Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 31.03.2025 по 07.04.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
Самые важные новости для юриста за март |
Увеличилось количество мер предварительной защиты при оспаривании ряда нормативных актов. Случаев проверки достоверности сведений при их включении в ЕГРЮЛ стало меньше. Заработал сервис, позволяющий установить самозапрет на кредиты. Об этом и не только читайте в нашем обзоре.
|
Лента новостей КонсультантПлюс для юриста от 31.03.2025 | |
Узнать, сколько мобильных номеров зарегистрировано на человека, поможет новый сервис на Госуслугах | Минцифры сообщило, что 1 апреля в 20:00 по московскому времени запустят сервис «Сим-карты». Он покажет физлицу-пользователю Госуслуг, сколько номеров за ним числится и какие это номера. Таким образом, человек сможет быстро убедиться, что на него не оформлены «серые» сим-карты.
Также сервис позволит заблокировать лишние или подозрительные сим-карты либо приостановить их обслуживание. Это можно будет сделать, если оператор связи пользователя подключится к дополнительным функциям сервиса. Напомним, с 1 апреля 2025 года операторы связи по общему правилу вправе выделить, а абоненты из числа юрлиц или ИП – предоставить в пользование одному гражданину РФ суммарно не более 20 номеров.
|
Информация Минцифры России от 31.03.2025 | |
Подписан закон о мерах по противодействию телефонному мошенничеству и мошенничеству, совершаемому с использованием сети «Интернет» |
частности, законом: вводится обязательная маркировка звонков от организаций; служащим Банка России, сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам запрещается общаться с гражданами через иностранные мессенджеры; устанавливается запрет на передачу SIM-карт третьим лицам, за исключением членов семьи и близких родственников абонента; предусматривается право абонента отказаться от получения рассылок и массовых вызовов; для граждан вводится возможность установления запрета на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи без личного присутствия. Запрет можно будет установить через Единый портал госуслуг или при обращении в МФЦ, а снять — только при личном посещении МФЦ. Кроме этого, закреплены мероприятия по противодействию выдаче наличных без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов. Так, кредитная организация должна ограничить на 48 часов выдачу наличных денежных средств на сумму не более 50 тысяч рублей в сутки через банкомат, если выявит признаки выдачи денежных средств без добровольного согласия клиента, а также ограничить выдачу наличных денежных средств с использованием банкоматов до 100 тысяч рублей в месяц, если от Банка России поступит информация о случаях или попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. Предусмотрены и иные нововведения, направленные на защиту от противоправных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий. Начало действия документа — 01.06.2025 (за исключением отдельных положений). В соответствии со статьей 16 данный документ вступает в силу с 1 июня 2025 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
|
Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ
Документ включен в информационный банк: |
|
Минцифры: подписан закон о борьбе с кибермошенниками |
Сообщается о следующих новых мерах по защите граждан, утвержденных законом: сотрудникам госучреждений, банков и операторов связи запретили использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам; продавцы на маркетплейсах смогут пройти верификацию через Госуслуги и получить специальную отметку; Госуслуги не будут отправлять сообщения для входа в аккаунт во время телефонного разговора; на Госуслугах и в МФЦ можно будет запретить заключение договоров связи без личного присутствия абонента; передавать свою сим-карту можно будет только близким родственникам.
|
<Информация> Минцифры России «Закон против мошенников: приняты новые меры для защиты граждан»
Документ включен в информационный банк: |
|
Утвержден порядок предоставления в систему мониторинга операторами связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения ими обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи |
Документом определены порядок, состав и формат предоставления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 44.2 Федерального закона «О связи», в государственную информационную систему мониторинга исполнения операторами связи обязанностей при оказании услуг связи (далее — система мониторинга). Также установлен перечень сведений, направляемых операторами подвижной радиотелефонной связи в систему мониторинга. Начало действия документа — 01.04.2025 (за исключением отдельных положений). В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу 1 апреля 2025 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Срок действия документа ограничен 1 сентября 2030 года. |
Постановление Правительства РФ от 31.03.2025 N 410
Документ включен в информационный банк: |
|
Установлены порядок, сроки, состав и формат предоставления оператором связи в Роскомнадзор информации, позволяющей идентифицировать средства связи и пользовательское оборудование (оконечное оборудование) в сети «Интернет» на территории РФ, субъекта РФ или части территории субъекта РФ, в электронной форме
Реализован Федеральный закон от 08.08.2024 N 216-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Начало действия документа — 12.04.2025.
