения об общем размере выплат работникам без распределения среди конкретных лиц. На заседании совета директоров и годовом заседании общего собрания акционеров вопрос об одобрении премий гендиректору не обсуждали. Следовательно, акционеры не знали об этих выплатах и не могли одобрить их путем утверждения данных документов. Директор не вправе без согласия акционеров или, например, наблюдательного совета определять условия выплаты вознаграждения за свою работу. То же касается суммы вознаграждения и ее пересмотра. В таких ситуациях применяют правила о сделках с заинтересованностью. ВС РФ уже приходил к сходным выводам, когда рассматривал спор между ООО и его гендиректором. Дело направили на новое рассмотрение.
|
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2025 N 305-ЭС24-22998 по делу N А40-215730/2023
Документ включен в информационный банк:
|
|
ВС РФ напомнил: взыскание убытков со страховщика не исключает неустойки и штрафа по Закону об ОСАГО |
Страховая компания вместо ремонта автомобиля выплатила гражданину деньги. Тот не согласился с изменением формы возмещения и его суммой. Три инстанции обязали компанию среди прочего возместить убытки в размере действительной стоимости ремонта. Однако суды не стали взыскивать неустойку и штраф. По мнению ВС РФ, присуждение таких убытков не исключает взыскания неустойки и штрафа по Закону об ОСАГО за нарушение обязательств по ремонту. Эти санкции:
ВС РФ уже приходил к аналогичным выводам.
|
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2025 N 50-КГ24-8-К8
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 января 2026 года вступает в силу Закон «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» | Закон предусматривает в том числе:
основные формы увековечения памяти жертв геноцида советского народа; полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти жертв геноцида советского народа; создание национального оператора по увековечению памяти жертв геноцида советского народа. Начало действия документа — 01.01.2026.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 74-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Деятельность по осуществлению торговли через автоматы включена в перечень видов деятельности, которые могут осуществляться в пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ Кроме того, уточнено, что в пределах воздушных пунктов пропуска через государственную границу РФ может осуществляться деятельность на складах, таможенных складах, складах временного хранения и в иных местах временного хранения.
|
Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2025 N 993-р
Документ включен в информационный банк:
|
||
О финансовых санкциях за несвоевременную доставку перевозчиком цистерн на железнодорожный путь необщего пользования грузополучателя
Индивидуальный предприниматель (грузополучатель) обратился с иском к перевозчику о взыскании пени за несвоевременную доставку цистерн в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, собственником которого он являлся. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.04.2025 N Ф04-6308/2024 по делу N А45-20977/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
О расторжении договора о совместной деятельности и взыскании неосновательного обогащения по истечении срока исковой давности
В рамках договора о совместной деятельности общество (застройщик) расселило собственников и нанимателей жилых помещений из многоквартирного дома, подлежащего сносу, однако городская мэрия не исполнила свою обязанность по предоставлению земельного участка для строительства торгового здания. Общество обратилось к мэрии с иском о расторжении договора о совместной деятельности и взыскании неосновательного обогащения в размере стоимости приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.04.2025 N Ф04-640/2025 по делу N А45-10595/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
Об оспаривании сделки должника, совершенной в пределах двух месяцев до возбуждения дела о банкротстве последнего («периода подозрительности»)
Финансовый управляющий должником обратился с заявлением о признании недействительными действий последнего по передаче ответчику земельного участка в счет погашения долга по договору займа во исполнение мирового соглашения и восстановлении права собственности должника на земельный участок. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2025 N Ф04-92/2025 по делу N А46-14332/2023
Документ включен в информационный банк: |
||
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО | |||
Подписан закон о признании иностранными агентами лиц, которые оказывают содействие в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует Закон расширяет виды деятельности для целей признания лиц иностранными агентами и относит к таким видам деятельности: оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности РФ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 275.1, 276, 276.1 и 284.3 УК РФ); вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1, 1.1 и 2 части 6 статьи 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или финансирование деятельности, указанной в пунктах 1, 1.1, 2 и 2.1 части 6 статьи 4 указанного федерального закона. Начало действия документа — 02.05.2025.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 89-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о запрете осуществления образовательной деятельности организациями, признанными иностранными агентами Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности прекращается при включении лицензиата в реестр иностранных агентов. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность. Физическое лицо, включенное в реестр иностранных агентов, не может входить в органы управления госкорпораций. Некоммерческая организация, включенная в реестр иностранных агентов, не может быть включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, который ведется в соответствии с подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Иностранный агент не вправе получать муниципальную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности. Расширен перечень лиц, которые должны сопровождать производимые и (или) распространяемые ими материалы указанием на статус иностранного агента. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 9 и 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
Документ включен в информационный банк: |
||
Сокращен срок включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования Срок издания распоряжения о включении в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, сокращен с 14 до 10 рабочих дней. Кроме того, не потребуется представлять в Минюст России копии учредительных документов юридического лица или предъявлять оригиналы таких документов. Также установлено, что при нарушении порядка предоставления разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование решений Минюста России, действий (бездействия) должностных лиц и федеральных государственных гражданских служащих Минюста России в порядке, установленном Минюстом России. Начало действия документа — 26.04.2025 (за исключением отдельных положений). Данный документ вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 18.04.2025).
