Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 06.01.2025 по 13.01.2025

Бухгалтеру бюджетной организации

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
Прекращение дел об административных правонарушениях при нехватке бюджетных средств: правила уточнили Поправки к ст. 24.5 КоАП РФ вступили в силу 26 декабря. Теперь правила касаются административных правонарушений, которые связаны с тем, что:

— региональный или местный орган власти не исполнял (исполнял ненадлежащим образом) свои либо переданные ему полномочия;

— государственное или муниципальное учреждение не выполняло (ненадлежаще выполняло) уставные задачи.

Такие дела прекратят, если во время производства выяснится, что запрошенные средства для исполнения полномочий (выполнения уставных задач) не выделяли либо выделяли не в полном объеме.

Федеральный закон от 26.12.2024 N 480-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

КВР и КОСГУ на 2024 — 2025 годы: Минфин обновил таблицы соответствия кодов Добавлена увязка КВР 243 с подстатьей 343 КОСГУ для учета ГСМ при капремонте имущества.

Информация Минфина России для 2024 года

Информация Минфина России для 2025 года

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Страхование от несчастных случаев: СФР обновил правила установления скидки к тарифу Новый административный регламент предусматривает порядок и стандарт госуслуги по установлению скидки к тарифу взносов на травматизм. Действующий регламент ФСС утратит силу (п. 2 приказа). Изменения заработают с 6 января 2025 года.

Услугу предоставят страхователям (п. 2 регламента):

— юрлицам, в т.ч. иностранным компаниям, которые работают в РФ и нанимают российских граждан;

— юрлицам по месту нахождения подразделений;

— физлицам, у которых есть работники, подлежащие страхованию.

Услугу окажут по одному из вариантов. Его определят по общим признакам заявителя и исходя из результата оказания услуги. Признаки заявителя установят по анкетированию (п. п. 35 регламента). Регламент предусматривает 4 варианта оказания услуги (п. 25 регламента). Итог каждого — решение о предоставлении скидки (п. п. 28, 45, 62, 79 регламента).

Услугу предоставят бесплатно (п. 17 регламента). Максимальный срок — 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о ее предоставлении и документов к нему (п. 11 регламента).

Заявление можно подать через Госуслуги, почтой, в территориальном органе СФР или МФЦ (п. 20 регламента).

Приказ СФР от 27.11.2024 N 2250

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Справка о доходах госслужащего за 2024 год: Минтруд подготовил методрекомендации Документ поможет государственным и муниципальным служащим правильно заполнить справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Использовать методрекомендации следует и претендентам на должность. Новые рекомендации во многом повторяют прошлые. Однако среди новшеств можно выделить такие:

привели перечень документов, на основании которых стоит заполнять справку (справка о доходах физлица и сведения об имуществе из личного кабинета налогоплательщика, выписка о движении денег по счету и др.);

— появились правила отражения цифровой валюты, которую получили в результате майнинга, а также сведений о договоре долгосрочных сбережений;

— указали, что справку не может подписать иное лицо вместо служащего;

— отметили, что отзыв лицензии не говорит о закрытии счета. За информацией о состоянии счета нужно обратиться в сам банк;

— разъяснили, что при слиянии, присоединении или преобразовании банка сведения нужно запросить во вновь созданной кредитной организации.

См. также: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество

КБК на 2025 год для НДФЛ и туристического налога: изменения опубликованы Минфин скорректировал перечни КБК на 2025 год и плановый период. Изменения затронули, в частности: НДФЛ, акцизы, госпошлины.

