Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 10.02.2025 по 17.02.2025

Здравоохранение. Медицина. Аптеки

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Утвержден порядок взаимодействия психиатрических диспансеров и полиции для наблюдения за пациентами
1 марта вступает в силу порядок взаимодействия психиатрических диспансеров и ОВД для наблюдения за пациентами, склонными к опасным действиям.

Документ содержит перечень сведений, которые диспансеры направляют в районные органы МВД по месту жительства пациента, и сроки их передачи. Например, об изменении места жительства (пребывания) пациента надо сообщить в течение 3 рабочих дней со дня получения данных.

Информацию о направлении сведений вносят в отдельный журнал. Руководитель организации должен назначить медработника, ответственного за их передачу.

Органы МВД информируют диспансеры о совершении пациентом административного правонарушения, возбуждении в отношении него уголовного дела и др. При необходимости психиатр проводит осмотр пациента для решения вопроса о госпитализации.

Диспансер учитывает полученные сведения при планировании диспансерных осмотров, объема диагностических, лечебных мероприятий и при проведении психосоциальной реабилитации.

Начало действия документа — 01.03.2025.

Приказ Минздрава России N 56н, МВД России N 39 от 06.02.2025 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Скорректирован перечень спиртосодержащих медицинских изделий Напомним, что внесение изменений в перечень осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 15.06.2019 N 774, на основании поступивших предложений производителей (изготовителей) или их уполномоченных представителей.

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2025 N 257-р 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минздрав направил инструкцию по заполнению статотчета N 62 за 2024 год и дополнительные формы к нему

При подготовке отчета N 62 за 2024 год нужно учесть ряд правил, которых нет в указаниях по заполнению формы. В частности, второй этап диспансеризации отражают в строках 26 — 27 раздела II и в строке 3 раздела III.

Государственные и муниципальные организации, а также клиники, которые оказывают помощь по программе госгарантий, заполняют отчет в системе мониторинга и ресурсного обеспечения.

Федеральным клиникам нужно представить:

  • целевые значения критериев доступности медпомощи (приложение N 1.1);
  • объемы и стоимость медпомощи городским и сельским жителям (приложение N 2);
  • показатели по специализированной медпомощи иностранцам (приложение N 4).

Круглосуточные и дневные стационары, которые оказывают помощь по ОМС, формируют таблицы по приложениям N 5 и N 6. Данные вводят по реестрам без учета результатов медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медпомощи.

Сведения о лечении пациентов с коронавирусом заполняют по приложению N 8 (федеральные клиники – по приложению N 9).

Напомним, отчет подают в вышестоящую организацию и региональный орган по охране здоровья: клиники, которые не работают по ОМС, – до 1 марта, клиники в системе ОМС – до 15 марта. Последние также предоставляют сведения в ТФОМС до 1 марта.

<Письмо> Минздрава России от 04.02.2025 N 31-2/И/2-1776 <О направлении Инструкции по заполнению отчета по форме федерального статистического наблюдения N 62 > 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Правила прикрепления к поликлиникам могут измениться
Минздрав хочет обновить порядок выбора медорганизации для помощи по программе госгарантий. Заявление гражданин сможет подать как на бумаге в поликлинике, так и через Госуслуги (п. 6 проекта порядка). Последняя опция сейчас доступна только в части регионов. Публичное обсуждение документа закончится 6 марта.
Заявление на Госуслугах гражданин будет заверять неквалифицированной электронной подписью (п. 7 проекта порядка). К нему нужно прикрепить верифицированные сведения из свидетельства о рождении (для детей до 14 лет) или из паспорта, а также полиса ОМС, СНИЛС (при наличии).
В само заявление дополнительно придется вносить, в частности, Ф.И.О. выбранного врача и информацию о том, что гражданин ознакомлен с перечнем врачей, числом выбравших их граждан и другими сведениями из п. 11 порядка. 