|
Документ включен в информационный банк: |
||
Даны разъяснения по вопросу предоставления сведений из ЕГРН в виде выписки об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости Сообщается, в частности, что в записях ЕГРН аренда недвижимого имущества отображается как ограничение права и обременение объекта недвижимости. При этом арендодатель является лицом, права которого ограничиваются, обременяются арендой, а арендатор — лицом, в пользу которого зарегистрированы ограничение права, обременение объекта недвижимости. Исходя из изложенного, учитывая пункт 233 Порядка заполнения форм выписок из ЕГРН, утвержденного Приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329, в выписке из ЕГРН об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости, выданной по запросу арендатора недвижимого имущества, должны отображаться в том числе сведения об аренде этого недвижимого имущества (в случае если аренда зарегистрирована в ЕГРН). |
<Письмо> Росреестра от 27.03.2025 N 13-00429/25 Документ включен в информационный банк: |
||
Конституционный Суд уточнил особенности применения положений Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» при продаже имущества унитарного предприятия Отмечено, в частности, что основным законом о приватизации является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», однако подпункт 9 пункта 2 статьи 3 данного федерального закона исключает из сферы его действия отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Однако специальный федеральный закон, регулирующий такие отношения, не принят. В отсутствие специального регулирования сложился основанный на конституционном принципе защиты конкуренции подход, в соответствии с которым согласие собственника имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на его отчуждение целевым образом без проведения торгов недопустимо, так как является нарушением статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Порядок продажи недвижимого имущества унитарных предприятий закрепляется в правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Но в случаях, когда такой порядок не утвержден, отчуждение имущества должно осуществляться с согласия собственника при условии проведения торгов в силу упомянутого конституционного принципа защиты конкуренции. Обязательное проведение торгов выступает ограничением права унитарного предприятия на свободу осуществления предпринимательской деятельности, равно как и права публичного собственника по своему усмотрению определять юридическую судьбу имущества и не вступает в противоречие с конституционным принципом соразмерности ограничения прав на основании закона, поскольку за счет предоставления всем заинтересованным лицам равного доступа к муниципальному имуществу поддерживается конкуренция, обеспечивается профилактика правонарушений коррупционной направленности, что способствует максимальной эффективности использования публичной собственности в интересах населения соответствующего публично-правового образования. Отмечено, что согласие собственника на отчуждение недвижимого имущества унитарного предприятия не может быть произвольным. Собственник обязан учитывать значение такого имущества для предприятия и оценивать необходимость имущества в осуществлении предприятием уставных видов деятельности. Если продажа имущества приведет к невозможности осуществления предприятием уставной деятельности, переход такого имущества в частную собственность возможен только путем преобразования унитарного предприятия в хозяйственное общество. Таким образом, подпункт 9 пункта 2 статьи 3, пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 1 и пункт 5 статьи 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не противоречат Конституции РФ, поскольку они: допускают возможность продажи унитарным предприятием закрепленного за ним недвижимого имущества с согласия собственника такого имущества без использования процедур, предусмотренных указанным федеральным законом, при условии если это отчуждение не является способом обхода требований законодательства о приватизации или злоупотреблением правом на отчуждение унитарным предприятием в частную собственность закрепленного за ним имущества и проводится на торгах; предполагают заключение договора купли-продажи и с единственным участником таких торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если положениями нормативного правового акта, регулирующего проведение этих торгов, или содержанием документации о торгах прямо не предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и (или) применяются иные формы реализации соответствующего имущества.