|
Приказ Роскомнадзора от 28.02.2025 N 51
Документ включен в информационный банк: |
||
Президент РФ поручил внести в законодательство РФ изменения, направленные на повышение эффективности мер по борьбе с мошенническими действиями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных технологий | При этом особое внимание должно быть обращено:
на установление запрета для работников государственных органов, кредитных организаций и операторов связи на использование иностранных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров) при взаимодействии с гражданами в ходе реализации своих полномочий; на установление обязанности операторов подвижной радиотелефонной связи информировать своих абонентов о получении звонков от юридических лиц; на предоставление гражданам возможности устанавливать с использованием Единого портала госуслуг самозапрет на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В законодательство РФ также предложено внести изменения, предусматривающие установление уголовной ответственности за умышленную передачу третьим лицам электронных средств платежа или умышленное предоставление доступа к ним в целях совершения такими лицами неправомерных финансовых операций, а также за осуществление неправомерных финансовых операций с использованием электронных средств платежа по указанию и в интересах третьих лиц. Кроме того, в целях пресечения мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, поручено обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, касающихся: блокирования поступающих гражданам РФ телефонных вызовов, совершаемых в целях осуществления мошеннических действий, предусмотрев в том числе использование антифрод-платформы (государственной информационной системы, предназначенной для противодействия правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий), при условии предварительного получения согласия граждан; создания и применения с согласия граждан РФ механизма оперативного оповещения кредитных организаций операторами связи при выявлении мошеннического телефонного вызова и (или) короткого текстового сообщения (СМС); возмещения кредитными организациями и операторами связи гражданам РФ денежных средств, списанных с их счетов в результате совершения мошеннических действий, в случае непринятия кредитными организациями и операторами связи мер противодействия, определив условия, размер и порядок такого возмещения; установления обязанности кредитных организаций возместить денежные средства клиентам, а также иных мер ответственности кредитных организаций в случае хищения денежных средств клиентов с использованием подвергшихся взлому посредством вредоносного программного обеспечения приложений кредитных организаций, установленных на устройствах клиентов; возможности признания неудовлетворительной деловой репутации заместителя руководителя финансовой организации, ответственного за обеспечение информационной безопасности, в случае нарушения такой организацией требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части, касающейся обеспечения защиты информации (если эти нарушения привели к неправомерному использованию персональных данных), противодействия осуществлению переводов денежных средств, заключению договоров потребительского кредита (займа) и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его добровольного согласия.
|
«Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства» (утв. Президентом РФ 01.04.2025 N Пр-706)
Документ включен в информационный банк: |
|
Утверждено Положение о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Информационная система профилактики создается на основе автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения.
Информационная система профилактики создается в целях информационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, автоматизации указанной деятельности и обеспечения контроля за ее осуществлением. Определены состав информации, размещаемой в системе, и источники такой информации. Оператором системы является Минпросвещения России. Начало действия документа — 10.04.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 01.04.2025 N 411 «О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Документ включен в информационный банк: |
|
Организациям и ИП, осуществляющим операции с денежными средствами, даны рекомендации по проверке своих клиентов на предмет наличия в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или причастных к экстремистской деятельности | Сообщается, что проверка клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на предмет наличия их в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, и перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму, должна проводиться оперативно как при приеме на обслуживание клиента, так и в ходе его обслуживания (при публикации новых редакций перечней).
