Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 31.03.2025 по 07.04.2025

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Отчетность учреждений за I квартал 2025 года – вспоминаем важные нюансы
Особых указаний по квартальной отчетности на 1 апреля в этом году нет, поэтому сдайте ее как обычно.
Напомним об основных требованиях ведомств и о ключевых правилах заполнения отчетов.
Подробнее читайте в обзоре.
Лента новостей КонсультантПлюс для бухгалтера бюджетной организации от 04.04.2025

 

Самые важные новости для бюджетных организаций за март
Минфин выпустил новые стандарты по бюджетной и бухгалтерской отчетности.
Также ведомство рассказало о частых ошибках в справках о доходах, которые госслужащие подавали в 2024 — 2025 годах.
Росстат обновил форму ОО-2 для образовательных организаций.
Об этих и других новшествах читайте в обзоре.
Лента новостей КонсультантПлюс для бухгалтера бюджетной организации от 31.03.2025

 

Включены новые строки в форму Плана финансово-хозяйственной деятельности

В дополнительных строках подлежит отражению информация, касающаяся сведений по договорам финансовой аренды (лизинга).

Также утверждено новое приложение с образцом обоснования (расчетами) плановых показателей на осуществление бюджетных инвестиций по договору финансовой аренды (лизинга).

Установлено, что настоящий приказ применяется при составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности начиная с 2026 года и планового периода 2027 и 2028 годов.

Начало действия документа — 11.04.2025.

В соответствии с пунктом 2 данный документ применяется при составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного и автономного учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного и автономного учреждения на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов.

Приказ Минфина России от 26.02.2025 N 21н «О внесении изменений в приложения к Порядку составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 168н»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Казначейство сообщает о применении доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде при подписании документов лицами, наделенными правом первой и второй подписи от организации в ПУР КС ГИИС «Электронный бюджет»

В связи с изменениями в части применения доверенности в электронной форме, определяющей полномочия лиц, уполномоченных действовать от имени организации, являющейся получателем средств из бюджета, в целях осуществления электронного документооборота в ПУР КС ГИИС «Электронный бюджет» на лицевых счетах получателей средств бюджета с кодом 41, сообщается, что подписание электронных документов лицами, ранее наделенными правом первой и второй электронной подписи в ПУР КС ГИИС «Электронный бюджет» на основании Карточки образцов подписей, при отсутствии доверенности в электронной форме будет возможно до 1 июня 2025 года.

 

<Письмо> Казначейства России от 31.03.2025 N 07-04-05/04-8762 «О применении электронной машиночитаемой доверенности»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Усовершенствован порядок доступа к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)

Внесены дополнения, предусматривающие расширение состава участников ГИС ГМП. Уточнен перечень документов, прилагаемых участником к заявке на регистрацию в системе. Исключены положения, предусматривающие предоставление документов на бумажном носителе.

Теперь документы, представляемые в ТОФК участником прямого взаимодействия при регистрации в ГИС ГМП, внесении изменений в сведения или прекращении доступа к системе, будут храниться в электронном деле участника ГИС ГМП.

Кроме того, участникам предоставлена возможность направления информации (ее уточнение) для уплаты денежных средств с использованием СБП платежной системы Банка России посредством личного кабинета.

Начало действия документа — 15.04.2025.

 

Приказ Казначейства России от 05.12.2024 N 21н 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

РСВ: налоговая служба уточнила контрольные соотношения для новой формы Начиная с отчетности за I квартал 2025 года расчет по страховым взносам подают по новой форме. В феврале ФНС выпустила для нее контрольные соотношения, а сейчас она их скорректировала.

Уточнили соотношения 0.650.70, 2.11, 2.13, например:

  • «(гр. 2 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 3 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 4 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ) по значению поля 003 подр. 4 р. 1 СВ «1» по всем значениям поля 001 подр. 4 р. 1 СВ = ∑ (ст. 070 (1 месяц оп) + ст. 070 (2 месяц оп) + ст. 070 (3 месяц оп)) прил. 5 р. 1 СВ)» – соотношение 0.66;
  • «гр. 1 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ по значению поля 003 подр. 4 р. 1 СВ «1» по всем значениям поля 001 подр. 4 р. 1 СВ = (гр. 2 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 3 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ + гр. 4 ст. 030 подр. 4 р. 1 СВ) + ∑ ((ст. 070 (1 месяц поп) + ст. 070 (2 месяц поп) + ст. 070 (3 месяц поп)) прил. 5 р. 1 СВ» – соотношение 0.67.