Так, при перечислении налога с доходов сотрудников нужно будет использовать коды:

— 1 01 02010 01 0000 110 — для суммы НДФЛ не более 312 тыс. руб. за налоговые периоды с 1 января 2025 года, не более 650 тыс. руб. — до 1 января 2025 года;

— 1 01 02080 01 0000 110 — для суммы НДФЛ более 312 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 2,4 млн до 5 млн руб., за налоговые периоды с 1 января 2025 года. Этот же код предлагают применять для суммы НДФЛ более 650 тыс. руб., которая относится к части налоговой базы от 5 млн руб., за налоговые периоды до 1 января 2025 года;

— 1 01 02150 01 0000 110 — для суммы НДФЛ более 702 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 5 млн до 20 млн руб.;

— 1 01 02160 01 0000 110 — для суммы НДФЛ более 3 402 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы от 20 млн до 50 млн руб.;

— 1 01 02170 01 0000 110 — для суммы НДФЛ более 9 402 тыс. руб., которая соответствует части налоговой базы свыше 50 млн руб.

Ввели КБК для туристического налога — 1 03 03000 01 0000 110.

Напомним, с 2025 года НДФЛ платят по прогрессивной шкале, в которую включены 5 ставок, а также туристический налог.

Приказ Минфина России от 13.11.2024 N 165н

Перейти к документу

Минфин обновил порядок формирования КБК Скорректирован Приказ N 82н. Основные новшества нужно применять начиная с составления бюджетов на 2025 год.

Так, исключили КВР 214. Вместо него для ремонта вооружения следует использовать КВР 211 (п. п. 2.13.1.1 и 2.13.1.2 изменений).

Для ряда кодов вида расходов расширили назначение:

— по КВР 321 среди прочего отражайте пособие за первые 3 дня временной нетрудоспособности лицам, работающим по договорам ГПХ (п. 2.13.2.1.1 изменений);

— по КВР 322 — выплаты федеральным госслужащим — участникам ипотечной системы (п. 2.13.2.1.2 изменений);

— по КВР 340 — стипендии студентам-соотечественникам, обучающимся в вузах за рубежом (п. 2.13.2.2 изменений);

— по КВР 853 — перечисления в счет возмещения расходов при передаче Казначейству полномочий по учету (п. 2.13.3.3.2 изменений).

Также добавили:

— статью 630 АнГПД для доходов от реализации конфискованных акций и иных финансовых инструментов (п. 1.3.3 изменений);

— коды подгруппы расходов 890 для субсидий юрлицам и ИП, например участвующим в концессионных соглашениях (п. 2.13.3.4 изменений). Эти коды нужно

Приказ Минфина России от 13.11.2024 N 166н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Статистические формы 1-предприятие и 5-З: Росстат уточнил указания по заполнению Ведомство объединило указания по заполнению форм статистики 1-предпритие и 5-З в один документ. Большинство изменений технические.

Среди прочего для 1-предприятие уточнено, что по строке 528 указываются суммы из строки 524 к возмещению на покрытие убытков за счет средств субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Новшества применяются с 1 января 2025 года.

Приказ Росстата от 25.12.2024 N 678

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Взносы на травматизм: поправки к порядку подтверждения вида деятельности опубликованы С 1 сентября заработают изменения в Законе о страховании от несчастных случаев на производстве и Законе о госрегистрации юрлиц и ИП (ст. 4 закона). Среди новшеств такие:

— подтверждать основной вид деятельности на основе бухотчетности за предыдущий год надо только по подразделениям, которые имеют банковские счета и производят выплаты физлицам (пп. «б» п. 1 ст. 1 закона). Для остальных случаев эту обязанность отменят (пп. «а» п. 1 ст. 1 закона);

— фонд проверит, соответствует ли основной вид деятельности заявленному, и, если нужно, изменит тариф (пп. «а» п. 2, пп. «б» п. 5 и пп. «б» п. 6 ст. 1 закона). Документы для проверки представит страхователь (пп. «а» п. 1 ст. 1 закона);

— фонд сообщит страхователю о том, что сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП противоречат фактическому основному виду деятельности, если выявит это (пп. «б» п. 2 ст. 1 закона);

— страхователь сам определит размер тарифа по сведениям из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 15 апреля текущего года. Если на эту дату основной вид деятельности у страхователя изменится, фонд до 1 мая текущего года уведомит его о тарифе с начала года (п. 3 ст. 1 закона);

— в ЕГРЮЛ и ЕГРИП станут отражать основной и дополнительный виды деятельности с указанием не менее 4 цифровых знаков кода, а также доли этих видов деятельности (п. 1 ст. 2 закона);

— организации и ИП вправе изменять коды по ОКВЭД отчетного типа в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в любое время. Порядок определения этих кодов установит правительство (пп. «г» п. 1 ст. 2 закона);

— юрлица не позднее 1 апреля 2027 года представят в Росстат данные для формирования сведений о кодах по ОКВЭД отчетного типа (ч. 2 ст. 3 закона). ИП нужно будет это сделать не позднее 1 апреля 2028 года (ч. 4 ст. 3 закона);

— организации (ИП), которые не попадут в список тех, кто должен подать статданные, с 2027 года (2028 года) должны сами проверять сведения о кодах ОКВЭД отчетного типа не реже 1 раза в год (ч. 3 и 5 ст. 3 закона);

— об изменении основного вида деятельности или изменении более чем на 20% доли любого вида деятельности из реестров нужно будет проинформировать не позднее 1 апреля следующего года. Сведения потребуется сообщить и в том случае, если прошло 5 лет с последней подачи данных в Росстат (ч. 3 и 5 ст. 3 закона).

Федеральный закон от 28.12.2024 N 529-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Туристический налог с 2025 года: ФНС отметила важные нюансы и привела примеры расчета налога Служба обратила внимание на такие моменты:

— минимальный налог исчисляют исходя из числа суток оказания услуг лицу, с которым заключили договор. Сколько человек проживает в номере, неважно;

— при определении базы из стоимости услуг по предоставлению мест для временного проживания исключают суммы НДС и туристического налога.

Пример 1. Семья из 3-х человек проживала в гостинице 5 дней и заплатила 20 тыс. руб. Договор на оказание услуг по временному проживанию заключили с 1 лицом.

Сумма налога — 198 руб. (20 000 x 1 / 101).

Сумма минимального налога — 500 руб. (100 x 5).

В данном случае гостиница уплачивает налог в размере 500 руб. (минимальный налог).

Пример 2. Организация забронировала на 17 сотрудников несколько номеров на 30 дней. Стоимость услуг — 300 тыс. руб.

Сумма налога — 2 970 руб. (300 000 x 1 / 101).

Размер минимального налога — 3 000 руб. (100 x 30 = 3 000).

Гостиница уплачивает минимальный налог в размере 3 000 руб.

Пример 3. Стоимость услуг по временному проживанию — 2 400 руб. в сутки, в т.ч. НДС — 400 руб. Ставка туристического налога — 1%.

Стоимость услуг без НДС — 2 000 руб. (2 400 — 400).

Сумму налога и налоговую базу определяют расчетным методом.

Сумма налога составит 19,8 руб. (2 000 x 1 / 101), налоговая база — 1 980,2 руб. (2 400 — 400 — 19,8).

Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14600@

Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14611@

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Росстат обновил статистическую форму о распределении числа работников по размерам зарплаты Обновленную форму сведений о распределении числа работников по размерам зарплаты надо подать за апрель 2025 года. Как и раньше, отчет заполняют выборочно и сдают 1 раз в 2 года.

В форме изменили границы размера зарплаты. Например, по строке 01 отражают сведения о зарплате до 22 440 руб. (т.е. до нового МРОТ) и числе сотрудников, которые ее получают.

Строк в таблице формы теперь 36, в прежней форме — 34.

В указания по заполнению формы включили правило о том, что ее заполняют по данным бухгалтерского и кадрового учета. Показатели не могут быть отрицательными.

Приказ Росстата от 27.12.2024 N 696

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Внесены изменения в порядок учета ТОФК бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета
Изменения коснулись, в частности, постановки на учет бюджетных обязательств и внесения в них изменений, в том числе проверки соответствия информации, включаемой в Сведения о бюджетном обязательстве.

В случае возврата в текущем финансовом году дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств по бюджетным обязательствам, исполненным (частично исполненным) в предыдущие годы, в орган Федерального казначейства необходимо представить сведения о бюджетном обязательстве на сумму возврата дебиторской задолженности с приложением установленных документов.

Приказ Минфина России от 25.11.2024 N 177н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Статистические формы 11 и 11 (краткая): Росстат обновил указания по их заполнению С 1 января 2025 года надо применять новые указания по заполнению форм 11 и 11 (краткая). Они более информативные, чем прежние. Последние утратят силу со следующего года. Отметим основные новшества.

Заполнение формы 11. Теперь при неоперационной (финансовой) аренде арендодатель не отражает в форме предмет аренды. Сейчас он его показывает по графе 8 раздела I.

При аренде предприятия как имущественного комплекса арендованные ОС, которые переданы по договору аренды и учитываются на балансе арендатора, распределяют по видовой структуре: здания, сооружения, машины и оборудование и т.д. Сходный подход применяют при сдаче в аренду объекта ОФ, который представляет собой функционально единый комплекс и состоит из отдельных устройств, приспособлений, механизмов и оборудования.

Если арендованные ОС нельзя распределить по видам, то их отражают по строке с видом актива исходя из принципа преобладающей стоимости.

Заполнение формы 11 (краткая). Арендодатель показывает предмет аренды по договору операционной аренды в разделе I. Арендатор предмет аренды, право пользования активом, а также амортизацию этого права в отчет не включает.

При неоперационной (финансовой) аренде арендатор отражает предмет аренды в ОФ, арендодатель предмет аренды не показывает. Передачу ОФ в неоперационную (финансовую) аренду арендодатель отражает по графе 8 раздела I, арендатор — по графе 5 этого же раздела.

При операционной аренде арендодатель показывает предмет аренды в разделе I. Арендатор предмет аренды, право пользования активом, а также амортизацию этого права в отчет не включает.

К обеим формам Росстат привел подробную методику заполнения показателей данных.

Приказ Росстата от 23.12.2024 N 675

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

ЕНП: ФНС уточнила состав сведений реестра решений о взыскании С 27 января 2025 года действует обновленный порядок ведения реестра решений о взыскании налоговых долгов. В реестре разместят:

поручения инспекции на перечисление цифровых рублей налогоплательщика (плательщика сбора, взносов, налогового агента). Их будет исполнять оператор платформы цифрового рубля;

уведомления о приостановке операций по счетам цифрового рубля, а также переводов электронных денег.

Сведения об отрицательном сальдо ЕНС станут обновлять в реестре не реже 1 раза в сутки. Сейчас это делают в 2 раза чаще.

Приказ ФНС России от 09.12.2024 N ЕД-7-8/1109@

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Установлены правила расчета ЛБО по зарплате на 2025 год для федеральных органов Правительство установило особенности реализации Закона о федеральном бюджете на 2025 — 2027 годы. Документ вступил в силу 1 января 2025 года.

Как и в прошлом году, ЛБО на зарплату федеральных госслужащих и работников-негосслужащих по общему правилу утверждают в размере спецвеличины. Ее рассчитывают исходя из фактической численности персонала и 25% вакансий от предельного числа сотрудников госоргана.

Если численность вырастет, ЛБО смогут пересчитать. Для этого ГРБС должны направить в Минфин информацию об увеличении не позднее 5-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором изменились показатели.

Также ввели ограничения для федеральных казенных учреждений. Им запрещают перечислять стимулирующие выплаты за счет экономии, возникшей из-за вакансий, которых больше 15% нормы работников.