Проект приказа Минздрава России

Профилактические медосмотры несовершеннолетних: Минздрав планирует обновить порядок В проекте порядка профилактических медосмотров несовершеннолетних предлагают в ряде случаев изменить объем исследований и возраст их проведения. Хотят обновить формы карты осмотра, отраслевого статотчета о таких осмотрах, а также правила их заполнения. Если проект примут, он вступит в силу 1 сентября 2025 года.

В перечень исследований внесут, в частности, такие поправки:

  • электрокардиографию проведут в 1 месяц, а не в 12, как сейчас. Это нужно для раннего выявления нарушений сердечного ритма и профилактики синдрома внезапной детской смерти;
  • в 3 месяца станут определять активность креатинкиназы в крови (для своевременной диагностики и раннего начала терапии тяжелых нервно-мышечных заболеваний);
  • прием невролога будет в 3 месяца, а не в 1;
  • исследование уровня холестерина в крови экспресс методом с тест-полосками сделают в 10 лет;
  • для более ранней диагностики нарушений репродуктивных функций в пубертатном периоде акушер-гинеколог (для девочек) и детский уролог-андролог (для мальчиков) осмотрят в 13 лет;
  • консультация детского стоматолога станет обязательна в 12 месяцев. Сейчас этот врач осматривает ребенка в возрасте 2 года.

Уточнят номера учетной формы карты профилактического медосмотра несовершеннолетнего (N 030-ПО/у) и формы отраслевой статотчетности по сведениям о данных осмотрах (N 030-ПО/о). Сейчас это формы N 030-ПО/у-17 и N 030-ПО/о-17 соответственно. В них появятся небольшие дополнения. Так, в статформе среди болезней глаза отдельно нужно будет отразить нарушение рефракции и аккомодации, а также заболевания миопии, среди болезней органов пищеварения – гастрит и дуоденит.

Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними профилактических медицинских осмотров, учетной формы N 030-ПО/у, порядка ее ведения, а также формы отраслевой статистической отчетности N 030-ПО/о и порядка ее заполнения» (по состоянию на 06.02.2025) 

Документы включены в информационный банк:
— Проекты нормативных правовых актов

Предложено утвердить обновленные правила хранения лекарственных средств для медицинского применения

 

Проект приказа разработан взамен приказа Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

В случае принятия новые правила вступят в силу с 1 сентября 2025 года и будут действовать до 1 сентября 2031 года.

Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении правил хранения лекарственных средств для медицинского применения»

Перейти к документу

 

Предложена обновленная номенклатура медицинских услуг

 

Отмечается, что проект номенклатуры сформирован на основе единой методологии, включающей в себя структуру, принципы и классификационные критерии (признаки), по которым будет осуществляться включение и исключение медицинских услуг. Предусмотренная проектом номенклатура медицинских услуг построена по комбинированной классификационной системе, с использованием иерархического и фасетного методов классификации.

Разработанная система классификационных критериев и признаков позволяет отразить сущность медицинской услуги в уникальном коде услуги, что исключит возможность дублирования и упростит идентификацию медицинских услуг в номенклатурном перечне. Предложенный алгоритм кодирования обеспечит увеличение числа медицинских услуг по мере развития системы здравоохранения без изменения методологии. Система дополнительных кодов расширения будет способствовать своевременному внедрению в систему стандартизации новых медицинских технологий.

Проектом признается утратившим силу в числе прочего аналогичный приказ Минздрава России от 13 октября 2017 г. N 804н.

Вступление проекта в силу предполагается с 1 марта 2025 г.

Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

Перейти к документу

Представлен рекомендуемый порядок проведения радиационного контроля при эксплуатации радиоизотопных приборов

 

Документ предназначен для специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также может быть использован специалистами организаций, осуществляющими радиационный контроль РИП.

К РИП относятся уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, счетчики предметов, измерители давления, влагомеры, анализаторы, измерители толщины бумажного полотна и другие приборы, основанные на использовании ионизирующего излучения закрытых радионуклидных источников.