Если плательщик не выполнит эти соотношения, его об этом уведомят не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумаге).

 

Письмо ФНС России от 02.04.2025 N БС-4-11/3511@ «Об уточнении контрольных соотношений показателей формы расчета по страховым взносам»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Согласно проекту индекс роста среднемесячной заработной платы за 2024 год составит 1,183

Данный показатель ежегодно определяется Правительством РФ и применяется в том числе для расчета ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников угольной промышленности.

 

 

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в РФ за 2024 год»

Перейти к документу

Больше работников получат право на отпуск за свой счет – проект прошел третье чтение

Поправки к ТК РФ предполагают, что до 35 календарных дней неоплачиваемого отпуска в году нужно будет давать для ухода за раненым или тяжелобольным членом семьи по медзаключению.

Право на такой отпуск хотят закрепить за родителями, супругами и детьми (в т.ч. совершеннолетними) военнослужащих, добровольцев Вооруженных Сил РФ или Росгвардии, ряда других сотрудников. Оно будет возникать, если последние получили ранение, контузию, увечье либо заболевание при исполнении обязанностей (п. 2 ст. 1 проекта).

Отпуск за свой счет предлагают гарантировать также родителям, супругам и детям тех, кто погиб либо умер, в частности, из-за ранения или заболевания при добровольном содействии Вооруженным Силам РФ или Росгвардии. Он составит до 14 календарных дней в году (п. 1 ст. 1 проекта).

Сейчас правом на отпуск такой длительности обладают в том числе родители и супруги погибших военнослужащих, сотрудников полиции и других органов. Пока в этом списке нет добровольцев, а среди получателей отпуска не указаны дети.

Планируют, что новшества вступят в силу со дня опубликования закона (ст. 2 проекта).

 

Проект Федерального закона N 772497-8

Перейти к документу

Финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма: Минтруд планирует уточнить правила
По проекту причин для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер станет больше. Предполагается, что СФР сможет отказать, если (пп. «б» п. 4 проекта):

  • страхователь представит не все документы;
  • они будут содержать недостоверную информацию.

Решение о финансировании или об отказе СФР должен принять в течение 9 рабочих дней (пп. «а» п. 3 проекта). Сейчас этот срок составляет 10 рабочих дней.

Если СФР получит дополнительные средства на финансирование предупредительных мер, то ранее принятое решение об отказе из-за отсутствия денег он сможет отменить (пп. «в» п. 4 проекта).

Планируют уточнить срок подачи заявления о возмещении расходов. Его можно будет направить в течение текущего финансового года, но не позднее 15 ноября (пп. «а» п. 7 проекта).

СФР будет компенсировать расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, занятых на вредных производствах, с учетом оплаты туристического налога (пп. «а» п. 1 проекта).

Планируют ввести и другие новшества.

До 24 апреля проект проходит публичное обсуждение.

 

Проект приказа Минтруда России

Перейти к документу

ФНС сообщает о форме представления сведений о лицах, принимающих (принимавших) участие в СВО, в целях предоставления налоговых льгот по налогу на имущество Сведения о лицах, указанных в подпунктах 9.1 — 9.5 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, необходимо представлять по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.10.2024 N ЕД-7-21/834@, вступившим в силу с 1 января 2025 года.

В этой связи отменено письмо ФНС России от 22.08.2024 N СД-4-21/9584@, которым была доведена рекомендуемая форма представления сведений.

 

<Письмо> ФНС России от 02.04.2025 N БС-4-21/3502@ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Транспортный налог за 2025 год: Минпромторг опубликовал перечень дорогих автомобилей Ведомство разместило на сайте перечень дорогостоящих автомобилей, по которым в 2025 году нужно платить налог на роскошь (транспортный налог с повышающим коэффициентом). Применять новый список нужно уже при перечислении авансов.