Кроме того, не реже одного раза в 3 месяца требуется уведомление Росфинмониторинга о результатах проверки клиентов на предмет наличия их в перечнях. Необходимость такого уведомления определена законом независимо от наличия/отсутствия клиентов на обслуживании, а также факта выявления/невыявления среди них лиц, указанных в перечнях (в отношении которых применены меры по замораживанию операций).
|
Информационное сообщение Росфинмониторинга от 31.03.2025 «О повышении внимания организаций — участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения»
Документ включен в информационный банк: |
|
Денежные переводы иноагентам: ЦБ РФ рекомендовал банкам внимательнее проверять получателей |
Банк России советует кредитным организациям тщательно проверять получателей переводов на статус иноагента. Нельзя допускать, чтобы деньги, которые должны поступать на рублевый спецсчет, зачисляли на иной банковский счет.
Список иноагентов можно найти в реестре на сайте Минюста. Напомним, с 1 марта 2025 года иноагенты вправе получать некоторые виды доходов только на рублевые спецсчета.
|
Информационное письмо Банка России от 02.04.2025 N ИН-010-31/77 «О реализации положений Федерального закона N 255-ФЗ»
Документ включен в информационный банк: |
|
Изменения для рекламы в интернете: Минцифры подготовило правила исчисления и уплаты отчислений | На публичное обсуждение вынесли проект правил исчисления и уплаты отчислений за распространение рекламы в интернете, а также мониторинга за их уплатой.
С 1 апреля 2025 года ряд лиц должны отчислять в федеральный бюджет 3% квартального дохода от продвижения в интернете товаров, работ и услуг для потребителей в РФ. Сбор за рекламу рассчитает Роскомнадзор на основании данных, которые им направит плательщик. Платить рекламный сбор будут рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники, агенты, у которых есть договоры (п. 4 приложения 1 к проекту):
Для расчета отчислений планируют учитывать доходы по бухучету (п. п. 2, 3 приложения 1 к проекту). Если отчисления заплатит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключивший договор с рекламодателем, иные лица его платить не будут (п. 5 приложения 1 к проекту). Агент сможет внести все платежи. В этом случае иных плательщиков от данной обязанности хотят освободить (п. 7 приложения 1 к проекту). Плательщик отчислений будет:
В течение 10 календарных дней со дня формирования в личном кабинете расчета плательщик вправе будет представить по нему уточненные сведения (п. 16 приложения 1 к проекту). Излишне уплаченные суммы смогут вернуть или зачесть в счет будущих платежей (п. п. 22 и 23 приложения 1 к проекту). Отметим, для уплаты отчислений Минфин ввел КБК 000 1 17 05010 01 6002 180.
|
Проект Постановления Правительства РФ
|
|
Устранение недостатков протокола о правонарушении при рассмотрении дела: поправки внесены в Госдуму |
Если недостатки в протоколе об АП обнаружат при рассмотрении дела, то документ вернут для корректировки, в частности, органу, должностное лицо которого составило протокол. Об этом вынесут определение. Речь идет о ситуациях, когда документ составили неверно либо это сделало неправомочное лицо (п. 3 проекта).
В день вынесения определения его копию с материалами дела направят в том числе потерпевшему и возможному нарушителю. Они и ряд иных лиц смогут обжаловать акт в течение суток с момента получения. Подать жалобу нужно будет в адрес того, кто вынес определение (пп. «в» п. 4, абз. 2 пп. «в» п. 6, п. п. 7 и 8 проекта). Есть и другие новшества. Планируется, что поправки вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования закона. Сейчас вернуть протокол об АП для устранения недостатков можно при подготовке к рассмотрению дела. Сделать это в ходе производства по нему уже нельзя. Проект подготовили с подачи КС РФ. Он выявил проблему: если в протоколе об АП нет подписи составителя, судья не может устранить такой недостаток и вынужден прекратить производство по делу. В этой части КС РФ установил временное правило. Судья вызывает составителя протокола в заседание, чтобы подтвердить, что именно это должностное лицо оформило документ, и продолжить разбирательство.
|
Проект Федерального закона N 882699-8 | |
Топ-3 «поворотных» дел кассации по трудовым спорам за январь – февраль 2025 года | За январь и февраль в системе КонсультантПлюс появилось около 900 новых определений КСОЮ по трудовым спорам.
