Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 03.02.2025 по 10.02.2025

КРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Экологический контроль: Росприроднадзор скорректировал проверочные листы С 1 февраля уточнен список контрольных вопросов, которые применяют при федеральном экологическом надзоре. Поправки связаны с изменением Закона об экологической экспертизе.

Обновили ряд ссылок на общие требования в области охраны окружающей среды. В перечень включили вопросы о наличии положительного заключения федеральной госэкспертизы для таких документов:

  • план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при эксплуатации ряда опасных производственных объектов I и II классов;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых планируют вести в лечебно-оздоровительных местностях и курортах федерального значения, курортных регионах (кроме объектов по перечню правительства);
  • проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Уточнили вопросы о соблюдении требований к обращению с отходами от использования товаров.

Отметим, по спискам вопросов организации смогут сами оценить, не нарушают ли они обязательные требования.

Приказ Росприроднадзора от 30.08.2024 N 452 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 N 115» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Даны разъяснения по вопросам, связанным с проведением государственной экологической экспертизы проектов технической документации при осуществлении деятельности по утилизации отходов I — IV классов опасности Сообщается, в частности, что до 01.09.2025 к объектам ГЭЭ федерального уровня отнесены проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. С 01.09.2025 под указанными объектами ГЭЭ понимаются проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством РФ перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом ГЭЭ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон N 174-ФЗ) объектом ГЭЭ федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам обезвреживания и объектам размещения отходов производства и потребления, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для их размещения.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона N 174-ФЗ в случае, если документы и документация, подлежащие ГЭЭ в соответствии с подпунктами 11 — 13 пункта 1 данной статьи, являются составной частью проектной документации, на которую имеется положительное заключение ГЭЭ, наличие отдельного положительного заключения ГЭЭ таких документов и (или) документации не требуется.

Таким образом, документация подлежит ГЭЭ в случаях, установленных статьей 11 Закона N 174-ФЗ.

 

<Письмо> Минприроды России от 25.12.2024 N 12-47/53089 «О государственной экологической экспертизе» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Законодательно урегулированы отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях

Настоящим законом в числе прочего:

разграничиваются полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов публичной власти федеральных территорий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

устанавливаются основные требования безопасности людей на водных объектах при использовании баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, при использовании пляжей, при использовании переправ (кроме паромных), на которых используются маломерные суда, при использовании ледовых переправ и наплавных мостов;

устанавливаются требования к пользованию маломерными судами, в том числе к лицам, управляющим такими судами, определяются порядок государственной регистрации маломерного судна и прав на него, порядок освидетельствования маломерных судов;

закрепляются полномочия государственных инспекторов по маломерным судам Государственной инспекции при осуществлении федерального государственного надзора за маломерными судами, в том числе на применение физической силы и специальных средств, а также при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах.

Предусматривается, что маломерные суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона при очередном освидетельствовании проходят процедуру перерегистрации в реестре маломерных судов. Очередное освидетельствование проводится Государственной инспекцией.

По истечении пяти лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона или с даты регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов оно подлежит исключению из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, Российского открытого реестра судов.

После дня вступления в силу настоящего федерального закона лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, предоставляющие им право управления маломерными судами, полученные в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, по истечении срока их действия обязаны получить в Государственной инспекции удостоверение на право управления маломерным судном.

Начало действия документа — 01.09.2025.

 

Федеральный закон от 03.02.2025 N 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному лесному контролю (надзору)

Таким индикатором является, в числе прочего, увеличение на 30 процентов и более объемов использования лесов (фактических объемов заготовки лесных ресурсов по их видам) по данным отчета об использовании лесов по итогам отчетного календарного года в сравнении со среднегодовой величиной фактического использования лесов (фактических объемов заготовки лесных ресурсов по их видам) за четыре календарных года, предшествующих отчетному году представления лицами, осуществляющими использование лесов, в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса таких данных, в случае отсутствия у уполномоченного на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса органа информации об опасных природных либо техногенных воздействиях, стихийных или иных бедствиях, изменениях документов лесного планирования и правоустанавливающих документов на лесной участок, которые повлекли указанное изменение объемов использования лесов.

Начало действия документа — 18.02.2025.

 

Приказ Минприроды России от 20.12.2024 N 743 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Перечень включает в том числе:

гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации;

реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования;

виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные требования, в соответствии с ОКВЭД;

реквизиты структурных единиц КоАП РФ, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

 

«Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), <…> в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» 

Документ включен в информационный банк:
— Российское законодательство (Версия Проф)