В раздел с автомобилями с ценой от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, вошло 303 модели. В прошлом году их было 295. Добавили, например, автомобили с гибридным двигателем AITO М9 Extended Range Ultra 6-местный, Tank 700 Edition One, Voyah DREAM EVR long range.

Раздел с автомобилями с ценой от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, включает 252 модели. В 2024 году в нем было 222. Перечень дополнили Aston Martin DB12 Volante, Audi Q7 3.0 TDI 286 hp quattro, BMW X5 xDrive40d и др.

 

<Информация> Минпромторга России «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей (2025 год)»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС сообщает об утверждении перечня дорогостоящих автомобилей, а также о порядке применения повышающего коэффициента при расчете транспортного налога в отношении таких ТС Минпромторгом России утвержден перечень автомобилей средней стоимостью от 10 млн рублей, применяемый в 2025 году. В него включены 555 марок (моделей, версий) автомобилей.

Организации — владельцы таких автомобилей самостоятельно рассчитывают и уплачивают авансовые платежи по налогу с учетом коэффициента 3 в срок не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Физлицам налоговые органы направят налоговые уведомления на уплату налога с применением повышающего коэффициента по истечении 2025 года (срок уплаты налога — не позднее 1 декабря 2026 года).

 

<Информация> ФНС России «Обновленный перечень автомобилей средней стоимостью от 10 млн рублей будет применяться для расчета транспортного налога за 2025 год»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Президент подписал указ о весеннем призыве на военную службу Призыв пройдет с 1 апреля по 15 июля 2025 года. Он затронет мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, которые не пребывают в запасе, состоят или должны состоять на воинском учете. Призвать планируют 160 тыс. человек. Это больше, чем прошлой весной, на 10 тыс. человек.

Солдат, матросов, сержантов и старшин, чей срок военной службы по призыву истек, уволят.

 

Указ Президента РФ от 31.03.2025 N 187 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Президент решил создать службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев
Новую службу образуют на базе миграционного управления МВД.

На организационные мероприятия отведено 3 месяца. В этот же срок правительство должно выделить деньги, предложить уточнения по числу сотрудников, обновить документы и др.

Изменения вступили в силу 2 апреля.

Напомним, прежде миграционными вопросами занималась ФМС, но в 2016 году службу упразднили и передали ее функции МВД.

 

 

Указ Президента РФ от 02.04.2025 N 205 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Указ Президента РФ от 02.04.2025 N 206 

Документ включен в информационный банк:
— Эксперт-приложение

Подборка интересных судебных споров за I квартал 2025 года для бухгалтера бюджетной организации
На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты.

В прошедшем квартале суды рассмотрели много споров.

Мы отобрали те, о которых писали в новостях и которые больше всего заинтересовали бухгалтеров.

 

Лента новостей КонсультантПлюс для бухгалтера бюджетной организации от 01.04.2025

 

Утвержден порядок оплаты проезда отдельным категориям лиц к месту прохождения санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в центрах реабилитации СФР Речь идет о лицах, указанных в пункте 1 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. N 1960 (далее — участники СВО, Правила N 1960).

Оплата проезда производится в виде компенсации (возмещения) фактически произведенных участником СВО расходов на оплату проезда к месту лечения, реабилитации и обратно, в установленных пределах, с учетом используемого вида транспорта.

Компенсация производится на основании заявления, подаваемого по форме согласно приложению N 2 к Правилам N 1960.

Установлены способы подачи заявления, а также документов, подтверждающих произведенные расходы.

Определены сроки принятия решения СФР и основания для отказа в осуществлении компенсации.

Начало действия документа — 08.04.2025.

 

Приказ СФР от 24.02.2025 N 206 «Об утверждении Порядка оплаты проезда лиц, указанных в пункте 1 Правил предоставления и оплаты услуг по санаторно-курортному лечению <…>»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлены периоды службы, засчитываемые в выслугу лет сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации Речь идет о лицах, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или г. Севастополя.

Начало действия документа — 01.04.2025.