Методические рекомендации введены впервые.

«МР 2.6.1.0359-24. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль при эксплуатации радиоизотопных приборов. Методические рекомендации» 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Минздрав расширил список индикаторов риска для санэпиднадзора С 23 февраля поводов для внеплановой проверки в рамках санэпиднадзора станет больше. В перечень индикаторов риска включили:

  • организацию отдыха и оздоровления детей при отсутствии в спецреестре данных о компании или объекте. Информацию могут получить из рекламы и других источников;
  • рост острых кишечных инфекций в муниципальном образовании на 20% за неделю по сравнению с предыдущей (не менее 3 новых случаев). Фактор передачи (пищевая продукция, питьевая вода) должен быть общим.

Напомним, перечень действует до 1 сентября 2025 года. В нем есть индикатор для медорганизаций – рост на 30% инфекции, связанной с оказанием медпомощи. Сравнивают данные за текущий месяц и средний показатель за предыдущие полгода.

Начало действия документа — 23.02.2025.

Срок действия документа ограничен 1 сентября 2025 года.

Приказ Минздрава России от 24.10.2024 N 569н 

Документы включены в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

На 2025 год утверждена Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе Согласно документу долговременный уход — это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.

В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники ВОВ, инвалиды из числа участников СВО.

Приказ Минтруда России от 27.12.2024 N 732 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Представлены методические рекомендации по работе с пожилыми людьми и инвалидами, подвергшимися жестокому обращению Методические рекомендации разработаны в рамках исполнения Комплекса мер до 2025 года по профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми, утвержденного Правительством от 20 декабря 2022 г. N 15418п-П45.

Рекомендации направлены Минтрудом для использования в работе в организациях социального обслуживания.

В документе приводятся виды и индикаторы жестокого обращения, этапы работы с пожилыми людьми, подвергшимися жестокому обращению, а также основные действия, которые необходимо осуществить при выявлении случаев жестокого обращения с пожилыми людьми.

 

<Письмо> Минтруда России от 21.10.2024 N 18-3/10/В-17680 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Суд: неверные даты направлений в реестре не основание для отказа в оплате помощи по ОМС Больница отразила в реестре неверные даты направлений на госпитализацию. ТФОМС не оплатил медпомощь по итогам медико-экономической экспертизы. Первая инстанция отказала больнице в иске, но апелляция и кассация решили, что помощь подлежит оплате.

Суды указали:

  • правила ОМС не требуют вносить в реестр сведения о выдаче направлений на госпитализацию, проверке подлежат только сведения по п. 147 правил;
  • медико-экономическую экспертизу проводят, чтобы проверить сроки и объемы медпомощи;
  • больница допустила ошибки при ведении учетно-отчетных документов, но не нарушила сроки и объемы помощи;
  • формальный подход в виде полной неоплаты счетов за некорректные даты направлений нарушает права клиники, которая оказала надлежащую помощь.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2025 N Ф07-16636/2024 по делу N А56-75141/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

Клиника проводила диализ на дому по ОМС – суды решили, что помощь подлежит оплате Страховая компания не оплатила медуслуги диализного центра на сумму более 4 млн руб. на том основании, что перитонеальный диализ проводился на дому, без выезда медработника. Центр обратился в суд. Первая инстанция отказала в иске. Апелляция и кассация встали на сторону клиники.

Суды пришли к таким выводам:

  • амбулаторный перитонеальный диализ был предусмотрен актами, которые действовали в спорный период;
  • клиника обеспечила пациентов оборудованием и медикаментами, лечащий врач поддерживал с ними связь по телефону;
  • клиника выбрала наиболее щадящий метод, предусмотренный клиническими рекомендациями;
  • отказ в оплате услуг нарушает интересы пациентов, которые проходят лечение с помощью данного метода, поскольку лишает их права на помощь по ОМС.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2025 N Ф08-12075/2024 по делу N А53-34831/2023 

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Минздравом направлены разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2025 — 2027 годах

В письме приведены в числе прочего методические подходы к формированию территориальной программы, в том числе к установлению дифференцированных нормативов объема и финансового обеспечения единицы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.