Мы отобрали интересные дела, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем об испытании при переводе, о восстановлении на работе, компенсации за неиспользованный отпуск.
|
Обзор: «Топ-3 «поворотных» дел кассации по трудовым спорам за январь — февраль 2025 года»
Документ включен в информационный банк: |
|
Пожарная безопасность: 1 апреля заработал обновленный порядок отнесения объектов к категории риска | Сотрудники МЧС теперь учитывают больше данных, чтобы в рамках пожарного госконтроля определить категорию риска по ряду объектов защиты. Новые параметры – риски повреждения имущества из-за пожара (допустимый и ожидаемый).
Изменения касаются государственных и муниципальных объектов, а также объектов, где хоздеятельность ведут как минимум 2 контролируемых лица. Допустимый материальный риск определяют на основании сведений о средней цене основных фондов организации. Они берутся из данных госстатистики. Величину ожидаемого материального риска рассчитывают исходя из вероятности возникновения пожара с последствиями для имущества в период ежегодного мониторинга и материального ущерба на объектах защиты в этот же период. Закреплено также, как устанавливать:
Напомним, категория риска объекта защиты влияет на то, как часто проводят контрольные (надзорные) мероприятия.
|
Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502 (ред. от 17.04.2024) «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре»
|
|
Для проектировщиков систем пожарной безопасности введена административная ответственность |
Аттестованным специалистам, которые разработают системы пожарной безопасности для эксплуатируемых зданий и сооружений с нарушением требований, грозит предупреждение или штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Если проектировщик сделает это повторно, его оштрафуют на сумму от 90 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалифицируют на срок от 1 года до 3 лет. Сейчас отдельного состава в отношении таких лиц нет.
Новшество предусматривает, что физлица-проектировщики будут отвечать как должностные лица. Поправки к КоАП РФ вступят в силу 12 апреля 2025 года. Тогда же появится еще одно изменение: органы федерального пожарного надзора смогут возбуждать административные дела без предварительных контрольных (надзорных) мероприятий. Это сделают, если в материалах, сообщениях, заявлениях, которые имеются или поступят в контрольный орган, будут достаточные данные о нарушении. Поправки затронут, в частности, такие составы, как несоблюдение правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ), в т.ч. на отдельных видах транспорта (ст. 11.16 КоАП РФ).
|
Федеральный закон от 01.04.2025 N 56-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Документ включен в информационный банк: |
|
Дополнены акты Правительства РФ по вопросу оборота прекурсоров наркотических средств, психотропных веществ | Поправки внесены в:
перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Начало действия документа — 27.07.2025. В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 28.03.2025).
|
Постановление Правительства РФ от 25.03.2025 N 360 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
Уточнены полномочия Роскомнадзора | Внесенными изменениями предусмотрено, в частности, что Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение реестра нарушителей прав субъектов персональных данных, а также ведение:
реестра новостных сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 1 млн пользователей; реестра сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ, которые используются для распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, суточная аудитория которых составляет более 100 тыс. российских пользователей; реестра сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ для размещения объявлений, доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. российских пользователей; перечень блогов с объемом аудитории более 10 тыс. пользователей, на которых может распространяться реклама и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. российских пользователей. Также от Минцифры к Роскомнадзору перешли полномочия по принятию мотивированного решения о признании сайта в сети «Интернет» копией заблокированного сайта. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
|
Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 N 380 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
|
Обновлен перечень часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере деятельности Ростехнадзора | Перечень содержит в том числе:
нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования; ответственность за их нарушение; степень риска причинения вреда (высокая, средняя, низкая); степень тяжести негативных последствий нарушения (тяжкая, средней тяжести, легкая); основные причины нарушений. |
«Перечень часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Ростехнадзором)
Документ включен в информационный банк: |
|
Гражданская авиация: определено, как Ространснадзор стимулирует добросовестность перевозчиков |
Появились правила, по которым Ространснадзор мотивирует коммерческих воздушных перевозчиков и операторов аэродромов соблюдать обязательные требования. Новшества закрепили в положении о госконтроле за гражданской авиацией. Они уже действуют.
Ведомство не реже одного раза в 12 месяцев оценивает компании и ИП на соответствие 5 критериям и присваивает баллы (максимум 20 по каждому из них). Они влияют на репутационный статус. При достижении 85 баллов категорию риска объекта снижают на одну. Оценку проводят в отношении тех, кто работает как минимум 12 месяцев на момент начала процедуры. По 3 критериям соответствие определяют на основании данных, которые берутся за 2 года, предшествовавших оценке:
Оценивают и то, предоставил ли субъект контрольному органу доступ к своим информресурсам. Если да, получит 20 баллов, нет – 0. Если он работает без таких ресурсов и уведомил об этом, присвоят 5 баллов. Еще один критерий – процент соблюдения обязательных требований в сфере гражданской авиации. Выполнение оценивает привлеченный эксперт. Можно получить 20, 15, 10, 7 или 5 баллов. Чем выше процент, тем больше баллов. Контрольный орган информирует о применении мер стимулирования (в т.ч. количестве баллов) на своем сайте не позднее 15-го рабочего дня со дня, когда проводилась оценка.
|
Постановление Правительства РФ от 25.03.2025 N 363 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064»
Документ включен в информационный банк: |
|
Росфинмониторинг планирует обновить требования к идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев | Документ подготовлен в целях приведения указанных требований в соответствие с нормами Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В приложениях к проекту приказа приводятся: сведения, подлежащие установлению при идентификации клиентов — физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей — физических лиц и бенефициарных владельцев; сведения, подлежащие установлению при идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися частной практикой, иностранными структурами без образования юридического лица; сведения, включаемые в анкету клиента. Проектом приказа признается утратившим силу Приказ Росфинмониторинга от 20 мая 2022 г. N 100, регулирующий аналогичные правоотношения. Предполагается, что новые требования вступят в силу с 1 июня 2025 года.
|
Проект Приказа Росфинмониторинга «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев» (по состоянию на 16.07.2024)
Документ включен в информационный банк: |
|
Новые меры против навязывания дополнительных услуг, товаров и работ прошли третье чтение |
Продавцам, владельцам агрегаторов и исполнителям запретят проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг. Также уточнят, что нельзя (абз. 8 п. 2 ст. 1 проекта):
Потребитель сможет потребовать вернуть деньги, если у него не спросили согласие при продаже дополнительного продукта или навязали его. Срок на возврат – 3 дня с даты предъявления требования (абз. 3, 5 и 6 п. 2 ст. 1 проекта). Изменения вступят в силу 1 сентября 2025 года (ст. 2 проекта). Сейчас сходные запреты действуют в сфере потребкредитов и займов. Кроме того, в руководстве по соблюдению обязательных требований Роспотребнадзор приводил как пример недобросовестных практик автоматическое проставление галок в заявлениях о заключении договоров.
|
Проект Федерального закона N 787328-8 | |
Дополнен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи | Законодательно закреплено право на получение бесплатной юридической помощи многодетными родителями, имеющими трех и более детей, до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его очного обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Также на бесплатную юридическую помощь вправе рассчитывать лица, являющиеся истцами при рассмотрении судами дел об установлении и оспаривании отцовства (материнства).
|
Федеральный закон от 01.04.2025 N 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»
Документ включен в информационный банк: |
|
Дополнен перечень функций, осуществляемых Минцифры России Установлено, что министерство реализует в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению соответствия своей деятельности целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Начало действия документа — 04.04.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 N 383
Документ включен в информационный банк: |
||
Актуализирован перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, отнесенных к компетенции Ростехнадзора Изложены в новой редакции пункты 13.1 и 13.2 в разделе «XIII. Утверждение декларации безопасности гидротехнических сооружений» перечня.
|
Приказ Ростехнадзора от 28.01.2025 N 27
Документ включен в информационный банк: |
||
Минприроды уполномочено утверждать индикаторы риска нарушения обязательных требований, применяемых Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) Соответствующие изменения внесены в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства от 11 ноября 2015 г. N 1219. Начало действия документа — 04.04.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 N 377
Документ включен в информационный банк: |
||
Взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду
Надзорный в сфере природопользования орган, сославшись на то, что общество осуществляло эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) без разрешительной документации (декларации были представлены позднее начала расчетного периода) и занижало размер платы за НВОС, обратился с заявлением о взыскании задолженности и пени. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2025 N Ф04-6077/2024 по делу N А75-3820/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
Урегулирование разногласий при заключении договора транспортировки газа
Заказчик (поставщик) обратился с иском к исполнителю (газотранспортной организации, ГТО) о разрешении разногласий при заключении договора транспортировки газа в вопросах места, до которого осуществляется транспортировка по газопроводу ГТО, с учетом принадлежности сетей сторонам и иным лицам, схемы подачи газа, плановых объемов ресурса, прекращения, ограничения и возобновления подачи газовой энергии, ведения учета ресурса. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2025 N Ф04-321/2025 по делу N А75-20794/2021
Документ включен в информационный банк: |
||
Оспаривание правового акта об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства
Застройщик обратился с заявлением о признании недействительным приказа органа местного самоуправления об отмене разрешения на строительство гостиницы со встроенными помещениями общественного назначения с подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией. Мнение судов:
Позиция кассации:
|
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.03.2025 N Ф04-6280/2024 по делу N А45-4442/2024
Документ включен в информационный банк: |
||
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО | |||
Росреестр: в случае представления в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на основании свидетельства о праве на наследство в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, сведения о местоположении границ которых в ЕГРН отсутствуют, осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации приостанавливается В письме отмечено, что в указанном случае осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации приостанавливается в силу пункта 21.2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ). При этом в случае представления в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации права на земельные участки, сведения о местоположении границ которых в ЕГРН отсутствуют, на основании свидетельства о праве на наследство оснований для приостановления осуществления регистрационных действий в соответствии с пунктом 21.1 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ не имеется, поскольку в данном случае права возникают не на основании договора. Разъяснено, что с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости вправе обратиться наследник, полномочия которого подтверждаются справкой об открытии наследственного дела, выданной нотариусом. Кроме того, полномочия наследника позволяют ему также выступать заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельного участка и подписании акта согласования местоположения границ земельного участка.
|
<Письмо> Росреестра от 31.03.2025 N 13-00443/25 «О рассмотрении обращения»
Документ включен в информационный банк: |
||
ФГБУ ФИПС напоминает о применении требований к проведению стажировки в качестве кандидата в патентные поверенные, в том числе к выдаче по ее результатам рекомендации патентного поверенного, под руководством которого проходила стажировка
Требованиями, утвержденными приказом Роспатента от 19.09.2022 N 144, могут воспользоваться граждане, желающие быть аттестованными в качестве патентного поверенного, которые приобрели опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в рамках 2-летней стажировки под руководством патентного поверенного. Требования размещены на сайте Роспатента по ссылке https://rospatent.gov.ru/ru/documents/prik-rosp-144-19092022#treb. В остальных случаях для подтверждения наличия 4-летнего опыта работы в сфере деятельности патентного поверенного кандидат может в частности представить: копию трудового договора с работодателем, предусматривающего выполнение работ (оказание услуг), относящихся к деятельности патентного поверенного; справку, содержащую информацию о времени, виде, объеме и (или) характере работ, подписанную уполномоченным должностным лицом работодателя (в том числе работодателем — патентным поверенным); должностную инструкцию с места работы кандидата в патентные поверенные; гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере деятельности патентного поверенного или его копию; перечень номеров заявок или охранных документов, по которым кандидат в патентные поверенные указан в качестве представителя или лица, ведущего переписку с Роспатентом; протокол или решение экспертных заседаний, заседаний коллегий, судебных заседаний, в которых кандидат в патентные поверенные указан в качестве представителя; иные документы, подтверждающие 4-летний опыт работы кандидата в сфере деятельности патентного поверенного.