В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с 1 апреля 2025 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

 

Указ Президента РФ от 01.04.2025 N 202 «О некоторых вопросах исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации»

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС и Минфин указали, надо ли платить туристический налог по объекту для отдыха и оздоровления детей
Служба направила разъяснения ведомства о том, включаются ли в реестр классифицированных средств размещения (для исчисления туристического налога) объекты, которые используют для основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей.

По НК РФ налог платят те, кто предоставляет места для временного проживания в средствах размещения из спецреестра.

Закон о туристской деятельности не требует включать в реестр сведения о ряде объектов, в т.ч. о тех, которые используют для основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей. Владельцы таких средств размещения вправе решить, проводить ли их классификацию.

Организации и физлица, которые оказывают услуги по временному проживанию в таких средствах размещения, платят туристический налог, если эти средства соответствуют указанным выше критериям, в т.ч. включены в спецреестр.

 

Письмо ФНС России от 25.03.2025 N СД-4-3/3142@ «О направлении письма Минфина России от 21.03.2025 N 03-05-04-06/28083» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Разъяснены методические подходы к определению федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы целевых реабилитационных групп инвалидам в возрасте 18 лет и старше и детям-инвалидам, получившим травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями Также даны разъяснения по вопросу определения целевой реабилитационной группы (далее — ЦРГ) инвалидам в возрасте 18 лет и старше, получившим травму, ранение, контузию, увечье в связи с участием в боевых действиях.

Отмечено, что для инвалидов, получивших травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, в целях комплексной реабилитации и абилитации инвалидов определяется отдельная ЦРГ.

Приведены ситуации, в которых указанным лицам могут быть определены ЦРГ различных диапазонов. В приложении к письму представлена методическая таблица для соотнесения ЦРГ диапазонов 12 и 13 (взрослые), ЦРГ диапазона 12 (дети) с ЦРГ диапазона 1 — 11 (взрослые, дети).

 

<Письмо> ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 17.03.2025 N 8930.ФБ.77/2025 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ФНС направляет позицию КС РФ по вопросу об определении не признаваемых объектами налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и занятых объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО Настоящим письмом направлена копия Определения Конституционного Суда РФ от 13.03.2025 N 598-О.

В письме отмечено, в частности, что изъятый из оборота земельный участок должен быть занят объектом, для обеспечения деятельности которого создано ЗАТО, а не просто принадлежать организации, осуществляющей соответствующую деятельность.

Расширительное толкование законоположений, предполагающее выведение из-под налогообложения всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, не согласовывалось бы с конституционными принципами налогообложения.

 

<Письмо> ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-21/3300@ 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Форма ЕФС-1: суд подтвердил, что неверный регистрационный номер не повод считать отчет несданным

Страхователь сдал отчет ЕФС-1, в котором вместо регистрационного номера подразделения указал номер головной организации. СФР оштрафовал его за несдачу сведений. Страхователь оспорил решение. Первая инстанция и апелляция его поддержали.

Суды отметили: указание неверного регистрационного номера не основание считать, что сведения поданы не в срок. Из титульного листа формы можно было установить, что сведения сдал филиал.

21-й ААС приходил к похожему выводу.

 

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2025 N 12АП-659/2025 по делу N А12-27319/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражные апелляционные суды, 12 АС

Налоговая проверка: суд согласен, что подписать электронное решение может другой сотрудник инспекции

Налоговики выдали решение о выездной проверке. Организация оспорила его, поскольку электронное решение заверил не тот, кто подписал бумажный оригинал. 3 инстанции поддержали инспекцию.

Суды пояснили, что подписание электронного решения иным лицом не нарушает права налогоплательщиков и требования НК РФ. Когда отправитель подписывает электронный документ, он фактически удостоверяет его соответствие бумажному оригиналу.

Также суды отметили, что владелец электронной подписи – инспекция. Кроме того, сведения в электронном решении и бумажном варианте совпадали в части данных о том, кто принял документ.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.03.2025 N Ф01-649/2025 по делу N А43-27343/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Взносы на травматизм: суды согласны, что социальные выплаты не облагают

Организация выплачивала различную матпомощь родителям, матпомощь при выходе на пенсию, компенсации занятий спортом, детского сада, санаторно-курортного лечения. СФР доначислил страховые взносы на травматизм, пени и штраф. Страхователь с этим не согласился и обратился в суд. Первая инстанция и апелляция его поддержали.

