Обзор документов, включенных в систему КонсультантПлюс с 23.12.2024 по 06.01.2025

Юристу

Изложение новости Аннотация к материалу Название документа
В «КонсультантПлюс» включен новый актуальный обзор: «Пленум ВС РФ разъяснил изменения, внесенные в Закон о банкротстве в мае 2024 года» В новом постановлении подробно рассмотрены новеллы из Закона N 107-ФЗ, вступившего в силу 29 мая. Они касаются пороговых сумм для возбуждения дел о банкротстве, порядка рассмотрения обособленных споров и обжалования определений по ним, особенностей банкротства физлиц и др. Обзор: «Пленум ВС РФ разъяснил изменения, внесенные в Закон о банкротстве в мае 2024 года»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 40

Документы включены в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Ограничение полной стоимости многих потребкредитов и займов перестанет действовать с 1 января До 31 марта 2025 года включительно кредитным организациям не нужно будет применять норму о максимальном значении полной стоимости потребкредита (займа) еще к ряду его категорий. В их числе финпродукты для покупки автомобиля с его залогом и POS-кредиты.

Та же мера коснется большинства потребительских займов от МФО. Речь идет, в частности:

— об ипотеке;

POS-займах;

— иных займах с залогом;

— других займах без обеспечения на срок от 31 до 60 календарных дней включительно на сумму свыше 30 тыс. руб.;

— прочих займах без обеспечения на срок свыше 365 календарных дней.

ЦБ РФ принял данное решение, чтобы не допустить сокращения доступности кредитов и займов для граждан и повышения рисков манипулирования расчетом полной стоимости финпродуктов. При этом рост долговой нагрузки по-прежнему будут сдерживать макропруденциальные меры.

Напомним, регулятор уже предусмотрел такое послабление по кредитам и займам, которые банки выдают:

— с помощью электронных средств платежа, — с 1 января по 31 марта 2025 года включительно;

— для покупки в ипотеку жилья в МКД либо земли, а также приобретения или строительства жилого дома с его залогом, — с 10 октября 2024 года по конец марта 2025 года.

Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Информация Банка России от 25.12.2024

Перейти к документу

Пленумом ВС РФ разъяснены новеллы Закона о банкротстве
Уточняются особенности рассмотрения заявлений о банкротстве, производства по документарным обособленным спорам, обжалования судебных актов по делу о банкротстве, банкротства физических лиц и пр.

В целях единообразного применения судами положений Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ даны, в частности, следующие разъяснения:

— при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения, с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения;

— если ко дню вступления Закона N 107-ФЗ в силу в отношении должника была введена процедура наблюдения и размер включенных и заявленных к включению в реестр требований кредиторов составляет менее двух миллионов рублей, то суд прекращает производство по делу при отсутствии возражений со стороны должника;

— лица, участвующие в деле о банкротстве, считаются извещенными о вынесении определения о принятии заявления к производству на следующий день после дня размещения текста судебного акта в сети «Интернет» без дополнительного направления копии определения на бумажном носителе;

— в отличие от ранее действовавшего правового регулирования все судебные акты, предусмотренные Законом о банкротстве и не предусмотренные АПК РФ, первоначально обжалуются в арбитражный суд апелляционной инстанции, затем в арбитражный суд округа;

— супруг (бывший супруг) должника является участником дела о банкротстве и вправе на любой стадии процесса принять участие в рассмотрении как основного дела о банкротстве, так и любого обособленного спора. Он извещается о деле о банкротстве должника посредством опубликования в ЕФРСБ сообщения о введении первой процедуры банкротства;

— при отсутствии ходатайства финансового управляющего о завершении реализации имущества гражданина срок указанной процедуры считается продленным на шесть месяцев.

Отдельные положения постановлений Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ признаны утратившими силу и не подлежащими применению в связи с принятием настоящего постановления.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 40

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Уточняются жилищные права членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения и вносятся изменения в Закон о долевом строительстве
Так, подписанным законом установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования им сохраняется у бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, а также у бывших членов семьи собственника жилого помещения, право собственности на которое возникло на основании документа, подтверждающего полную выплату паевого взноса членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, при условии, что в момент полной выплаты паевого взноса эти лица были указаны в качестве членов семьи члена кооператива в соответствующем ордере, либо до указанного момента были вселены в жилое помещение в качестве членов семьи.

Сведения о членах (бывших членах) семьи собственника жилого помещения теперь будут включаться в ЕГРН.

Также в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закреплено, что ипотека приватизированного жилья, которым пользуются члены семьи (бывшие члены семьи) собственника жилого помещения, устанавливается с оформленного в письменном виде и нотариально удостоверенного согласия таких членов семьи (бывших членов семьи) собственника жилого помещения.

Кроме этого, внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которым:

договор долевого участия может предусматривать условие о соответствии результата производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки стандарту организации, зарегистрированному в Федеральном информационном фонде стандартов;

гарантийный срок на результат производства отделочных работ и элементов отделки устанавливается договором и не может составлять менее чем один год со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

при нарушении застройщиком требований к результату производства отделочных работ, работ по установке оконных и дверных блоков, сантехнического оборудования и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки, изделий и оборудования общая сумма, подлежащая взысканию с застройщика, не может превышать три процента от цены договора, если уплата денежных средств в большем размере не предусмотрена договором.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 26.12.2024 N 482-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Большее число компаний может принимать решения без учета голосов лиц из недружественных стран С 24 декабря 2024 года не учитывать голоса, в частности, лиц из недружественных стран вправе коллегиальные органы даже тех российских организаций, которые не относятся к ООО или АО. Речь идет, например, о хозяйственных товариществах и производственных кооперативах.

Ранее антикризисные правила распространялись лишь на ООО и АО, которые отвечали сразу нескольким критериям.

Напомним, чтобы применять такой порядок, нужно решение большинства участников организации, которых не признают лицами из упомянутых стран. Нормы действуют до конца 2025 года.

Вступили в силу и другие изменения.

Указ Президента РФ от 24.12.2024 N 1104

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Принят закон о маркировке рекламы и обязательных отчислениях за распространение рекламы в интернете
Рекламораспространители и операторы рекламных систем, осуществляющие распространение в сети «Интернет» рекламы, обязаны осуществлять отчисления в размере 3% от суммы дохода, полученного от реализации соответствующих услуг.

Правительство определит критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах, а также особенности исчисления и уплаты данных платежей.

Освобождены от обязательных отчислений, в частности, владельцы сайтов — вещатели телеканалов и (или) радиоканалов; сетевые издания, редакции или учредители которых соответствуют одному из установленных критериев; общероссийские обязательные общедоступные телеканалы.

Кроме того, законом уточняются требования к распространению социальной рекламы, а также, в связи с ростом закредитованности населения, предусматриваются дополнительные требования к рекламе услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа).

В числе таких требований, в частности, наличие предупреждения «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел сайта с подробными условиями кредита, а в отсутствие ресурса — указание в рекламе всех условий, влияющих на полную стоимость кредита (займа), а также предупреждение — «Оценивайте свои финансовые возможности и риски».

Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Установлен порядок предоставления владельцем социальной сети сведений о пользователе социальной сети по запросу Роскомнадзора, а также состав указанных сведений Кроме того, утверждены правила размещения на персональной странице, объем аудитории которой составляет более 10 тысяч пользователей социальной сети, информации о включении в перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более 10 тысяч пользователей социальной сети, а также правила предоставления пользователем социальной сети, объем аудитории персональной страницы которого составляет более 10 тысяч пользователей социальной сети, сведений, позволяющих его идентифицировать. Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 N 1963

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Запрет на майнинг в ряде регионов и территорий будет действовать с 1 января 2025 года Нельзя будет «добывать» цифровую валюту до 15 марта 2031 года включительно в 10 субъектах РФ. Речь идет о Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии — Алании, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.

На многих территориях Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края запрет сначала продлится до 15 марта 2025 года включительно. Затем его нужно соблюдать с 15 ноября того же года по 15 марта 2026 года включительно и в течение нескольких аналогичных периодов подряд. Майнинг будет разрешен без перерывов с 16 марта 2031 года.

Правила касаются и участия в майнинг-пуле.

Напомним, за нарушение запрета могут, например, по решению суда уменьшить максимальную присоединенную мощность вплоть до полного отсоединения от электросети.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1869

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

С 1 сентября 2026 года устанавливаются особенности предоставления продавцом потребителю информации об обязательном подтверждении соответствия товаров при дистанционном способе их продажи
На владельца агрегатора возлагается обязанность по обеспечению технической возможности для предоставления продавцом информации об обязательном подтверждении соответствия товаров путем размещения в описании товара ссылки на страницу сайта в сети «Интернет», содержащую запись о сертификате соответствия или декларации о соответствии в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и (или) Едином реестре.

В случае если реализуемый товар не подлежит обязательному подтверждению соответствия, владелец агрегатора обеспечивает техническую возможность продавцу предоставить потребителям в описании товара в наглядной и доступной форме информацию о том, что обязательное подтверждение соответствия товара не требуется.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 546-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, уточняющие порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий
В частности:

определен срок, в течение которого в связи со строительством, реконструкцией объекта должна быть установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУИТ);

исключаются требования о необходимости установления придорожных полос в отношении дорог четвертой и пятой категорий;

уточнен порядок использования земельных участков, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, использования объектов капитального строительства в границах зоны охраны объектов культурного наследия;

уточнены особенности внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или технологических трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, аммиакопроводов).

Определено, что зоны наблюдения, зоны безопасности с особым правовым режимом, охранные зоны объектов инфраструктуры метрополитена, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, прекращают свое существование после дня его вступления в силу.

Если ЗОУИТ, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не соответствуют целям установления и видам таких зон, предусмотренным Земельным кодексом РФ, либо если отсутствуют объекты, в отношении которых были установлены такие зоны, то такие зоны со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются прекратившими свое существование, а ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, установленные в границах таких зон, недействующими.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 31 декабря 2024 года.

Федеральный закон от 26.12.2024 N 485-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Рассмотрен вопрос о кадастровом учете и регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства
В частности, отмечается, что в первую очередь вопрос о квалификации объекта в качестве объекта незавершенного строительства находится в сфере ответственности кадастрового инженера, непосредственно исследующего объект при проведении кадастровых работ.

В случае, если признаки объекта не позволяют однозначно квалифицировать его, в техническом плане (в заключении кадастрового инженера) данные признаки должны быть подробно описаны.

Объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

<Письмо> Минстроя России от 28.11.2024 N 70963-ОД/08

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Подписан закон о сокращении количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями, установленными законодательством
Предусмотрено приостановление государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом сделки, на основании которой осуществляется государственная регистрация прав, ограничений прав, обременений земельного участка, за исключением осуществления государственной регистрации сервитута в отношении такого земельного участка.

Также определено, в каких случаях строительство или реконструкция здания или сооружения считаются завершенными.

Введена обязанность юридических лиц представлять заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы только в электронном виде, за исключением отдельных случаев.

Большинство поправок вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Федеральный закон от 26.12.2024 N 487-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Роскомнадзор включил WhatsApp и Skype в реестр организаторов распространения информации в интернете 19 декабря в реестре организаторов появились записи о WhatsApp и Skype.

По Закону об информации такие организаторы должны, в частности:

— хранить в РФ данные об электронных сообщениях пользователей интернета и сведения о самих пользователях;

— передавать эти данные уполномоченным госорганам.

Организатору, который не выполняет обязанности, Роскомнадзор устанавливает срок для исправления ситуации. Если нарушения продолжаются, ведомство подает в суд заявление об ограничении доступа к информационным системам и программам организатора.

Напомним, WhatsApp принадлежит Meta Platforms Inc., деятельность которой по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram запрещена в РФ, поскольку признана экстремистской.

Запись в Реестре организаторов распространения информации в сети «Интернет» N 458-PP от 19.12.2024

Перейти к документу

 

Запись в Реестре организаторов распространения информации в сети «Интернет» N 459-PP от 19.12.2024

Перейти к документу

ФНС информирует об изменениях в порядке досудебного обжалования решений об отказе в регистрации ККТ
Сообщается, что с 31 декабря 2024 года, в частности:

подача жалобы возможна только в электронном виде через единый портал госуслуг; срок подачи жалобы ограничен 30 календарными днями со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав; для юрлиц и ИП соблюдение досудебного порядка до обращения в суд является обязательным.

<Информация> ФНС России «Изменяется порядок досудебного обжалования решений об отказе в регистрации ККТ»

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

КС РФ уточнил порядок исчисления штрафа, взыскиваемого с исполнителя (страховщика) за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя

Выявлен конституционно-правовой смысл абзаца первого пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Конституционным Судом отмечено, в частности, что интересы гражданина, заключившего договор личного страхования по согласованию с банком, который предоставил ему кредит, и интересы банка в том, что касается взыскания страхового возмещения со страховой компании, в известной мере совпадают. При этом право гражданина, заключившего договор личного страхования в пользу банка, можно считать нарушенным вследствие отказа страховой компании удовлетворить его требования (об исполнении в пользу банка) в добровольном порядке и, соответственно, подлежащим в таком случае защите, в том числе судебной.

С экономической точки зрения выгодоприобретателем в этих отношениях выступает не столько кредитная организация, сколько гражданин, так как он добивается взыскания денежных средств в своем интересе, но опосредованно: путем перечисления их в счет погашения кредитного договора (на счет кредитной организации). Следовательно, конечным выгодоприобретателем возмещения в таких случаях будет именно гражданин, выступающий в роли потребителя.

Буквальное истолкование оспариваемой нормы позволяет значительно уменьшить базу для начисления штрафа, в связи с чем противоречит предназначению этой нормы, препятствуя достижению справедливого баланса публичных и частных интересов. Данный штраф представляет собой одну из сверхкомпенсационных мер, которые применяются дополнительно к мерам, направленным на возмещение имущественных потерь, при этом основной его целью признается стимулирование предпринимателя в потребительских отношениях к добровольному удовлетворению требований потребителя на досудебной стадии.

Если исходить из того, что исчисление штрафа непосредственно связано с объемом исковых требований, подлежащих удовлетворению судом, то вполне очевидно проявляется прямая взаимосвязь: чем выше «стоимость» требований потребителя, тем больше должна быть ответственность за их необоснованное неисполнение в добровольном порядке. Также не должно быть никакой разницы в том, в чью именно пользу и в каком размере присуждается имущественное предоставление. Важно лишь то, что оно было истребовано потребителем и не было осуществлено в добровольном порядке.

Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, поскольку она не может быть основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя (страхователя), заключившего договор, составной частью которого является страхование жизни и здоровья с целью обеспечения частичного или полного погашения обязательств по кредиту при наступлении страхового случая, о взыскании в его пользу со страховщика в соответствии с судебным решением, предусматривающим удовлетворение его требования, суммы штрафа, рассчитанной в том числе с учетом страхового возмещения, которое согласно условиям договора в части личного страхования получает третье лицо — кредитная организация, если исполнитель (страховщик) не исполнил обязательство по требованию потребителя (страхователя) в добровольном порядке.

Придание оспариваемому законоположению другого значения означало бы отступление от обеспечения разумного баланса прав и обязанностей потребителя и исполнителя. Признание оспариваемого законоположения не противоречащим Конституции РФ не препятствует федеральному законодателю с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, внести изменения в правовое регулирование рассмотренных отношений.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2024 N 59-П

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)
— Решения по конкретным делам

Взыскание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения Водоканал, полагая, что канализационные колодцы (КК) не отвечают требованиям контрольных КК, поскольку в них происходит смешение сточных вод общества со стоками иных абонентов, начислил обществу в рамках договора водоснабжения и водоотведения плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и сброс загрязняющих веществ и обратился с иском о взыскании задолженности.

Мнение судов:

  • Отобрать пробы сточных вод из КК не представляется возможным.
  • К обществу применена упрощенная процедура взимания спорной платы.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Контрольный КК, исходя из особенностей устройства системы водоотведения, может быть общим для нескольких капитальных строений.
  • Факт попадания в КК стоков нескольких абонентов не исключает возможность отбора проб сточных вод одного из них и требует проверки такой возможности с использованием специальных знаний.
  • Необходимо учесть, что из 18 зданий общества только два пользовались в качестве объектов водоснабжения и водоотведения, в отношении которых и согласованы контрольные КК.
  • Следует установить идентификационные данные приборов учета, которые использовались в расчетах.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2024 N Ф04-5501/2024 по делу N А27-2806/2024

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Признание договора купли-продажи недвижимого имущества недействительным Истец обратился с иском о признании недействительным договора купли-продажи здания профилактория и земельного участка под ним, полагая, что целью совершения сделки является вывод ликвидного имущества бывшим директором истца в подконтрольное ему юридическое лицо — ответчику, так как он является единственным участником последнего.

Мнение судов:

  • Факт расчета за имущество между сторонами сделки не доказан, несмотря на указание на взаимозачет однородных требований.
  • Исковые требования удовлетворены полностью.

Позиция кассации:

  • Необходимо учесть, что от бывшего директора истца на расчетный счет последнего поступили средства по договорам займа, которые использовались на нужды истца (были закрыты многомиллионные обязательства перед сотрудниками, бюджетом и контрагентами).
  • Заслуживают внимание доводы об улучшении ответчиком спорного имущества, увеличении его стоимости, отсутствии негативных последствий для истца от спорной сделки, в последующем осуществлявшего прибыльную экономическую деятельность.
  • Факт занижения рыночной стоимости отчужденного истцом имущества не подтвержден.
  • Необходимо дать оценку тому, что мажоритарный акционер истца на протяжении 7 лет не предъявлял каких-либо претензий к бывшему директору истца и ответчику, зная о состоявшейся сделке.
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2024 N Ф04-4569/2024 по делу N А45-2991/2023

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Взыскание долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) обратился с иском о взыскании долга за оказанные услуги в отношении гостиницы и магазина предпринимателя, не включенных в подписанный сторонами договор.

Мнение судов:

  • Магазин и гостиница в территориальной схеме в качестве источника образования ТКО не значатся.
  • За зданием гостиницы сохранен статус жилого дома.
  • Предприниматель как бытовой потребитель совершает платежи за вывоз ТКО с близлежащей контейнерной площадки.
  • В отношении спорных объектов фактическое оказание оператором услуг предпринимателю не доказано.
  • В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция кассации:

  • Учитывая, что предприниматель факты пользования услугами оператора подтверждал, выводы о недоказанности их оказания являются необоснованными.
  • Следует определить вид деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости, для установления платы по нормативу накопления отходов (гостиница или жилой дом).
  • Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2024 N Ф04-4509/2024 по делу N А70-25594/2022

Документ включен в информационный банк:
— Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Появится единый срок возврата аванса за любые услуги связи — проект поступил в Госдуму В Закон о связи планируют ввести общую норму о том, что оператор должен вернуть абоненту неиспользованный остаток денег в течение 30 календарных дней с даты расторжения договора. Есть и другие изменения. Если проект станет законом, он вступит в силу 1 сентября 2025 года.

Сейчас тот же 30-дневный срок установлен в правительственных правилах оказания услуг телефонной связи. Однако в аналогичных актах об иных услугах связи, например универсальных и по передаче данных, время на обратное перечисление предоплаты при расторжении договора не определено.

Проект Федерального закона N 801974-8

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Интернет-торговля: новое требование к описанию товаров принято в третьем чтении Продавцы в описании товара должны будут указать ссылку на запись о сертификате или декларации соответствия в отечественном реестре https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration либо реестре ЕАЭС. Речь идет о разного рода продукции, которая подлежит сертификации или декларированию.

Владельцы агрегаторов обеспечат возможность разместить ссылку либо проинформировать потребителей, что обязательное подтверждение соответствия не нужно. Есть исключения из правила:

— продажа бывших в употреблении товаров;

— заключение договора купли-продажи в торговом объекте, где потребитель может ознакомиться с информацией о подтверждении соответствия.

Изменения заработают 1 сентября 2026 года.

Сейчас продавец должен сообщать номер сертификата или декларации, срок этого документа и сведения об организации, которая его выдала.

Проект Федерального закона N 594254-8

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Неуведомление о начале деятельности: проект об ужесточении ответственности прошел Госдуму Наказание за ведение отдельных видов бизнеса без уведомления контрольных органов станет строже. Штрафовать должностных лиц будут на сумму от 7 тыс. до 12 тыс. руб., юрлиц — от 24 тыс. до 48 тыс. руб. (абз. 3 пп. «а» п. 2 ст. 1 проекта). Сейчас суммы значительно ниже.

Скорректируют суть ответственности. Смогут привлекать за ведение деятельности без уведомления, а не только за непредставление такового, как сейчас (абз. 2 пп. «а» п. 2 ст. 1 проекта).

Хотят наказывать и в случае, если не сообщили об изменении сведений из уведомления. Штрафы за это и за представление недостоверных сведений будут такими же, как указанные выше (пп. «б» п. 2 ст. 1 проекта).

Введут ответственность за повторное совершение упомянутых нарушений. Должностные лица заплатят от 15 тыс. до 25 тыс. руб., юрлица — от 50 тыс. до 60 тыс. руб. (пп. «в» п. 2 ст. 1 проекта).

Изменения вступят в силу через 180 календарных дней после опубликования закона (ст. 2 проекта).

Проект Федерального закона N 676837-8

Перейти к документу

Таможенное декларирование и контроль: Госдума продлила ряд послаблений и приняла другие изменения Указывать одну позицию ТН ВЭД при декларировании продукции, которую поставляют в комплекте с компонентом или в разобранном виде и предъявляют в таможню одновременно, можно будет до 1 января 2026 года. Речь идет о товарах, которые декларируются без корректировки решения о классификации, выданного до 1 июля 2022 года.

Представить в таможню документы и сведения для изменения решения о классификации можно будет до 1 марта 2026 года, но не позже 30 календарных дней до окончания общего срока подачи декларации на последний комплект товара.

Таким образом, действующие антикризисные меры продлят на год.

Помимо прочего, определят дату начала и окончания проверки таможенных, иных документов или сведений, которую начали после выпуска товаров. Исключение — случаи, когда контроль осуществляют через информсистемы таможенных органов без участия должностных лиц.

Так, если декларант либо представитель подали обращение или документы об изменении или дополнении сведений в декларации, то проверка начнется с даты регистрации таможней таких материалов, а закончится в день, когда:

— зарегистрировали корректировку декларации либо совершили иные действия по ее изменению;

— направили заявителю отказ внести правки.

Если при данном контрольном мероприятии назначили таможенную проверку, то его сочтут завершенным в день, когда решили провести выездную проверку либо уведомили о камеральной.

Есть и другие изменения.

Проект Федерального закона N 296887-8

Документ включен в информационный банк:
— Законопроекты

Поправки о периоде «охлаждения» по кредитам и займам для потребителей внесены в Госдуму Если сумма потребкредита (займа) или его лимит — от 50 тыс. до 200 тыс. руб., кредитная организация или МФО сможет передать деньги заемщику не ранее 4 ч после согласования индивидуальных условий. Если сумма либо лимит выше 200 тыс. руб., то минимальный период «охлаждения» — 48 ч. В это время гражданин сможет отказаться от получения средств, если уведомит контрагента (с. 16 — 18 проекта).

Кредиторов обяжут немедленно письменно извещать заемщиков о сроках предоставления денег и праве на отказ от финпродукта в том числе в период «охлаждения».

Новшества не коснутся, в частности, кредитов и займов под залог ТС, если средства поступают напрямую автодилерам.

Все эти поправки могут заработать через 180 календарных дней после опубликования закона (с. 34 проекта). Есть и другие изменения.

Проект Федерального закона N 804702-8

Перейти к документу

ПРАВОСУДИЕ
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору Судья не может вынести итоговое решение из-за нарушений при составлении обвинительного документа и обратно передает дело прокурору, например, в таких случаях:

— дело направили с обвинительным заключением прокурору без согласия руководителя следственного органа;

— предварительное расследование провело неуполномоченное лицо;

— по уголовному делу требовалось предварительное следствие, а произвели дознание;

— в материалах нет экспертного заключения и указания на него в обвинительном документе, хотя при предварительном расследовании нужна была судебная экспертиза;

— обвинение предъявили без участия защитника в ситуации, когда оно обязательно.

Дело не возвращают, если в обвинительном документе не отметили прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о его месте нахождения, сведения о потерпевшем (если его установили). Условие — такая информация есть в деле либо ее дополнительно представил прокурор.