|
<Письмо> ФГБУ ФИПС от 12.03.2025 N 41-027444-12 <О Рекомендациях по подготовке и оформлению документов для подтверждения четырехлетнего опыта работы в сфере деятельности патентного поверенного>
Документ включен в информационный банк: |
||
Установлена примерная форма извещения о предстоящем выделе в натуре доли в праве общей долевой собственности и об осуществлении согласования местоположения машино-места с участниками общей долевой собственности Форма утверждена в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2024 N 403-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Начало действия документа — 13.04.2025.
|
Приказ Росреестра от 26.02.2025 N П/0045/25
Документ включен в информационный банк:
|
||
С 1 сентября 2025 года устанавливаются требования к кредитным организациям, в которых организации по управлению правами на коллективной основе вправе открывать номинальные счета для зачисления вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав Номинальный счет может быть открыт только в российской кредитной организации при условии одновременного наличия у такой кредитной организации не менее 2 кредитных рейтингов не ниже определенного настоящим постановлением уровня. Начало действия документа — 01.09.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 N 391
Документ включен в информационный банк: |
||
С 31.03.2025 вводится в действие стандарт профессиональной деятельности экспертов по аккредитации СМ N 04.1-9.0004 (версия 03.1, март 2025 г.) Настоящий стандарт определяет требования к эксперту по аккредитации, в том числе функции, знания и навыки, необходимые при проведении экспертиз представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездных экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также при подготовке заключения об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации. Выполнение требований настоящего стандарта является обязательным для всех экспертов по аккредитации, привлекаемых в целях проведения экспертиз представленных заявителем, аккредитованным лицом, документов и сведений, выездных экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также при подготовке заключения об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации.
|
«СМ N 04.1-9.0004. Стандарт профессиональной деятельности экспертов по аккредитации. Версия 03.1. Март 2025 г.» (утв. Росаккредитацией 27.03.2025)
Документ включен в информационный банк: |
||
В законе об ООО предлагается закрепить возможность выкупа доли участника общества по рыночной цене В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что действующие положения гражданского законодательства, регулирующие корпоративные отношения в части выплаты действительной стоимости доли, принадлежащей участнику общества в случае его выхода из общества и кредиторам участника общества в случае обращения взыскания на долю, нередко вызывают споры, которые выражены в несогласии лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли, с определяемым обществом размером этой стоимости. В связи с этим предлагается закрепить, что действительная стоимость доли или части доли участника общества в уставном капитале общества определяется и выплачивается обществом в размере рыночной стоимости, если об этом заявлено лицом, которому она должна быть выплачена. Для этого участнику общества необходимо направить обществу соответствующее заявление. В случае направления такого заявления не допускается установление действительной стоимости доли участника общества в размере ином, чем размер рыночной стоимости. Рыночную стоимость доли будет устанавливать оценщик, которого может привлечь как само общество, так и лицо, которому должна быть выплачена действительная стоимость доли. Споры об установлении и выплате действительной стоимости доли или части доли участника общества в размере рыночной стоимости можно будет передать на рассмотрение суда только в случае, если было направлено вышеназванное заявление.
|
Паспорт проекта Федерального закона N 876952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (внесен Правительством РФ)
Документ включен в информационный банк: |
||
Внесены поправки в акты Правительства РФ в связи с упразднением правового режима зон территориального развития Изменения внесены в правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, в Положение о федеральной государственной географической информационной системе «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.06.2022 N 1040. Реализован Федеральный закон от 23.11.2024 N 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
|
Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 N 389
Документ включен в информационный банк: |
||
УГОЛОВНОЕ ПРАВО | |||
Уточнены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Изменения внесены в норму N 12. В том числе исключены позиции, касающиеся фуражки зимней и костюма маскировочного летнего. Начало действия документа — 05.04.2025.
|
Постановление Правительства РФ от 28.03.2025 N 400
Документ включен в информационный банк: |
||
Предусмотрено создание единых помещений камерного типа в лечебных исправительных учреждениях
Установлено, в частности, что в лечебных исправительных учреждениях для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, создаются отдельные камеры ЕПКТ, количество которых определяется исходя из лимита ИУ. Начало действия документа — 15.04.2025.