|
Документ включен в информационные банки: -Решения высших судов
|
||
Правительство утвердило общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами, а также общие исключения в отношении соглашений о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных результатов
Хозяйствующие субъекты — стороны соглашения между покупателями и продавцами или соглашения о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных и (или) научно-технических результатов вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта такого соглашения установленным общим исключениям. Не соответствующие общим исключениям соглашения о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных результатов могут быть признаны допустимыми, если они соответствуют условиям, определенным частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции». Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Документ включен в информационный банк: |
||
УГОЛОВНОЕ ПРАВО | |||
Усилена ответственность за отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства За совершение преступлений, предусмотренных статьями 280.3, 284.2, 284.3 УК РФ (если преступления совершены из корыстных побуждений), введена конфискация имущества. Кроме того, соответствующие составы преступлений дополнены новыми квалифицирующими признаками — совершение преступлений из корыстных побуждений или по найму. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
|
ФЗ от 21.04.2025 N 90-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
Установлена уголовная ответственность за несообщение в органы власти о преступлениях диверсионной направленности Речь идет об ответственности за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое, по достоверно известным сведениям, готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 281, 281.1, 281.2, 281.3 УК РФ. Начало действия документа — 02.05.2025.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 102-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
ПРАВОСУДИЕ | |||
Верховный суд обобщил практику коллегий и опубликовал 2 тематических обзора
В первый обзор вошло более 60 дел, рассмотренных коллегиями по гражданским, административным, уголовным делам, экономическим спорам, коллегией по делам военнослужащих. Отдельный раздел посвящен практике по КоАП РФ.Второй обзор посвящен практике привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В него вошло 39 правовых позиций по вопросам квалификации нарушений, исчисления сроков давности и др. В третий обзор включены правовые позиции по банкротным спорам за 2024 год. Подробнее о содержании каждого документа мы расскажем в ближайшее время.
|
Лента новостей КонсультантПлюс для юриста от 25.04.2025 | ||
Закреплена возможность проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести в отсутствие подсудимого, который находится за рубежом и (или) уклоняется от явки в суд К таким делам отнесены дела о преступлениях, предусмотренных в том числе статьями: 205.2 частью первой, 207.1, 207.2, 207.3 частью первой, 212 частью третьей, 243.4 УК РФ и некоторыми другими. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 101-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
В Пермском крае упраздняется Косинский районный суд Относящиеся к ведению указанного суда вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию Кочевского районного суда Пермского края. В составе Кочевского районного суда будет образовано постоянное судебное присутствие в селе Коса Косинского района Пермского края. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения об упразднении Косинского районного суда и образовании постоянного судебного присутствия вступают в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 78-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
||
В Кемеровской области упраздняется Ленинск-Кузнецкий районный суд Относящиеся к ведению указанного суда вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области. Юрисдикция Ленинск-Кузнецкого городского суда распространяется на город областного подчинения Ленинск-Кузнецкий и территорию Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в границах, существующих на день вступления в силу настоящего федерального закона. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения об упразднении Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области вступают в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
|
Федеральный закон от 21.04.2025 N 79-ФЗ «Об упразднении Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области»
Документ включен в информационный банк: |
||
Даны разъяснения по вопросу возможности допуска к квалификационному экзамену претендента, прошедшего стажировку у адвоката, в случае если стажировка осуществлялась на условиях неполного рабочего времени или совместительства Сообщается, что согласно абзацу третьему пункта 1.2 решения Совета Федеральной палаты адвокатов от 10 декабря 2003 года об отчислениях в адвокатскую палату от адвокатов с приостановленным статусом и стажеров (в редакции решения Совета Федеральной палаты адвокатов от 22 марта 2021 года), являющегося в силу пункта 7 статьи 35 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов, лицо, поступающее на работу стажером, должно подтвердить факт прекращения трудовых отношений по предыдущему месту работы (кроме лиц, впервые поступающих на работу). Данное требование означает, что стажировка должна являться основным местом работы лица, претендующего на допуск к квалификационному экзамену на приобретение статуса адвоката. В связи с этим комиссия приходит к выводу о том, что лицо, прошедшее стажировку на условиях неполного рабочего времени или совместительства, не может быть допущено к квалификационному экзамену на приобретение статуса адвоката.
|
«Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации <…>» (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 17.04.2015, протокол N 4)
Документ включен в информационный банк: |
||
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||
Утверждены Порядок заключения инфраструктурного договора в целях развития социальной инфраструктуры города Тюмени, Методика расчета размера финансирования мероприятий в целях развития социальной инфраструктуры города Тюмени, а также типовые (примерные) формы инфраструктурного договора в целях развития социальной инфраструктуры города Тюмени
Порядком установлена процедура подготовки, рассмотрения, подписания инфраструктурного договора, заключаемого между лицом, заинтересованным во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени и (или) в изменении утвержденной документации по планировке территории (далее — застройщик), и муниципальным образованием городской округ город Тюмень в целях развития социальной инфраструктуры города Тюмени (далее — Договор). Застройщик участвует в развитии социальной инфраструктуры города в форме безвозмездного финансирования мероприятий в целях развития социальной инфраструктуры города за счет собственных (привлеченных) средств либо безвозмездного создания (строительства) за счет собственных (привлеченных) средств отдельно стоящего социального объекта или встроенно-пристроенных помещений в составе планируемого к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства жилого/нежилого назначения в целях размещения и эксплуатации социального объекта. В целях заключения Договора застройщик направляет в Администрацию города запрос о нормативной потребности в социальных объектах, расположенных в планировочном районе, в пределах границ которого расположен(ы) земельный(ые) участок(ки) застройщика и на котором(ых) планируется(ются) к строительству объект капитального строительства жилого назначения либо жилой комплекс. Администрация в течение 30 рабочих дней со дня регистрации запроса рассматривает его и определяет форму участия застройщика в развитии социальной инфраструктуры, подготавливает и направляет застройщику проект Договора. Застройщик направляет проект Договора, подписанный со своей стороны, в Администрацию города. При отсутствии оснований для возврата проекта Договора Администрация города осуществляет подписание проекта Договора и его регистрацию и направляет (вручает) застройщику подписанный Договор.