Суды установили, что выплаты делались отдельными приказами руководителя по колдоговору. Они осуществлялись в пользу или в интересах работника не за результаты труда.

Первая инстанция и апелляция отметили: соцвыплаты не являются оплатой труда. Они не стимулирующие. Они не зависят от квалификации сотрудника, сложности, качества, условий работы. Такие выплаты не облагаются взносами.

Суды часто приходят к таким выводам по разных соцвыплатам. Так, АС Западно-Сибирского округа не поддержал начисление взносов на различную матпомощь, оплату дополнительных дней отпуска в особых случаях и компенсацию путевок в санаторий.

Отметим, СФР пояснял, что соцвыплат (в т.ч. компенсации за детские сады) нет в перечне необлагаемых сумм. Взносы нужно платить.

 

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 N 05АП-345/2025 по делу N А59-5035/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражные апелляционные суды, 5 АС

Компенсация за вредные условия труда: суд подтвердил, что НДФЛ платят, если нет затрат на здоровье

Организация по коллективному договору и соглашению об охране труда выплачивала работникам дополнительные компенсации за вредные условия труда. Инспекция при проверке доначислила НДФЛ и штраф. Она посчитала, что выплаты не являются компенсационными и не обусловлены расходами сотрудников на восстановление здоровья. Данные суммы – часть зарплаты. Суды с этим согласились.

Суды установили такие факты:

  • результаты СОУТ не содержали персонифицированного подхода к установлению гарантий работника;
  • компания, которая провела СОУТ, не имела на это прав;
  • компенсации были по одному классу вредности, но отличались по периодам и должностям;
  • в расчетах указаны максимальные суммы на человека в зависимости от должности, а не от затрат работника на восстановление здоровья;
  • после СОУТ зарплата сократилась, основной выплатой стала компенсация за вредные условия;
  • работники не отчитывались о расходовании компенсации, не представляли подтверждающие документы и не несли затрат на работу с вредными условиями труда;
  • выплаты делались системно (каждый месяц);
  • компенсация связана с характером работы и трудовыми обязанностями.

Суды уже приходили к сходным выводам.

 

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.02.2025 N Ф01-6655/2024 по делу N А43-18133/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Нарушения процедуры налоговой проверки: суд не усмотрел оснований для отмены решения

Организация обжаловала решение по выездной проверке. Она посчитала, что налоговики допустили процедурные нарушения, в частности:

  • справку о проверке подписал не руководитель группы проверяющих;
  • акт проверки подписали не все те, кто участвовал в проверке;
  • его направили налогоплательщику с нарушением срока, приложения к акту налогоплательщик не получил.

Суды не установили существенных нарушений процедуры проверки и рассмотрения ее материалов, которые влекут недействительность итогов такой проверки:

  • ст. 89 НК РФ не обязывает составлять справку именно руководителем группы проверяющих;
  • неподписание акта рядом инспекторов не является существенным нарушением процедуры проверки. В данном случае эти лица не проводили мероприятия налогового контроля;
  • инспекция пыталась вручить акт вовремя. Директору направляли приглашения. В книге учета посетителей инспекции есть запись, что он был в инспекции в назначенный день. В акте проверки есть отметка, что он отказался от получения документа. Попытка вручить акт была и в помещении, куда директора вызывали для дачи показаний. По телефону директор сообщил, что хочет получить акт по ТКС. Инспекция направляла документ в электронном виде, однако из-за большого объема приложений к акту они сформировались некорректно. Акт с приложениями на диске направили почтой. По отчету об отслеживании отправления письмо организация получила;
  • факт отправки акта с приложениями подтверждает опись. Организация не доказала, что на диске разместили иные материалы, а не приложения к акту.