|
Приказ Минюста России от 01.04.2025 N 67
Документ включен в информационный банк: |
||
ПРАВОСУДИЕ | |||
Восстановление сроков и подача апелляционных жалоб по ГПК РФ: поправки заработают 1 января 2026 года
Судьи будут рассматривать заявления о восстановлении процессуальных сроков в основном без проведения заседаний. Участники дела, которые пропустили срок обжалования, станут подавать заявление о его восстановлении вместе с жалобой сразу в апелляцию. Подробности в обзоре. |
Обзор: «Восстановление сроков и подача апелляционных жалоб по ГПК РФ: поправки заработают 1 января 2026 года»
Документ включен в информационный банк: |
||
Индексация присужденных сумм: поправки о сроке подачи заявления заработают 12 апреля 2025 года
В АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ будет закреплено, что обратиться за индексацией присужденных денег можно в течение года со дня, когда должник исполнил судебный акт. По просьбе заявителя суд может восстановить срок, если его пропустили по уважительной причине. В арбитражном процессе заявление рассмотрят в порядке упрощенного производства. Оно предполагает среди прочего, что судья разрешает спор не позже 2 месяцев со дня поступления документа, а если судья назначил заседание – не позже 3 месяцев с того же момента. Сейчас по АПК РФ заявление об индексации рассматривают в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления. При этом не проводят заседание и не извещают участников дела. Однако суд может их вызвать, если нужно. Правила рассмотрения заявлений по ГПК РФ и КАС РФ не изменятся. Начало действия документа — 12.04.2025.
|
Федеральный закон от 01.04.2025 N 54-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Документ включен в информационный банк: |
||
С 1 июля 2025 года вводится новая форма анкеты претендента на должность судьи Обновленная форма анкеты, содержащей биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи, установлена решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 13.02.2025. Начало действия документа — 01.07.2025.
|
«Анкета, содержащая биографические и другие сведения о претенденте на должность судьи»
Документ включен в информационный банк:
|
||
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||
Об утверждении Порядка распоряжения имуществом, обращаемым в собственность Тюменской области
Порядком определена процедура передачи имущества, его учета и распоряжения. Распоряжение имуществом, обращенным в собственность Тюменской области, проведение оценки рыночной стоимости такого имущества, его экспертизы осуществляет Департамент имущественных отношений области. Учет, организацию приема, транспортировку (перевозку), хранение имущества, обращенного в собственность Тюменской области, осуществляет государственное казенное учреждение Тюменской области «Фонд имущества Тюменской области». Имущество, обращенное в собственность Тюменской области, подлежит распоряжению следующими способами: списание (утилизация); уничтожение; реализация; закрепление имущества на праве оперативного управления за исполнительным органом Тюменской области, государственным учреждением Тюменской области; передача имущества в муниципальную или федеральную собственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Способ распоряжения имуществом, обращенным в собственность Тюменской области, определяется комиссией, созданной на постоянной основе.
|
Постановление Правительства Тюменской области от 28.03.2025 N 179-п «Об утверждении Порядка распоряжения имуществом, обращаемым в собственность Тюменской области»
Документ включен в информационный банк: |
||
С 05.04.2025 в Тюменской области вводится особый противопожарный режим
На период действия особого противопожарного режима запрещено, в частности: посещение гражданами лесов (за исключением отдельных категорий граждан) с 05.04.2025 по 24.04.2025; проведение организациями независимо от организационно-правовой формы и гражданами пожароопасных работ, в том числе проведение сельскохозяйственных палов, сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях, сжигание мусора; сжигание порубочных остатков, за исключением остатков на землях лесного фонда; использование пиротехнических изделий независимо от класса по степени потенциальной опасности (за исключением случаев, когда применение пиротехнических изделий осуществляется специализированными организациями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию) на данный вид деятельности). Собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков (гражданам и юридическим лицам) рекомендовано на своих земельных участках, а также на территории, прилегающей к ним, произвести уборку сухой растительности с использованием технологий, не допускающих ее выжигания.
|
Постановление Правительства Тюменской области от 31.03.2025 N 199-п «О введении особого противопожарного режима»
Документ включен в информационный банк: |