 

<Письмо> Минздрава России от 11.02.2025 N 31-2/И/2-2286 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

В новой редакции изложены некоторые позиции перечня стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение соответствия медицинских изделий Общим требованиям безопасности и эффективности медицинских изделий, требованиям к их маркировке и эксплуатационной документации на них

Государствам — членам ЕАЭС предлагается по истечении 30 рабочих дней с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза применять указанный перечень стандартов с учетом внесенных изменений.

Начало действия документа — 28.03.2025.

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.02.2025 N 2 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Тарифное соглашение по программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области в рамках программы ОМС, превышающей базовую, на 2025 год

Тарифным соглашением определены способы и условия оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, застрахованным по ОМС гражданам (лицам), тарифы на оплату медицинской помощи, размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества

Установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех участников, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, оплачивающих медицинскую помощь в рамках программы ОМС.
Расчет тарифов осуществляется на единицу объема медицинской помощи (1 случай госпитализации (законченный случай лечения заболевания), 1 обращение, 1 законченный случай, 1 посещение, медицинскую услугу, 1 вызов скорой медицинской помощи), на основе подушевого норматива финансирования на прикрепившихся (обслуживаемых) лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи).

В соответствии с абз. 1, 2 разд. V данный документ вступил в силу с 01.01.2025 и распространяется на правоотношения, связанные с оплатой медицинской помощи, оказанной в течение 2025 финансового года.

Срок действия документа ограничен 31.12.2025 включительно.

«Тарифное соглашение по программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области в рамках программы ОМС, превышающей базовую, на 2025 год» (Согласовано в г. Тюмени 30.01.2025) 

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область

Тарифное соглашение по базовой программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области на 2025 год

Предметом Тарифного соглашения являются согласованные сторонами способы и условия оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, застрахованным по ОМС гражданам (лицам), тарифы на оплату медицинской помощи, размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества

Определено, что тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех участников, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Тюменской области, оплачивающих медицинскую помощь в рамках программы ОМС.

За нецелевое использование медицинской организацией средств ОМС медицинская организация несет ответственность в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.

Действие данного документа распространяется на правоотношения, связанные с оплатой медицинской помощи, оказанной с 01.01.2025 по 31.12.2025.

«Тарифное соглашение по базовой программе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области на 2025 год» (Согласовано в г. Тюмени 30.01.2025)

Документ включен в информационный банк:
— Тюменская область

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА
Об утверждении критериев формирования плана проведения выездных обследований, определяющих основания для включения контролируемых лиц и (или) общедоступных производственных объектов в план проведения выездных обследований, который формируется органами, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

К критериям формирования плана проведения выездных обследований отнесены: привлечение в течение 12 месяцев, предшествующих дате формирования плана, контролируемого лица к административной ответственности за нарушение обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — обязательные требования), подтвержденное вступившим в законную силу решением (постановлением) о привлечении к ответственности; поступление в контролирующий орган в течение 12 месяцев, предшествующих дате формирования плана, информации (сведений) от органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, и (или) органов прокуратуры, и (или) общественных организаций и (или) двух и более жалоб (обращений) граждан о нарушениях обязательных требований и (или) обнаружение указанным органом в системе «Оперативный мониторинг ЛС» (http://mols.roszdravnadzor.ru/) информации о нарушениях обязательных требований.

Срок действия данного документа ограничен 01.09.2026.

 

Приказ Региональной службы по тарифам ХМАО — Югры от 31.01.2025 N 4-нп 

Документ включен в информационный банк:
— Ханты-Мансийский автономный округ — Югра