Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 13.01.2025 по 20.01.2025
Изложение новости | Аннотация к материалу | Название документа | |
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: декабрь 2024 года» | За декабрь в системе КонсультантПлюс появилось более 7700 новых постановлений судов округов. Мы отобрали интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. В обзоре расскажем о взыскании неосновательного обогащения, повышении арендной платы через суд, возмещении расходов за счет поставщика. | Обзор: «Топ-3 «поворотных» дел арбитражных судов округов для юриста: декабрь 2024 года»
Документ включен в информационные банки: |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за IV квартал 2024 года» | Судьба имущества, арестованного в рамках уголовного дела, реабилитационный паритет, уменьшение несоразмерной неустойки — о позициях суда по этим и другим вопросам расскажем в обзоре:
— Имущество, которое взыскали по приговору, можно исключить из конкурсной массы |
Обзор: «Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за IV квартал 2024 года»
Документ включен в информационные банки: |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Универсальный QR-код и цифровые рубли: важные поправки для бизнеса и потребителей внесены в Госдуму» | Депутаты рассмотрят доработанный проект о внедрении универсального QR-кода для оплаты товаров, работ и услуг. Документ также предусматривает сроки ввода цифровых рублей в широкий оборот. Рассмотрим основные изменения в обзоре подробнее. | Обзор: «Универсальный QR-код и цифровые рубли: важные поправки для бизнеса и потребителей внесены в Госдуму»
Документ включен в информационные банки: |
|
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Покупка автомобиля в салоне: интересная судебная практика за 2022 — 2024 годы» | Является ли пробег существенным условием при покупке подержанного автомобиля? Можно ли изменить цену, указанную в предварительном договоре? Взыщут ли с потребителя скидку при отказе от допуслуг? Можно ли вернуть автомобиль, если устранимые недостатки возникают неоднократно? Ответы на эти вопросы в обзоре. | Обзор: «Покупка автомобиля в салоне: интересная судебная практика за 2022 — 2024 годы»
Документ включен в информационные банки:
|
|
Продажа и аренда государственных участков: сроки проведения аукционов сократятся с 1 марта 2025 года | Извещение о проведении аукциона разместят не менее чем за 10 рабочих дней до его проведения, а документы для участия перестанут принимать не ранее чем за 3 рабочих дня. Сейчас эти сроки — 30 и 5 календарных дней соответственно.
Проект договора направят победителю или единственному участнику в течение 5 календарных дней с момента составления протокола о результатах аукциона. Пока на это отводится 10 календарных дней. Победитель должен будет подписать и представить договор в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня направления ему проекта договора. Сейчас нужно успеть за 30 календарных дней. Шаг электронного аукциона составит от 1% до 5% начальной цены. Есть и другие изменения. |
Федеральный закон от 28.12.2024 N 538-ФЗ
Документ включен в информационные банки: |
|
Ограниченное раскрытие информации эмитентами ценных бумаг: ЦБ РФ и Минфин обозначили ряд аспектов | Для 10 случаев, когда эмитенты вправе частично не соблюдать требования Закона об АО и Закона о рынке ценных бумаг раскрывать или предоставлять сведения, есть свой объем послаблений. Центробанк и Минфин считают, что их нельзя использовать, если нет реальных санкционных угроз.
Также регуляторы негативно оценивают практику, когда эмитент не размещает данные на ресурсах аккредитованных информационных агентств, но делает это, например, на своем сайте. При публичном размещении или обращении ценных бумаг не следует раскрывать либо передавать наиболее критичные для эмитента из-за санкционных рисков сведения. При этом стоит сохранять открытой информацию, которая может повлиять на инвестиционные решения. Некорректно ограничивать доступ к сведениям об идентификационных признаках, номинальной стоимости ценных бумаг, объявленных или выплаченных доходах по ним и пр. Если эмитент вправе применить послабления к информации об органах управления, нет оснований скрывать среди прочего данные об их собраниях. Также приведены примеры обоснованного ограничения доступа к информации. Обозначены и другие позиции. |
Информационное письмо Банка России N ИН-02-28/64, Минфина России N 05-01-06/132332 от 27.12.2024
Документ включен в информационные банки: |
|
Подготовлены ответы на вопросы, связанные с переходом к новому порядку расчета государственной пошлины за осуществление учетно-регистрационных действий с 2025 года |
Содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе:
будут ли меняться формы xml-заявлений в связи со сменой механизма расчета госпошлин с 2025 года; кадастровая стоимость самостоятельно проверяется со стороны Росреестра или ее необходимо указывать заявителю при подаче заявления в Росреестр; будет ли обеспечена настройка информационных систем к 1 января 2025 г., а именно ГИС ГМП, для корректного расчета государственной пошлины на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости и цены сделки; изменится ли с 01.01.2025 размер государственной пошлины за государственную регистрацию ипотеки в силу договора. |
<Письмо> Росреестра от 09.01.2025 N 06-00006/25
Документ включен в информационные банки: |
|
Как операторы сотовой связи будут контролировать своих дилеров с 1 марта 2025 года | Оператор проверит, соблюдает ли его представитель (дилер) требования к месту заключения договоров об оказании услуг связи, если по нему, например, поступило письменное обращение физлица, компании или госоргана. В течение 10 рабочих дней после получения таких сведений оператор примет решение о проверке.
В документе укажут, в частности, основание, форму, дату (сроки) и время контрольного мероприятия, адрес проверяемого места, полное наименование дилера, его ИНН или ОГРН. Оператор сообщит представителю через свою информсистему, нарочно, по обычной или электронной почте о проверке минимум за 5 рабочих дней до ее начала. В уведомлении укажут в том числе полный список документов, которые должен представить дилер, и вопросов для письменных объяснений, если они нужны. На документарную проверку отведут максимум 30 календарных дней для каждого места заключения договоров, а на выездную — не более 7 календарных дней. Оператор сформирует отчет в том числе в электронной форме и направит его контролируемому лицу в течение 5 рабочих дней с даты окончания проверки. По общему правилу представитель не позже 10 рабочих дней с даты поступления отчета должен устранить нарушения и уведомить об этом оператора. Последний организует повторную проверку, которая по сроку проведения аналогична выездной. Если нарушения не устранили, оператор приостановит заключение договоров в данной точке дилера. Вступят в силу и другие новшества. |
Приказ Минцифры России от 22.11.2024 N 986
Документ включен в информационные банки: |
|
Перелет с ребенком до 12 лет на соседних местах: новшество с 21 января 2025 года | Авиаперевозчиков обяжут бесплатно предоставлять пассажирам с детьми до 12 лет соседние места согласно классу билета. Места должны быть расположены в одном ряду и не разделены проходом.
Сейчас при регистрации на рейс совершеннолетнего пассажира с ребенком до 12 лет перевозчик лишь должен принять все возможные меры по их совместному размещению на борту. При этом четких условий такого размещения пока нет. Есть и другие изменения. |
Приказ Минтранса России от 25.12.2024 N 462
Документ включен в информационные банки: |
|
Даны разъяснения о порядке расчета размеров государственной пошлины за осуществление кадастрового учета и госрегистрацию прав в связи с вступлением в силу с 1 января 2025 года изменений в НК РФ |
В письме приведены вопросы, требующие разъяснений, и даны разъяснения по каждому такому вопросу.
Разъяснения касаются размеров госпошлины, в частности, за госрегистрацию: договора аренды части объекта недвижимости с одновременным кадастровым учетом такой части; перехода права собственности на объект недвижимости, если цена такой сделки определена в иностранной валюте; кадастровый учет при вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства. |
<Письмо> Росреестра от 28.12.2024 N 13-12927-АБ/24
Документ включен в информационные банки: |
|
ВС РФ признал повышенную комиссию банка за исполнение бумажных поручений заградительным тарифом | Банк приостановил интернет-обслуживание и операции по корпоративным картам компании. Она подала платежные поручения на бумаге. За их исполнение банк списал 10% от общей суммы переводов. Компания попросила взыскать с него неосновательное обогащение в размере комиссии и проценты по ст. 395 ГК РФ.
По мнению ВС РФ, ограничение доступа к электронным средствам платежа вынудило компанию использовать бумажные документы. При этом кредитная организация ввела повышенный тариф за выполнение поручений в такой форме в одностороннем порядке после заключения договора банковского счета. Комиссия составила более 2 млн руб., хотя вознаграждение за совершение аналогичной операции по цифровым документам — 35 руб. Следовательно, это заградительный тариф. Он мешает клиенту совершать законные операции в условиях, когда банк ограничил использование электронных средств платежа. Верховный суд отменил акты трех инстанций, которые не поддержали компанию, и направил дело на новое рассмотрение. Ранее ВС РФ признавал заградительным тарифом повышенную комиссию за перевод денег компании в пользу физлица. |
Определение ВС РФ от 26.12.2024 N 305-ЭС24-16889
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ разъяснил нюанс оспаривания решений общего собрания акционеров с незаконным участником | Общество истребовало свои акции из незаконного владения компании, которая ранее занималась их доверительным управлением. Однако до того, как ценные бумаги вернули, в список участников годового общего собрания акционеров включили компанию, а не общество. Последнее попросило суд признать решения собрания недействительными. Три инстанции отказали.
ВС РФ отметил: компания должна была вернуть акции обществу в течение 3 рабочих дней с даты подписания соглашения о расторжении договора доверительного управления. Компания этого не сделала и стала незаконным владельцем акций. Следовательно, она не могла участвовать в собрании. Общество вправе оспаривать решения собраний, которые проведены по истечении срока на добровольный возврат ценных бумаг. Также законный владелец акций может взыскать убытки с предыдущего правообладателя, который действовал неправомерно. Условие — эмитент или те, кто мог повлиять на решение собрания, знали или должны были знать, что в списке участников есть неуполномоченное лицо. Поскольку три инстанции не оценили ряд обстоятельств, Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. |
Определение ВС РФ от 23.12.2024 N 305-ЭС24-15879
Документ включен в информационный банк: |
|
ВС РФ напомнил порядок взыскания неполученных доходов при неосновательном обогащении контрагента | Суды признали недействительными переводы холдинга в пользу банка на общую сумму 1,1 млрд руб. Ее взыскали с кредитной организации, а затем последнюю обязали выплатить холдингу проценты по ст. 395 ГК РФ. Их начислили за период с момента проведения переводов до возврата денег. Позже холдинг подал иск об истребовании дохода от выдачи кредитов за тот же срок.
По мнению ВС РФ, начисление процентов на сумму неосновательного обогащения и взыскание доходов от ее использования — единый способ защиты права. Отличие в том, что в первом случае учитывают минимальный уровень дохода, а во втором — представляют дополнительные доказательства, что ответчик получил еще больше выгоды. К сходным выводам Верховный суд уже приходил. Доказать доход сверх суммы процентов нужно было в споре, по итогу которого их взыскали, но холдинг подал отдельный иск. Его основание и предмет совпадают с предыдущим. ВС РФ отменил акты апелляции и кассации в части взыскания дохода за вычетом процентов и прекратил производство. |
Определение ВС РФ от 13.12.2024 N 305-ЭС24-15092
Документ включен в информационный банк: |
|
Проект о периоде «охлаждения» по кредитам и займам для потребителей принят в первом чтении | Если потребкредит (заем) или его лимит — от 50 тыс. до 200 тыс. руб., то банк или МФО передаст деньги физлицу не ранее 4 ч после согласования индивидуальных условий. Если запросили более 200 тыс. руб., то минимальный период «охлаждения» — 48 ч. В это время гражданин сможет отказаться от получения средств, если уведомит контрагента.
Кредиторов обяжут немедленно письменно извещать заемщиков о сроках предоставления денег и праве на отказ от финпродукта, в том числе в период «охлаждения». Новшества не коснутся, в частности, кредитов и займов под залог ТС, если средства поступают напрямую автодилерам. Все эти поправки могут заработать через 180 календарных дней после опубликования закона. Есть и другие изменения. |
Проект Федерального закона N 804702-8
Документ включен в информационный банк: |
|
Какая информация не относится к рекламе на маркетплейсах — ФАС предлагает закрепить исключения | Планируется с 1 апреля 2025 года уточнить, какие сведения на маркетплейсах, сервисах объявлений и в поисковиках нельзя считать рекламой. В частности, речь идет о таких материалах:
— каталоги товаров, работ и услуг. Это однотипные краткие данные (в т.ч. о продавцах), которые сгруппировали по рубрикам и выполнили в общем стиле без нарушения визуального единообразия; — справочно-информационные материалы, которые предоставляют даже с помощью рекомендательных технологий; — сообщения о бесплатной передаче вещей; — отзывы с оценкой товара, продавца, производителя и пр. Условие — такие суждения и мнения размещены в разделе отзывов. Публичное обсуждение проекта завершат 16 января. Ряд сходных примеров ФАС уже приводила в общем руководстве по соблюдению требований в сфере рекламы. Однако, по словам ведомства, на маркетплейсах, сервисах объявлений и в поисковиках чаще приходится отличать рекламу от иных данных. Напомним, рекламораспространителей и операторов рекламных систем обяжут платить в федеральный бюджет 3% от квартального дохода от продвижения в интернете товаров, работ и услуг для потребителей в РФ. Правила заработают с 1 апреля 2025 года. В связи с этим ФАС и подготовила проект. |
Проект постановления Правительства РФ
Документ включен в информационный банк: |
|
С 1 сентября 2025 года предлагается запретить продажу никотинсодержащей продукции по цене ниже установленной минимальной цены |
При розничной продаже данной продукции в режиме проверки офлайн продавец будет обязан, в числе прочего, сформировать в своей информационной системе базу данных кодов товаров в отношении товаров, для которых устанавливается минимальная цена, и путем обращения в информационную систему мониторинга в автоматизированном режиме актуализировать такую базу данных в части обновленных данных не реже одного раза в 2 часа в рабочие часы торгового объекта.
Также предусматривается, что оператор информационной системы мониторинга будет отказывать в приеме документов или во внесении в информационную систему мониторинга сведений, представляемых участниками оборота никотинсодержащей продукции, в случае если фактическая цена ее реализации будет ниже минимальной цены, определенной Правилами определения минимальной цены на никотинсодержащую продукцию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2024 г. N 301. |
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» | |
Выездные обследования мест продажи алкоголя: Росалкогольтабакконтроль хочет вновь утвердить критерии |
Предложены критерии формирования плана выездных обследований при региональном госконтроле за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции. В план внесут контролируемых лиц или общедоступные объекты, например, в таких случаях (п. п. 1 — 3 проекта критериев): — лицо привлекли к ответственности по КоАП РФ за нарушения при розничной продаже и решение (постановление) об этом вступило в силу; — контрольный орган получил хотя бы 2 обращения от граждан о том, что компания или ИП не соблюдает требования в данной сфере; — лицензию на розничную продажу алкоголя выдали (возобновили) на объекты торговли либо общепита, которые предусматривала аннулированная или приостановленная из-за нарушений лицензия. Один либо несколько этих фактов учтут, если они возникнут в течение года до составления плана. Критерии планируют применять до 1 сентября 2026 года (п. 2 проекта приказа). Аналогичные правила действовали до 1 января 2025 года. Общественное обсуждение проекта завершат 27 января. |
Проект приказа Росалкогольтабакконтроля | |
ПРАВОСУДИЕ | |||
КС РФ: обстоятельства, выявленные на досудебной стадии уголовного судопроизводства, необходимо учитывать в качестве оснований для пересмотра гражданских дел
Выявлен конституционно-правовой смысл части третьей статьи 392 ГПК РФ. Указанная норма признана не соответствующей Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой она не позволяет с достаточной ясностью и определенностью расценивать в качестве вновь открывшихся те обстоятельства, которые установлены в процедурах уголовного судопроизводства, отражены в постановлении об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования, касаются преступного посягательства, состоящего в формировании не соответствующих действительности доказательств, использованных в ранее рассмотренном по правилам ГПК РФ споре, либо преступного посягательства, затрагивающего предмет такого спора, ставят под сомнение правосудность вступившего в законную силу судебного постановления и не могли быть установлены при рассмотрении гражданского дела не по вине лица, заявляющего о его пересмотре. Конституционный Суд отметил, что обстоятельства, нашедшие отражение в процессуальном акте, принятом на досудебной стадии уголовного судопроизводства, должны быть детально изучены судом, рассматривающим заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, и получить мотивированную оценку на предмет того, могли ли они повлиять на результат разрешения гражданского дела, будь они известны участникам дела и суду. Такая оценка должна быть дана вне зависимости от процессуальной формы фиксации соответствующих сведений, т.е. от того, отражены они в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. Если сведения о фактах криминального характера, в том числе в действиях лиц, участвовавших в гражданском деле, дают основания к выводу о незаконности или необоснованности судебного постановления, суд не вправе отказать в его пересмотре, руководствуясь лишь формальными причинами. Иное влекло бы неоправданное ограничение права на судебную защиту, лишение гарантий рассмотрения дела посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, к числу которых относится адресованное суду в любом виде судопроизводства требование исследовать по существу все значимые для дела обстоятельства, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы. Основанием для отказа в таком пересмотре во всяком случае не должно быть то, что соответствующие обстоятельства констатируются не в приговоре. Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. |
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.01.2025 N 1-П
Документ включен в информационные банки: |
||
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ | |||
Планируют увеличить размеры штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности |
Предлагается актуализировать размеры штрафов, установленные в санкциях 36 составов преступлений, на уровень инфляции, накопленной с момента установления их действующих размеров, что позволит обеспечить соответствие наказания характеру и степени общественной опасности деяний.
По мнению авторов проекта, внесение предлагаемых изменений позволит адаптировать размеры штрафов, установленные за преступления в сфере экономики, нарушение авторских и смежных прав и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, к современным социально-экономическим реалиям. |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)» (не внесен в ГД ФС РФ) |