 

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу N А33-16691/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражные апелляционные суды, 3 АС

Апелляция: счетная палата может проверять трудовые договоры и признавать выплаты по ним нецелевыми

При проверке выполнения муниципального задания контрольно-счетная палата выявила нецелевой расход средств на выплаты работникам учреждения (зарплата внешнему совместителю, надбавки за интенсивность и др.). Проверяющие отметили, что эти суммы нельзя относить на КВР 111, поскольку их выплачивали с нарушением трудового законодательства. Значит, они противоречат планам ФХД и целевому назначению субсидии.

Учреждение в суде ссылалось на то, что контрольно-счетная палата не вправе выявлять нарушения трудового законодательства и влиять на вопросы трудоустройства. Первая инстанция с таким подходом согласилась. Однако апелляция поддержала проверяющих.

2-й ААС указал: по планам ФХД у учреждения были установлены и расходы по кодам 111 и 119. Выплаты, которые перечислили работникам с нарушением трудового законодательства, нельзя отнести на код 111, так же как и взносы по ним – на код 119. Это противоречит планам ФХД и соглашению о субсидии.

Учреждение привлекли к ответственности не за несоблюдение трудового законодательства, а за вытекающее из него нарушение бюджетных норм.

 

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2025 N 02АП-91/2025 по делу N А29-9792/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражные апелляционные суды, 2 АС

Возмещение расходов на внесудебное обжалование штрафа: КС РФ поддержал страхователя

Страхователю выписали штраф за подачу неполных сведений в части застрахованных. Он обжаловал решение в вышестоящем органе, тот жалобу удовлетворил.

Страхователь обратился в суд, чтобы фонд возместил расходы на юруслуги по внесудебному оспариванию решения. Суды в иске отказали: обязательного досудебного порядка в законе нет. Страхователь мог сразу обратиться в суд, его расходы на юриста не связаны с виновными и незаконными действиями фонда.

КС РФ с таким подходом не согласился. Закон о персонифицированном учете и ГК РФ не исключают того, что у страхователя есть право возместить в разумных пределах расходы, которые он понес при внесудебном обжаловании наказания, если решение признали незаконным. При этом неважно, есть ли вина или незаконные действия (бездействие) должностных лиц фонда.

Судебные акты по делу КС РФ поручил судам пересмотреть.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2025 N 15-П 

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)

-Решения высших судов

 

Суды: санкции по договору, который учреждение заключило от своего имени, считаются его доходами

Бюджетное учреждение взыскало с подрядчиков санкции по договорам, которые заключили для муниципальных нужд. Поступления учитывали как собственный доход (КФО 2). Проверяющие потребовали вернуть деньги в бюджет. Однако суды с ними не согласились:

  • учреждение заключало договоры от своего имени, а не от имени и не в интересах муниципалитета;
  • неустойка, штрафы и пени, которые остаются в распоряжении учреждения, формируют его собственные доходы и не относятся к неналоговым доходам бюджета.

 

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2025 N Ф09-667/25 по делу N А50-3397/2024 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Уральского округа

Систему электронного документооборота нельзя полностью оплатить за счет ОМС, решили суды

Медучреждение внедрило у себя программный комплекс для электронного документооборота. Разработку и внедрение системы оплатили за счет ОМС, поскольку расходы на ПО включены в тариф на оплату медпомощи в рамках ОМС. Проверяющие признали траты нецелевыми, и АС Северо-Западного округа с ними согласился. ВС РФ этот вывод пересматривать отказался.

Учреждение использовало программу для деятельности в целом, а не только для целей ОМС. По учетной политике затраты нужно распределять пропорционально объему доходов по источникам финансирования.

 

Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2025 N 307-ЭС25-847 по делу N А42-6742/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Решения высших судов

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА
О внесении изменения в статью 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О налоге на имущество организаций»

Установлено, что для образовательных организаций, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности по образовательным программам высшего образования, в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию на территории автономного округа не ранее 1 января 2023 года, предназначенного и используемого данными организациями для реализации образовательной деятельности, в течение трех лет со дня принятия на учет в качестве объектов основных средств, исчисленная сумма налога на имущество организаций уменьшается на 50%.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

В соответствии со ст. 2 данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.

 

Закон ХМАО — Югры от 31.03.2025 N 15-оз «О внесении изменения в статью 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О налоге на имущество организаций» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 27.03.2025) 

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра