Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 31.03.2025 по 07.04.2025

Бухгалтеру по зарплате

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
РСВ: налоговая служба уточнила контрольные соотношения для новой формы Начиная с отчетности за I квартал 2025 года расчет по страховым взносам подают по новой форме. В феврале ФНС выпустила для нее контрольные соотношения, а сейчас она их скорректировала.

Уточнили соотношения 0.650.70, 2.11, 2.13, например:

  • «(гр. 2 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 3 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 4 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ) по значению поля 003 подр. 4 р. 1 СВ «1» по всем значениям поля 001 подр. 4 р. 1 СВ = ∑ (ст. 070 (1 месяц оп) + ст. 070 (2 месяц оп) + ст. 070 (3 месяц оп)) прил. 5 р. 1 СВ)» – соотношение 0.66;
  • «гр. 1 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ по значению поля 003 подр. 4 р. 1 СВ «1» по всем значениям поля 001 подр. 4 р. 1 СВ = (гр. 2 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 3 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 4 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ) + ∑ ((ст. 070 (1 месяц поп) + ст. 070 (2 месяц поп) + ст. 070 (3 месяц поп)) прил. 5 р. 1 СВ» – соотношение 0.67.

Если плательщик не выполнит эти соотношения, его об этом уведомят не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумаге).

 

Письмо ФНС России от 02.04.2025 N БС-4-11/3511@ «Об уточнении контрольных соотношений показателей формы расчета по страховым взносам»

окумент включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Согласно проекту индекс роста среднемесячной заработной платы за 2024 год составит 1,183

Данный показатель ежегодно определяется Правительством РФ и применяется в том числе для расчета ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников угольной промышленности.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в РФ за 2024 год»

Перейти к документу

Больше работников получат право на отпуск за свой счет – проект прошел третье чтение

Поправки к ТК РФ предполагают, что до 35 календарных дней неоплачиваемого отпуска в году нужно будет давать для ухода за раненым или тяжелобольным членом семьи по медзаключению.

Право на такой отпуск хотят закрепить за родителями, супругами и детьми (в т.ч. совершеннолетними) военнослужащих, добровольцев Вооруженных Сил РФ или Росгвардии, ряда других сотрудников. Оно будет возникать, если последние получили ранение, контузию, увечье либо заболевание при исполнении обязанностей (п. 2 ст. 1 проекта).

Отпуск за свой счет предлагают гарантировать также родителям, супругам и детям тех, кто погиб либо умер, в частности, из-за ранения или заболевания при добровольном содействии Вооруженным Силам РФ или Росгвардии. Он составит до 14 календарных дней в году (п. 1 ст. 1 проекта).

Сейчас правом на отпуск такой длительности обладают в том числе родители и супруги погибших военнослужащих, сотрудников полиции и других органов. Пока в этом списке нет добровольцев, а среди получателей отпуска не указаны дети.

Планируют, что новшества вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).

 

Проект Федерального закона N 772497-8

Перейти к документу

Финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма: Минтруд планирует уточнить правила
По проекту причин для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер станет больше. Предполагается, что СФР сможет отказать, если (пп. «б» п. 4 проекта):

  • страхователь представит не все документы;
  • они будут содержать недостоверную информацию.

Решение о финансировании или об отказе СФР должен принять в течение 9 рабочих дней (пп. «а» п. 3 проекта). Сейчас этот срок составляет 10 рабочих дней.

Если СФР получит дополнительные средства на финансирование предупредительных мер, то ранее принятое решение об отказе из-за отсутствия денег он сможет отменить (пп. «в» п. 4 проекта).

Планируют уточнить срок подачи заявления о возмещении расходов. Его можно будет направить в течение текущего финансового года, но не позднее 15 ноября (пп. «а» п. 7 проекта).

СФР будет компенсировать расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, занятых на вредных производствах, с учетом оплаты туристического налога (пп. «а» п. 1 проекта).

Планируют ввести и другие новшества.

До 24 апреля проект проходит публичное обсуждение.

 

Проект приказа Минтруда России

Перейти к документу

Утвержден порядок оплаты проезда отдельным категориям лиц к месту прохождения санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в центрах реабилитации СФР Речь идет о лицах, указанных в пункте 1 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. N 1960 (далее — участники СВО, Правила N 1960).

Оплата проезда производится в виде компенсации (возмещения) фактически произведенных участником СВО расходов на оплату проезда к месту лечения, реабилитации и обратно, в установленных пределах, с учетом используемого вида транспорта.

Компенсация производится на основании заявления, подаваемого по форме согласно приложению N 2 к Правилам N 1960.

Установлены способы подачи заявления, а также документов, подтверждающих произведенные расходы.

Определены сроки принятия решения СФР и основания для отказа в осуществлении компенсации.

Начало действия документа — 08.04.2025.

 

Приказ СФР от 24.02.2025 N 206 «Об утверждении Порядка оплаты проезда лиц, указанных в пункте 1 Правил предоставления и оплаты услуг по санаторно-курортному лечению <…>»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлены периоды службы, засчитываемые в выслугу лет сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации Речь идет о лицах, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или г. Севастополя.

Начало действия документа — 01.04.2025.

В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с 1 апреля 2025 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

 

Указ Президента РФ от 01.04.2025 N 202 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС даны разъяснения по вопросам освобождения от уплаты страховых взносов глав КФХ Для целей уплаты страховых взносов главы КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Поэтому на глав КФХ вне зависимости от формы образования КФХ (юрлицо, или без образования юрлица) распространяются положения пункта 1.4 и пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса РФ.

Также отмечено, что рекомендованная форма заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) с соответствующими изменениями доведена письмом ФНС России от 18.03.2025 N БС-4-11/2899@.

 

<Письмо> ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-11/3330@ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Форма ЕФС-1: суд подтвердил, что неверный регистрационный номер не повод считать отчет несданным

Страхователь сдал отчет ЕФС-1, в котором вместо регистрационного номера подразделения указал номер головной организации. СФР оштрафовал его за несдачу сведений.

Страхователь оспорил решение. Первая инстанция и апелляция его поддержали.

Суды отметили: указание неверного регистрационного номера не основание считать, что сведения поданы не в срок.

Из титульного листа формы можно было установить, что сведения сдал филиал.

21-й ААС приходил к похожему выводу.

 

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2025 N 12АП-659/2025 по делу N А12-27319/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражные апелляционные суды, 12 АС

Налоговая проверка: суд согласен, что подписать электронное решение может другой сотрудник инспекции

Налоговики выдали решение о выездной проверке. Организация оспорила его, поскольку электронное решение заверил не тот, кто подписал бумажный оригинал. 3 инстанции поддержали инспекцию.

Суды пояснили, что подписание электронного решения иным лицом не нарушает права налогоплательщиков и требования НК РФ. Когда отправитель подписывает электронный документ, он фактически удостоверяет его соответствие бумажному оригиналу.

Также суды отметили, что владелец электронной подписи – инспекция. Кроме того, сведения в электронном решении и бумажном варианте совпадали в части данных о том, кто принял документ.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.03.2025 N Ф01-649/2025 по делу N А43-27343/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Взносы на травматизм: суды согласны, что социальные выплаты не облагают

Организация выплачивала различную матпомощь родителям, матпомощь при выходе на пенсию, компенсации занятий спортом, детского сада, санаторно-курортного лечения. СФР доначислил страховые взносы на травматизм, пени и штраф. Страхователь с этим не согласился и обратился в суд. Первая инстанция и апелляция его поддержали.

Суды установили, что выплаты делались отдельными приказами руководителя по колдоговору. Они осуществлялись в пользу или в интересах работника не за результаты труда.

Первая инстанция и апелляция отметили: соцвыплаты не являются оплатой труда. Они не стимулирующие. Они не зависят от квалификации сотрудника, сложности, качества, условий работы. Такие выплаты не облагаются взносами.

Суды часто приходят к таким выводам по разных соцвыплатам. Так, АС Западно-Сибирского округа не поддержал начисление взносов на различную матпомощь, оплату дополнительных дней отпуска в особых случаях и компенсацию путевок в санаторий.

Отметим, СФР пояснял, что соцвыплат (в т.ч. компенсации за детские сады) нет в перечне необлагаемых сумм. Взносы нужно платить.

 

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 N 05АП-345/2025 по делу N А59-5035/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражные апелляционные суды, 5 АС

Компенсация за вредные условия труда: суд подтвердил, что НДФЛ платят, если нет затрат на здоровье

Организация по коллективному договору и соглашению об охране труда выплачивала работникам дополнительные компенсации за вредные условия труда. Инспекция при проверке доначислила НДФЛ и штраф. Она посчитала, что выплаты не являются компенсационными и не обусловлены расходами сотрудников на восстановление здоровья. Данные суммы – часть зарплаты. Суды с этим согласились.

Суды установили такие факты:

  • результаты СОУТ не содержали персонифицированного подхода к установлению гарантий работника;
  • компания, которая провела СОУТ, не имела на это прав;
  • компенсации были по одному классу вредности, но отличались по периодам и должностям;
  • в расчетах указаны максимальные суммы на человека в зависимости от должности, а не от затрат работника на восстановление здоровья;
  • после СОУТ зарплата сократилась, основной выплатой стала компенсация за вредные условия;
  • работники не отчитывались о расходовании компенсации, не представляли подтверждающие документы и не несли затрат на работу с вредными условиями труда;
  • выплаты делались системно (каждый месяц);
  • компенсация связана с характером работы и трудовыми обязанностями.

Суды уже приходили к сходным выводам.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.02.2025 N Ф01-6655/2024 по делу N А43-18133/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Волго-Вятского округа

КС РФ подтвердил право страхователей на возмещение расходов, понесенных ими в связи с внесудебным обжалованием привлечения к ответственности за несоблюдение законодательства о персонифицированном учете, когда привлечение страхователя к ответственности было отменено (признано незаконным) ввиду отсутствия противоправности в его действиях (бездействии)

Не противоречащими Конституции РФ признаны часть четырнадцатая статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» и статья 15 ГК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не исключают возмещения в разумных пределах необходимых расходов, понесенных страхователем в связи с внесудебным обжалованием решения территориального органа государственного внебюджетного фонда о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», в случае признания такого решения незаконным ввиду отсутствия противоправности в действиях (бездействии) страхователя вне зависимости от установления вины или незаконности конкретных действий или бездействия должностных лиц органов государственного внебюджетного фонда.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2025 N 15-П 

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)

-Решения высших судов

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
О среднемесячном размере оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, по Тюменской области за 2024 год

Среднемесячный размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, для целей определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства по Тюменской области за 2024 год установлен в размере 64 436,59 руб.

Постановление Правительства Тюменской области от 28.03.2025 N 189-п 

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область