Закрепили и другие правила.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1995

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Увеличена индексация для ряда выплат силовикам за 2024 год Правительство скорректировало коэффициент индексации: теперь он составляет 1,051, а не 1,045. Дополнительная индексация касается таких выплат, как:

— страховые суммы по Закону о страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц;

— единовременные пособия по Закону о полиции в случае смерти или повреждения здоровья сотрудника;

— ежемесячная компенсация и единовременные пособия по Закону о денежном довольствии военнослужащих при их гибели, военной травме и в других случаях;

— единовременные пособия по Закону о соцгарантиях сотрудникам ряда федеральных органов на случай смерти или повреждения здоровья;

— страховые компенсации добровольцам.

Правила распространили на правоотношения, которые возникли с 1 января 2024 года.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1993

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Плата за НВОС: Минприроды хочет скорректировать декларацию Ведомство направило на публичное обсуждение проект изменений к декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Рассмотрим основные правки.

Добавляются новые разделы для расчета платы за размещение отходов:

— 8 — вскрышных и вмещающих горных пород;

— 9 — побочных продуктов животноводства.

Расчет платы в бюджет дополняется строками для сведений о плате за размещение таких отходов:

— 027, 140 — 142, 157, 167, 177, 207 — вскрышных и вмещающих горных пород;

— 028, 143 — 145, 158, 168, 178, 208 — побочных продуктов животноводства.

В титульный лист включаются поля для информации о СЗПК.

Таблица расчета платы за размещение отходов производства дополняется графой 7, где отражают, сколько тонн передано для обработки в отчетном периоде.

В расчете платы за размещение (в т.ч. складирование) побочных продуктов производства, которые признаны отходами, появляется деление суммы за размещение в зависимости от срока образования таких продуктов:

— не более 11 месяцев (графа 11);

— более 11 месяцев (графа 12).

Запланировано, что новшества вступят в силу 1 марта 2025 года (п. 2 проекта приказа).

Проект приказа Минприроды России

Перейти к документу

Минтруд изменил перечень индикаторов риска для проверок ГИТ С 6 января 2025 года начнет действовать обновленный список показателей, которые используют при решении вопроса о проведении внеплановой проверки работодателя и выборе ее вида.

В перечень среди прочего добавят сотрудничество с самозанятыми. Критерий станут использовать, если:

— работодатель взаимодействует более чем с 35 такими лицами;

— платит им свыше 35 тыс. руб., что равно не менее 90% их дохода;

— работа длится более 3 месяцев.

Уточнят показатель о зарплате ниже МРОТ. Его будут использовать, если за каждый месяц предыдущего квартала до минимума недоплачивали 60 и более сотрудникам. При этом доля таких специалистов не менее 50% от всего персонала организации.

Пока ориентируются на среднее значение. Его по общему правилу получают, сопоставляя фонд оплаты труда и число сотрудников за квартал.

Скорректируют также и такой индикатор, как отсутствие кадровых изменений при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%. Показатель станут применять, если в штате от 15 человек, при этом их число за квартал не уменьшилось, а фонд оплаты труда сократили на 80% и более.

Приказ Минтруда России от 28.11.2024 N 640н

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Плата за НВОС: Минприроды разъяснило, что нужно подавать нулевую декларацию У организации в отчетном периоде платежная база по плате за негативное воздействие на окружающую среду равнялась нулю. Ведомство отметило, что такая информация отражается в декларации по итогам отчетного периода. Это помогает администраторам обеспечивать контроль за исчислением платы.

Письмо Минприроды России от 15.11.2024 N 19-44/46827

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Прием бывшего госслужащего по внутреннему совместительству: согласие комиссии не нужно, счел Минтруд Ведомство не видит нарушения в ситуации, когда с бывшим чиновником заключили договор о работе по внутреннему совместительству без согласия комиссии. Такой же подход применяют при переводе на другую должность в пределах одной организации.

Напомним, ранее ВС РФ отмечал, что необязательно сообщать о подписании договора с бывшим госслужащим в этих случаях.

При внешнем же совместительстве уведомление требуется. Если его не направить, грозит штраф. В частности, для юрлиц он составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

См. также: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Каков порядок уведомления о приеме в бюджетную организацию бывшего госслужащего

Письмо Минтруда России от 27.11.2024 N 28-6/ООГ-1353

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

НДС на УСН с 2025 года: Минфин пояснил, учитывать ли необлагаемые операции для порога 60 млн руб. Со следующего года плательщики на УСН с доходом свыше 60 млн руб. должны платить НДС. Если у вас есть облагаемые и не облагаемые НДС операции, то при определении этой предельной суммы надо учитывать все доходы, в т.ч. те, с которых налог не платят.

Напомним, при расчете предельной суммы не учитывают только ряд доходов. Речь идет о доходах в виде положительной курсовой разницы и в виде субсидий при безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность имущества (имущественных прав). Иных нюансов определения суммы доходов в НК РФ нет.

Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 03-07-11/112748

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Расходы по налогу на прибыль: Минфин рассказал об использовании электронного посадочного талона В НК РФ нет конкретного перечня документов для подтверждения расходов на авиабилеты. Однако электронный посадочный талон со статусом «использован» говорит о перевозке работника, поэтому он может подтверждать затраты.

Недавно ведомство уже давало аналогичные разъяснения о распечатанной маршрутной квитанции электронного билета со статусом «использован». Она также может подтверждать расходы по налогу на прибыль.

Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-03-06/1/100814

Документ включен в информационный банк:
— Разъясняющие письма органов власти

Работа на полставки и выплата пособия исходя из МРОТ: суд поддержал страхователя Сотрудница работала на 0,5 ставки. На момент наступления страхового случая ее заработок был меньше МРОТ. Работодатель рассчитал ей пособие исходя из минимальной зарплаты без учета неполного рабочего времени. СФР решил, что расчет неверный: размер пособия надо определять пропорционального отработанному времени. Фонд потребовал возместить расходы.

Суд защитил страхователя. Если застрахованному установили режим неполного рабочего времени, средний дневной заработок считают так же, как и тем, кто работает полный день. При неполном рабочем времени средний заработок определяют пропорционально отработанному времени. Однако это не исключает того, что если средний заработок ниже МРОТ, то его принимают равным данному значению.

Отметим, к таким выводам суды, например АС Западно-Сибирского, Северо-Кавказского округов, уже приходили.

Постановление 7-го ААС от 02.12.2024 по делу N А27-6742/2024

Документ включен в информационный банк:
— 7 апелляционный суд

Возмещение расходов на питание и затрат при однодневной командировке — суд против начисления взносов По итогам проверки СФР доначислил организации страховые взносы на травматизм. Фонд посчитал, что общество должно было включить в базу по взносам:

— компенсацию сотрудникам за питание. Такие выплаты не указаны в качестве необлагаемых;

— возмещение расходов при однодневных командировках. У организации нет подтверждающих документов. Кроме того, такие выплаты нельзя считать суточными, а значит, это облагаемый доход.

9-й ААС выводы фонда не поддержал:

— компенсацию питания выплачивали всем работникам, в том числе тем, кто временно не работал (был в отпуске, на больничном и т.п.). Она не зависела от квалификации работников, сложности, характера и результатов труда. Это социальная выплата;

— при направлении сотрудника в командировку работодатель обязан возмещать ему затраты на проезд, аренду жилья и иные расходы. Поэтому спорные выплаты нельзя считать доходом сотрудника.

Кроме того, локальным актом организации установлен фиксированный размер возмещения расходов, если нет подтверждающих документов. Организация руководствовалась принципом рациональности ведения учета: затраты на учет не должны превышать ценность информации в бухотчетности. Поэтому такие компенсации выплачивались за месяц без оформления авансового отчета.

Суды часто приходят к сходным выводам, в частности, при оплате путевок и питания.

Постановление 9-го ААС от 22.10.2024 по делу N А40-58223/2024

Документ включен в информационный банк:
— 9 апелляционный суд

Оплату временных сооружений при строительстве стадиона суд посчитал целевым расходом Учреждение заключило госконтракт на строительство стадиона. Подрядчик среди прочего должен был возвести все временные сооружения для хранения материалов и выполнения работ. Проверяющие посчитали оплату возведения и разборки этих сооружений нецелевым расходом субсидии. Суды не поддержали такой подход.