Судья не передает дело обратно и в иных случаях, если нарушение можно устранить в заседании. Важно, чтобы это не изменило обвинение на более тяжкое или существенно иное по фактическим обстоятельствам, не ухудшило положение обвиняемого и не нарушило его право на защиту.

Пленум Верховного суда пришел и к другим выводам.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 39

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2024)
Обзор включает в себя практику Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток в сфере административно-правовых отношений (в том числе защита права на жизнь лица, находящегося в местах принудительного содержания, обеспечение указанного лица надлежащей медицинской помощью; право на свободу и личную неприкосновенность) и в сфере административного судопроизводства (право на справедливое судебное разбирательство в аспекте защиты прав коренных народов).

Отмечено, что судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

«Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2024)» (подготовлен Верховным Судом РФ)

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2024)
Обзор включает в себя практику в сфере административно-правовых отношений (защита прав детей-мигрантов), в сфере гражданско-правовых отношений (запрет пыток, иного недопустимого обращения), в сфере жилищных правоотношений (выселение из жилища), а также в сфере рассмотрения дел по экономическим спорам.

Отмечено, что судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

«Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2024)» (подготовлен Верховным Судом РФ)

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Отменено решение Верховного Суда, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующим решения Комитета банковского надзора Центрального банка РФ от 8 марта 2022 г. N 03-36/1479ДСП
Комитет принял решение, которым в отношении кредитных организаций, в частности, установлено ограничение с 9 марта 2022 г. сроком на шесть месяцев на выдачу наличной иностранной валюты со счетов и вкладов, открываемых в иностранной валюте, при этом предусмотрено осуществление без ограничений выплат в рублях в наличной форме со вкладов и счетов, открытых физическим лицам в иностранной валюте.

Заявитель обратился в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Комитета в той мере, в которой оно ограничивает банки в выдаче денежных средств в иностранной валюте с нового вклада или счета, открытого после 9 марта 2022 г., в случае, если средства были перемещены из одного банка РФ в другой физическим образом, а не путем межбанковского перевода.

Суд установил, что на день обращения с данным административным иском в Верховный Суд и на день его рассмотрения судом первой инстанции действие решения было прекращено.

С учетом изложенного Апелляционная коллегия Верховного Суда пришла к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и прекращения производства по данному делу.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.12.2024 N АПЛ24-442

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
С 1 марта 2025 года вступает в силу закон об уточнении уголовной ответственности за нарушения в сфере гособоронзаказа Внесены поправки, которые актуализируют соответствующие ссылки на положения КоАП в связи с дополнением его статьей 7.30.3 «Нарушение порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа». Федеральный закон от 28.12.2024 N 501-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Установлен перечень органов и организаций, имеющих доступ к единому реестру лиц, в отношении которых применяется пробация
Также в соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» утверждены:

перечень органов и организаций, уполномоченных на внесение информации, подлежащей включению в единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация;

перечень видов информации, подлежащей включению в указанный реестр;

правила ведения и использования единого реестра.

Основной задачей единого реестра является обеспечение обмена информацией между субъектами пробации в части проведения оценки индивидуальной нуждаемости лиц, в отношении которых применяется пробация и которые обратились с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, а также оказания таким лицам поддержки.

Оператором единого реестра определена Федеральная служба исполнения наказаний.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2024 N 1858

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Отменяется врачебная тайна в отношении осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Сведения, составляющие врачебную тайну, будут предоставляться без согласия указанных лиц.

Минюст и Минздрав установят порядок контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 509-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Ужесточена уголовная ответственность за вооруженный мятеж, вплоть до пожизненного лишения свободы
Также в числе прочего УК РФ дополнен статьей 276.1, устанавливающей уголовную ответственность за оказание находящимися на территории РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ. При этом под противником понимаются иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие РФ в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 510-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)

Установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно При этом под неоднократностью данного деяния понимается розничная продажа несовершеннолетнему указанной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Федеральный закон от 28.12.2024 N 515-ФЗ

Документ включен в информационные банки:
— Российское законодательство (Версия Проф)
— Российское законодательство (базовая версия)