|
Постановление Администрации города Тюмени от 18.04.2025 N 35-пк «О Порядке заключения инфраструктурного договора в целях развития социальной инфраструктуры города Тюмени» (вместе с «Методикой расчета размера финансирования мероприятий в целях развития социальной инфраструктуры города Тюмени»)
Документ включен в информационный банк: |
||
О внесении изменений в статью 2 Закона Тюменской области «Об использовании копии Знамени Победы в Тюменской области»
Закон дополнен нормой, предусматривающей положения о подъеме (размещении) копии Знамени Победы рядом с другими флагами.
|
Закон Тюменской области от 24.04.2025 N 41
Документ включен в информационный банк:
|
||
О преобразовании сельских поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района Тюменской области, и о внесении изменений в отдельные законы Тюменской области
Муниципальные образования Андреевское сельское поселение, Богандинское сельское поселение, Боровское сельское поселение, Винзилинское сельское поселение, Горьковское сельское поселение, Ембаевское сельское поселение, Каменское сельское поселение, Каскаринское сельское поселение, Кулаковское сельское поселение, Мальковское сельское поселение, Московское сельское поселение, Муллашинское сельское поселение, Наримановское сельское поселение, Новотарманское сельское поселение, Онохинское сельское поселение, Переваловское сельское поселение, Салаирское сельское поселение, Успенское сельское поселение, Червишевское сельское поселение, Чикчинское сельское поселение преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование со статусом муниципального округа — Тюменский муниципальный округ Тюменской области с административным центром в городе Тюмени. Внесены соответствующие изменения в Законы Тюменской области от 04.11.1996 N 53 «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области», от 05.11.2004 N 263 «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения». Начало действия документа — 04.05.2025 <*>. <*> Внимание! В соответствии с ч. 1 ст. 8 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 24.04.2025). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу.
|
Закон Тюменской области от 24.04.2025 N 34 «О преобразовании сельских поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района Тюменской области, и о внесении изменений в отдельные законы Тюменской области»
Документ включен в информационный банк: |
||
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ | |||
Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2025 — 2028 годы»
Определены сроки, задачи, целевые показатели, объемы и источники финансирования программы. Целью программы является совершенствование мер по профилактике коррупционных правонарушений в исполнительных органах ЯНАО, органах местного самоуправления муниципальных образований в ЯНАО. Задачами, в частности, являются: совершенствование организационных и правовых механизмов профилактики коррупционных правонарушений в автономном округе; повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Целевыми показателями реализации, в частности, являются: доля обращений граждан, принятых аппаратом Губернатора автономного округа, о фактах коррупции, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения, от общего количества обращений о фактах коррупции (%); доля сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих автономного округа, в отношении которых проведен анализ, от общего количества сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих автономного округа (%). Программа будет исполняться в 2025 — 2028 годы.
|
Постановление Правительства ЯНАО от 21.04.2025 N 231-П «Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2025 — 2028 годы»
Документ включен в информационный банк: |
||
Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе на I квартал 2025 года
В частности, в г. Салехарде средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений на первичном рынке жилья с черновой отделкой составляет 176,96 тыс. руб., с чистовой отделкой — 217,29 тыс. руб.; в г. Губкинский — 132,10 тыс. руб. и 162,21 тыс. руб. соответственно; в г. Лабытнанги — 176,96 тыс. руб. и 217,29 тыс. руб. соответственно; в г. Муравленко — 130,79 тыс. руб. и 160,60 тыс. руб. соответственно. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке жилья в г. Салехарде составит 160,19 тыс. руб., в г. Губкинский — 137,56 тыс. руб., в г. Лабытнанги — 122,59 тыс. руб., в г. Муравленко — 93,72 тыс. руб.
|
Постановление Правительства ЯНАО от 24.04.2025 N 239-П
Документ включен в информационный банк: |