Учреждение не учитывало у себя на балансе временные здания и сооружения как ОС. Их стоимость подрядчик включил в смету строительства, т.е. в общие фактические затраты. Сумма на временные сооружения в смете лишь показывала обоснование части расходов. Способ расчета затрат стороны были вправе выбирать сами при заключении контракта.

АС Поволжского округа также обратил внимание на аналогичный подход других судов.

Постановление АС Поволжского округа от 12.11.2024 по делу N А06-6936/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Поволжского округа

Премии врачам из комиссии по аккредитации кассация не разрешила выплатить за счет ОМС Врачи больницы участвовали в аккредитационной комиссии. Медучреждение выплатило им премии за особо важные работы за счет ОМС. Эти расходы фонд посчитал нецелевыми, поскольку аккредитация специалистов — полномочие федерального органа власти. В отличие от апелляции кассация с подходом проверяющих согласилась.

АС Уральского округа отметил: региональный минздрав рекомендовал премировать врачей за счет собственных средств. Минздрав России разъяснял, что работа специалистов в аккредитационных комиссиях не является медпомощью. В тарифе на оплату медпомощи таких затрат нет.

Постановление АС Уральского округа от 17.12.2024 по делу N А50-29775/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Уральского округа

Закупать за счет ОМС мундштуки для алкотестеров нельзя, решил суд Больница за счет ОМС оплатила мундштуки для алкотестеров, а также исследования на этанол и наркотики в крови и моче. Фонд посчитал эти расходы нецелевыми.

АС Центрального округа с проверяющими согласился. По территориальной программе госгарантий такие затраты финансируют за счет регионального бюджета. В тарифе на оплату медпомощи их нет.

Постановление АС Центрального округа от 29.11.2024 по делу N А68-7061/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Центрального округа

Страхователь не указал инвалидность в реестре больничных — пособие взыскать не удалось Сотруднику установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности (инвалидность 3 степени) и назначена ежемесячная страховая выплата. В больничных указывался код причины нетрудоспособности — 07, что означает профзаболевание или его обострение. Организация направила в СФР документы, в которых информация об инвалидности не была отражена. Фонд выявил ошибку и потребовал вернуть переплату пособия. Первая инстанция поддержала его. Апелляция и кассация согласились с организацией.

АС Северо-Западного округа отметил, что фонд принял реестры без замечаний. Суд пояснил: в списке сведений, которые направляются страховщику, нет информации об инвалидности. СФР вправе запросить нужные данные через систему «Федеральный реестр инвалидов».

К похожему выводу пришел АС Уральского округа.

Напомним, суды принимали и иное решение — взыскивали расходы с организаций при неуказании кода инвалидности.

Постановление АС Северо-Западного округа от 06.11.2024 по делу N А56-125681/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Северо-Западного округа

Больничный внешнему совместителю: для выплаты пособия необязательно работать 2 года, подтвердил суд При проверке фонд установил: пособие выплатили сотрудникам-совместителям, которые не отработали у страхователя 2 полных года. СФР посчитал, что у них нет права на такое пособие, а значит, он понес излишние расходы.

АС Московского округа фонд не поддержал:

— внешний совместитель не обязан отрабатывать 2 года;

— важно, чтобы он поступил на работу в течение 1-го года расчетного периода, отработал 2-й год и продолжал работать к моменту наступления страхового случая.

Отметим, что АС Северо-Западного округа в сходном деле приходил к иному выводу: пособие выплачивают совместителю по всем местам работы, если на момент страхового случая застрахованный работал у всех этих страхователей 2 года.

См. также: Как оплатить больничный лист внешнему совместителю в бюджетной организации

Постановление АС Московского округа от 24.10.2024 по делу N А40-41515/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Московского округа